Проблемы перевода кредитной системы на инновационный этап ее функционирования
Скачать PDF | Загрузок: 10
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 6 (54), Июнь 2011
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=16355501
Аннотация:
Отражена взаимосвязь инновационного развития производственной системы и системы кредитования. Обоснована зависимость технологического уровня развития производства от степени инновационности самой системы кредитования. Предложены меры по переводу кредитной системы на инновационный этап ее функционирования.
Ключевые слова: инновационность, кредитная система, инновационное кредитование
Необходимым условием и признаком выхода экономических отношений на новую ступень развития является перевод кредитной системы на инновационный этап ее функционирования. Именно кредитная система, ее состояние, условия и правила ее функционирования отражают и определяют сложившиеся экономические отношения между основными хозяйствующими субъектами. Такой перевод предполагает:
1) формирование ресурсной основы активизации инновационной деятельности;
2) совершенствование инновационно направленной финансовой политики;
3) формирование инновационно действующих кредитных институтов;
4) стимулирование инновационно направленных финансовых вложений.
Однако реализация выдвинутых направлений в практике хозяйствования органично связана с состоянием финансов сферы производства. По оценкам, в России лишь за пределами 2020 г. возможно выравнивание активов банковского капитала и объема ВВП.
Необходимо массовое обновление капитала
Общемировая тенденция такова: кредитно-банковская система страны всегда адекватна общественной организации процесса воспроизводства. В рамках этой тенденции актуальной является проблема использования любых временно свободных денежных ресурсов для кредитования предприятий в целях их модернизации.
С позиции значимости этой проблемы экономисты обращают внимание властных структур на сложившиеся в стране экономические аномалии:
• осуществление фазы оживления и роста экономики без массовой ее модернизации;
• при накоплении государственных активов сырьевой рост идет без качественного развития.
Наличие этих аномалий – свидетельство неэффективности существующей кредитной системы. Данные аномалии присутствовали и до начала мирового финансового кризиса. И сейчас, несмотря на первые признаки выхода российской экономики из кризиса, без их окончательного преодоления трудно рассчитывать на скорое и успешное во всех отношениях завершение кризисной ситуации.
Всегда действует закономерность выхода из экономического кризиса – массовое обновление капитала, поднимающее экономику на качественно новый уровень. Историческое преимущество России в том, что у нее имеются национальные накопления, достаточные для проведения политики инвестиционной экспансии национального масштаба. Но чтобы совершить столь необходимый модернизационный рывок и осуществить массовое обновление основного капитала, предстоит решить ряд проблем:
• отказаться от модели финансово-спекулятивного предпринимательства;
• сформировать модель инновационного типа с государственным участием;
• сделать ставку на финансирование инноваций;
• трансформировать кредитную систему России таким образом, чтобы она была способна обслужить модернизационный рывок и способствовать инновационной трансформации экономических отношений.
Сейчас состояние всей финансовой системы таково, что она пока не соответствует уровню решаемых задач. Прежде всего, нет стабильности в темпахроста совокупной стоимости активов в банковском секторе, есть проблемы в формировании антикризисной политики, в кредитовании инноваций.
По оценкам, снизились объемы финансирования НИОКР только в 2008 г. до 1,07% ВВП страны (в Израиле они возросли до 4,7% ВВП, в Швеции – 3,9, в Финляндии – 3,5%).
Не отмечается и инновационных прорывов, совершенных российскими корпорациями за время реформирования экономики. Более того, в условиях растущего инвестиционного иждивенчества предпринимательских структур государство вынуждено было увеличивать свою долю в общем объеме финансирования затрат на исследования и разработки в стране, хотя сам размер этих затрат по сравнению с дореформенным временем уменьшился в три раза. Эксперты, анализируя политику ЦБ РФ в 2008-2009 гг., обратили внимание на тенденцию, имеющую отношение к возникновению кризиса в реальном секторе экономики страны, а именно уменьшение на 0,7 трлн руб. депозитов, включаемых в широкую денежную массу.
Только в феврале 2008 г. объем средств в рублях на депозитах в ЦБ РФ уменьшился на 0,6 трлн рублей, а объем валютных средств на счетах в ЦБ РФ увеличился на ту же величину. Фактически произошло конвертирование рублевых депозитов банков в Центробанке РФ в валюту с соответствующим сокращением рублевых активов кредитных организаций. Помимо этого увеличились средства кредитных организаций на депозитах в иностранных банках в размере, равном 0,4 трлн рублей.
Уменьшение основной составляющей национальной денежной базы – депозитов банков, номинированных в рублях, на счетах в ЦБ РФ, привело к снижению объемов кредитования реального сектора, а к IV кварталу 2008 г. оно полностью прекратилось. Зато кредитование в иностранной валюте за счет предоставленных ресурсов ЦБ РФ бурно росло до марта 2009 г. Кроме того, в феврале 2009 г. Центробанк РФ уменьшил величину наличных денежных средств на 1,2 трлн руб., создав затруднения для расчетов в среде малого и среднего бизнеса, да и количество наиболее ликвидных депозитов клиентов существенно уменьшилось, что, по сути, стало фактором усиления экономического спада и технического отставания производства.
Такая политика ЦБ РФ не могла привести к увеличению объемов кредитования реального сектора, а следовательно, препятствовала расширенному воспроизводству. Более того, лишая хозяйствующие субъекты средств расчета, она угнетала уже имеющееся производство. Последствиями подобной политики стали уменьшение реального ВВП и препятствование его восстановлению [1]. Стало быть, кредитная система, не связанная с инновационной направленностью реального сектора, более того способствовавшая возникновению препятствий для экономики на этом пути, не оставляла надежд на успех инновационной трансформации российской экономики.
Реальная сила в разумном сочетании
Очевидно, что в этих условиях требуются масштабные и нестандартные акции, которые бы позволили достаточно быстро создать производственные площадки современного технологического уровня в тех отраслях или кластерах, где крайне нужен и возможен быстрый рост выпуска продукции и услуг, удовлетворяющих насущные потребности населения и экономики. Это может быть в реальности сделано: на базе разумного сочетания банковской и кредитной политики; установления соответствия политики импорта техники и технологий из зарубежья с собственными научно-инновационными программами по обновлению производственного аппарата и выпускаемой продукции; при принятии в качестве непременного условия: первичные природные ресурсы страны – фактор глобальной конкуренции; если выход России на арену мирового разделения труда будет совершаться в рамках существенно более эффективной модели реализации ее ресурсного преимущества.
Когда высокая инфляция особенно тяжело сказалась на состоянии кредитного рынка, кредитная система стала спасать отечественные банки от зарубежных кредиторов и весьма безразлично отнеслась к реальному сектору, что замедлило процесс движения товарных и денежных потоков. Кредит на национальном кредитном рынке стал относительно дорогим, собственный Центральный банк, по сути, не кредитует национальную экономику, что и заставило отечественный бизнес искать внешние возможности кредитования. Поэтому обязательства реального сектора перед зарубежными кредиторами после 2003 г. достигли огромных размеров и существенно усилили кризисные явления в 2009 г. [2]. В такой ситуации не могло быть и речи о равновесии на кредитном рынке и об инновационной направленности кредитования, ибо кредитные деньги искали более прибыльное свое применение не в реальном секторе, а на фондовом рынке.
Накопленные финансовые резервы, которые следовало использовать на инвестиционные проекты национального масштаба, отдаются в долгосрочную ссуду банкам, «игравшим» на рынке ценных бумаг, для погашения их долгов и для предоставления кредитов. Но полученные средства банки снова используют для вложений в ценные бумаги, предпочитая это кредитованию товаропроизводителей [3]. Такая деятельность отдельных банков поставила под угрозу обрушения всю банковскую систему. С помощью ресурсов Центрального банка Правительство РФ вынуждено было спасать задолжавшие за рубежом компании и банки, оставляя без весомой кредитной поддержки основных производителей благ и услуг. Кредитной системе важная роль отводится в преодолении научно-технологического отставания, но при этом и сама кредитная система должна быть иной, приобрести инновационный характер. Перевод кредитной системы на инновационный этап ее функционирования включает одновременное решение четырех важных проблем: теоретического обоснование ее пространственного функционирования и содержательного строения; законодательное ее оформление и закрепление; модернизация ее основных институтов; совершенствование ее взаимосвязи с банковской системой.
Отечественные финансовые круги обеспокоены такой ситуацией. Предлагаются административные меры «принуждения к кредитованию». Считается, что Банк России, являясь регулятором кредитной системы, мог бы установить максимальный норматив активов, представленных ценными бумагами в структуре актива банка. К тому же кредиты рефинансирования должны быть строго целевыми. Кроме этого, для перевода кредитной системы России на инновационное кредитование российской экономики необходимо:
• прекратить неконтролируемый рост внешнего и внутреннего долга;
• поставить заслон массовым нарушениям со стороны частных инвесторов в выполнении своих обязательств по финансированию;
• временно свободные средства превратить в кредитный ресурс для кредитования контролируемой и ответственной клиентуры – предприятий различных отраслей экономики;
• в долговой политике увеличить объемы предоставления государственных гарантий.
Вывод
Инновационно ориентированная кредитная система может стать той базой, которая позволит настроить кредитно-банковскую систему на ускорение структурной модернизации экономики, на более эффективное выполнение надзорных и регулирующих полномочий.
Источники:
2. Расков Н. Долговременные тенденции развития экономики [Текст] // Экономист, 2010, № 5.
3. Селезнев А. Проблемы совершенствования кредитно-банковской системы [Текст] // Экономист, 2009, № 8.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:46:16