Как сократить риски системы рынка коллективных инвестиций Российской Федерации: методы и решения

Соколов Д.И.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 2-2 (106), Февраль 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Соколов Д.И. Как сократить риски системы рынка коллективных инвестиций Российской Федерации: методы и решения // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 2. – С. 43-48.

Аннотация:
В последние годы в России заметно вырос интерес к использованию финансовых инструментов. Долгое время ценные бумаги, фондовый рынок представлялись для большинства населения чем-то далеким и непонятным, считались уделом банков и малого числа профессионалов. С повышением благосостояния населения возникает вопрос инвестирования свободных денежных средств, сохранения их от потерь в виде инфляции и получении дополнительного дохода.

Ключевые слова: инвестиции, риски, управление рисками, коллективные инвестиции, паевые инвестиционные фонды



Сегодня наблюдается бурный рост паевых инвестиционных фондов. Это дало импульс совершенствованию законодательства Российской Федерации, призванному упорядочить этот важный экономический процесс.

Известно, что основные проблемы функционирования и развития рынка коллективных инвестиций сформулированы в Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на 2006-2008 годы, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 01.06.2006 № 793-р. Согласно этому документу, российские компании в настоящее время не могут рассматривать институты финансового рынка в качестве основного источника привлечения инвестиций.

Для российских компаний по-прежнему инвестиционным ресурсом остаются собственные средства либо займы и первичные размещения акций на зарубежных финансовых рынках. Внутренний финансовый рынок испытывает недостаток ликвидности по качественным активам, а основные объемы сделок с российскими фондовыми активами производятся на зарубежных торговых площадках, куда уходит значительная доля акций, находящихся в свободном обращении. Долгосрочные инвестиционные ресурсы недавно созданных обязательных пенсионных накопительных систем размещаются на финансовом рынке крайне неэффективно.

С точки зрения коллективных инвестиций в количественном выражении развитие финансового рынка идет достаточно бурными темпами. Так, на 1 октября 2007 года было зарегистрировано 467 открытых паевых инвестиционных фондов, рассчитанных на привлечение средств со свободного рынка (их называют «розничными фондами»), 95 интервальных и 390 закрытых паевых инвестиционных фондов [1].

Однако, наблюдавшийся в 2004 – 2006 годах бурный приток денежных средств в системы коллективных инвестиций через розничные паевые инвестиционные фонды сменился в 2007 году на неустойчивое состояние, характеризующееся неопределенным поведением инвесторов, которые в массовом порядке начали вывод денежных средств из паевых инвестиционных фондов. В течение сентября 2007 года с рынка «ушло» более 1 млрд. рублей коллективных инвестиций, а в октябре уже свыше 3 млрд. рублей [2]. Причиной тому, на наш взгляд, является высокая степень риска при низком уровне реальной доходности паевых инвестиционных фондов.

Система коллективных инвестиций сталкивается с целым набором рисков, основными из которых являются:

  • риск неудовлетворительной доходности (результат деятельности управляющей компании с активами, переданными в управление, окажется неудовлетворительным);
  • банкротство управляющей компании в случае, если активы инвесторов реально не были отделены от активов управляющей компании и на них может быть обращено взыскание кредиторов управляющего;
  • риск утраты вследствие «нецелевого использования» или хищения активов управляющим;
  • операционный риск управляющей компании, понимаемый как риск возникновения ошибочных действий управляющего, приводящих к дополнительным расходам или иным потерям [3].
  • Вместе с тем, система коллективного инвестирования подразумевает институциональный инструмент, ограничивающий вероятность возникновения или последствия большинства вышеперечисленных рисков. Таким инструментом является специализированный депозитарий.

    Контроль специализированного депозитария за коллективными инвесторами, в том числе паевыми инвестиционными фондами, параллельно с государственным контролем со стороны федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, был введен указом Президента РФ «О дополнительных мерах по повышению эффективности инвестиционной политики Российской Федерации».

    Такая необычная для российского государственного управления параллельная структура возникла исходя из изучения зарубежной практики, в частности положения Директивы Европейского союза, утвержденной Советом по координации применения законов, правил и иных административных условий, регулирующих коллективные инвестиции в развитых странах от 20.12.1985 № 85/61 I/ЕЕС. Данный документ провозглашает принцип: «Управляющий управляет активами, а депозитарий, соответственно, хранит активы и контролирует управляющего». Выполнение функций специализированного депозитария по независимому раздельному учету и хранению ценных бумаг или других активов существенно сокращает вышеперечисленные риски.

    В отечественных условиях с принятием Федерального закона от 29.11.2001 № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» и Положения о деятельности специализированных депозитариев акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, утвержденного постановлением ФКЦБ России от 10.02.2004 № 04-3/пс, специализированный депозитарий обязан давать согласие на распоряжение имуществом, за исключением случаев распоряжения ценными бумагами в целях исполнения сделок, совершенных на торгах организаторов торговли на рынке ценных бумаг.

    Выдача специализированным депозитарием предварительного согласия на сделку, так же как и подписание распоряжения о списании/перечислении денежных средств позволяет за счет двойного контроля значительно уменьшить риск непреднамеренной операционной ошибки, но не исключает полностью возможности противоправных действий со стороны управляющей компании с активами фондов, в том числе и в сговоре с сотрудниками специализированного депозитария [4].

    В этих условиях, например, для коллективных инвесторов можно предложить такую услугу как анализ эффективности работы управляющей компании. Обладая всей информацией по сделкам с ценными бумагами, спецдепозитарий может как постфактум, так и в режиме реального времени проводить анализ, основываясь на специальной методике определения рыночного диапазона цен при совершении сделок с ценными бумагами. В первом и самом простом приближении механизм анализа выглядит следующим образом. Если сделка управляющей компании заключалась в покупке, то она считается совершенной по рыночным ценам, а в случае продажи - если покупка производилась по ценам ниже верхней цены рыночного диапазона и по ценам выше нижней цены рыночного диапазона. Во всех остальных случаях считается, что сделка не соответствует рыночным ценам, так как не попадает в рыночный диапазон. Величина недополученной прибыли фонда определяется по очень простой формуле как разница между фактической и рыночной ценой.

    Данный пример приведен исключительно для обоснования наших утверждений. Реально анализ должен строиться на более сложных математических моделях базирующихся на отклонениях стоимости заключенных сделок от рыночных цен, действовавших в точный момент или от прогнозируемых на основании полноценной сверки всех сделок по времени. Вся необходимая информация для выполнения подобного анализа действий управляющего у специализированного депозитария имеется. Однако сохраняется вопрос о стандарте, по которому проводить оценивание. В зарубежной практике применяются GIPS (Global Investment Performance Standards) – международные стандарты оценки эффективности управления активами, однако вполне можно использовать и другие методики.

    В качестве вывода отметим, что на практике кроме общеизвестных методов и направлений снижения рисков и издержек инвестиционного процесса, необходима еще большая стандартизация механизмов работы институтов коллективного инвестирования. Стандартизация должна касаться технологий учета и контроля, требований к распространению информации о деятельности участников рынка коллективных инвестиций, раскрытия условий договоров и системы оплаты услуг. Это позволит снизить риски системы коллективного инвестирования, затраты по организации бизнес-процессов инфраструктурных институтов, обеспечить качественную оценку эффективности управления, что в итоге будет способствовать повышению привлекательности рынка коллективных инвестиций.


    Источники:

    1. Сайт Национальной лиги управляющих [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа : http://www.nlu.ru – Загл. с экрана.
    2. Материалы и статистика. Сайт Ежегодной конференции «Российский рынок коллективных инвестиций» [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.educenter.ru/conf/rki/ – Загл. с экрана.
    3. Роль специализированных депозитариев в снижении издержек и рисков инвестиционного процесса / Петрова О.Л. // Депозитариум. – 2006. - № 6(40).
    4. Управляющая компания ЗПИФ и cпециализированный депозитарий: стратегическое партнерство - залог успешного бизнеса / Есаулкова Т.С. // Рынок ценных бумаг. – 2007. – № 7. – С. 4-8.
    5. Паевые инвестиционные фонды: формирование, управление и контроль / Чулков Ю.В.// Рынок ценных бумаг. – 2006. – № 24. – С. 32-35.

    Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:47:54