Особенности формирования занятости молодежи в России и Китае

Чжан Чжэнчи1
1 Санкт-Петербургский государственный экономический университет

Статья в журнале

Экономика труда
Том 7, Номер 11 (Ноябрь 2020)

Цитировать:
Чжан Чжэнчи Особенности формирования занятости молодежи в России и Китае // Экономика труда. – 2020. – Том 7. – № 11. – С. 993-1006. – doi: 10.18334/et.7.11.111016.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=44395537

Аннотация:
В работе исследуются особенности формирования трудовой занятости молодёжи в России и Китае. Молодёжь как социально-демографическая категория, обладающая особыми характеристиками и имеющая огромный потенциал, представляет важный человеческий ресурс для любой страны. Сложившаяся социально-экономическая ситуация в России и Китае, требует трансформации образования, ориентации профессиональной подготовки молодежи в условиях рыночной экономики. Из этого следует, что субъективность молодежи, выступает необходимым фактором и условием развития страны. Для создания оптимальных условий, эффективной самоорганизации и самореализации молодежи необходимо максимальное развития их компетенций, социальной активности и ответственности. Основной проблемой России и Китая, в области молодежной политики, являются вопросы стимулирования трудовой занятости молодежи, в связи с чем особое внимание, автор уделяет профессиональным ориентациям молодежи, с учетом, как их индивидуальных запросов, так и потребностей России и Китая в специалистах различного профиля

Ключевые слова: занятость китайской и российской молодежи, сравнительный анализ, Китай, Россия, рынок труда, профессиональные компетенции, молодёжная политика

JEL-классификация: J21, J24, J48



Введение

Актуальность темы исследования объясняется не только финансово-экономическим интересом, но и социокультурным феноменом, который присущ молодежи как общественному явлению, определяющему будущее состояние страны и потенциал экономики. «Занятость молодежи позволяет в долгосрочной перспективе снизить риски негативных последствий на рынке труда, образования, капитала, а также увеличить уровень квалификации кадров, которые получают опыт в молодом возрасте» [2]. Динамика уровня безработицы Китая в сравнении с Россией представлена на рисунке 1.

Рисунок 1. Динамика безработицы в Китае в сравнении с Россией, %

Источник: составлено автором по статистическим материалам соответствующих стран.

Данные из рисунка 1 свидетельствуют о существующей проблеме безработицы и в Китае, и в России:

- безработица молодежи в Китае за последние десять лет имеет незначительную тенденцию к повышению с 9,86% до 10,52%;

- безработица молодежи в России, напротив, имеет тенденцию к понижению с 17,08% до 15,62%.

Тем не менее общий уровень безработицы в Китае ниже по сравнению с Россией.

Цель данного исследования – проанализировать основные причины колебаний уровня занятости молодежи в Китае и России и предложить пути преодоления роста безработицы в молодежной среде, которые впоследствии снизят негативный социальный эффект от данного процесса.

Гипотеза исследования – в условиях сложности решения демографически проблем, необходимости повышения конкурентоспособности экономик исследуемых стран, особую роль приобретает использование трудового потенциала молодежи. Следовательно, необходим переход от проведения локальных мероприятий, направленных на трудоустройство молодых граждан, к формированию института трудовой занятости молодежи, интегрирующего финансовые и социокультурные интересы молодежи.

«Особенности формирования занятости в России имеют фактическую проблематику с точки зрения возможностей реализации человеческого капитала по итогам полученных знаний в университете» [11] (Svirina, 2018). К примеру, немногие университеты трудоустраивают своих студентов таким образом, чтобы они получали первичные навыки и знания в рамках их трудовой деятельности. Помимо этого, возможности российской экономики из‑за ее рыночных особенностей не реализуют элементарных механизмов связи между университетами как поставщиками кадров, так и рынком как потребителем кадров. Что дает право на существование гипотезы изначальной проблемы безработицы молодежи – «современные университеты не соответствует потребностям рынка в аспекте кадрового обеспечения» [3].

«Проблема трудовой занятости молодежи, ее адаптация и позитивная интеграция в национальное и мировое сообщество всегда являлись объектом внимания ученых, экспертов и специалистов» [7] (Karev, 2018). Научные исследования данного направления вобрали в себя широкий спектр разных концептуальных подходов. Настоящая работа сформировалась на научных, системном и комплексном подходах, что позволило получить объективные результаты исследования.

Очевидно, что «в университетах России (особенно в гуманитарно-экономических направлениях) формируется проблематика вопроса о том, каким образом получать первичные навыки и знания» [5] (Veredyuk, 2018).

Альтернативные варианты первичной занятости для выпускников различных образовательных учреждений формируются на пространстве социалистических государств – опыт Беларуси и Китая. «Организация первичной занятости в данных государствах образовывается за счет возможности двухлетнего контракта с назначенными распределенными структурами, которые принимают молодых специалистов» [4].

Законодательно в России молодежная политика осуществляется в соответствии с утвержденными в 2014 году «Основами государственной молодежной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» [1].

Анализ ситуации с трудовой занятостью молодежи в России свидетельствует, что переход молодых специалистов от образования к работе больше не зависит только от индивидуальных особенностей личности и ее стремлений. В значительной степени этот переход является результатом деятельности социальных структур, существующих в системе рынка труда и не находящихся под контролем молодежи. Такое положение порождает социальный и психологический стресс в молодежном сообществе, что приводит к увеличению социальных противоречий и дисбалансов.

В этой связи следует подчеркнуть важность утвержденного в 2016 году «Комплекса мер по созданию условий для развития и самореализации учащихся в процессе воспитания и обучения на 2016–2020 годы» [10]. В то же время, анализируя ситуацию на молодежном рынке труда в России, необходимо обращать внимание на новые вызовы в сфере занятости молодежи, связанные с глобализацией мировой экономики, развитием цифровизации, исчезновением большого количества профессий и появлением новых.

Молодежная политика Китая проводится в соответствии с Законом «О молодежи Китая» [6]. Значительная роль в молодежной политике Китая отводится Всекитайской Федерации Молодежи (ВФМ) – молодежное объединение, которое включает в себя влиятельные молодежные организации страны. ВФМ занимается организацией и координацией работы с молодежью, разрабатывает и реализует программы деятельности молодежи в различных областях общественной жизни страны, организовывает и проводит различного рода мероприятия, конкурсы. Воспитательной работой среди молодого поколения занимается Коммунистический союз молодежи Китая –организация, являющаяся одной из крупнейших в мире, в которую входит политически активная молодежь в возрасте от 14 до 28 лет.

Молодежная политика Китая основана на мероприятиях по стимулированию трудоустройства молодежи, большая часть из которых спрогнозировала ситуацию, при которой с 2020 г. на рынок труда будут вливаться от 15 до 22 млн человек ежегодно (табл. 1).

Таблица 1

Прирост занятости в Китае за счет молодежи

Год
Прогноз населения
Прогноз занятости
Новая рабочая сила
Доля вновь добавленной рабочей силы, %
2005
130839
74015
2514
3,40
2006
131592
74442
2391
3,21
2007
132341
74865
2258
3,02
2008
133091
75290
2119
2,81
2009
133847
75717
2126
2,81
2010
134605
76146
2104
2,76
2011
135357
76571
2063
2,68
2012
136098
76991
2067
2,68
2013
136819
77399
2038
2,63
2014
137511
77790
1942
2,50
2015
138170
78163
1834
2,35
2016
138795
78516
1771
2,26
2017
139388
78852
1702
2,16
2018
139942
79165
1647
2,10
2019
140454
79455
1599
2,01
2020
140920
79718

Источник: составлено автором по материалам – «Основные векторы в решении проблем на рынке труда банковских работников в КНР в контексте глобальной экономики» [12] (Chzhan Venchzhi, 2018).

И несмотря на то, что спрос на рынке труда высокий, он не способен обеспечить работой всех граждан. Тем не менее постоянное расширение набора студентов в вузы способствует постепенному увеличению числа выпускников, а значит, и молодых специалистов, готовых приступить к работе (справочно – рис. 2).

Рисунок 2. Сравнительная динамика показателей

«Зачисление в вузы» и «Уровень грамотности молодежи»

Источник: составлено автором по материалам национальных статистических органов стран.

Необходимо отметить, что Правительство Китая рассматривает занятость молодых людей, в особенности выпускников вузов, в качестве первоочередной государственной задачи и на постоянной основе инициирует законы и политические идеи, стимулирующие молодежь на трудоустройство. Значимыми мерами по стимулированию трудоустройства китайской молодежи являются: увеличение спроса на труд; расширение каналов трудоустройства.

Сколько безработных студентов в Китае? На сегодняшний день нет действительно точной статистики, но существует два критерия, которые определяют безработных студентов:

- уровень занятости студентов, закончивших учебные заведения (основан на трудовых договорах, подписанных между выпускниками и работодателями, а также на количестве выданных справок об отправке и регистрационных свидетельств);

- доля безработных, которые не нашли работу после окончания учебы (основан на количестве зарегистрированных безработных в центрах занятости).

Недостатки этих двух статистических критериев очевидны: трудовые договоры и регистрационные свидетельства могут скрывать некоторую «скрытую занятость» и преувеличивать долю безработных выпускников учебных заведений, а зарегистрированный уровень безработицы может пропустить «скрытую безработицу», и поэтому затруднительно показать реальный уровень безработицы.

Согласно данным, представленным в «Ежегоднике статистики труда Китая» в 2019 году [8] (Kubatkina, 2019), среди городских зарегистрированных безработных молодежь в возрасте 16–34 лет составляла 53,2% – это основная часть совокупного безработного населения в Китае.

И несмотря на то, что 6,1% от общего числа безработных имеют высшее образование или выше, они относительно сконцентрированы в возрастной группе 20–29 лет, поэтому доля безработных студентов среди безработных молодых людей является исключительной по сравнению с другими возрастными группами (табл. 2).

Таблица 2

Уровень образования безработной молодежи по группам

в сравнении с остальными группами населения 2019, %

Возраст
Всего
Неграмотный
Начальная школа
Средняя школа
Старшие классы школы
Колледж
Студент
Аспирант
Всего
100,0
0,4
7,1
50,0
36,4
5.0
1,1
-
16–19
100,0
-
4,3
51,4
41,6
2,8
-
-
20–24
100,0
0,1
2,1
39,2
45,2
10,5
2,8
-
25–29
100,0
-
4,0
49,8
37,3
7,3
1.4
0,1
30–34
100,0
0.7
6,6
54,2
33,6
4,0
1,0
-
35–39
100,0
0.2
5,6
53,1
36,8
3.0
1,1
0,1
40–44
100,0
0.7
5,8
45,5
44,3
3,3
0,3
-
45–49
100,0
0,5
15,2
59,4
21,7
3.0
-
-
50–54
100,0
1.2
27,9
49,6
16,1
5.0
0.6
-
Источник: составлено автором по материалам «Основные векторы в решении проблем на рынке труда банковских работников в КНР в контексте глобальной экономики» [12] (Chzhan Venchzhi, 2018).

Специалисты выделяют несколько причин низкой конкурентоспособности молодых граждан:

- асимметричная информация;

- «структурное несоответствие параметров предложения и спроса на труд» [9] (Leshchenko, Ermolovskaya, Nikulin, 2020);

- отсутствие практического опыта;

- недостаточная интегрированность в профессиональные системы национальных и внешних трудовых рынков.

Наиболее уязвимой является группа в возрасте 15–19 лет, так как к моменту выхода на трудовой рынок они не имеют стажа работы, получив среднее профессиональное образование. Следует отметить, что значительная доля молодых граждан не стремятся получить высшее образование, что объясняется их нелегким материальным положением. Молодые граждане средней возрастной группы, как правило, имеют среднее и высшее образование. Однако молодые граждане средней возрастной группы также сталкиваются с проблемами трудоустройства по причине несоответствия качества полученного образования с требованиями рынка труда.

Например, чтобы стать бухгалтером, необходимо иметь не только бухгалтерское свидетельство, но и быть учителем, иметь водительские права, иметь национальный сертификат по английскому языку. А если студент хочет устроиться работать юристом, то для проверки его квалификационного сертификата дополнительно необходимо предъявить международный сертификат делового английского для работы с иностранными компаниями.

Кроме того, существует несоответствие между параметрами желаемой и действительной работы. Так, многие выпускники учебных заведений, состоящие на учете в центрах занятости, имеют экономическое и юридическое образование. Между тем высоким спросом пользуются другие специальности (например, фрезеровщики, слесари различных видов производства, водители определенных категорий, учителя, инженеры, воспитатели детского сада, врачи, медсестры).

Следует отметить, что наиболее востребованные вакансии, предлагающиеся в массовом порядке в центрах занятости, молодых граждан не привлекают. В результате эти факторы делают группу молодежи еще более уязвимой на трудовом рынке. Таким образом, высокий уровень молодежной безработицы, как в России, так и в Китае, является одним из современных вызовов, который тормозит устойчивое развитие национальных экономических систем.

Вследствие сложившейся ситуации необходимо четкое разделение труда между исследовательскими, общеобразовательными университетами и профессионально-техническими колледжами. Исходя из национальных условий Китая и международной обстановки на современном этапе, а также из фактических потребностей глобальной конкуренции, следует поддерживать ключевые университеты в качестве национальной команды и первого эшелона, которые могут обучать многопрофильных специалистов, а также использовать потенциальный энтузиазм местных органов власти, чтобы увеличить инвестиции в вузы и профессиональные колледжи для развития квалифицированного технического персонала, который сможет удовлетворить потребности в корректировке структуры промышленности Китая, поддержать развитие обрабатывающей и тяжелой промышленности, модернизацию сельского хозяйства.

Необходимо разработать соответствующую политику, чтобы специалисты с продвинутыми навыками, образовательными и преподавательскими способностями могли входить в ряды преподавателей высшего профессионального образования по стандартизированным каналам для решения проблем в профессионально-техническом образовании.

Оценочные исследовательские университеты, обычные и высшие профессионально-технические колледжи должны иметь собственные системы показателей. Уровень занятости учащихся, профессиональная адаптивность, степень удовлетворенности работодателей, степень удовлетворенности учащихся школьным образованием и преподавательской деятельностью должны постепенно войти в систему оценки высшего образования, чтобы способствовать более тесной интеграции высшего образования и социальных потребностей.

С учетом проблем, существующих в концепциях трудоустройства студентов, и возможности адаптации к карьере, необходимо извлечь уроки из передового опыта профессионального обучения в развитых странах и внедрить новую модель руководства по трудоустройству и предпринимательству студентов колледжа с китайскими характеристиками.

Одной из альтернативных моделей может являться включение планирования карьеры в план преподавания высшего образования или в план развития компетенций студента.

Другой альтернативой может стать полное использование интернета для создания единого национального рынка занятости студентов. Такие органы власти, как Министерство труда и социального обеспечения, могут использовать онлайновый рынок для публикации достоверной информации о занятости и осуществлять макроконтроль для предотвращения крупномасштабных проблем с безработицей у молодежи, которые могут возникнуть [12] (Chzhan Venchzhi, 2018).

Информация о спросе на специалистов в различных провинциях и городах также может публиковаться в интернете и привлекать, заинтересованных лиц через национальный онлайн-рынок. Сети занятости различных колледжей и университетов могут быть взаимосвязаны через сеть образования, а информация о поиске работы и система запросов об академической квалификации студентов колледжа могут публиковаться в интернете, что удобно для работодателей для сравнения и выбора.

Следовательно, это может быть более экономичным и эффективным способом публикации информации о спросе и предложении студентов колледжа в фиксированном месте, относительно фиксированном времени и фиксированной позиции, чтобы рынок специалистов мог действительно играть посредническую роль.

Поэтому необходимо как можно быстрее устранить отраслевые барьеры, и в соответствии с общей идеей национальной «шахматной игры» максимально быстро создать рынок сетевой занятости для студентов колледжей с совместным использованием ресурсов, чтобы обеспечить «зеленый канал» для студентов, претендующих на работу.

Только когда все сообщества в стране отвечают за содействие полной занятости студентов и молодежи, возможно в результате создать благоприятную среду для трудоустройства и содействовать благоприятному взаимодействию между полной занятостью студентов и молодежи и социальным их развитием.

Для нормального потока молодых профессиональных и технических специалистов по регионам и отраслям ни один кадровый отдел не должен вызывать сложности, а для необоснованного потока, вызванного недобросовестной конкуренцией, необходима корректировка путем установления и совершенствования соответствующих правил игры для постепенной реализации человеческих ресурсов.

Принимая во внимание тот факт, что Китай все еще находится в реальной ситуации избыточного предложения трудовых ресурсов в течение длительного периода времени, сейчас и в перспективе правительство должно постепенно усовершенствовать политику поддержки, чтобы побудить молодых граждан начать свой собственный бизнес.

В сельской местности необходимо продолжать расширять зоны обслуживания борьбы с бедностью и продвигать различные модели развития. Например, в районах с преимуществами использования ресурсов возможно использовать для создания фирменных продуктов, в областях с большим частным капиталом возможно использовать модель, которая будет стимулировать развитие негосударственной экономики в горных и холмистых районах с плохой транспортной инфраструктурой.

Правительство может продвигать модель развития компаний «фермер + фермер»; в отсталых районах с богатым туристическим потенциалом – развивать народные промыслы и продвигать модель динамичного развития. «В городах и поселках необходимо обеспечить защиту самозанятости молодежи посредством разумных налоговых льгот и небольших предпринимательских ссуд» [12] (Chzhan Venchzhi, 2018).

Ввиду проблем и отклонений профессиональных ценностей современной молодежи необходимо серьезно пересмотреть их образование. Долгосрочная «модель обучения, ориентированная на тестирование, заставляет детей, которые «сдают тест», чувствовать, что все, что они получают, является результатом самоотдачи – «я не в долгу перед обществом», дети, которые не могут пройти тест, думают, что они – «социальный изгой» [8] (Kubatkina, 2019).

Поэтому они привыкли к «эгоцентричности» при принятии важных жизненных решений. Чувство прав очень сильно, а чувство социальной ответственности и обязательств относительно безразлично. Некоторые люди осознали, «насколько важно иметь сильную родину», почувствовав «расовую дискриминацию» в развитых странах. Поэтому нужно расширять позитивную рекламу и просвещение, направлять современную молодежь, чтобы не забывать историю «отсталой» и «избитой» китайской нации, развивать национальную самооценку и уверенность в себе, развивать дух патриотизма, правильно подходить к решению проблем в развитии, основываться на своих позициях и становиться специалистами.

Заключение

Как показывают результаты исследования, проблема рабочей молодежи очевидна в существующей разнице: в условиях занятости между регионами и неравномерном социальном распределение. Баланс между работой и личной жизнью молодежи нуждается в корректировке, потребности в самооценке и должном внимании в диалоге с работодателями. В целом, будучи свидетелями глобализации и информационной эпохи, современная молодежь сильно отличается от других поколений с точки зрения реализации ценностей, развития карьеры, защиты занятости и требований баланса между работой и личной жизнью. Благодаря их «селективной близости» к новым идеям, новым технологиям и новым организационным методам они лучше осведомлены об инновациях, предпринимательстве и защите прав, а их общие способности значительно улучшились. Таким образом, «стремления молодежи к трудоустройству сменились с «поиска работы» на «работу по низкому уровню» [13] (Shitova, Shitov, 2019), что, несомненно, заставит города не только обеспечить полную занятость молодежи, но и превратить традиционную стратегию «низкой стоимости рабочей силы» в стратегию повышения качества занятости.

Авторские рекомендации

Во-первых, необходимо минимизировать недопонимание, достичь консенсуса и ускорить реализацию. Некоторые предприятия, население и местные органы власти до сих пор неправильно понимают «достойный труд», предложенный МОТ. Многие люди упрощают качественное трудоустройство до «высокооплачиваемой», «прилично одетой», «офисной» или «легкой работы». И как следствие, существуют разногласия по поводу экономических и социальных последствий соответствующей политики. Некоторые также обеспокоены тем, что «достойная работа» снизит личные инвестиции и мотивацию к работе, что в конечном итоге нанесет ущерб конкурентоспособности предприятия. Эти недоразумения мешают нам добиваться «достойной работы».

Фактически для человека «достойная работа» означает работу, которая может полностью раскрыть его способности, реализовать его ценности, потенциал и защитить его права и интересы. Расходы на повышение качества занятости не следует неверно истолковывать как непродуктивные «расходы», их следует рассматривать как социальные инвестиции. Поскольку Китай переживает «новую норму» в экономическом развитии и критический период всестороннего углубления реформ, социальные расходы на молодое поколение – не что иное, как наиболее важные инвестиции.

Во-вторых, правительство, предприятия, общественные организации и молодежь должны активно сотрудничать.

В повышении качества занятости молодежи главную роль играют городские власти, ключевую роль – молодежь, а школы, предприятия, профсоюзы и все общество должны вносить посильный коллективный вклад. Правительству необходимо изменить свои представления о занятости, сместив акцент с количественного роста на повышение качества занятости. Молодежь должна иметь адекватное понимание для улучшения своих возможностей трудоустройства. Предприятия должны брать на себя социальные обязательства перед своими сотрудниками (их доходы, льготы, условия труда). Профсоюзы и другие общественные организации должны повышать свою организационную эффективность, побуждая правительства и бизнес взять на себя ответственность и защищать права и интересы молодых специалистов. Все общество должно создавать атмосферу, в которой уважают труд, поощряют инновации и преследуют справедливость, чтобы концепция «достойного труда» пользовалась поддержкой населения. В итоге благодаря достойной работе молодые граждане смогут воспользоваться большими возможностями и осуществить свою личную «китайскую мечту».


Источники:

Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 N 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года».
2. «Анализ и меры противодействия трудоустройству китайских студентов». Режим доступа: http://www.docin.com/p-485865713.html (дата обращения 29.05.2020).
3. «Анализ проблем занятости современных студентов с точки зрения экономики труда». Режим доступа: https://wenku.baidu.com/view/dc8cb16110a6f524ccbf85e5?ivk_sa=1023194j (дата обращения 29.05.2020).
4. «Анализ причин невозможности трудоустройства студентов в Китае с точки зрения экономики труда». Режим доступа: http://www.docin.com/p-1008046224.html (дата обращения 29.05.2020).
5. Вередюк О. В. «Качество занятости молодежи в России: анализ оценок удовлетворенности работой». // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2018. № 3. С. 306-323.
6. Государственная молодежная политика КНР. Режим доступа: http://www.socioguru.ru/sgurus-44-4.хтмл (дата обращения 30.05.2020).
7. Карев А.В. «Кадровая революция в российской системе управления». // Экономическая безопасность. – 2018. – Том 1. – № 4. – С. 297-303.
8. Кубаткина, А. С. «Состояние рынка труда молодежи и проблема безработицы среди молодежи в РФ». // А. С. Кубаткина, Д. А. Храмцова. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2019. – № 4 (242). – С. 231-233.
9. Лещенко Ю.Г., Ермоловская О.Ю., Никулин С.В. «Институциональная модель регулирования финансового рынка Китая». // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – Том 10. – № 1. – С. 139-154.
10. Министерство образования и науки РФ. «Комплекса мер по созданию условий для развития и самореализации учащихся в процессе воспитания и обучения на 2016-2020 годы». Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/456028021(дата обращения 30.05.2020).
11. Свирина Л.Н. «Развитие института резерва управленческих кадров как фактор обеспечения экономической безопасности в сфере управления подготовкой кадров для государственной службы». // Экономическая безопасность. – 2018. – Том 1. – № 1. – С. 47-52.
12. Чжан Вэньчжи. «Основные векторы в решении проблем на рынке труда банковских работников в КНР в контексте глобальной экономики». // Экономика труда. – 2018. – Том 5. – № 1. – С. 329-342.
13. Шитова Ю.Ю., Шитов Ю.А. «Мобильность населения и вопросы безопасности». // Экономическая безопасность. – 2019. – Том 2. – № 2. – С. 105-114

Страница обновлена: 20.10.2021 в 22:31:45