Оценка уровня кадрового обеспечения молодыми специалистами инновационной экономики Приволжского федерального округа

Кудряшов А.А.1
1 Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики, Россия, Самара

Статья в журнале

Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 8, Номер 11 (Ноябрь 2021)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=47314631
Цитирований: 2 по состоянию на 28.06.2023

Аннотация:
Развитие экономики в условиях глобального рынка и высокой конкуренции невозможно без систематической трансформации компаний под постоянно меняющиеся требования потребителя через внедрение передовых производственных технологий и вывода на рынок инновационных продуктов. Ключевым элементом таких преобразований является наличие высококвалифицированных кадров, способных своевременно реагировать на требования рынка, определять приоритеты развития и разрабатывать новые модели и продукты для целевого потребителя. Проведенное исследование кадрового обеспечения молодыми специалистами инновационной экономики Приволжского федерального округа дает представление о среднесрочном потенциале рынка труда, фокусирует внимание на сокращении количества выпускников инженерно-технических специальностей к 2024 году. Полученные научные результаты могут быть полезны для региональных органов власти, коммерческих организаций, высших учебных заведений и использованы для формирования кадровой политики компаний различных сфер деятельности, совершенствованию молодежной политики регионов, разработки моделей профориентационной деятельности вузов.

Ключевые слова: инновационная экономика, квалифицированные кадры, рынок труда, молодые специалисты

JEL-классификация: J21, J23, J44, O31



Введение

Ключевыми составляющими развития национальной технологической системы в настоящее время являются четыре ключевых аспекта – это средства производства, инфраструктура, кадры и инвестиции. При этом важным фактором является наличие высококвалифицированной рабочей силы, которая определяет восприимчивость региона к технологическим инновациям, введению новых и развитию существующих промышленных объектов, приживаемость современных технологий, привносимых извне, а также возможность адаптироваться к ним.

В свою очередь, недостаток квалифицированных специалистов формирует новые подходы к управлению персоналом, требует от организаций своевременных шагов по выработке стратегий поведения на рынке труда. В этой связи, особенно актуальным является вопрос оценки обеспеченности квалифицированными молодыми специалистами предприятий ПФО.

Различные аспекты оценки кадрового потенциала для инновационной экономики рассматривались в работах Устаева Р.М., Ребий А.П. [1, с. 115–120] (Ustaev, Rebiy, 2017, р. 115–120), Мисинева И.А. [2, с. 208–212] (Misineva, 2017, р. 208–212), Костенькова Т.А., Трубицына Н.С. [3, с. 469–478] (Kostenkova, Trubitsyna, 2019, р. 469–478), Шпилева А.А., Быкова О.Н. [4, с. 177–184] (Shpileva, Bykova, 2020, р. 177–184), Потуданской В.Ф., Боровских Н.В., Кипервар Е.А. [5, с. 735–744] (Potudanskaya, Borovskikh, Kipervar, 2018, р. 735–744), Пищулина В.Н. [6, с. 1515–1524] (Pishchulin, 2019, р. 1515–1524), Кизиль Е.В. [7, c. 277–290] (Kizil, 2020, р. 277–290) и других авторов.

Целью исследования является оценка уровня обеспеченности инновационной экономики Приволжского федерального округа молодыми квалифицированными специалистами.

Научная новизна исследования заключается в обосновании необходимости корректировки стратегий развития организаций регионов Приволжского федерального округа с учетом количественного сокращения молодых квалифицированных специалистов на рынке труда.

Авторская гипотеза предполагает стагнацию инновационного развития регионов Приволжского федерального округа к 2024 году в связи с недостаточным количеством молодых квалифицированных кадров.

Методология проводимого автором исследования базируется на общенаучных методах познания: анализе и синтезе, историческом и сравнительном методах, а также на математико-статистических и формально-логических методах изучения, системно-структурного анализа и диалектической логики. В основе методологии исследования лежат статистические данные, аналитические отчеты, труды ученых, посвященные проблемам кадрового обеспечения инновационной экономики.

Ситуация на рынке труда Приволжского федерального округа

В условиях формирования цифровой экономики наблюдается значительный рост инновационных процессов и продуктов в различных отраслях. Так, согласно данным исследования специалистов Высшей школы экономики, проведенного в 2021 году [8], 67,3% организаций имели продуктовые инновации, 62,6% организации имели процессные инновации, из них к наиболее популярным можно отнести:

- новые или усовершенствованные методы обработки и передачи информации, общие для организации (27,9%);

- новые или усовершенствованные методы производства и разработки товаров и услуг, ведения и разработки сельскохозяйственного производства (25,1%);

- новые или усовершенствованные методы ведения бизнеса, корпоративного управления, бухгалтерского и финансового учета (23,0%).

Лидирующие позиции по уровню инновационной активности регионов (табл. 1) занимает Приволжский федеральный округ (ПФО).

Таблица 1

Уровень инновационной активности регионов в 2019 г.

Административно-территориальная единица
Проценты
Приволжский федеральный округ
11,6
Центральный федеральный округ
10,8
Северо-Западный федеральный округ
10,1
Уральский федеральный округ
9,3
Сибирский федеральный округ
7,5
Южный федеральный округ
7,5
Дальневосточный федеральный округ
6,0
Северо-Кавказский федеральный округ
1,7
Источник: составлено автором по материалам [8].

Вместе с тем одним из важных факторов, препятствующих инновационной деятельности, является недостаток квалифицированного персонала, стоящий в одном ряду с недостатком кредитов или прямых инвестиций. «Дефицит кадров во многих отраслях российской экономики может привести к возникновению инфляционной спирали», – отмечается в материалах департамента исследований и прогнозирования Центрального банка Российской Федерации. Это подтверждается и данными, представленными в таблице 2, согласно которым наблюдается значительное увеличение количества вакансий и средней предлагаемой заработной платы в различных отраслях экономики при ограниченном количестве соискателей.

Таблица 2

Параметры рынка труда ПФО в 2021 г.

Период
Динамика вакансий (% к аналогичному периоду предыдущего года)
Динамика резюме (% к аналогичному периоду предыдущего года)
hh.индекс
Предлагаемая зарплата (руб.)
Январь
+29
+6
4,9
41131
Февраль
+34
+5
4,8
40705
Март
+38
+5
4,8
40698
Апрель
+48
+6
4,7
40728
Май
+63
+7
4,5
40854
Июнь
+65
+6
4,3
40930
Июль
+64
+5
4,2
41104
Август
+31
+4
4,1
41154
Сентябрь
+58
+3
4,0
41223
Источник: составлено автором по материалам [9].

Это связано в первую очередь с глобализацией экономики, в рамках которой постоянно растет уровень конкуренции на внутреннем и внешнем рынке. В борьбе за рыночную нишу компаниям необходимо оптимизировать внутренние бизнес-процессы, изменять технологии производства, формировать индивидуальную маркетинговую политику, совершенствовать конечный продукт или услугу под требования потребителя. Большую долю трансформации организаций занимает ИТ-отрасль, так как информационные технологии затрагивают деятельность всех отраслей. Именно в этой отрасли возникли значительные проблемы кадрового обеспечения, поскольку темпы ее развития беспрецедентны. Это отражается на динамике роста заработной платы в сфере информационных технологий, в Москве за 2 года размеры заработной платы выросли на 39,5%, в среднем по стране зарплаты в отрасли практически вдвое превышают средний показатель. Впервые об этой проблеме заговорили в 2018 году с началом программы «Цифровая экономика», в том же году на международном форуме «Оренбуржье – сердце Евразии» представители отрасли обозначили проблему массового оттока в другие страны квалифицированных специалистов в течение 10 лет после окончания высшего учебного заведения.

С этого момента начали разрабатываться и реализовываться региональные программы в области переподготовки кадров для цифровой экономики. Однако это не только не решило проблему, но и привело к кадровым проблемам в других сферах экономики, в частности оттоку молодых специалистов из высших учебных заведений. Согласно исследованию Высшей школы экономики [10], половина всего профессорско-преподавательского состава вузов – старше 50 лет, при этом многие необходимые для преподавания и научной работы навыки, такие как знание иностранного языка, умение преподавать онлайн и работать с современным программным обеспечением, имеют именно молодые сотрудники.

Как следствие, более 50% соискателей на рынке труда ПФО составляют молодые люди в возрасте 25–35 лет, получившие высшее образование, что говорит о высших учебных заведениях как основных поставщиках квалифицированных кадров для региональных предприятий.

Несмотря на значительные многогранные формы работы с абитуриентами, расширение программ подготовки кадров для цифровой экономики, активное участие бизнеса в разработке образовательных программ, наблюдается значительное сокращение количества выпускников вузов.

Оценка обеспеченности квалифицированными кадрами регионов ПФО

Согласно региональным исследованиям, оценкам специалистов и статистическим отчетам, средняя ежегодная дополнительная кадровая потребность специалистов всех уровней (табл. 3) по шести субъектам ПФО составляет 186 085 человек. В восьми субъектах ПФО в официальных источниках не представлена оценка ежегодной кадровой потребности, что создает определенные трудности при формировании конкретных предложений в области кадровой политики для экономики региона. Кроме того, некоторые оценки не учитывают динамическое развитие региона, а отражают текущие кадровые потребности. Например, в Нижегородской области, согласно прогнозу потребности регионального рынка труда в специалистах различных направлений для Новгородской области [11], общая ежегодная кадровая потребность в специалистах составила около 3500 человек, а в инженерно-технических кадрах – 1300 человек при 13 000 учеников общеобразовательных учреждений, сдававших ЕГЭ. Вместе с тем доклад губернатора Нижегородской области на заседании по развитию цифровой среды при Совете Федерации подчеркивает, что главным сдерживающим фактором развития ИТ-отрасли в регионе все-таки остается дефицит кадров [12], что вносит некоторую неопределенность в результаты оценки.

Таблица 3

Ежегодная потребность в кадрах на период 2021–2024 гг.

Субъект
Ежегодная потребность в кадрах
Специальности высшего образования
Специалисты среднего звена СПО
Квалифицированные рабочие, служащие СПО
Профессиональное образование не требуется
Ульяновская область
11500
7900
6000

Чувашская Республика
300
600
600

Республика Башкортостан
66700
14700
12900

Республика Татарстан
16380
9620

Самарская область
11411
7861
10130
8183
Нижний Новгород
150
1150


Итого
106441
41831
29630
8183
Источник: составлено автором по материалам [13–17].

Рассматривая возможность обеспечения кадровой потребности регионов за счет молодых специалистов, необходимо обратить внимание на общее количество молодых людей в возрасте 18 лет, ежегодно пополняющих рынок труда. В данном исследовании не рассматривается фактор миграции населения, который близок к нулю в ПФО, и фактор естественного выбытия населения.

В 2020 году количество человек в возрасте 18 лет составляло 259 156 человек, что на 74 371 больше, чем кадровая потребность шести регионов с приведенными оценками, но этого количества вряд ли будет достаточно для остальных восьми регионов, входящих в состав ПФО. Стоит обратить внимание на период проведения исследования, в котором проводилась оценка hh.индекса (табл. 2), несмотря на рост количества молодежи в 2021 году на 8,8% к предыдущему году, наблюдается падение hh.индекса в целом по округу, что может означать более высокие темпы роста кадровой потребности. В последующие периоды данные представлены на рисунке 1, прирост по годам составляет в 2022 году 4,4% к предыдущему периоду, в 2023 году – 1%, а в 2024 году – падение на 3%.

Рисунок 1. Количество человек в возрасте 18 лет ПФО

Источник: составлено автором.

Таким образом, при сохранение текущих темпов роста кадровой потребности к 2024 году в Приволжском федеральном округе могут возникнуть серьезные проблемы кадрового обеспечения действующих предприятий. Это значительно ограничит возможности инновационного развития регионов, затруднит появление новых инновационных компаний и может привести к стагнации экономики.

Стоит обратить внимание на потребность регионов в квалифицированных специалистах, окончивших высшие учебные заведения, доля которых составляет 57,5% от общего количества (табл. 3), поскольку именно они являются основой инновационного развития предприятий, разрабатывают и выводят на рынок новые технологии и обеспечивают формирование «голубых океанов».

В настоящее время для большинства молодых людей единый государственный экзамен (ЕГЭ) является своеобразным допуском для получения специальности в высшем учебном заведении, в этой связи для оценки обеспеченности экономики округа квалифицированными специалистами использовались данные о результатах ЕГЭ, представленные в таблице 4.

Таблица 4

Количество участников ЕГЭ в ПФО

Регион РФ
2020 г.
2021 г.
Общее количество участников ЕГЭ
Количество участников ЕГЭ по физике
Общее количество участников ЕГЭ
Количество участников ЕГЭ по физике
Нижегородская область
12113
5344
12992
1536
Самарская область
13696
4515
13829
4399
Кировская область
5293
1134
5268
4399
Республика Башкортостан
16605
4408
16652
3905
Республика Марий Эл
3016
1200
2849
721
Республика Мордовия
3294
768
1338
635
Оренбургская область
7288
2122
7291
2000
Пензенская область
4924
1240
5033
1159
Пермский край
10675
1897
10300
2300
Саратовская область
9353
2505
9994
2322
Республика Татарстан
15772
3873
16830
3371
Удмуртская Республика
7710
1597
6728
1425
Ульяновская область
3060
741
2831
1248
Чувашская Республика
5560
2366
4166
1612
Итого:
118359
33710
116101
31032
Источник: составлено автором по [18–28].

На основании представленных данных в 2020 году доля выпускников, принимавших участие в ЕГЭ, составляла 46,2% в 2021 году, 39,5% от общего числа молодых людей в возрасте 18 лет, что свидетельствует о сокращении количества желающих получить высшее образование сразу после окончания школы. К сожалению, данный негативный тренд может продолжиться в ближайшей перспективе по ряду причин.

Во-первых, кадровые проблемы с учителями в общеобразовательных учреждениях, что отражается на качестве подготовки выпускников. Значительные проблемы наблюдаются в небольших городах и сельской местности в связи с невысоким уровнем заработных плат, слаборазвитой социальной инфраструктурой и недостаточным материально-техническим обеспечением.

Во-вторых, переход на дистанционное образование негативно отражается на уровне знаний школьников и, как следствие, снижает шансы получить достаточное количество баллов по результатам ЕГЭ. Данный вопрос регулярно обсуждается специалистами на разных уровнях, например [29, 30], но комплексное решение отсутствует, а последствия еще предстоит оценить.

В-третьих, снижается интерес к обучению в высших учебных заведениях в связи с тем, что компании вынуждены «латать» кадровые дыры, несмотря на уровень образования и спектр компетенций соискателя. Многие компании, наиболее явно это проявляется в отрасли инфокоммуникационных технологий, в связи с высокой стоимостью квалифицированных специалистов на рынке труда и их ограниченным количеством рассматривают студентов вузов 2–4 курсов инженерных специальностей, а также молодых людей с минимальным набором компетенций как источник кадрового обеспечения, готовы обучать и принимать их на работу без документа о присвоении соответствующей квалификации [31, 32] (Klyucharev, Dezhina, 2018).

В-четвертых, снижается уровень доходов населения, что сказывается на возможности финансового обеспечения молодых людей в период обучения. Согласно оценке Росстата, реальные располагаемые денежные доходы россиян по итогам 2020 года сократились на 3,5% и отстают от уровня 2013 года на 10% [33].

В таком случае реализация программы по увеличению количества бюджетных мест в вузах играет второстепенную роль в подготовке квалифицированных специалистов и говорит о необходимости принятия комплексных мер по работе с общеобразовательными учреждениями.

Сопоставляя данные таблицы 3 о ежегодной потребности шести регионов в специалистах по специальностям высшего образования и данные таблицы 4 об общем количестве участников ЕГЭ, соотношение 118 359 к 116 101 свидетельствует об усугублении ситуации на рынке высококвалифицированных специалистов к 2024 году.

Область подготовки по инженерно-техническим специальностям является ключевой для появления и развития инноваций в регионах. Так как к наиболее перспективным направлениям относятся большие данные, искусственный интеллект, системы распределенного реестра, квантовые технологии, новые и портативные источники энергии, новые производственные технологии, сенсорика и компоненты робототехники, технологии беспроводной связи, технологии управления свойствами биологических объектов, нейротехнологии, технологии виртуальной и дополненной реальностей, то основным предметом для поступления в вуз на такие специальности является физика.

Согласно данным таблицы 3, количество учеников школ, желающих получить компетенции в соответствующих областях, ежегодно сокращается, и в 2020 году составляло 33 710, а в 2021 году – 31 032 человека, при сокращении общего количества участников ЕГЭ на 2% количество участников ЕГЭ по физике сократилось на 8%. Зародившаяся с 2016 года тенденция сокращения количества выпускников по инженерно-техническим специальностям уже сейчас негативно отражается на инновационной деятельности организаций, ограничивает возможности внедрения новых технологий и социально-экономическое развитие регионов ПФО в целом. Если в настоящее время проблемы обеспеченности кадрами наиболее остро ощущаются в ИТ-отрасли, то к 2024 году этот вопрос будет стоять во всех сферах экономики.

Заключение

В результате проведенного исследования кадрового обеспечения инновационной деятельности в Приволжском федеральном округе можно сделать вывод о сложившейся сложной ситуации на рынке труда в период с 2022 г. по 2024 г.

Общая потребность регионов ПФО в кадрах практически в два раза превосходит количество молодых людей в возрасте 18 лет, выходящих на рынок труда. Это в первую очередь отразится на росте стоимости рабочей силы и, возможно, за этот счет позволит привлекать трудовые ресурсы из других стран, что необходимо учитывать при реализации стратегий социально-экономического развития регионов.

Более сложная ситуация наблюдается на рынке квалифицированных кадров, где потребности экономики в разы превосходят существующий потенциал регионов. Наиболее верным решением этой проблемы является оптимизация деятельности компаний для сокращения количества задействованного персонала в текущих процессах за счет внедрения цифровых технологий, робототехнических устройств и т.д. с последующим их привлечением в инновационные сферы деятельности. То есть основной акцент в стратегии развития организации должен быть направлен на подготовку и переподготовку персонала организации, а не на привлечение специалистов со стороны.

Количество подготавливаемых квалифицированных специалистов региона в технических науках сокращается с каждым годом, несмотря на реализацию программ кадрового обеспечения инновационной и цифровой экономики. Решение этой проблемы в срезе региона на ближайшую перспективу не представляется возможным в связи с широким спектром проблем, от обеспечения учителями общеобразовательных учреждений до создания «модных» специальностей, широко освещаемых в медиапространстве. Однако многие компании уже сейчас решают этот вопрос посредством заключения договоров целевого обучения с выпускниками школ, что если не устранит, то облегчит вопрос кадрового голода для отдельных организаций к 2024 году.

Таким образом, уровень обеспеченности молодыми специалистами в регионах ПФО является крайне низким, особенно в области подготовки по инженерно-техническим специальностям, что является сдерживающим фактором инновационного развития, особенно высокотехнологичного сектора.


Источники:

1. Устаев Р. М., Ребий А. П. Об управлении формированием и развитием кадрового инновационного потенциала в регионе // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. – 2017. – № 2(59). – c. 115-120.
2. Мисинева И. А. Подходы к определению и оценке кадрового потенциала организации в условиях инновационной экономики // Управление человеческими ресурсами – основа развития инновационной экономики. – 2017. – № 7. – c. 208-212.
3. Костенькова Т.А., Трубицына Н.С. Управление кадровым потенциалом промышленного комплекса региона в условиях инновационного развития // Лидерство и менеджмент. – 2019. – № 4. – c. 469-478. – doi: 10.18334/lim.6.4.41230.
4. Шпилева А.А., Быкова О.Н. Есть ли кадровый потенциал у российского предпринимательства? // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 2. – c. 177-184. – doi: 10.18334/epp.10.2.100440.
5. Потуданская В.Ф., Боровских Н.В., Кипервар Е.А. Кадровый потенциал региона: сущность, факторы, проблемы формирования // Экономика труда. – 2018. – № 3. – c. 735-744. – doi: 10.18334/et.5.3.39252.
6. Пищулин В.Н. Региональный кадровый потенциал как базовый фактор развития инновационной экономики // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – № 4. – c. 1515-1524. – doi: 10.18334/vinec.9.4.41206.
7. Кизиль Е.В. Оценка инновационной составляющей потенциала развития региона // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – № 1. – c. 277-290. – doi: 10.18334/vinec.10.1.100414.
8. Индикаторы инновационной деятельности: 2021: статистический сборник. / Л. М. Гохберг, Г. А. Грачева, К. А. Дитковский и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2021. – 280 c.
9. Hh-индекс. Сравнение по профобластям. [Электронный ресурс]. URL: https://stats.hh.ru/prof-comparison#dateFrom=1&dateTo=1®ion%5B% 5D=700007&profarea%5B%5D=all (дата обращения: 10.11.2021).
10. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Мониторинг экономики образования. [Электронный ресурс]. URL: https://www.hse.ru/data/2020/12/03/1354616421/release_13_2020.pdf (дата обращения: 10.11.2021).
11. Министерство труда и социальной защиты населения Новгородской области. Прогноз потребности регионального рынка труда в специалистах различных направлений для Новгородской области. [Электронный ресурс]. URL: http://social.novreg.ru (дата обращения: 10.11.2021).
12. ИА «Время Н». Никитин: потребность региона в IT-специалистах превышает 3,6 тысячи человек ежегодно. [Электронный ресурс]. URL: https://www.vremyan.ru/ (дата обращения: 10.11.2021).
13. Центр профессионального образования. Cреднесрочный прогноз кадровых потребностей. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cposo.ru/srednesrochnyj-prognoz-kadrovykh-potrebnostej (дата обращения: 12.11.2021).
14. Интерактивный портал Агентства по развитию человеческого потенциала и трудовых ресурсов Ульяновской области. Статистические отчеты. [Электронный ресурс]. URL: https://ulyanovsk-zan.ru/ (дата обращения: 11.11.2021).
15. Перлдов Н. А. Доклад «Анализ и прогноз потребности в кадрах для отраслей экономики Чувашской Республики на 2021-2024 гг.». [Электронный ресурс]. URL: https://pandia.ru/text/86/031/92705.php (дата обращения: 10.11.2021).
16. Правительство Республики Башкортостан. Официальный сайт. Самые востребованные профессии на ближайшие три года. [Электронный ресурс]. URL: https://pravitelstvorb.ru/ru/press-office/news.php?ELEMENT_ID=52104 (дата обращения: 01.11.2021).
17. Online-конференция с министром труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан Эльмирой Зариповой. [Электронный ресурс]. URL: https://realnoevremya.ru/articles/209502-kak-v-mintruda-rt-budut-reshat-problemu-kadrovogo-goloda (дата обращения: 03.11.2021).
18. Результаты ЕГЭ 2020 года в Нижегородской области: статистические материалы. [Электронный ресурс]. URL: http://www.niro.nnov.ru/?id=56655 (дата обращения: 03.11.2021).
19. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. Официальный сайт Рособрнадзора. [Электронный ресурс]. URL: http://obrnadzor.gov.ru/ (дата обращения: 04.11.2021).
20. Статистико-аналитический отчет о результатах государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в 2021 году в Республике Башкортостан. [Электронный ресурс]. URL: https://rcoi02.ru/wp-content/uploads/files/sao-11-respublika-bashkortostan.pdf (дата обращения: 04.11.2021).
21. ЕГЭ во время пандемии: как школьники Мордовии будут сдавать экзамены в 2020 году. [Электронный ресурс]. URL: https://news.myseldon.com/ru/news/index/232237628 (дата обращения: 07.11.2021).
22. Министерство образования Оренбургской области. В Оренбургской области подвели итоги ЕГЭ-2021. [Электронный ресурс]. URL: https://minobr.orb.ru/presscenter/news/16265/ (дата обращения: 02.11.2021).
23. Статистико-аналитический отчет о результатах государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в 2021 году в Пензенской области. [Электронный ресурс]. URL: http://rcoi58.ru/wp-content/uploads/2021/09/glava-1.pdf (дата обращения: 10.11.2021).
24. Статистико-аналитический отчет о результатах единого государственного экзамена в 2020 году в Пермском крае. [Электронный ресурс]. URL: https://minobr.permkrai.ru/upload/iblock/693/91e03yx9bkgs50btejy63xlokgpvv2xk.pdf (дата обращения: 12.11.2021).
25. Статистико-аналитический отчет о результатах государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в 2021 году в Саратовской области. [Электронный ресурс]. URL: https://soiro64.ru/wp-content/uploads/2021/08/statistiko-analiticheskij-otchet-o-rezultatah-gia-po-obrazovatelnym-programmam-srednego-obshhego-obrazovanija-v-2021g-v-saratovskoj-obl.pdf (дата обращения: 12.11.2021).
26. Министерство образования и науки республики Татарстан. Результаты единого государственного экзамена в республике Татарстан. [Электронный ресурс]. URL: http://rcmko.ru/wp-content/uploads/2020/10/EGE-versiya-dlya-sajta.pdf (дата обращения: 13.11.2021).
27. Статистико-аналитический отчет о результатах единого государственного экзамена в 2020 году в Удмуртской Республике. [Электронный ресурс]. URL: https://ege.ciur.ru/ИСХ.%2001-40_8110%20от%2024.08.2020%20в%20Федеральная%20служба%20по%20надзору%20в%20сфере%20образования%20и%20науки%20(Рособрнадзор).pdf (дата обращения: 18.11.2021).
28. Официальный сайт информационно-технологической поддержки государственной итоговой аттестации в Чувашской Республике. Участники ЕГЭ-2021 определились с выбором предметов. [Электронный ресурс]. URL: http://ege.cap.ru/Info.aspx?type=news&id=4371166 (дата обращения: 15.11.2021).
29. Российская газета. Эксперты назвали главную проблему для учителей в онлайн-образовании. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2020/04/27/eksperty-nazvali-glavnuiu-problemu-dlia-uchitelej-v-onlajn-obrazovanii.html (дата обращения: 15.11.2021).
30. Исследование проблемы соблюдения прав ребенка на доступность образования в условиях реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования в дистанционном формате в период режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения короновирусной инфекции в городе Москве: итоговый отчет. - М.: ИП Новиков Дмитрий Александрович, 2020. – 212 c.
31. Исследовательский центр портала Superjob.ru. 7 из 10 молодых специалистов получают предложение о трудоустройстве после прохождения стажировки. [Электронный ресурс]. URL: https://www.superjob.ru/research/articles/113039/7-iz-10-molodyh-specialistov-poluchayut-predlozhenie-o-trudoustrojstve-posle-prohozhdeniya-stazhirovki/ (дата обращения: 17.11.2021).
32. Ключарев Г. А., Дежина И. Г. Российское образование для инновационной экономики: болевые точки // Социологические исследования. – 2018. – № 9(413). – c. 40-48. – doi: 10.31857/S013216250001957-5.
33. РБК. Росстат оценил масштаб снижения реальных располагаемых доходов россиян. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/economics/28/01/2021/60129a749a7947cf1ca85d53 (дата обращения: 17.11.2021).

Страница обновлена: 15.09.2024 в 15:45:01