Внутренняя управленческая отчетность о доходах и расходах холдинговой структуры
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 12-1 (124), Декабрь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В отсутствии нормативно-правовой базы, регламентирующей составление консолидированной финансовой отчетности в России, особое значение для холдинговых структур приобретает внутренняя управленческая отчетность, обеспечивающая основные функции управления холдингом необходимой информационной базой.
Ключевые слова: управленческий учет, холдинг, холдинговые структуры, управленческая отчетность
В отсутствии нормативно-правовой базы, регламентирующей составление консолидированной финансовой отчетности в России, особое значение для холдинговых структур приобретает внутренняя управленческая отчетность, обеспечивающая основные функции управления холдингом необходимой информационной базой.
Формирование финансовой структуры холдинга предполагает присвоение его компаниям прав и обязанностей и создание определенного вида центра ответственности. Можно выделить характерные черты участников холдинга, от особенностей которых будет зависеть структура внутренней управленческой отчетности, анализа и контроля. В рамках данной статьи мы рассматриваем три вида центров ответственности, непосредственно влияющих на структуру внутренней отчетности: центр затрат, центр доходов, центр прибыли. Структуру внутренней управленческой отчетности в центре инвестиций необходимо рассматривать отдельно, так как центром инвестиций является материнская компания.
Вариант 1. Максимальная степень централизации управления холдингом
Структура внутренней управленческой отчетности центра затрат будет отражать максимально возможную степень централизации управления холдингом. Этот вариант является довольно часто встречающимся в России способом организации финансовых потоков холдинга. Он предполагает минимизацию прав дочерних компаний и соответствующую максимизацию прав материнской компании, так как последняя контролирует получение холдингом дохода при пересечении готовой продукцией его границ, а также формирует стоимость сырья и материалов. Отчеты дочерних фирм в этой ситуации не будут иметь финансового «входа» и «выхода» за условные пределы холдинга, так как у них не будет контрагентов – поставщиков материалов и покупателей готовой продукции вне холдинговой структуры. Такая схема часто предполагает заключение договора толлинга между материнской и дочерними компаниями.Выделение центров затрат в холдинге создает предпосылки для четкого финансового бюджетирования, так как прибыли как таковой у дочерних компаний от реализации за пределы холдинга и внутри него не образуется. При высокой степени централизации управления в холдинге управленческий учет и контроль доходов и расходов организуется таким образом, чтобы вышестоящий управляющий контролировал деятельность нижестоящего.
Вариант 2. Средняя степень централизации управления холдингом
Структура внутренней управленческой отчетности центра доходов будет отражать среднюю степень централизации управления холдингом и предполагать два варианта организации в зависимости от отсутствия или наличия у дочерней компании выхода на внешнего по отношению к группе покупателя. При первом варианте материнская компания самостоятельно принимает решения о наделении дочерних компаний правами на реализацию. В этом случае, реализация за условные границы холдинга осуществляется только через материнскую компанию, остальные же участники холдинга выхода на внешнего покупателя не имеют и осуществляют лишь производственную деятельность.Такой способ позволяет эффективно управлять финансовыми потоками и контролировать деятельность дочерних компаний, в частности их расходы и доходы с помощью установления трансфертных цен. Внутренняя управленческая отчетность дочерних компаний в этом случае должна содержать информацию о доходах и расходах. При этом следует помнить, что в связи с особенностями технологического процесса, доходы одних компаний холдинга (передающих) будут являться расходами других компаний холдинга (принимающих). Здесь считаем нелишним напомнить, что основой организации финансовых потоков в холдингах должно быть трансфертное ценообразование, поэтому процесс формирования себестоимости конечного продукта, а как следствие, и финансового результата, напрямую зависит от эффективности системы установления внутренних расчетных цен. Функции материнской компании в промежуточном процессе формирования стоимости будут заключаться в регулировании трансфертных цен. При этом прибыль центра доходов будет оставаться в его распоряжении.При втором варианте организации структуры внутренней управленческой отчетности центра доходов материнская компания предоставляет права определенной дочерней компании на реализацию конечной готовой продукции стороннему по отношению к холдингу покупателю. В этом случае при организации финансовых потоков возникает вопрос распределения прибыли холдинга, полученной дочерней компанией, имеющей право на реализацию за условные границы холдинга, то есть аккумулирующей у себя реальный финансовый результат группы. В этой ситуации материнская компания сознательно идет на сокращение собственных прав путем делегировании полномочий дочерней компании.
Вариант 3. Минимальная степень централизации управления холдингом
Структура внутренней управленческой отчетности центра прибыли будет отражать минимальную степень централизации управления холдингом, то есть предполагать децентрализованное управление финансовыми потоками. В этом случае группу компаний можно рассматривать с позиций финансового холдинга, то есть материнская компания имеет своей целью только получение прибыли от реализации права, полученного в момент консолидации. Управленческий учет доходов и расходов при таком варианте холдинговых отношений будет направлен на фиксацию финансовых результатов центра прибыли. Материнская компания в данном случае будет получать дивиденды от участия в уставных капиталах дочерних организаций, степень влияния на них будет заключаться в постановке и ведении единой системы управленческого учета, обеспечивающей составление внутренней управленческой отчетности.
Холдинг – консолидированный налогоплательщик
Следует подчеркнуть, что каждый участник холдинга является самостоятельным юридическим лицом, но одновременно он же является и центром ответственности, наделенным определенными правами и обязанностями исходя из системы делегирования полномочий. С позиций налогообложения это означает следующее: как юридическое лицо каждая компания, входящая в холдинг, является налогоплательщиком. Но, необходимо помнить, что готовый продукт холдинга будет получен по завершении всех стадий его обработки, то есть при реализации его за условные границы холдинга. Внутрихолдинговые обороты также не учитываются при составлении консолидированной финансовой отчетности. Если провести аналогию между холдингом как совокупностью юридических лиц и предприятием как совокупностью структурных подразделений (переделов), становится очевидным нелогичность данного принципа налогообложения. Ведь предприятие абсолютно справедливо не уплачивает налоги с полуфабриката, произведенного одним структурным подразделением (переделом) для нужд другого подразделения (передела), необходимого для производства конечного готового продукта данного предприятия. Применительно к холдингу данная ситуация означает, что прибыль одной дочерней компании, полученная от реализации готовой продукции другой дочерней компании холдинга (то есть прибыль от внутрихолдинговой реализации) не должна облагаться налогом на прибыль, так как реальный финансовый поток от реализации продукта, а также финансовый результат холдинга в целом еще не получен. Данная ситуация должна быть отрегулирована введением института консолидированной налоговой отчетности при исчислении налога на прибыль организации в соответствии с «Основными направлениями налоговой политики в Российской Федерации на 2008 – 2010 гг.» [1].Таким образом, введение института консолидированной налоговой отчетности приближает холдинги к понятию консолидированного налогоплательщика. Применение к консолидированной группе предприятий данной категории будет полезно как самому холдингу, так и налоговым органам. Холдинг получает возможность уплачивать налоги только по факту реализации продукции внешнему покупателю, что исключит налогообложение внутренних процессов реализации между участниками холдинга до момента получения фактического финансового результата группы. Государство в лице налоговых органов получит эффективный механизм перераспределения налоговых поступлений между регионами, что предотвратит аккумуляцию средств в одном субъекте Российской Федерации, в котором зарегистрирован центр прибыли холдинга, в ущерб другим.
Источники:
Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:57:41