Инструменты стимулирования открытых инноваций для городских пространств

Мухаметов Д.Р.1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Россия, Москва

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 13, Номер 3 (Июль-сентябрь 2023)

Цитировать:
Мухаметов Д.Р. Инструменты стимулирования открытых инноваций для городских пространств // Вопросы инновационной экономики. – 2023. – Том 13. – № 3. – С. 1327-1338. – doi: 10.18334/vinec.13.3.119236.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54754187

Аннотация:
Аннотация В статье рассматриваются инструменты стимулирования открытых инноваций для городских пространств. Открытые инновации – процесс создания новых продуктов и решений через вовлечение различных заинтересованных сторон. Для городских пространств открытые инновации позволяют сократить асимметрию между предлагаемыми технологиями и интересами горожан и других агентов городской политики. В статье рассматриваются такие инструменты стимулирования открытых инноваций, как живые лаборатории, регуляторные песочницы, гостех-акселераторы, фреймворки для организационных реформ. Автор на примерах городской политики выделяет следующие преимущества данных инструментов: доступ к капиталу/инвестициям, базы данных, пилотные площадки и среда тестирования разработок, экспертная оценка, перспективы масштабирования и коммерциализации. Статья представляет интерес для исследователей «умных городов» и цифровой городской среды

Ключевые слова: открытые инновации, регуляторные песочницы, живые лаборатории, гостех-акселераторы, умный город, городская среда, городские пространства

Финансирование:
Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счёт бюджетных средств по государственному заданию Финансовому университету при Правительстве РФ

JEL-классификация: O31, O32, O33, R11, R12, R13, R58



Введение

Для повышения доверия институтам и структурам управления ключевую роль играют открытые инновации – новые технологии и сервисы, создание которых не ограничивается идеями и знаниями разработчиков, но также предполагает взаимодействие со сторонними агентами. Такими агентами выступают пользователи/граждане, малый бизнес, профессиональные и экспертные сообщества, органы власти. Это позволяет (1) создавать клиентоориентированные продукты, (2) использовать разные варианты масштабирования продуктов ввиду многообразия используемых b2b (бизнес – бизнесу), b2c (бизнес – пользователям), b2g (бизнес – государству) решений.

Открытые инновации также являются приоритетом для городских пространств, поскольку позволяют создавать технологии и сервисы, учитывающие запросы и опыт жителей, состояние социальной и физической инфраструктуры. Связка открытых инноваций и городских пространств становится магистральной для современных исследовательских, коммерческих и общественных проектов. В контексте появления возможностей цифрового экспериментирования с дизайном пространств участникам городской политики предоставляются ресурсы для трансляции своего опыта и запросов на новые технологии, поэтому цифровая трансформация города производится в соответствии с реальными практиками и ожиданиями конечных пользователей. Однако в целом остается дискуссионным вопрос, какие инструменты наиболее эффективны для стимулирования открытых инноваций в контексте городских пространств, а также какие агенты располагают доступом к подобным инструментам.

В современной литературе можно выделить несколько групп исследований, посвященных открытым инновациям для городских пространств. Первая группа работ фокусируется на местных сообществах как стейкхолдерах корпоративной политики (ESG-стандарты): авторы акцентируют внимание на вовлечении стейкхолдеров в политику компаний, что позволяет предупредить экологические, производственные и социально-экономические проблемы [1–3] (Luan, Wang, 2023; Di Simone, Petracci, Piva, 2022; Borisyuk, Smotrina, 2023). Вторая группа исследований посвящена анализу университетов и научно-образовательных организаций как агентов социально-экономической политики: данные агенты интегрированы в кросс-региональные и кросс-отраслевые инновационные системы и имеют потенциал создания инноваций для городских территорий [4–6] (Yashin, Yashina, Zakharova, Oranova, 2020; Udaltsova, 2020; Huggins, Prokop, Thompson, 2020). Однако в обеих группах исследований основное внимание уделяется трансферу инноваций из корпоративной/образовательной среды в городскую политику, в то время как устойчивые открытые инновации формируются не столько трансфером инноваций, сколько итеративным путем с опорой на экспериментирование и инициативу городских сообществ в дизайне и тестировании технологий. Исходя из этого, изучение открытых инноваций для городских пространств требует дополнительного изучения.

Цель данной статьи – определить преимущества и возможности разных инструментов стимулирования открытых инноваций для городских пространств. Первоначально анализируются основные характеристики и преимущества открытых инноваций. Затем на примере кейсов рассматриваются ключевые инструменты стимулирования открытых инноваций для городских пространств. Новизна исследования заключается в комплексном анализе инструментов стимулирования открытых инноваций, что позволяет повысить качество отбора технологий при цифровизации систем управления.

Открытые инновации: основные черты и преимущества

Основная идея открытых инноваций заключается в том, что организации не внедряют инновации в изолированной среде и требуют взаимодействия с различными агентами для сбора новых идей и повышения своей конкурентоспособности. В данном случае наблюдается контраст с представлениями об инновациях как о деятельности в рамках одной организации – напротив, открытые инновации связываются с потоками идей, которые находятся на пересечении разных организаций и рынков [7, 8] (Mukhametov, 2022; Tronina, Tatenko, Bakhtina, 2019). Исходя из этого, открытые инновации можно определить как распределенный процесс создания новых продуктов, основанный на управлении внешними потоками знаний.

Открытые инновации дают такие преимущества, как:

(1) отражение социальных и экономических изменений в структуре организаций и рынков;

(2) использование преимуществ трансграничной мобильности финансовых, трудовых и информационных ресурсов;

(3) совершенствование института защиты интеллектуальной собственности и внедрение новых технологических стандартов;

(4) создание разветвленных систем коммуникаций внутри и между организациями;

(5) использование при разработке продуктов наборов данных с высокой ценностью (high-value datasets).

Благодаря данным преимуществам процесс управления знаниями для производства открытых инноваций реализуется не как линейный двусторонний процесс, а представляет сетевое, многостороннее, совместное участие в стимулировании, экспертизе и запуске инновационных продуктов.

Несмотря на то, что концепция открытых инноваций появилась в корпоративной среде, к ней все чаще обращаются в контексте совершенствования публичного управления. Например, выделяются три уровня открытых инноваций, которые используются в деятельности институтов публичной власти [9] (Mu, Wang, 2022):

- в качестве первого уровня рассматривается вовлечение граждан в процесс разработки идей и инноваций с помощью онлайн-платформ, что позволяет использовать творческий потенциал и «мудрость толпы»;

- второй уровень реализуется за счет создания экспертных ассамблей – объединения отраслевых экспертов, которые осуществляют качественную оценку предлагаемых решений и разработок;

- третий уровень выражается в формировании гражданских ассамблей – совещательного формата, который состоит из представителей разных отраслей экономики и призван связать предлагаемые решения с ожиданиями основных социальных групп.

Перечисленные уровни демонстрируют постепенную институционализацию процесса стимулирования открытых инноваций, который переходит от спонтанного участия к более регулярным форматам совещательного и делиберативного характера. Кооперация внешних агентов и организаций госсектора позволяет принимать соответствующие опыту и запросам граждан решения, что предположительно должно иметь положительные эффекты для создания, извлечения и распределения стоимости.

Однако в условиях цифровизации появляются новые ресурсы для вовлечения граждан в создание открытых инноваций. Если ранее инструментарий ограничивался обменом оценками и предложений, то благодаря платформенным технологиям и сервисам дополненной/виртуальной реальности для стимулирования открытых инноваций возможны тестирование, экспериментирование и совместное исследование новых технологических решений. Дополнительные возможности связаны с развитием политики открытых данных и открытого исходного кода, благоприятствующие созданию инновационных продуктов. Таким образом, бизнесу, гражданам, общественным организациям предоставляется доступ к разработке дизайна и функционала технологических решений, а также их адаптация к существующей инфраструктуре и уровню цифровой грамотности пользователей [10] (Mukhametov, 2022). С точки зрения аккумулирования внешних знаний это означает сбор не только ожиданий и запросов граждан, но также анализ конкретных практик и способов использования новых технологий в повседневной жизни.

Особое внимание обращается на города, которые ввиду концентрации цифровых технологий располагают бóльшими возможностями для стимулирования открытых инноваций. Города, являясь сложными системами, характеризуются разнообразием бизнес, досуговых, профессиональных и прочих пространств. Для регулирования возникающих в подобной системе конфликтов необходимо участие горожан и бизнеса в моделировании новых технологических решений в сфере транспорта, образования, здравоохранения, благоустройства территорий и т.д. Это актуализирует переход к открытым инновациям, которые благоприятствуют интеграции знаний разных участников городской политики в новые технологические решения и продукты.

Городские пространства: инструменты стимулирования открытых инноваций

Инструменты стимулирования открытых инноваций – это организационные и регуляторные решения, которые позволяют объединить в работе над продуктом государственные структуры, бизнес, граждан, отраслевых экспертов и медиа. Задача подобных инструментов – интегрировать опыт и знания разных участников городской политики в дизайн и функционал итоговых продуктов для их соответствия реальным повседневным практикам граждан. Кроме того, это позволяет учитывать сверхдифференцированность города с точки зрения цифрового неравенства, неравномерного доступа к капиталу и инфраструктуре, разнообразия стилей жизни. В данной статье на примере кейсов рассматриваются такие инструменты стимулирования открытых инноваций, как регуляторные песочницы, живые лаборатории, гостех-акселераторы, фреймворки для организаций.

Регуляторные песочницы. В контексте открытых инноваций регуляторные песочницы предоставляют площадку для разработки и тестирования новых технологий, внедряемых в городские пространства. Основная характеристика регуляторных песочниц – отсутствие строгих норм регулирования, что позволяет использовать разрабатываемые решения в среде с новыми качествами и характеристиками. Применение регуляторных песочниц включает несколько измерений:

1) тестирование умных городских систем в контролируемой среде для выявления проблем и улучшения функциональности систем;

2) разработка политики и стандартов через объединение регуляторов, исследователей и отраслевых экспертов для анализа лучших практик и бенчмаркинга;

3) обучение и обмен знаниями через семинары, тренинги и консультационные программы для повышения уровня компетенций и обмена навыками;

4) участие граждан и оценка общественного мнения в процессе разработки и тестирования умных городских технологий и регуляторных механизмов.

Первоначально регуляторные песочницы создавались для тестирования финтех-продуктов [11] (Brown, Piroska, 2022), однако сегодня данный инструмент применяется при разработке большого числа технологий, которые внедряются в том числе в городских пространствах. Один из кейсов использования регуляторной песочницы связан с городом Хошимин во Вьетнаме. Рекламные щиты в городе стали проблемой для мобильности транспорта и обеспечения безопасности. Для решения данной проблемы была создана регуляторная песочница, в которой на базе виртуальных моделей городских пространств проводились эксперименты с размещением улиц, транспортных путей, рекламных щитов. Используя данный инструмент, городские власти оценили, как изменения в размещении рекламных щитов влияют на пропускную способность дорог, видимость, время реакции водителей и пешеходов, а также безопасность на дорогах.

Живые лаборатории. Живые лаборатории – это инновационные площадки, которые создаются для разработки и изучения новых технологий и решений в реальной городской среде. Они представляют собой пространство для кооперации разных заинтересованных сторон в лице городских властей, стартапов, исследовательских организаций, граждан. Живые лаборатории оснащены инфраструктурой, сенсорными устройствами, мониторинговыми системами и другими технологиями, позволяющими собирать, анализировать и обрабатывать данные для исследования различных аспектов городских пространств. В качестве инструмента стимулирования открытых инноваций живые лаборатории предоставляют следующие преимущества:

1) реальная среда тестирования для обнаружения проблем и улучшения решений до их внедрения в широкомасштабную практику.

2) вовлечение жителей как активных участников инновационного процесса;

3) коллаборация и партнерство между разными организациями;

4) мультидисциплинарность и комплексный подход при разработке решений для городских пространств;

5) экономичность и перспективы масштабирования технологий;

В качестве одного из наиболее успешных кейсов живых лабораторий можно рассмотреть проект в Амстердаме (Amsterdam Smart City Living Lab), который стал площадкой для разработки и тестирования инновационных проектов в реальных городских пространствах [12] (Rizzo, Habibipour, Ståhlbröst, 2021). Одним из таких проектов была установка солнечных панелей на крышах городских зданий: инфраструктура живых лабораторий позволила исследователям и разработчикам собрать данные о производительности солнечных панелей, энергопотреблении и их влиянии на окружающую среду. На основе этих данных были выбраны оптимальные стратегии развертывания солнечных панелей в городе.

Гостех-акселераторы. Государственные технологии (government technologies, govtech) – недавно сформированный и динамично развивающийся рынок технологических решений для структур государственного и городского управления [13] (Bharosa, 2022). Однако структуры управления имеют возможность стимулировать развитие открытых инноваций на данном рынке, используя гостех-акселераторы как ключевой инструмент.

Гостех-акселераторы – это программы, запускаемые органами власти и предназначенные для ускоренной реализации технологических проектов в сфере публичного управления. Они предлагают участникам доступ к экспертам, рынкам, инфраструктуре и финансированию, что позволяет качественно продумать и коммерциализировать продукт. Таким образом, благодаря гостех-акселераторам структуры управления получают инициированные гражданами продукты для улучшения городских пространств, а участники гостех-акселераторов – различные типы поддержки для реализации продукта.

Гостех-акселераторы имеют несколько преимуществ для разработки открытых инноваций:

1) гостех-акселераторы предоставляют гражданам и бизнесу экспертную поддержку в различных областях, включая маркетинг, юридические вопросы, финансы и технологии;

2) расширение сети контактов с инвесторами, предпринимателями и другими экспертами в выбранной отрасли;

3) гостех-акселераторы дают участникам возможность адаптировать их продукты к требованиям рынка;

4) гостех-акселераторы предоставляют финансовую поддержку и инвестиции для масштабирования продукта;

5) участие в гостех-акселераторе повышает видимость стартапа и способствует привлечению потенциальных клиентов и пользователей.

Гостех-акселераторы только начинают активно внедряться в практику развития городских пространств. Один из примеров – гостех-акселератор гражданских инициатив во Франции (Accélérateur d’Initiatives Citoyennes), запущенный в 2021 году. В рамках акселератора граждане могут предлагать свои инициативы в сфере совершенствования инфраструктуры, системы предоставления госуслуг, коммуникации государства и граждан, здравоохранения и образования. Инициативы выставляются на голосование гражданам и проходят оценку экспертами из государственного и частного секторов: если инициативы поддерживается всеми сторонами, инициатива получает 6-месячное сопровождение и финансирование. С декабря 2021 года 7 инициатив получили такую поддержку, при этом области проектов самые разные: спорт, социальные сети органов власти, университетская политика.

Фреймворки для организаций. Поддержка открытых инноваций для городских пространств не всегда связана с предоставлением площадки или условий для взаимодействия разных агентов. Одним из таких инструментов являются фреймворки, которые органы власти предоставляют бизнесу для оценки собственного потенциала в производстве открытых инноваций [14] (Horgan, Dimitrijević, 2019). К примеру, в испанских городах местные органы власти рекомендуют организациям использовать модель HIP, которая позволяет оценить инновационный потенциал своей компании на базе шести критериев [15] (Smith, Nordby, Yu, Jaffery, 2020):

1) открытость – открытость организации для окружающей среды, расширение сетей сотрудничества, горизонтальная коммуникация внутри организации, согласование целей организации с обществом;

2) трансдисциплинарность – поперечная структура, продвижение междисциплинарных команд, смешение и развитие гибридных идей, постоянное взаимодействие разных уровней организационной иерархии;

3) cкорость – гибкая динамика в организации, сокращение дистанции между агентами управления, интенсивность планирования и стратегирования;

4) прототипирование – создание прототипов, пилотных проектов или цифровых двойников продуктов, которые производит организация (прототипы и двойники снижают уровень абстракции и позволяют понять в целом, как может развиваться продукт в конкретных социальных условиях);

5) совместная деятельность – поощрение сотрудничества, соуправления, соучастия, коллективного творчества, которые формируют чувство сопричастности к организации и создают новые сообщества;

6) использование технологий – цифровизация и прочие технологические инструменты, которые позволяют расширить опции доступа к внутренним и внешним ресурсам, а также управлять коммуникацией внутри и вне организации.

Подобные фреймворки стимулируют открытые инновации, так как помогают организациям трансформировать внутренние коммуникации и структуру в пользу кооперации с другими агентами. Кроме того, данные фреймворки, ориентируя организации к активному взаимодействию с внешней средой, позволяют им использовать преимущества и возможности других инструментов стимулирования открытых инноваций, рассмотренных ранее.

Обобщая, инструменты стимулирования открытых инноваций включают разные возможности для участников городской политики – органов власти, горожан, малого бизнеса, экспертных и исследовательских сообществ, инвесторов, архитекторов и городских модельеров. Важно отметить, что рассмотренные инструменты фокусируются на комплексе стимулов – доступ к капиталу, экспериментальные площадки, технологии моделирования и проектирования, совместные исследования – что делает их открытыми для разработок разного типа и масштаба.

Выводы

Таким образом, открытые инновации – процесс создания новых продуктов и решений через вовлечение различных заинтересованных сторон. Основное преимущество открытых инноваций заключается в возможности адаптировать новые решения и продукты к разнообразию социальной среды.

Городские пространства отличаются сверхдифференцированностью, поэтому для них востребованы открытые инновации, позволяющие сократить асимметрию между предлагаемыми решениями/продуктами/технологиями и опытом, практиками горожан и других агентов городской политики. Результатами открытых инноваций в городе становятся рост межличностного и институционального доверия, новые возможности для создания и извлечения стоимости, устойчивость городских подсистем к изменениям, рост экономической сложности [16] (Mukhametov, 2022).

В то же время необходимы инструменты, которые стимулируют агентов городской политики проводить совместную разработку новых продуктов и решений – такими инструментами являются живые лаборатории, регуляторные песочницы, гостех-акселераторы, фреймворки для организационных реформ. Данные инструменты включают такие стимулы, как доступ к капиталу/инвестициям, база знаний, пилотные площадки и среда тестирования разработок, экспертная оценка, перспективы масштабирования и коммерциализации. Крупные города и мегаполисы внедряют комплекс инструментов стимулирования открытых инноваций, однако использование подобных инструментов отмечается также в небольших и малых городах. Исходя из этого, следует ожидать роста практик использования проанализированных инструментов в управлении городскими пространствами разного масштаба.


Источники:

1. Luan X.Y., Wang X.H. Open innovation, enterprise value and the mediating effect of ESG // Business Process Management Journal. – 2023. – № 2. – p. 489-504.
2. Di Simone L., Petracci B., Piva M. Economic sustainability, innovation, and the ESG factors: An empirical investigation // Sustainability. – 2022. – № 4. – p. 2270.
3. Борисюк Н.К., Смотрина О.С. Развитие потенциала промышленной экосистемы региона // Креативная экономика. – 2023. – № 9.
4. Яшин С.Н., Яшина Н.И., Захарова Ю.В., Оранова М.В. Реализация концепции открытых инноваций в регионах на базе платформенного подхода // Креативная экономика. – 2020. – № 11. – c. 2803-2810.
5. Удальцова Н.Л. Потенциал модели открытых инноваций и его использование // Экономические науки. – 2020. – № 187. – c. 87-93.
6. Huggins R., Prokop D., Thompson P. Universities and open innovation: The determinants of network centrality // The Journal of Technology Transfer. – 2020. – № 3. – p. 718-757.
7. Mukhametov D. Exploring the Influence of Government Data Performance on Knowledge Capabilities: Towards a Data-Oriented Political Economy // Social Sciences. – 2022. – № 9. – p. 384.
8. Тронина И. А., Татенко Г. И., Бахтина С. С. Открытые инновации как форма реализации концепции инновационного развития территории на принципах «умной специализации» // International Journal. – 2019. – № 12. – c. 51-58.
9. Mu R., Wang H. A systematic literature review of open innovation in the public sector: Comparing barriers and governance strategies of digital and non-digital open innovation // Public Management Review. – 2022. – № 4. – p. 489-511.
10. Мухаметов Д.Р. Создание устойчивых умных городов: технологии вовлечения граждан и совместного экспериментирования // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 2. – c. 843-858.
11. Brown E., Piroska D. Governing fintech and fintech as governance: The regulatory sandbox, riskwashing, and disruptive social classification // New Political Economy. – 2022. – № 1. – p. 19-32.
12. Rizzo A., Habibipour A., Ståhlbröst A. Transformative thinking and urban living labs in planning practice: a critical review and ongoing case studies in Europe // European Planning Studies. – 2021. – № 10. – p. 1739-1757.
13. Bharosa N. The rise of GovTech: Trojan horse or blessing in disguise? A research agenda // Government Information Quarterly. – 2022. – № 3. – p. 101692.
14. Horgan D., Dimitrijević B. Frameworks for citizens participation in planning: From conversational to smart tools // Sustainable Cities and Society. – 2019. – p. 101550.
15. Smith M., Nordby P., Yu M., Jaffery J. A practical model for research with learning health systems: Building and implementing effective complex case management // Applied Ergonomics. – 2020. – p. 103023.
16. Mukhametov D.R. How ICT-infrastructure Defines Economic Complexity: Information Policy to Facilitate Innovations // System of Signal Synchronization, Generating and Processing in Telecommunications. – 2022. – № 1. – p. 213-217.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 08:34:08