Анализ развития малого предпринимательства Китая (на примере МСП провинций Чжэцзян и Гуандун)

Ван Ц.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 2-2 (106), Февраль 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Реформа экономической системы в КНР началась в 80-е годы. С тех пор, благодаря политике открытости внешнему миру, Китай добился больших успехов. В стране создано несколько особых экономических районов. Именно там началось развитие малых и средних предприятий, количество которых стабильно увеличивалось, повышалась их специализация.

Ключевые слова: малый бизнес, зарубежный опыт, развитие малого предпринимательства, малый и средний бизнес, Китай, особые экономические зоны



Реформа экономической системы в КНР началась в 80-е годы. С тех пор, благодаря политике открытости внешнему миру, Китай добился больших успехов. В стране создано несколько особых экономических районов. Именно там началось развитие малых и средних предприятий, количество которых стабильно увеличивалось, повышалась их специализация.

Роль малых и средних предприятий (МСП) в развитии регионов можно продемонстрировать на примере экономики провинций Чжэцзян и Гуандун. В настоящее время они занимают ведущее положение в народном хозяйстве Китая, а объём продукции МСП только провинции Чжэцзян составил 99% от общего объёма промышленности региона.

Как правило, малые и средние предприятия во всем мире возникают в рамках семейной системы. В дальнейшем же, когда производство расширяется, возрастает конкуренция, рынок требует повышения технологий, семейная структура управления перестаёт соответствовать требованиям времени.

Есть 2 пути, чтобы МСП стали современными:

1. Объединение с другими МСП;

2. Приглашение специалистов и менеджеров со стороны.

Это положение можно проиллюстрировать конкретным примером.

На предприятии Цзиньи в провинции Чжэцзян трудилось около 30 человек (родственников), предприятие успешно развивалось до 1999 года, затем темпы роста замедлились. Директор Чэн освободил свой пост, снял с ведущей должности брата, у которого не хватало квалификации, и назначил менеджером человека со стороны. Несмотря на то, что реформа прошла очень болезненно, результат её был очевиден: предприятие продолжало успешно работать.

В ежегодном «Докладе о конкуренции в китайских городах» за 2005 год [1] сравниваются достижения МСП провинции Чжэцзян за 2 года. Выяснилось, что провинция по-прежнему занимает первое место по темпу роста экономики:

‑ МСП города Вэньчжоу выпускают 70% зажигалок всего мира;

‑ МСП г. Цаннань – 45% на рынке Китая по производству значков;

‑ г. Хайнин – 35% на рынке Китая по выпуску ткани;

‑ г. Юнкан ‑ 2/3 китайского производства металлических изделий;

‑ села Ху – 90% производства жемчуга в стране.

Все указанные предприятия являются объединенными, и они создают базу для освоения китайского и мирового рынка.

Необходимо отметить связь современной экономики с историей и культурой прошлого. Сегодняшние МСП возникли не на пустом месте. В провинции Чжэцзян очень рано начала развиваться экономика, ещё во времена династии Суй. Города Нинбо и Вэньчжоу ещё в эпоху Цзинь являлись крупными морскими торговыми портами, которые отличались оживлённой экономической деятельностью.

В городе Наньцзин постоянно расширялась ручная обработка, совершенствовались методы экономической деятельности:

1) Появилось детализированное разделение труда;

2) Получил распространение наёмный труд (предприниматели на определённое время (иногда на квартал) нанимали крестьян);

3) Всё больше развивался рынок;

4) Постепенно шло вмешательство торгового капитала (при дальних перевозках и морской торговле).

Современные МСП провинции Чжэцзян наследуют прошлые достижения этого региона. Сами предприниматели отличаются трудолюбием и усердием, это люди рискованные и волевые, что объясняется условиями их жизни. Провинция расположена на побережье, где мало земли, недостаточно ресурсов, но есть избыток рабочих рук. Это заставляет производителей повышать эффективность труда, и технологии. В результате товары этой провинции пользуются большим спросом на фоне крупного внутреннего рынка Китая:

‑ обувь, одежда, очки (г. Вэньчжоу);

‑ текстильные товары (Шаосин);

‑ металлические товары (Юнкан);

‑ кожевенные товары и одежда (Хайнин).

За 20 лет экономической открытости большое развитие получила экономика провинции Гуандун. Немаловажную роль в этом следует отвести близости провинции к Гонконгу и Тайваню. Именно это способствовало тому, что в Гуандуне были созданы МСП на базе деятельности сёл, специализировавшихся на производстве мебели, обуви, одежды, металлических изделий и др. Первое в Китае МСП «Винты» Цзичан Лунцзи родилось именно в провинции Гуандун, где в 70-х годах ХХ века интенсивно развивалась кустарная промышленность, преимущественно связанная с обработкой металлов.

Близость Гуандуна к Гонконгу, Тайваню и Макао обусловила масштабную миграцию в эту провинцию из названных городов (до семисот тысяч). Все они знали китайский язык и культуру, через родственников или знакомых сориентировались в ситуации, привезли капиталы и технологии, и за короткое время создали МСП. Правительство всемерно поддерживало их деятельность:

‑ инвесторы получили земельные и налоговые льготы;

‑ время для оформления бизнеса сократилось с 2-3 месяцев до одной недели;

‑ быстро решались все возникающие проблемы, вплоть до приглашения профессоров университета для консультаций по проблемам технологии и т.д.

В настоящее время, когда быстрыми темпами идёт процесс экономической глобализации, для Китая очень важно увеличивать международную конкурентоспособность. По объему производства продукции китайские предприятия занимают четвертое место в мире, КНР становится мировым заводом, и сейчас важно поддерживать и развивать эти достижения. В этой связи назрела необходимость реформирования малых и средних предприятий. В частности, крайне важно создать в провинциях Чжэцзян и Гуандун объединенные группы МСП. При этом необходимо учитывать, что:

1. Важная роль при создании и развитии объединенных групп МСП отводится специализации и разделению труда, в отличие от промышленных районов, для которых важна территория, строительство предприятий, привлечение инвестиций;

2. Развитие объединенных групп МСП должно усиливать местную экономику и опираться на международные ресурсы. Например, в провинции Чжэцзян МСП, которые производят галстуки, зажигалки, одежду, начали интенсивно развиваться после того, как вышли на внешние рынки.

3. Для развития МСП необходима стабильная макроэкономическая среда, а также юридическая и судебная защищённость. Все это может обеспечить только правительство, которому, в свою очередь, важно сотрудничество с МСП.

Для развитых МСП государство должно поощрять чёткое разделение труда, создать центр новаторства, стимулировать сотрудничество с научно-исследовательскими отделами, развернуть обучение для менеджеров и рабочих, приветствовать взаимодействие местных МСП с иностранными [2].

На сегодняшний день правительство КНР оказывает финансовую поддержку МСП, упрощает процедуру их регистрации, поощряет привлечение иностранного капитала (инвесторы работают в условиях 3-летнего льготного периода полного освобождения от налогов) [3].

Используя опыт рассматриваемых провинций, региональные и местные власти должны стимулировать привлечение предпринимателей и инвестиций для создания и эффективной работы МСП.

Таким образом, малые и средние предприятия в КНР, возникнув, как и во всем мире, в рамках семейной системы, а затем с увеличением рыночной конкуренции малые и средние предприятия стали объединяться в промышленные группы. Их развитие характеризуется принципами поэтапности и постепенности, переходом от простого к сложному в структуре производства, в формах и методах привлечения иностранного капитала, осуществлении экспорта и импорта продукции, беспошлинной торговли.

Возникновение и развитие малых и средних предприятий в конечном итоге быстро привело к специализации регионов. Так, провинция Чжэцзян стала специализироваться на изготовлении одежды (преимущественно галстуков), провинция Гуандун – домашнего электрического оборудования и т. д.


Источники:

1. Доклад о развитии малых и средних предприятий Китая в 2005 г. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.china.cn/chinese/zhuanti/263730.htm
2. Ли Сянхун. Чжунго цзинцзи тэцюй цзюэцэ ды синчэн юй фачжань // Данши вэньхуй. – Тайюань, 1992. ‑ №4. – С. 7-9.
3. Политика в области развития малого и среднего предпринимательства в КНР. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.china.cn/chinese/zhuanti/263730.htm

Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:42:55