Проблемы обеспечения доходов бюджетной системы России в среднесрочной перспективе
Скачать PDF | Загрузок: 3
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 2-2 (106), Февраль 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
По мере роста ВВП, изменения его структуры, повышения жизненного уровня россиян проблемы, характерные для налоговых систем развивающихся стран и стран с переходной экономикой, для России будут постепенно терять свою актуальность. Речь, прежде всего, идет о таких явлениях как: сравнительно высоких масштабах уклонения от налогообложения, наличии полулегальной оптимизации налоговых платежей, связанной, в том числе, с «отмыванием» денег, значительной доле теневого сектора экономики, сложности построения системы налогового администрирования в условиях отсутствия культуры уплаты налогов и др.
Ключевые слова: налоги, налоговая политика, бюджетная система, налоговые правонарушения
По мере роста ВВП, изменения его структуры, повышения жизненного уровня россиян проблемы, характерные для налоговых систем развивающихся стран и стран с переходной экономикой, для России будут постепенно терять свою актуальность. Речь, прежде всего, идет о таких явлениях как: сравнительно высоких масштабах уклонения от налогообложения, наличии полулегальной оптимизации налоговых платежей, связанной, в том числе, с "отмыванием" денег, значительной доле теневого сектора экономики, сложности построения системы налогового администрирования в условиях отсутствия культуры уплаты налогов и др.
После того, как перечисленные проблемы, будут, в основном, решены, можно ожидать возникновение других, в большей степени свойственных налоговым системам развитых стран, а именно:
‑ обеспечение уплаты налогов с корпораций в условиях глобализации мировой экономики и налоговой конкуренции между юрисдикциями;
‑ разграничение уклонения от налогообложения и легальной налоговой оптимизации;
‑ проблемы сбора и обработки больших информационных массивов данных о налогоплательщиках;
‑ проблемы налогообложения и налогового администрирования, связанные с появлением новых видов деятельности и др.
В дополнение к перечисленным вопросам ряд дополнительных вызовов для продолжения налоговой реформы формирует и сложившаяся структура российской экономики.
Эволюцию проблематики налоговой реформы демонстрируют и тенденции, наблюдаемые в России при взимании отдельных налогов. В частности, для налога на добавленную стоимость в 1990х годах были актуальны проблемы обесценения сумм налога (как начисленных, так и принимаемых к вычету) вследствие высокой инфляции, сложности перехода на метод начислений при исчислении обязательств по налогу (опасения ложных счетов-фактур, фальсификации налоговой отчетности и т.п.) и др.
Для налога на прибыль организаций – это наличие многочисленных льгот, деформирующих налоговую базу и условия ведения экономической деятельности. Как следствие – высокие налоговые ставки. Также налог на прибыль был в значительной степени привязан к унаследованной от советских времен системе бухгалтерского учета, среди особенностей которой можно отметить, например, наличие фиксированного перечня относимых на себестоимость затрат. Для ресурсных налогов – устаревшие системы акцизов на нефть и газ, платежей за пользование недрами и отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, позволявшие сохранять очень низкий уровень налогообложения в добывающем секторе.
Для налогообложения доходов физических лиц – массовое уклонение от уплаты подоходного налога и социальных отчислений, в особенности для налогоплательщиков с высокими доходами. Кроме того, ключевыми проблемами налоговой системы были существование оборотных налогов, ее сложность и недостатки законодательного регулирования, наличие многочисленных неэффективных налогов и сборов, вводимых в условиях бюджетного кризиса с целью пополнить доходы бюджетов различных уровней бюджетной системы, и многие другие.
В отличие от периода 1990-х годов в настоящее время основные задачи принимаемых изменений – это повышение эффективности и нейтральности налоговой системы, улучшение налогового администрирования и повышение собираемости налогов при условии сохранения стабильными основных параметров налоговой системы. При этом можно считать в значительной степени решенными (по сравнению с 1990-ми годами) такие проблемы, как:
‑ наличие необоснованных льгот и освобождений, искажающих оборотные налоги;
‑ несогласованность применения правил территориальности для косвенных налогов со странами – торговыми партнерами и др.
Снизилось уклонение от налогообложения, в том числе благодаря снижению ставок основных налогов, упрощению налоговой системы и улучшению администрирования.
Общие проблемы функционирования налоговой системы России в среднесрочной и долгосрочной перспективе можно условно разделить на четыре основных направления, каждое из которых определяет совокупность проблем, общих для различных налогов (данные проблемы в большей степени характерны для перспективного периода, чем для последних 10 лет налоговой реформы):
Во-первых, это проблемы, связанные с глобализацией мировой и повышением открытости российской экономики, расширением участия российских налогоплательщиков в международной торговле и на мировых финансовых рынках, включая:
‑ создание компаний за рубежом и проведение трансакций с их участием;
‑ ведение экономической деятельности и формирование налоговой базы российских налогоплательщиков в глобальном масштабе на территории многих государств и юрисдикций.
Решение подобных проблем, как правило, выходит за рамки непосредственного инфорсмента [1] исполнения внутреннего налогового законодательства. Для транснациональных компаний нероссийского происхождения решение проблем, связанных с их глобальной деятельностью, дополнительно затрагивает также и дипломатические интересы. Поэтому на первый план выходят вопросы международного сотрудничества между фискальными органами различных стран, гармонизация налогового законодательства в его основных параметрах, применение унифицированных методов противодействия трансфертному ценообразованию, незаконной налоговой оптимизации и др.
Во-вторых, это проблемы, связанные с использованием налоговой системы в качестве механизма повышения конкурентоспособности российских предприятий, отдельных отраслей промышленности и сельского хозяйства или типов предприятий. В том числе малого бизнеса и индивидуального предпринимательства. Значительные нефтегазовые доходы и профицит федерального бюджета стимулируют возникновение значительного числа предложений использовать налоговую систему (введение льгот и снижение налогов) в качестве инструмента поддержки отдельных секторов без учета возможных негативных последствий подобных решений.
В-третьих, уже сейчас требуют решения проблемы, связанные с усложнением внутренних экономических отношений, расширением многообразия видов деятельности, особенно в части роста объемов и количества типов предоставляемых услуг, необходимостью сбора, хранения, обработки и анализа значительных по объему потоков информации, обеспечения режима конфиденциальности полученных сведений об индивидуальных налогоплательщиках и налогоплательщиках – предприятиях. Эти проблемы связаны также и с приспособлением и обучением налогоплательщиков использованию различных легальных инструментов для оптимизации налоговых поступлений.
В-четвертых, по-видимому, будет происходить усиление степени решения при помощи налоговой системы задач нефискального характера:
– корректировки определенного поведения налогоплательщиков (сокращения потребления алкоголя и табака);
‑ снижения выбросов (сбросов) в окружающую среду;,
‑ сокращения и повышения рациональности объемов использования природных ресурсов, и др.);
‑ использования налоговой системы в качестве макроэкономических регуляторов (перераспределения доходов, стабилизации макроэкономических шоков, обеспечения устойчивости налоговых поступлений по отношению к условиям торговли и др.);,
‑ сбора пользовательских платежей (за пользование автомобильными дорогами, муниципальной инфраструктурой) и т.п.
В целом, анализируя возможные проблемы функционирования налоговой системы, можно отметить, что в среднесрочной и долгосрочной перспективе будет происходить смещение акцентов от упрощения, повышения нейтральности налоговой системы и снижения уклонения к необходимости учета особенностей меняющейся экономической системы.
Речь идет о проблемах интеграции российской экономики (и налоговой системы) в мировую экономику с расширением участия российских налогоплательщиков в трансграничных товарных и финансовых операциях, а также совершенствование вместе с усложнением видов и условий деятельности в направлении расширения возможностей для аналитической работы с данными и декларациями налогоплательщиков.
Все это потребует решения достаточно большого набора перечисленных выше частных проблем отдельных налогов и налогового администрирования, что будет осложнено необходимостью сохранения и повышения собираемости налогов и, одновременно, обеспечения стабильности основных параметров налоговой системы.
Источники:
2. Atkinson A.B., Stiglitz J.E., «The design of tax structure: direct versus indirect taxation» // Journal of Public Economics. - #5, 1976, pp. 55-75.
3. Auerbach A. J., «Measuring the Impact of Tax Reform» // National Tax Journal. – Vol.49, #4, December 1996, pp. 665-673.
4. Auerbach A. J., James R. H. Jr. «Taxation and Economic Efficiency». - NBER Working Paper #8181. - Cambridge, MA: National Bureau of Economic Research, 2001.
5. Dąbrowski M., Tomczyńska M., «Tax Reforms in Transition Economies – a Mixed Record and Complex Future Agenda». - Series: Studies and Analyses, CASE, 2001.
6. Feldstein M.S. «On the theory of tax reform» // Journal of Public Economics. -, 1976, pp. 77-104.
7. Goolsbee A., «Evidence on the High-Income Laffer Curve from Six Decades of Tax Reform» // Brookings Papers on Economic Acivity, #2, 1999.
8. Joumard I., «Tax Systems in European Union Countries». - OECD Economics Department Working Papers, #301, 2001.
9. Tanzi V., «Fiscal Policies in Economies in Transition». - Washington, D.C., International Monetary Fund, 1992.
10. Tanzi V., «Transition and the Changing Role of Government, Finance and Development». - Vol. 36, #2, IMF, June 1999.
11. «The Role of Tax Reform in Central and Eastern European Economies». - Paris: OECD, 1991, 459p.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:47:38