Социальное предпринимательство: двойственная природа и инновационный характер

Разинкина И. В.1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Статья в журнале

Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 12, Номер 2 (Февраль 2025)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Статья посвящена изучению природы социального предпринимательства как деятельности, которая направлена на решение общественнозначимых проблем, с которыми не в состоянии справится государство и существующие социальные институты. Анализируется высокий интерес к предпринимательству со стороны поколения Z, которое во главу угла своих активностей стремится ставить пользу обществу, достижение справедливости, помощь незащищенным слоям населения и др. Проекты социального предпринимательства охватывают самые разные сферы. Социальные предприятия совмещают в себе целеполагание некоммерческих организаций и стремление к эффективной организации бизнеса. Автор обосновывает инновационный характер социального предпринимательства. Определение сильных и слабых сторон социальных предприятий имеет безусловную практическую ценность и позволит государству учитывать это при создании соответствующей инфраструктуры для развития, а бизнесу сократить риски этой общественнозначимой предпринимательской деятельности.

Ключевые слова: социальное предпринимательство, социальное предприятие, социальная ценность, социальные инновации, проекты

JEL-классификация: L30, L31, O35



Введение

Впервые термин «социального предпринимательства» появился в конце ХХ века, когда стал зарождаться новый тип лидеров, для которых помимо процветания бизнеса, которым они владеют или управляют, стало значимо благополучие общества, в котором они живут. За последние два десятилетия количество социальных предприятий в мире неуклонно растёт [13]. Лауреат Нобелевской премии мира Мухаммад Юнусживую, отмечая, что ни государство, ни благотворительные организации не в состоянии полностью решить проблему бедности в современном мире, видит выход в «создании бизнеса, основанного на бескорыстии» [9, стр. 48]. Один из его постулатов социального предпринимательства в части борьбы с безработицей, заключается в том, что человек предприимчив по своей природе, поэтому надо создать условия, чтобы он не искал работу, а создал новые рабочие места, организовав свой бизнес.

Результаты исследования и их обсуждения

Исследования показывают, что поколение Z, которое сейчас как раз выходит во взрослую жизнь и на рынок труда, характеризуется стремлением к независимости, свободе принятия решений, а также готовностью нести ответственность за это. Этим объясняется наблюдающийся последние годы подъем предпринимательской активности в этой возрастной категории. Так в России до 40% молодых людей в возрасте до 24 лет намереваются открыть своё дело, а в возрастной группе 25-44 лет порядка 20% россиян либо уже имеют свой бизнес, либо предпринимают реальные шаги к его созданию [3]. Они не просто не боятся начинать своё дело, но стремятся, чтобы это дело было не только коммерчески выгодным, но и общественнозначимым и полезным.

Социальные предприниматели решают такие важные задачи как борьба с бедностью, исчерпание природных ресурсов, загрязнение окружающей среды, разные формы дискриминации и неравенства, качество и доступность здравоохранения. Представленная на рисунке 1 направленность проектов социального предпринимательства на Всероссийском конкурсе «Мой добрый бизнес» 2023/2024 подтверждает активное интерес социальных бизнесменов к разным сферам и их способность создать работающие бизнес-модели. Они в большинстве случаев стремятся обеспечить и коммерческий успех проекту.

Рисунок 1 – Направления проектов социального предпринимательства, участвовавших во Всероссийском конкурсе «Мой добрый бизнес» 2023/2024, %

Источник: Составлено автором на основе [2]

В литературе расходятся мнения о том, что первично в социальном предпринимательстве, социальные или рыночные принципы, можно ли говорить об их равнозначности. В статье 24.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 22.07.2024) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" даётся такое определение: «социальное предпринимательство - предпринимательская деятельность, направленная на достижение общественно полезных целей, способствующая решению социальных проблем граждан и общества», «социальное предприятие - субъект малого или среднего предпринимательства, осуществляющий деятельность в сфере социального предпринимательства» [1]. Мы будем исходить из того, что стремление решить социальные проблемы – движущая сила социального предпринимателя, что не исключает его намерение организовать своё дело максимально эффективно и прибыльно. Высокая результативность будет залогом расширения реализации социальных инициатив.

Такая двойственная природа социального предпринимательства формирует определенный потенциал поиска и реализации инновационных идей и решений. Фонд Ашока, являющийся первопроходцем в развитии социального предпринимательства в мире, определяет социальных предпринимателей как «людей с инновационными решениями самых насущных социальных, культурных и экологических проблем общества» [8], которые являются инициаторами и проводниками перемен, амбициозны и настойчивы.

J. Gregory Dees, Jed Emerson [12] полагают, что лучше всего измеряет успех социального предпринимателя не то, сколько прибыли он заработает, а насколько распространится создаваемая им социальная ценность. Социальные предприниматели выступают как агенты перемен в общественном секторе благодаря тому что [12]:

- Для них создать и сохранить социальный аспект миссии и ценностей бизнеса – это приоритет. Социальные предприниматели ищут пути масштабирования, распространения своих социальных инноваций и улучшений.

- Они ориентированы на поиск новых возможностей реализации своей общественнозначимой миссии. «Когда другие видят проблемы, социальные предприниматели видят возможности!».

- Они неустанно ищут инновационные пути развития через адаптацию и постоянное обучение, приобретение новых компетенций и опыта.

- Они используют все возможности привлечения финансовых ресурсов: от благотворительности до инвестиций. При этом не связаны какими-то ограничениями и традиционными подходами.

- Они демонстрируют повышенную ответственность и за достижение социальных улучшений, и за возврат инвестиций своим инвесторам.

Тим Альтер в своём труде «Типология социальных предприятий» так определял социальное предпринимательство – это бизнес, который организуется для смягчения или уменьшения социальных проблем или несовершенств рынка, создания социальной ценности через реализацию финансовой дисциплины, инновационности и предприимчивости частного бизнеса [10].

На лицо двойственный характер природы социального предпринимательства (табл. 1).

Таблица 1 - Сравнение некоммерческих организаций, социальных и коммерческий предприятий

Характеристики
Некоммерческие организации
Социальные предприятия
Коммерческие предприятия
Мотивы
Добровольность, благотворительность, альтруистический характер
Смешанные (стремление решать общественные проблемы максимально эффективным способом)
Собственный коммерческий интерес
Методы
Миссионерство
Баланс миссии и рыночных мотивов
Рыночные
Цели
Создание общественной ценности
Цель смешанная – создание общественной и экономической ценности
Создание экономической ценности
Использование дохода / прибыли от деятельности
На цели деятельности
На цели деятельности: рост социальной ценности, покрытие операционных расходов, рост, развитие бизнеса
Выплаты акционерам, инвесторам, цели развития и др.
Источник: Составлено автором на основе [10]

Рисунок 1 – Матрица классификации организаций в зависимости от уровня их коммерческой и социальной ориентированности

Источник: Составлено автором на основе [10]

Мы будем исходить из инновационной природы предпринимательства и соответственно социальных инноваций как сущностной характеристики социального предпринимательства. Считаем важным разобраться, каждая ли социальная инновация является предпринимательским проектом [5]. Главное отличие социальных инноваций от традиционных заключается в том, что они направленны на поиск новых путей решения общественно значимых задач. Создаваемые в рамках социальных инноваций ценности в первую очередь направлены на улучшение социальных отношений, коммуникации, сотрудничества, роста качества жизни и пр/ [11]. Рассмотрение процессной составляющей социальных инноваций позволяет нам взглянуть на них как процесс, в рамках которого координируется взаимодействие субъектов социальных отношений между собой, а также с другими акторами, с целью поиска новых решений социальных проблем [4]. «Формирование, развитие и реализация человеческого и социального капитала» [7] — это те задачи, которые решаются в рамках социально-инновационного процесса. Социальные инновации, являясь неотъемлемой частью социального предпринимательства [6], тем не менее им не ограничиваются. Новые социальные продукты, процессы, технологии могут быть разработаны и внедрены любым из трех типов экономических субъектов, рассмотренных в табл. 1. Однако инновационный потенциал социального бизнеса очень высок именно благодаря его предприимчивости, креативности и амбициозности, что обеспечивает вклад [14] социального предпринимательства в экономический рост государства.

Заключение

Сильные стороны (преимущества) социального предпринимательства:

1) Компенсируют недостатки (организационные, финансовые, инфраструктурные и др.) государственной политики в области здравоохранения, образования, занятости, экологии и пр.

2) Берутся за сложные социальные проблемы, мимо которых обычный бизнес «пройдет мимо», не имея компетенций по их решению.

3) Благодаря двойственной природе эти организации имеют больший потенциал на поиск новых решений комплексных общественно значимых проблем.

4) Социальные предприниматели близко знакомы с социальными, экологическими и иными проблемами своих местных сообществ, территорий, регионов, что позволяет им адресно их решать, не разбрасываясь ресурсами.

5) Приобретают разные формы, очень гибки и адаптивны.

6) Инновационная природа позволяет спокойно относиться к ошибкам, не боятся пробовать новые решения, оперативно пересматривать их.

7) Так как получение прибыли не является самоцелью этого бизнеса, «его экономика может быть простой и устойчивой» [9].

8) Бизнес-компетенции позволяют социальным предпринимателям достигать эффективности деятельности.

9) Предпринимательская природа этой деятельности обеспечивает стратегическую направленность менеджмента.

Слабые стороны

1) Социальная мотивация и уровень этичности бизнеса должен быть очень высоким, иначе возможно постепенное (на начальном этапе и не сразу заметное) смещение фокуса на зарабатывание прибыли как основной цели деятельности.

2) Часто нехватка финансирования

3) С точки зрения отдачи на вложенный капитал социальное предпринимательство характеризуется достаточно высоким риском.

4) Из-за двойственной природы социальных предприятий их могут не воспринимать как системных участников экономических отношений.

Социальное предпринимательство благодаря своей инновационной природе и двойственному (социально-экономическому) характеру направлено на преодоление, с одной стороны, провалов рыночной модели, с другой, - несовершенств, ограничений государственного управления. Это подтверждает необходимость их активного развития через создание соответствующей инфраструктуры, формирование институтов и системы поддержки.


Источники:

1. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 22.07.2024) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
2. Статистика поданных заявок. Всероссийский конкурс проектов в области социального предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций «Мой добрый бизнес». [Электронный ресурс]. URL: https://moybusiness2024.guu.ru/statistika-zayavok/?type=nomination.
3. Предпринимательство: мониторинг 31 июля 2024 года. Вциом. [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/predprinimatelstvo-monitoring.
4. Гаджиев Ю.А. Теоретические подходы к определению сущности инноваций // Sciences of Europe. – 2016. – № 6-1(6). – c. 25-29.
5. Инновационные решения в сфере социальной защиты населения. Агентство инноваций города Москвы. [Электронный ресурс]. URL: https://innoagency.ru/files/Social_Protection_Innovations_AIM_2020.pdf.
6. Кузнецова Ю.А. Социальные инновации в Российской Федерации: институциональный и информационный аспекты. / Монография. - Новокузнецк: ИП Петровский К.В., 2020. – 131 c.
7. Ромащенко Т.Д., Кисова А.Е. Социальные инновации: содержание, субъектные формы и классификация // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. – 2020. – № 3. – c. 2533. – doi: 10.17308/econ.2020.3/3102.
8. Фонд Ашока. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ashoka.org/en-us/focus/social-entrepreneurship (дата обращения: 25.01.2025).
9. Юнус М. Мир трех нулей: как справиться с нищетой, безработицей и загрязнением окружающей среды. / Научно-популярное издание. - Москва: Альпина Паблишер, 2019. – 275 c.
10. Alter S.K. Ocial Enterprise Typology. Virtue Ventures LLC. Academia.edu. [Электронный ресурс]. URL: https://www.academia.edu/5249856/Social_Enterprise_Typology_Updated_November_27_2007_Kim_Alter_Virtue_Ventures_LLC.
11. Batko K. Digital social innovation based on Big Data Analytics for health and well-being of society // Journal of Big Data. – 2023. – № 1. – p. 171. – doi: 10.1186/s40537-023-00846-w.
12. Dees J.G., Emerson J., Economy P. Enterprising nonprofits: A toolkit for social entrepreneurs. Books.google.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://books.google.ru/books?id=WAj-PqmXOpYC&pg=PA1&hl=ru&source=gbs_toc_r&cad=2#v=onepage&q&f=false.
13. Global Innovation Index 2024. - Special Theme 2024: Unlocking the Promise of Social Entrepreneurship. Wipo.int. [Электронный ресурс]. URL: https://www.wipo.int/web-publications/global-innovation-index-2024/en/special-theme-2024-unlocking-the-promise-of-social-entrepreneurship.html.
14. Wang W. Toward Economic Growth and Value Creation Through Social Entrepreneurship: Modelling the Mediating Role of Innovation // Frontiers in Psychology. – 2022. – doi: 10.3389/fpsyg.2022.914700.

Страница обновлена: 07.02.2025 в 23:29:34