Сценарии развития экспортного потенциала провинциального региона

Белокур О.С.1, Цветкова Г.С.1
1 Поволжский государственный технологический университет, Россия, Йошкар-Ола

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 11, Номер 7 (Июль 2021)

Цитировать:
Белокур О.С., Цветкова Г.С. Сценарии развития экспортного потенциала провинциального региона // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – Том 11. – № 7. – С. 1689-1704. – doi: 10.18334/epp.11.7.112378.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=46397536
Цитирований: 7 по состоянию на 30.01.2024

Аннотация:
Трансформация международного экономического пространства под влиянием геополитических факторов, социальных шоков и формирование новых цепочек добавленной стоимости, определяют необходимость поиска новых факторов роста российских регионов как субъектов глобальной экономики. Целью исследования является выявление драйверов роста экспортного потенциала провинциального региона, поиск возможных сценариев его развития. Предметом исследования выступает экспортный потенциал Республики Марий Эл, входящей в состав Приволжского федерального округа. Теоретическую платформу исследования сформировали научные работы по проблемам глобализации и интеграции международных экономических отношений, сценарного развития социально-экономических систем, внешнеэкономической деятельности регионов. В рамках данного исследования проанализирована динамика и структура экспорта региона, проведено сопоставление значимости отраслей региона в рамках национальной экономики с долей экспорта в общем объеме экспорта Республики Марий Эл. Представлен анализ экспорта региона на основе матрицы BKG, содержащий группировку товаров экспортной корзины по соотношению их привлекательности на внешних рынках и темпов роста отрасли. Сделан вывод, что наибольшим экспортным потенциалом обладают отрасли, имеющие национальную значимость (электрооборудование и осветительные приборы; машины, оборудование и транспортные средства; продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье; целлюлозно-бумажные изделия). Предложены три альтернативных сценария развития экспортного потенциала провинциального региона, которые предполагают диверсификацию экспорта за счет включения новых продуктовых позиций, отраслей локальной значимости.

Ключевые слова: экспортный потенциал, локальность, высокотехнологичный экспорт, структурно-динамический анализ, матрица Бостонской Консалтинговой Группы

Финансирование:
Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований в рамках научного проекта № 19-010-00476.

JEL-классификация: F14, R12, R13



Введение

Протекционистский вектор развития российской экономики, трансформация международного экономического пространства, формирование новых цепочек добавленной стоимости определяют необходимость поиска конкурентных преимуществ и драйверов роста российских регионов. Участие территорий как самостоятельных субъектов внешнеэкономической деятельности в полной мере отражает взаимосвязанность процессов глобализации и регионализации национальной экономики. Российские территории и города получают поддержку и полномочия от федеральных властей, активно участвуя в евразийской экономической интеграции. Неоднородность национального экономического пространства, в первую очередь производственного потенциала территорий, природно-географической, социально-демографической, культурной специфики российских регионов обусловливает широкий спектр особенностей их конкурентных преимуществ, определяет необходимость дифференцированного подхода к формированию региональных сценариев развития экспорта.

Переосмысление национальной экспортной стратегии России и ее регионов нашло отражение в существенном обновлении институциональных основ внешнеэкономической деятельности. Реализуется национальный проект «Международная кооперация и экспорт» [1], принято Постановление Правительства РФ «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности» (с учетом изменений от 31 марта 2021 г. № 508) [2]. Актуализированные региональные программы по развитию экспортной деятельности позволяют расширять масштабы рынков предприятий Республики Марий Эл, снимают избыточные барьеры на пути несырьевого экспорта, способствуют свободному продвижению локальных брендов и человеческого капитала.

Цель исследования – выявление драйверов роста экспортного потенциала провинциального региона, поиск возможных сценариев его развития. Предметом исследования выступает экспортный потенциал провинциального региона Республики Марий Эл. Административно регион входит в состав Приволжского федерального округа, с точки зрения географической принадлежности расположен на Восточно-Европейской равнине. Ближайшими соседями являются два технологически развитых региона – Республика Татарстан, Нижегородская область, которые «оттягивают» часть стратегических ресурсов Республики Марий Эл. Два других граничащих региона – Чувашская Республика и Кировская область – имеют схожие проблемы с объектом исследования, позиционируются, соответственно, как провинциальные регионы. Таким образом, логистические проблемы исследуемого провинциального региона оказывают негативное влияние на его социально-экономическое развитие и экспортный потенциал. Все вышеназванное обусловливает актуальность поиска альтернативных сценариев развития внешнеэкономической деятельности региона.

Теоретическая платформа исследования

В качестве теоретической платформы представленной работы выступали исследования по проблемам глобализации и интеграции международных экономических отношений, сценарного развития социально-экономических систем, внешнеэкономической деятельности регионов. В числе научных трудов, которые оказали наиболее существенное влияние на логику и содержание исследования, обозначим работу Райнерта Э.С. об истории экспортных стратегий промышленных и аграрных стран [3] (Raynert, 2011); труды Полтеровича В.М. об институциональных аспектах экономического роста территорий [4] (Polterovich, 2016); научную работу Любимова И.Л. и Якубовского И.В., в которой обосновываются риски стратегии экспорта, ориентированной исключительно на рынки небогатых экономик [5] (Lyubimov, Yakubovskiy, 2020); форсайт экспортных стратегий российской экономики и способ реализации экспортного потенциала России, разработанные Мазуровой Е.К. и Сычевой К.Г. [6] (Mazurova, Sycheva, 2018); статьи Лавриковой Ю.Г., в которых систематизированы факторы развития внешнеэкономической деятельности российских регионов в условиях глобальных вызовов [7] (Lavrikova, Andreeva, Ratner, 2021). Авторы опирались на результаты контент-анализа экспортных стратегий территорий постсоветского пространства, Псковской и Пензенской областей, Ульяновской области, Республики Татарстан [8] (Bakumenko, 2019), подходы к определению показателей оценки институциональной ловушки «голландская болезнь» на региональном уровне [9] (Grosheva, Islamutdinov, 2019), исследование территориальной дифференциации высокотехнологичного экспорта российских регионов [10, 11] (Yakushev, 2017; Andreeva, Glukhikh, Krasnyh, 2020).

Критический анализ литературы по проблемам внешнеэкономической деятельности территорий позволил сформировать базовое понимание экспортного потенциала [12] (Sapir, Shmuratkina, 2019). Экспортный потенциал рассматривался как совокупность ресурсов и возможностей региона по производству конкурентоспособного на внешних рынках продукта (товаров, услуг, технологий). Опираясь на системный подход к исследованию, в составе экспортного потенциала региона мы выделяем ресурсную и результирующую компоненты. Под ресурсной компонентой понимается совокупность ресурсов и средств производства, региональных факторов и условий, определяющих способность провинциального региона к производству конкурентоспособного и востребованного на внешних рынках продукта. В качестве основных составляющих экспортного потенциала выделялись институциональная, ресурсно-сырьевая, производственная, трудовая, финансовая, инфраструктурная, инновационная компоненты. Результирующая компонента представляет собой конечный эффект экспортной деятельности региона, который измеряется объемом, структурой и динамикой его внешнеэкономической деятельности.

Результаты исследования

В качестве первого шага исследования для характеристики производственной составляющей экспортного потенциала региона авторами было проведено сопоставление значимости отраслей региона в рамках национальной экономики с долей экспорта видов деятельности в общем объеме экспорта Республики Марий Эл. При этом были сделаны определенные допущения, связанные с расхождениями в классификационных признаках ОКВЭД и ТН ВЭД, в частности, по отдельным позициям доля отрасли в экспорте региона дублировалась (табл. 1).

Таблица 1

Экономическая специализация и товарная структура экспорта Республики Марий

Отрасль, вид экономической деятельности
Доля региона в отраслевой занятости,%
Доля
отрасли в региональной
занятости,%
Доля отрасли в экспорте региона,%
Значимость
отрасли
1. Животноводство и смешанное сельское хозяйство
1, 24
4, 03
2,9 продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье
Национальная и локальная
2. Культура
О, 75
1,5
-
Локальная
3. Микроэлектроника и приборостроение
2, 89
5, 92
-
Национальная
и локальная
4. Мясная продукция
1,76
2,74
2, 9 продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье
Национальная и локальная
5. Обувь
2, 68
0, 53
0,1
текстиль,
текстильные изделия и обувь
Национальная
и локальная
6. Страхование
0, 48
0,64
-
Локальная
7. Текстильное производство
0, 84
0,38
0,1
текстиль,
текстильные изделия и обувь
Локальная
8. Фармацевтическая продукция
0, 98
0,51
-
Локальная
9. Химические продукты
0, 49
0,31
0,9 продукция химической промышленности, каучук
Локальная
10. Целлюлозно-бумажные изделия
2, 56
1, 57
15, 1 древесина и целлюлозно-бумажные изделия
Национальная
и локальная
11. Электрооборудование и осветительные приборы
2, 10
2, 57
13, 9 машины, оборудование и транспортные средства
Национальная
и локальная
12. Минеральные продукты
-
-
61, 7 минеральные продукты
-
13. Металлы, драгоценные камни и изделия из них
-
-
4,7 металлы, драгоценные камни и изделия из них
-
14. Другие
-
-
0,7
другие товары
-
Источник: составлено на основе данных «Атлас экономической специализации регионов России». URL: https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/direct/473034708.pdf ;

Республика Марий Эл в цифрах: Крат. стат. сб./Маристат –Йошкар-Ола, 2020–467с. URL: ttps://maristat.gks.ru/storage/mediabank/%D0%92%20%D1%86%D0%B8%D1%84%D1%80%D0%B0%D1%85%202020.pdf

Анализ показал, что из одиннадцати специализаций Республики Марий Эл, обозначенных в «Атласе экономической специализации регионов России», только шесть позиций имеют национальную значимость, остальные характеризуются как отрасли локальной значимости [13] (Abashkin, Gokhberg, Eferin et al., 2021). Следует отметить, что отрасли, имеющие только локальную значимость, слабо представлены в товарной структуре экспорта. Это позволило в качестве рабочей гипотезы исследования выдвинуть утверждение, что отрасли, имеющие уровень национальной значимости, имеют наибольший экспортный потенциал. Для проверки данной гипотезы был проведен структурно-динамический анализ экспортной деятельности Республики Марий Эл на основе данных федеральных статистических органов [14].

Анализ объемов экспорта провинциального региона подтверждает, что он отражает влияние как внешних, так и внутренних макроэкономических факторов (рис. 1). В пределах исследуемого периода ярко выражены два отрицательных отрезка: 1) падение показателей экспорта после 2015 года в значительной степени обусловлено антироссийскими санкциями и ухудшением геополитических факторов; 2) снижение объемов экспорта в 2019 году отражает общероссийский тренд, являющийся результатом торговых войн и общего замедления мировой экономики.

Рисунок 1. Показатели внешней торговли Республики Марий Эл (в фактически действовавших ценах; млн долл. США)

Рисунок 2. Товарная структура экспорта Республики Марий Эл, в%

Экспорт региона имеет ярко выраженную ресурсную специализацию. Наибольшую долю в структуре экспорта занимают минеральные продукты, значительна доля экспорта древесины и целлюлозно-бумажных изделий. Однако мы считаем, что экспорт минеральных продуктов как результирующий фактор не является ключевой статьей экспорта, поскольку не относится к специализации Республики Марий Эл, например, в отличие от экспорта древесины и целлюлозно-бумажных изделий.

В качестве положительного момента следует отметить рост доли экспорта машин и оборудования, что в значительной степени обеспечивается увеличением объемов деятельности предприятий промышленного и оборонно-промышленного комплекса региона (АО «ММЗ», АО «ЗПП», АО «ОКТБ «Кристалл» и других). Республика Марий Эл подтверждает статус региона с выраженной тенденцией роста промышленной специализации [15] (Grebyonkin, 2020). Это свидетельствует о сохранении экспортного потенциала обрабатывающей промышленности региона. Традиционной составляющей экспорта региона, в том числе на зарубежные рынки, являются машины и оборудование, производимые на предприятиях оборонно-промышленного комплекса (ОПК). Доля данной товарной группы в структуре обрабатывающей промышленности остается стабильной на протяжении длительного времени, обеспечивая позицию региона как субъекта со средним уровнем экспорта технологической продукции. Негативным моментом является низкая диверсификация производства предприятий ОПК, которые продолжают находиться в зависимости от наличия заказов продукции узкой специализации.

Экспортный потенциал региона формируется за счет специализации в секторе животноводства, роста доли производства пищевых продуктов. Это обусловлено наметившимся трендом развития агропромышленного комплекса в регионе, действующими федеральными и региональными программами поддержки сельского хозяйства. Продукция АПК, в частности агрохолдинга «Йола», мясокомбината «Звениговский», птицефабрики «Акашевская», востребована и активно продвигается в регионах России, успешно экспортируется в двадцать стран мира, в том числе в страны ЕАЭС, Италию, Нидерланды, Францию, Польшу, Сербию и Швецию. Основными торговыми партнерами в данном сегменте являются Узбекистан, Таджикистан, Сербия, Италия, на долю которых приходится более 60% всей экспортируемой продукции АПК [16].

Востребована на внешних рынках бумага и бумажные изделия, готовые металлические изделия (металлические двери, кованая продукция), что обусловлено наличием конкурентного преимущества провинциального региона – низкой стоимостью ресурсов (древесины и рабочей силы) относительно близлежащих регионов – соседей Приволжского и Центрального федеральных округов.

Следует отметить увеличение доли производства химических веществ, обусловленное как ростом спроса на удобрения и лакокрасочную продукцию, так и продолжающейся пандемией COVID-19 и вызванным ей ростом спроса на дезинфицирующие и моющие средства. Благодаря этому действующие в регионе предприятия химической отрасли (ООО «НПФ «Геникс», АО «Шелангерский Химзавод «Сайвер») получили возможность расширения географии сбыта, включая зарубежные рынки.

Рост производства компьютеров и электроизделий обеспечивается глобальным трендом увеличения спроса на оргтехнику и комплектующие, электронные и оптические изделия, вызванным масштабной цифровизацией экономики. Ведущими предприятиями и экспортерами данной отрасли являются АО «НПО «Таврида Электрик», АО «Завод «Копир», ООО «Электроконтакт», ООО «Техсервис» и другие.

Критический анализ работ по позиционированию российских регионов в рамках инновационного развития позволяет дать положительную оценку экспортному потенциалу региона. Ряд исследователей справедливо определяют Республику Марий Эл в качестве устойчивой площадки для возникновения умных компаний, в которых начинают консолидироваться инновационные, цифровые и социальные силы [17] (Chursin, Yudin, Grosheva, Myslyakova, Neklyudova, 2021). В частности, это подтверждает значительная доля продукции IT-отрасли в структуре экспорта услуг. За период 2017–2018 гг. суммарная доля экспорта услуг в области разработки программных средств и баз данных в общем объеме экспорта услуг региона выросла с 70,8% до 88,5%.

Говоря о перспективах развития IT-отрасли, следует отметить, что республика имеет хорошие позиции по показателям развития отрасли среди регионов России. IT-отрасль занимает наибольшую долю в структуре экспорта услуг региона. Сравнительно невысокий уровень оплаты труда в отрасли относительно близлежащих экономически развитых регионов (Нижегородская область, Республика Татарстан, г. Москва и Московская область и другие) создает преимущества местным IT-компаниям с точки зрения ценообразования [18] (Belokur, Tsvetkova, 2020). Однако сохраняются высокие риски конкурентного поведения со стороны цифровых агломераций. Кроме того, инфраструктурные ограничения и слабые инвестиционные возможности предприятий региона ограничивают рост отрасли. Вышесказанное свидетельствует о том, что потенциал IT-отрасли как фактора развития провинциального региона и повышения его экспортного потенциала недоиспользован.

Анализ, проведенный авторами ранее, позволяет утверждать, что потенциалом увеличения объемов экспорта обладают образовательные услуги, индустрия туризма, хотя эти виды экономической деятельности имеют локальную значимость. Образовательные услуги являются перспективной статьей экспорта, «мягкой силой», продвигающей провинциальный регион на внешние ринки. Ключевыми «экспортерами» образовательных услуг региона являются Поволжский государственный технологический университет и Марийский государственный университет. Положительный тренд – рост доли иностранных студентов, обучающихся по образовательным программам высшего образования, с 10,1% в 2017/2018 учебном году до 14,6% в 2019/2020 учебном году [14]. Это почти три тысячи иностранных студентов, которые приехали учиться в Республику Марий Эл из стран СНГ, Центральной, Южной и Юго-Восточной Азия, Ближнего Востока, Африки, Южной и Северной Америки [19]. Значительная доля образовательных услуг в структуре экспорта является результатом хорошего соотношения между ценой и качеством данных услуг, невысокими коммуникационными барьерами для приезжающих из стран СНГ, благополучной социальной средой и инфраструктурой. В целом ставка на развитие экспортного потенциала образовательных услуг региональных университетов полностью соотносится с задачами формирования российского конкурентоспособного экспорта, обозначенными в предложениях Центра стратегических разработок [6] (Mazurova, Sycheva, 2018).

На следующем этапе был проведен анализ структуры экспорта на основе матрицы BKG (Boston Consulting Group), произведена группировка товаров экспортной корзины по соотношению их привлекательности на внешних рынках и темпов роста отрасли (рис. 3).

* – потенциальные продукты экспортной корзины, в настоящее время активно экспортируются на рынки других субъектов РФ, имеют пилотные проекты по выходу на внешние рынки

Рисунок 3. Продуктовая структура экспорта Республики Марий Эл в координатах матрицы BKG

Анализируя данную матрицу, следует подчеркнуть «периферийность» экспортной корзины региона. Ключевые квадраты матрицы («дойные коровы» и «звезды») представлены узким спектром продуктов. Значительную долю в экспорте занимают природные ресурсы, продукция лесной и сельскохозяйственной отрасли. Позиционирование продукции на матрице BKG позволяет утверждать, что экспорт региона недостаточно сбалансирован. Квадрат «дойных коров» представлен в основном минеральной продукцией (продукты нефтепереработки), которая занимает более 60% экспорта региона. При этом производство нефтепродуктов в республике сильно зависит от поставок сырья из других регионов (в республике не ведется добыча углеводородов), что создает высокие риски экспортной деятельности. Узкий спектр продуктов, представленных в квадратах «звезд» и «трудных детей», подтверждает слабую диверсификацию экспортной корзины региона.

Сценарии развития экспортного потенциала Марий Эл должны быть ориентированы на повышение диверсификации экспорта региона, поддержку отраслей и производителей, обладающих потенциалом конкурентоспособности на внешних рынках. С нашей точки зрения к таковым относится продукция IT-отрасли, образования, химической промышленности (особенно актуально в условиях глобального роста спроса на дезинфицирующие средства), электронные и оптические изделия.

В условиях низкой сбалансированности экспортной корзины особого внимания заслуживают продукты, представленные в квадрате «трудных детей». Рост внешнего спроса на данную продукцию создает предпосылки увеличения экспорта. С нашей точки зрения, важную роль в данном вопросе играет формирование и продвижение регионального бренда.

Позиционирование продуктов экспортной корзины на матрице BKG позволило сформулировать альтернативные сценарии развития экспортного потенциала региона (табл. 2).

Таблица 2

Альтернативные сценарии развития экспортного потенциала провинциального региона Республики Марий Эл

Сценарий
Содержание
Продукты существующей специализации
и экспорта
Развиваемые продукты экспортной корзины
Интенсивный
Активные инвестиции за счет займов, привлечения инвесторов и федеральных ресурсов в фактические и потенциальные продукты, позиционированные как «трудные дети» и «звезды». Интенсивный маркетинг региона на внешних рынках
Древесина и целлюлозно-бумажные изделия
Машины и оборудование, в т.ч.
электрооборудование
Продукция животноводства
и сельхозсырье
Образовательные услуги
Продукция химической
промышленности
IT-услуги
Услуги туризма и гостеприимства
Компьютеры, электронные
и оптические изделия
Услуги здравоохранения
Высоко-технологичный
Приоритетные инвестиции в развитие «умных» технологий при производстве фактических и потенциальных продуктов экспортной корзины, позиционированных как «дойные коровы», «звезды», «трудные дети». Поддержка цифровизации и развитие электронной коммерции в регионе. Маркетинг региона на внешних рынках, включая продвижение брендов высокотехнологичный компаний
Древесина и целлюлозно-бумажные изделия
Машины и оборудование, в т.ч.
электрооборудование
Продукция животноводства
и сельхозсырье
Образовательные услуги
Продукция химической
промышленности
IT-услуги
Услуги туризма и гостеприимства
Компьютеры, электронные
и оптические изделия
Услуги здравоохранения
Минеральные продукты
Готовые металлические изделия
Умеренный
Инвестиции в развитие продуктов, позиционированных как «звезды» и трудные дети». Маркетинг региона на внешних рынках
Древесина и целлюлозно-бумажные изделия
Машины и оборудование
Продукция животноводства
и сельхозсырье
Образовательные услуги
Продукция химической
промышленности
IT-услуги
Услуги
туризма и гостеприимства
Консервативный
Поддержание и увеличение экспорта традиционных продуктов экспортной корзины («дойных коров» и «звезд»), низкорискованные инвестиции в устойчиво развивающиеся отрасли агропромышленного комплекса и обрабатывающей промышленности
Древесина и целлюлозно-бумажные изделия
Машины и оборудование
Продукция животноводства
и сельхозсырье
Минеральные продукты
Источник: составлено авторами.

В условиях усиления конкуренции на глобальных рынках, негативных трендов международной торговли и роста ограничений в связи с продолжающейся пандемией наиболее актуальной представляется реализация высокотехнологичного сценария развития экспортного потенциала региона, предполагающего «точечные» инвестиции в развитие умных технологий и инфраструктуры для производства и реализации перспективных продуктов экспортной корзины. Приоритетность данного сценария для Республики Марий Эл подтверждается и другими исследователями, которые для регионов данного типа рекомендуют стратегию цифровизации бизнеса с развитием технологического экспорта [11] (Andreeva, Glukhikh, Krasnyh, 2020). Безусловно, что реализация высокотехнологичного сценария предполагает активное встраивание предприятий республики в глобальные цепочки добавленной стоимости, участие в которых позволит более полно реализовать экспортный потенциал региона.

Возможна интеграция высокотехнологичного и умеренного сценариев, при которой приоритетность инвестиций в высокие технологии может сочетаться с умеренными, низкорискованными инвестициями в прочие проекты развития при производстве продуктов, отнесенных к категории «звезд», «трудных детей» и «дойных коров».

Актуальность высокотехнологичного сценария обусловлена необходимостью развития электронной коммерции и цифровизации экономики региона в условиях продолжающейся пандемии COVID-19, когда электронные коммуникации зачастую становятся единственно возможным каналом продаж и взаимодействия контрагентов. Вместе с тем имеют место ограничения цифровизации региональной экономики, усложняющие реализацию высокотехнологичного сценария развития экспорта: слабый инвестиционный климат в регионе, низкий охват ИКТ-инфраструктурой отдаленных сельских территорий, низкий уровень цифровой грамотности и знания иностранных языков среди предпринимателей среднего и старшего возраста. В этой связи считаем, что приоритетным шагом для реализации как высокотехнологичного, так и интегрированного сценария развития экспортного потенциала провинциального региона является активизация усилий в области развития электронной коммерции и цифровой грамотности в регионе, создание качественной информационно-коммуникационной инфраструктуры.

Реализация высокотехнологичного сценария развития экспортного потенциала региона, с нашей точки зрения, является составляющей общей стратегии инновационного развития Республики Марий Эл. Инновационная стратегия – это стратегия, основанная на межсекторном и межрегиональном взаимодействии, предполагающая интеграцию производителей, формирование внутри- и межотраслевых объединений, кластеров как внутри региона, так и на межрегиональном уровне. Практическим инструментом интеграционной стратегии выступают, например, проекты цифровых агломераций, в которые включаются города Республики Марий Эл [20] (Blanutsa, 2018). Для развития экспортного потенциала необходимо выстраивание взаимодействия с органами власти и субъектами влияния регионов и рынков-импортеров, активный международный маркетинг провинциального региона.

Заключение

Проведенный анализ продуктовой структуры экспорта провинциального региона, с одной стороны, подтверждает рабочую гипотезу, что наибольшим экспортным потенциалом обладают отрасли, имеющие национальную значимость (машины и оборудование, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье; целлюлозно-бумажные изделия; электрооборудование и осветительные приборы). С другой стороны, достоверность рабочей гипотезы может быть подвергнута сомнению, поскольку в экономике региона есть отрасли, которые в настоящее время не определяются даже в качестве отрасли локальной значимости (IT-сфера). Однако проведенный анализ убедительно показал высокий потенциал и перспективы IT-сферы, ее способность выступать драйвером инновационного развития провинциального региона.

Предложенные сценарии развития экспортного потенциала провинциального региона предполагают диверсификацию товарной структуры экспорта за счет включения продукции отраслей локальной значимости, межотраслевой и межрегиональной интеграции. В качестве наиболее актуальных обоснованы два сценария развития экспорта: высокотехнологичный и интегрированный умеренно технологичный. В их основе лежат инвестиции в развитие умных технологий, инфраструктуру экспортно ориентированного производства. Необходимой мерой в развитии экспортного потенциала региона считаем наращивание темпов электронной коммерции и цифровизации экономики региона. Успешная реализация экспортного потенциала региона наиболее вероятна в рамках стратегии интеграционного развития Республики Марий Эл, основанной на межсекторном и межрегиональном взаимодействии производителей.


Источники:

1. Паспорт национального проекта (программы) "Международная кооперация и экспорт" (Утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16)). Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/72185934/#friends (дата обращения: 09.07.2021).
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 330 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности» (с учетом изменений от 31 марта 2021 г. № 508). [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru (дата обращения: 09.07.2021).
3. Райнерт Э.С. Как богатые страны стали богатыми, и почему бедные страны остаются бедными. - М.: Изд. дом Гос. ун-та Высшей школы экономики, 2011. – 384 c.
4. Полтерович В.М. Институты догоняющего развития (к проекту новой модели экономического развития России) // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2016. – № 5(47). – c. 34–56. – doi: 10.15838/esc.2016.5.47.2.
5. Любимов И.Л., Якубовский И.В. Структурная трансформация и отраслевая производительность: учет направлений экспорта в индексе экономической сложности // Журнал новой экономической ассоциации. – 2020. – № 3 (47). – c. 12–39.
6. Мазурова Е., Сычева К. Новые направления экспортной стратегии России // Современная конкуренция. – 2018. – № 6 (72). – c. 63-80.
7. Лаврикова Ю. Г., Андреева Е. Л., Ратнер А. В. Классификация факторов развития внешнеэкономической деятельности региона в условиях глобальных вызовов // Экономика региона. – 2021. – № 2. – c. 688-712. – doi: 10.17059/ekon.reg.2021-2-24.
8. Бакуменко О.А. К вопросу о стратегировании экспортной деятельности российских регионов // Региональная экономика: теория и практика. – 2019. – № 2. – c. 250–265.
9. Грошева Т.А., Исламутдинов В.Ф. Развитие подходов к определению системы показателей для оценки проявления «голландской болезни» на региональном уровне // Экономические отношения. – 2019. – № 4. – c. 2401-2418. – doi: 10.18334/eo.9.4.41265.
10. Якушев Н.О. Высокотехнологичный экспорт России и его территориальная специфика // Проблемы развития территории. – 2017. – № 3 (89). – c. 62-77.
11. Андреева Е. Л., Глухих П. Л., Красных С. С. Оценка влияния процессов цифровизации на развитие технологического экспорта регионов России // Экономика региона. – 2020. – № 2. – c. 612-624.
12. Сапир Е.В., Шмураткина А.Г. Институциональный механизм повышения экспортного потенциала региона // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. – 2019. – № 3. – c. 169 -176.
13. Абашкин В. Л., Гохберг Л. М., Еферин Я. Ю. и др. Атлас экономической специализации регионов России. / под ред. Л. М. Гохберга, Е. С. Куценко; Нац. исслед. ун-т Высшая школа экономики. - М.: НИУ ВШЭ, 2021. – 264 c.
14. Республика Марий Эл в цифрах. / Крат. стат. сб. - Маристат – Йошкар-Ола, 2020. – 467 c.
15. Гребёнкин И.В. Тенденции изменения промышленной специализации и динамика развития российских регионов // Экономика региона. – 2020. – № 1. – c. 69-83. – doi: 10.17059/2020-1-6.
16. Марий Эл экспортирует агропродукцию в 20 стран. Единый информационный портал экспортеры России. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rusexporter.ru/news/detail/11909/ (дата обращения: 09.07.2021).
17. Чурсин А.А., Юдин А.В., Грошева П.Ю., Мыслякова Ю.Г., Неклюдова Н.П. Оценка предрасположенности территорий к размещению «умных» компаний // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2021. – № 3. – c. 99–117. – doi: 10.15838/esc.2021.3.75.6.
18. Белокур О.С., Цветкова Г.С. Развитие IT-отрасли: проблемы и перспективы драйвера роста провинциального региона // Вестник Поволжского государственного технологического университета. Серия: Экономика и управление. – 2020. – № 2 (46). – c. 65-77.
19. О международных связях Республики Марий Эл в области науки, образования, культуры, спорта и туризма в 2019 - начале 2020 гг. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mid.ru/diverse/-/asset_publisher/zwI2FuDbhJx9/content/o-mezdunarodnyh-svazah-respubliki-marij-el-v-oblasti-nauki-obrazovania-kul-tury-sporta-i-turizma-v-2019-nacale-2020-gg (дата обращения: 09.07.2021).
20. Блануца В.И. Территориальная структура цифровой экономики России: предварительная делимитация «умных» городских агломераций и регионов // Пространственная экономика. – 2018. – № 2. – c. 17–35. – doi: 10.14530/se.2018.2.017-035.

Страница обновлена: 14.08.2024 в 03:22:15