Распределение рисков между бизнесом и государством в концессионных соглашениях
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 8-1 (116), Август 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Одним из перспективных направлений реализации крупных инфраструктурных проектов являются концессионные соглашения, которые позволяют использовать ресурсы предпринимательства для решения многих общественно значимых задач.Концессионные механизмы могут успешно применяться в сфере строительства и эксплуатации дорог, трубопроводов, морских портов и аэропортов, электростанций и других важных объектов инфраструктуры.
Ключевые слова: риски, партнерство государства и бизнеса, концессионные соглашения
Одним из перспективных направлений реализации крупных инфраструктурных проектов являются концессионные соглашения, которые позволяют использовать ресурсы предпринимательства для решения многих общественно значимых задач. Концессионные механизмы могут успешно применяться в сфере строительства и эксплуатации дорог, трубопроводов, морских портов и аэропортов, электростанций и других важных объектов инфраструктуры.
Успех концессионных соглашений в развитии инфраструктуры в значительной степени зависит от того, насколько умело преодолеваются возникающие при этом риски. Для их снижения концессионеру необходимо осуществлять комплекс мер по целенаправленному формированию и стимулированию спроса на оказываемые им услуги посредством применения всевозможных маркетинговых приемов, эффективно управлять затратами, организовать тесное взаимодействие со всеми своими контрагентами, государственными и муниципальными органами.
В то же время, как показывает зарубежный опыт, предприятию-концессионеру далеко не всегда удается полностью нейтрализовать риски, возникающие в процессе реализации концессионного соглашения. Это относится, прежде всего, к рискам превышения ожидаемой сметы строительства или эксплуатации инфраструктурных объектов. Даже самое успешное предприятие, выступая в роли концессионера, сталкивается в своей работе с разнообразными факторами, которые приводят к повышению плановой стоимости проекта и плохо поддаются контролю. По общему правилу, подобного рода риски должен принимать на себя концедент в лице соответствующего государственного или муниципального органа.
Однако механизм компенсации такого риска пока еще не до конца разработан. В теории и практике преобладает подход, согласно которому задача компенсации риска превышения запланированных издержек по существу подменяется задачей компенсации самих издержек. Другими словами, предполагается, что непредвиденные концессионером издержки возмещаются ему по факту их возникновения. Такой подход не соответствует самой сути разделения рисков, которое должно быть направлено на снижение неопределенности в достижении поставленных целей.
В условиях, когда правительства часто уходят от выполнения предусмотренных законами и другими нормативно-правовыми актами обязательств, концессионер не может быть уверен в полноценной компенсации неконтролируемого им удорожания инфраструктурного проекта в ходе его реализации. С другой стороны, у него появляется соблазн переложить на концедента, наряду с дополнительными издержками, возникшими не по его вине, и те затраты, которые он в состоянии контролировать.
Поэтому важно, чтобы размеры компенсации дополнительных затрат, которые могут возникнуть независимо от концессионера, были определены не по результатам частичной или, тем более, полной реализации проекта, а на стадии его экономического обоснования путем закладывания в бизнес-план проекта завышенных затратных показателей.
В целях практического воплощения этой идеи может оказаться полезным применение сценарно-вероятностного анализа. Пример такого анализа с условными данными приведен в табл. 1. В ней представлены четыре сценария, которые отличаются друг от друга по степени возможного отклонения фактических издержек от ожидаемых. По каждому сценарию определена вероятность его наступления. На основе содержащихся в таблице данных рассчитан наиболее вероятный процент превышения ожидаемых издержек, который оказался равным 14,25%.
Предположим, что общая сумма ожидаемых издержек, связанных с осуществлением концессионного проекта, равняется 100 млн. рублей. Тогда размер компенсации концессионеру за неконтролируемый им рост издержек должен составить 14,25 млн. рублей. Такая сумма может компенсироваться посредством снижения на аналогичную величину концессионной платы, выплачиваемой концессионером концеденту, или же путем прямых финансовых вливаний со стороны последнего.
Таблица 1
Расчет размера компенсации риска превышения ожидаемых издержек
Возможные сценарии |
Отклонение фактических издержек от уровня ожидаемых
|
Вероятность наступления сценария
|
Потери концессионера в процентном отношении
|
Фактические издержки окажутся ниже ожидаемых
|
-5%
|
5%
|
-0,25%
|
Фактические издержки окажутся на уровне ожидаемых
|
0%
|
10%
|
0,00%
|
Фактические издержки незначительно превысят ожидаемые
|
10%
|
55%
|
5,50%
|
Фактические издержки значительно превысят ожидаемые
|
30%
|
30%
|
9,00%
|
Размер компенсации в процентах от суммы ожидаемых издержек
|
|
|
14,25%
|
Широкое применение предлагаемого нами подхода позволит более четко обосновывать расчетные показатели концессионных проектов, и повысит тем самым привлекательность данной институциональной формы для отечественного бизнеса благодаря существенному снижению связанных с ней рисков.
Источники:
2. Российская Федерация. Постановление Правительства Российской Федерации. Об утверждении типового концессионного соглашения в отношении автомобильных дорог и инженерных сооружений транспортной инфраструктуры, в том числе мостов, путепроводов, тоннелей, стоянок автотранспортных средств, пунктов пропуска автотранспортных средств, пунктов взимания платы с владельцев грузовых автотранспортных средств : от 27 мая 2006 г. : №319.
3. Варнавский В.Г. Партнерство государства и частного сектора: формы, проекты, риски. – М. : Наука, 2005. – 315 с.
4. Риски бизнеса в частно-государственном партнерстве // Общество и экономика. – 2007. – №5. – С.110-180.
5. Риски частных инвестиций в производственную инфраструктуру России // Мировая экономика и международные отношения.– 2004. – №5. – С. 74-82.
6. Шарингер Л. Новая модель инвестиционного партнерства государства и частного сектора // Российский экономический журнал. – 2004. – №9-10. – С. 41-52.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:44:59