Региональная политика энергосбережения: основа устойчивого развития территории

Лукашенок Т.Р.1
1 Уральский государственный экономический университет, Россия, Екатеринбург

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 10, Номер 12 (Декабрь 2020)

Цитировать:
Лукашенок Т.Р. Региональная политика энергосбережения: основа устойчивого развития территории // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – Том 10. – № 12. – С. 3021-3032. – doi: 10.18334/epp.10.12.111328.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=44668149
Цитирований: 1 по состоянию на 31.03.2023

Аннотация:
Статья посвящена исследованию вопросов реализации политики энергосбережения на региональном уровне. Осуществление эффективной региональной политики в сфере энергосбережения рассматривается как механизм достижения устойчивого развития территории региона. Проведен анализ уровней формирования государственной политики в сфере энергосбережения, представлена схема данного процесса. Приведена нормативно-правовая основа осуществления федеральной и региональной политики энергосбережения. Исследовано состояние сферы энергосбережения Свердловской области, выявлены ее особенности. Выделены основные направления и результаты деятельности органов власти Свердловской области по повышению энергоэффективности. Выявлены насущные проблемы системы энергосбережения региона и проблемные направления в деятельности органов власти. Сформулированы направления деятельности региональных органов власти, предполагающие активизацию существующих мероприятий и реализацию дополнительных, точечных мероприятий. Автором предложена технология корректировки региональной политики энергосбережения

Ключевые слова: энергосбережение, регион, концессионное соглашение, энергосервисный контракт

JEL-классификация: Q42, Q56, Q43



Введение

Обеспечение устойчивого развития региона становится приоритетной задачей, выполнение которой необходимо в целях сбалансированного экономического развития страны и обеспечения ее лидирующих позиций на мировой арене.

Триединая система устойчивого развития (экология, экономика, социум) предполагает участие в ее функционировании экономических агентов, государства, общества и его отдельных личностей. Названные участники являются одновременно и субъектами процесса создания устойчивого развития территории, и его главными объектами, так как именно обеспечение их благополучия, безопасности и интересов является целью экономического развития территорий [1–4] (Drobot, Makarov, Pochepaev, 2020; Zhaparalieva, 2018; Makarov, Drobot, Levchegov, 2020; Sukhanova, 2019).

Одним из аспектов экономико-экологической составляющей устойчивого развития региона является снижение энергоемкости экономики, повышение ее энергоэффективности, в том числе посредством применения инновационных технологий. Данный вопрос приобретает особую актуальность в связи с тем, что сфера энергосбережения является одним из основных компонентов региональной экономики.

Некоторые регионы Российской Федерации, осуществляя энергетическую политику, сталкиваются с рядом насущных проблем: высокий уровень энергоемкости экономики, истощение природных энергетических ресурсов, ухудшение экологической ситуации и т.д. Ввиду чего решение вопросов повышения энергетической эффективности регионов становится крайне важным.

Вопросы энергосбережения и его влияния на экономическое развитие территорий освещены в трудах Германовой Т.В., Каргиновой-Губиновой В.В., Кулакова К.А., Мустафинова Р.К., Нурдавлятовой А.И., Салыгина В.И., Теплякова К.А., Тишкова С.В., Щербаковой Е.Н., Щербака А.П. [5–9] (Germanova, Teplyakov, Shcherbakova, 2019; Karginova-Gubinova, Tishkov, Shcherbak, Kulakov, 2019; Mustafinov, 2017; Nurdavlyatova, 2019; Salygin, Mustafinov, 2019) и других исследователей.

Целью статьи является выявление особенностей и проблем формирования политики энергосбережения на региональной уровне и формулирование предложений по ее совершенствованию.

Научная новизна исследования: предложена технология корректировки региональной энергетической политики с целью ее успешного формирования и актуализации проводимых направлений и мероприятий.

Авторская гипотеза: региональная политика в сфере энергосбережения требует единого методического подхода к ее формированию и корректировки.

Методологической базой исследования послужили: методы научной абстракции, индукции и дедукции, аналогии и обобщения, системного, экономического, организационного, функционального анализа.

С целью повышения энергоэффективности федеральные органы власти и органы власти региона, представляющие мезоуровень, реализуют политику в области энергосбережения.

При формировании данных уровней государственной политики прослеживается четкая вертикальная взаимосвязь (рис. 1), при этом региональная политика является логическим продолжением государственной политики в данной сфере, однако выстраивается с учетом специфики территориального развития.

Рисунок 1. Уровни формирования политики Свердловской области в сфере энергосбережения

Источник: составлено автором по [10–16].

В качестве нормативно-правовой основы государственной политики энергосбережения выступают федеральные законы, распорядительные документы Правительства РФ, включая документы стратегического планирования (Энергетическая стратегия России, Доктрина энергетической безопасности России) и программные документы (государственная программа «Развитие энергетики») [10–13].

Проанализируем специфику формирования государственной политики энергосбережения на мезоуровне на примере Свердловской области.

За последние 5 лет энергоемкость ВРП Свердловской области имеет тенденцию незначительного, но уверенного сокращения (с 37,8% в 2015 году до 36,3% в 2018 году) [17]. Это объясняется изменением структуры ВРП (снижение энергоемкой промышленности при слабом росте низко энергоемкого сектора услуг), а также усилиями органов региональный власти в части осуществления политики энергоэффективности. Однако данные показатели являются недостаточными и свидетельствуют о необходимости корректировки региональной энергетической политики.

Технологию корректировки региональной энергетической политики предлагается осуществлять на основе взаимосвязанных и последовательных мероприятий, представленных автором на рисунке 2.

Рисунок 2. Технология корректировки региональной энергетической политики

Источник: составлено автором по [5, 6] (Germanova, Teplyakov, Shcherbakova, 2019; Karginova-Gubinova, Tishkov, Shcherbak, Kulakov, 2019).

Представленная схема корректировки региональной энергетической политики является универсальной по отношению к любой территории, однако специфика формирования социально-экономического развития территории потребует дополнения технологии новыми блоками.

Анализ данных первых трех блоков технологии корректировки региональной энергетической политики Свердловской области показал следующие результаты.

Нормативно-правовая платформа в сфере энергосбережения Свердловской области выстроена по аналогии с федеральным уровнем государственной политики и представлена следующими документами: Закон Свердловской области от 25 декабря 2009 года № 117-ОЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности на территории Свердловской области» [14], Стратегия социально-экономического развития Свердловской области на 2016–2030 годы [15–16], государственная программа Свердловской области «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности в Свердловской области до 2024 года» [18] и др.

Исследование деятельности Министерства энергетики и ЖКХ Свердловской области (далее – Министерство региона) за последние 5 лет позволило выявить следующие направления деятельности в сфере обеспечения энергоэффективности на территории региона:

1. Разработана и внедрена методика заключения энергосервисных контрактов государственными учреждениями Свердловской области.

В целях стимулирования к использованию механизмов реализации энергосервисных контрактов Министерством региона был определен перечень пилотных муниципальных образований, которым было установлено значение поправочного коэффициента, исходя из чего возможно увеличение объема дотаций местным бюджетам пилотных муниципальных образований, в том числе на реализацию энергосервисных контрактов. В настоящий момент 8 муниципальными образованиями заключены и реализуются 16 муниципальных пилотных энергосервисных контрактов на общую сумму 360623,5 тыс. рублей. Ожидаемый размер экономии по итогам реализации энергосервисных контрактов составит 66 667,0 тыс. рублей в год [17].

2. Произведено субсидирование модернизации региональной информационно-аналитической подсистемы в области энергосбережения (внедрены дополнительные модули: лимитирования потребления топливно-энергетических ресурсов, инвестиционных программ, интеграция интерфейсов и т.д.).

3. Предоставлены субсидии на реализацию муниципальных программ и проектов по повышению энергоэффективности, в том числе на реконструкцию объектов теплоснабжения, модернизацию систем освещения и т.д.

Однако стоит отметить, что объем предоставленных за последние 5 лет субсидий снизился почти в 10 раз и составил в 2018 году 98,1 млн рублей. Но при этом суммарный размер экономии от реализации мероприятий энергоэффективности оценивается 21700,0 тыс. рублей в год [17, 20].

4. Обеспечена и реализована возможность повышения уровня теоретических знаний и практических навыков сотрудниками государственных учреждений Свердловской области посредством прохождения курсов повышения квалификации по вопросам внедрения инновационных методов реализации мероприятий в рамках политики энергосбережения на территории региона.

5. Реализованы мероприятия, направленные на формирование общественного интереса к вопросам энергосбережения (Всероссийский фестиваль энергосбережения «Вместе Ярче – 2018») с участием предприятий ТЭК, средне-специальных и высших учебных образовательных учреждений Свердловской области.

6. Сформирован рейтинг энергоэффективности муниципальных образований Свердловской области на основе анализа работы объектов теплоснабжения, выявлены недостатки в наименее энергоэффективных муниципальных образованиях и представлены рекомендации по их устранению. Первые строчки рейтинга заняли г. Алапаевск, Асбестовский городской округ, городской округ Богданович, в числе последних – городской округ Верхняя Пышма, город Нижний Тагил и др.

7. Внедрен механизм предоставления и анализа информации об энергосбережении [19] (Korobiichuk, Davydenko, Davydenko, Davydenko, 2020) (энергетических деклараций) посредством информационной системы «Информация об энергосбережении и повышении энергетической эффективности».

8. За период 2016–2020 гг. на территории Свердловской области было реализовано более 90 инвестиционных программ, направленных на энергосбережение в сфере электроснабжения. Согласно данным, полученным из официальных источников, количество ежегодно реализуемых программ возрастает, однако объем финансирования снижается.

Одним из перспективных направлений деятельности по обеспечению энергоэффективности региона является механизм концессионных соглашений.

В настоящее время на территории Свердловской области действует 40 концессионных соглашений (объем инвестиций – 20,4 млрд рублей) по следующим направлениям: теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение, обращение с твердыми коммунальными отходами [20].

Несмотря на большой объем проделанной региональными органами власти работы, актуальными на сегодняшний день остаются следующие проблемы в сфере энергосбережения:

- изношенность фондов в системах инженерно-коммунальной инфраструктуры;

- недостаточно высокий уровень обеспечения населения качественными жилищно-коммунальными услугами, отсутствие заинтересованности населения в сокращении потребления энергии;

- недостаточная реализация механизма концессионных соглашений и энергосервисных контрактов.

Наличие вышеуказанных проблем требует как реализации комплексного похода к осуществлению региональной энергетической политики, так и проработки точечных решений, которые могут иметь значимый социально-экономический эффект.

Исходя из анализа действующей нормативно-правовой базы в сфере энергосбережения, деятельности региональных органов власти, наличия существующих проблем, представляется целесообразным конкретизировать направления совершенствования региональной энергетической политики и представить их в виде соответствующих блоков в схеме технологии корректировки региональной энергетической политики (рис. 3).

Рисунок 3. Методическая платформа технологии корректировки региональной политики энергосбережения Свердловской области

Источник: составлено автором по [5, 6, 17, 20] (Germanova, Teplyakov, Shcherbakova, 2019; Karginova-Gubinova, Tishkov, Shcherbak, Kulakov, 2019).

Блок 5 технологии корректировки региональной политики энергосбережения Свердловской области (далее – Технологии Свердловской области) предполагает усиления деятельности по следующим направлениям:

- осуществление мероприятий по реконструкции, модернизации и обновлению действующих фондов инженерно-коммунальной инфраструктуры и созданию новых, наиболее современных; стимулирование научных разработок по снижению материалоемкости и энергоемкости предприятий;

- стимулирование муниципальных образований к привлечению инвесторов и проведению мероприятий по энергоэффективности;

- поиск новых способов привлечения инвесторов [6] (Karginova-Gubinova, Tishkov, Shcherbak, Kulakov, 2019).

К точечным мероприятиям (блок 6 Технологии Свердловской области) целесообразно отнести расширение практики энергосервисных контрактов и концессионных соглашений.

На региональном уровне необходимо создать систему мониторинга [21] (Davydenko, Rozen, Davydenko, Davydenko, 2020) и дорожную карту поэтапного заключения энергосервисных контрактов муниципальными образованиями Свердловской области (инвестиционный блок Технологии Свердловской области). Дорожная карта должна содержать: перечень муниципальных образований, количество и сроки заключения контрактов. Система мониторинга будет включать: предварительный и итоговый инвестиционный аудит, расчет экономического эффекта и мониторинг его достижения, проработку вариантов финансирования, контроль за выбором поставщика оборудования и этапов проведения работ и т.д.

Помимо этого необходимо предусмотреть схемы субсидирования муниципальных образований Свердловской области на проведение энергосервисных контрактов, что станет подушкой безопасности и простимулирует предприятия заключать большее количество контрактов.

Еще одним перспективным направлением является заключение концессионных соглашений на реконструкцию и последующее техническое обслуживание объектов наружного освещения муниципальных образований Свердловской области.

Предлагается заполнить существующий пробел в перечне заключенных концессионных соглашений и запустить пилот концессионного соглашения на проведение реконструкции и перевод всех источников освещения на светодиоды, посредством чего можно достигнуть снижения суммарной потребляемой мощности до 10198 кВт, снизив энергопотребление на 81,2% [17]. Для Свердловской области заключение таких соглашений имеет как социально значимый эффект, так и существенную экономию затрат на уличное освещение.

Региональным исполнительным органом власти (Министерством региона) предлагается создать экспертный совет по оказанию содействия муниципальным образованиям в заключении и реализации концессионных соглашений на реконструкцию наружного освещения.

Необходимо ввести практику проведения семинаров (организационно-методический блок Технологии Свердловской области) по составлению концессионных соглашений на реконструкцию наружного освещения для руководителей и специалистов государственных и муниципальных органов власти, руководителей коммерческих организаций, выступающих в роли частных инвесторов, а также специалистов консалтинговых компаний, инвестиционных консультантов, осуществляющих посреднические и связующие функции.

Наполнение инвестиционного, организационно-методического и социально ориентированного блоков является вариативной частью технологии корректировки региональной политики энергосбережения и может меняться в зависимости от требований законодательства в части осуществления мероприятий по энергосбережению и степени реализации планируемых мероприятий.

Заключение

Таким образом, исходя из вышеизложенного, существующая региональная политика энергосбережения является недостаточно эффективной, что целесообразно обозначить в качестве проблемы. Данное обстоятельство требует разработки различного рода подходов к формированию региональной политики энергосбережения и ее корректировки.

Автором в данной статье предлагается производить совершенствование региональной политики энергосбережения на основе единой методической платформы, предполагающей усиление деятельности и акцентирование на ведущих направлениях, а также осуществление точечных мероприятий. Эффективная региональная политика, в свою очередь, служит основой для устойчивого развития территории.

В качестве одного из важных направлений дальнейших исследований в части корректировки региональной политики энергосбережения является вопрос об эффективных способах модернизации имеющегося у потребителей топливно-энергетических услуг имущественного комплекса.


Источники:

1. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Почепаев И.А. Концептуальные основы устойчивого развития в XXI веке: принцип триединства и подходы к оценке воздействия бизнеса // Лидерство и менеджмент. – 2020. – Том 7. – № 4. – doi: 10.18334/lim.7.4.110931
2. Жапаралиева Ж.Ж. Управление проектами устойчивого развития // Лидерство и менеджмент. – 2018. – Том 5. – № 1. – с. 9-24. – doi: 10.18334/lim.5.1.38771.
3. Макаров И.Н., Дробот Е.В., Левчегов О.Н. Зеленая экономика, цифровые технологии и наноинструментарий: основные базисы трансформации производственных систем в Евразийском экономическом союзе // Экономические отношения. – 2020. – Том 10. – № 3. – С. 719-742. – doi: 10.18334/eo.10.3.110822
4. Суханова Т.В. Экономический рост и охрана окружающей среды – приоритетные цели устойчивого развития общества // Экономические отношения. – 2019. – Том 9. – № 1. – с. 373-382. – doi: 10.18334/eo.9.1.39932.
5. Германова Т.В., Тепляков К.А., Щербакова Е.Н. Повышение энергоэффективности в вопросах индустриализации регионов // Современные проблемы земельно-кадастровой деятельности, урбанизации и формирования комфортной городской среды: сборник докладов Международной научно-практической конференции. - 2019. - С. 45-51. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41591388 (дата обращения: 06.12.2020)
6. Каргинова-Губинова В.В., Тишков С.В., Щербак А.П., Кулаков К.А. Механизмы повышения энергоэффективности регионов: передовой опыт и возможности его использования // Стратегия и тактика реализации социально-экономических реформ: региональный аспект. Материалы VIII международной научно-практической конференции. - 2019. - С. 383-388.
7. Мустафинов Р.К. Некоторые внешнеэкономические особенности развития электроэнергетического комплекса России // Вопросы инновационной экономики. – 2017. – Том 7. – № 4. – с. 307-322. – doi: 10.18334/vinec.7.4.38352.
8. Нурдавлятова А.И. Международное сотрудничество в сфере электроэнергетики как способ решения проблем в отрасли // Экономические отношения. – 2019. – Том 9. – № 2. – с. 609-616. – doi: 10.18334/eo.9.2.40665.
9. Салыгин В.И., Мустафинов Р.К. Геополитические аспекты электроэнергетического развития: организационно-стратегический подход // Экономические отношения. – 2019. – Том 9. – № 1. – с. 177-194. – doi: 10.18334/eo.9.1.40123.
10. Федеральный закон от 23.11.2009 г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 06.12.2020)
11. Распоряжение Правительства РФ от 09.06.2020 N 1523-р «Об утверждении Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 06.12.2020)
12. Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 № 1225 «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 06.12.2020)
13. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 321 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие энергетики" [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 06.12.2020)
14. Закон Свердловской области от 25 декабря 2009 года N 117-ОЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности на территории Свердловской области». [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 06.12.2020)
15. Закон Свердловской области от 21 декабря 2015 года N 151-ОЗ «О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016-2030 годы» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 06.12.2020)
16. Закон Свердловской области от 12 декабря 2019 года N 122-ОЗ «О внесении изменений в параграф 28 Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016 - 2030 годы» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 06.12.2020)
17. Региональный доклад о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Свердловской области в 2017 году. Министерство энергетики и ЖКХ Свердловской области [Электронный ресурс]. URL: Region_doklad_2018.pdf (midural.ru) (дата обращения: 06.12.2020)
18. Постановление Правительства Свердловской области от 29.10.2013 N 1330-ПП Об утверждении государственной программы Свердловской области "Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности в Свердловской области до 2024 года" [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 06.12.2020)
19. Korobiichuk I., Davydenko L., Davydenko V., Davydenko N. Information Support the Operative Control Procedures of Energy Efficiency of Operation Modes of Municipal Water Supply System Facilities // Advances in Intelligent Systems and Computing. - 2020. - Т. 920. - С. 571-582. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38803112 (дата обращения: 06.12.2020)
20. Концессионные соглашения на территории Свердловской области. Министерство энергетики и ЖКХ Свердловской области [Электронный ресурс]. URL: Концессионные соглашения на территории Свердловской области - Министерство энергетики и ЖКХ Свердловской области (midural.ru) (дата обращения: 06.12.2020)
21. Davydenko L., Rozen V., Davydenko V., Davydenko N. Control of Operation Modes Efficiency of Complex Technological Facilities Based on the Energy Efficiency Monitoring // Lecture Notes in Mechanical Engineering. - 2020. - С. 531-540. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41621470 (дата обращения: 06.12.2020)

Страница обновлена: 14.07.2024 в 14:52:48