Методические аспекты анализа и совершенствования бизнес-процессов производственных холдингов

Мешков А.В.1, Анисимов А.Ю.1
1 Негосударственное частное образовательное учреждение высшего образования Московский финансово-промышленный университет «Синергия»

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 11 (Ноябрь 2024)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Современное состояние подходов к анализу и совершенствованию бизнес-процессов проходит сейчас этап трансформации в методическом аспекте. Данный процесс проявляется в том, что существующие на данный момент методы, имея значительный опыт применения, показали свои достоинства и недостатки. Обобщение и систематизация этих характеристик позволят сформулировать направления их адаптации к современным условиям, в первую очередь, к цифровизации экономики. Все это характерно не только в целом для российской экономики, но и для ее отдельных отраслей, в том числе, производственных. Целью исследования является систематизация достоинств и недостатков методических подходов к анализу и совершенствованию бизнес-процессов производственных холдингов. Методами исследования выступают: компаративный анализ источников, статистические методы, опрос, Space-анализ. Результатом исследования является предложения по адаптации существующих методик к бизнес-процессам производственных холдингов. Авторы делают вывод, что методы совершенствования и анализа бизнес-процессов производственных холдингов отличаются разнообразием, при этом на стратегическом уровне они обладают отраслевой спецификой, определяемой состоянием промышленности и особенностями ее функционирования. Развитие этих методов заключается в том, что их необходимо адаптировать для производственных компаний в соответствии с выявленными проблемами

Ключевые слова: бизнес-процессы, методы анализа, методы совершенствования, реинжиниринг бизнес-процессов, производственные холдинги

JEL-классификация: O31, O32, O 33



Введение

Формирование методических подходов к анализу и совершенствованию бизнес-процессов проходит сейчас этап трансформации. Существующие на данный момент методы имеют значительный опыт применения и, во многом, уже проявили свои достоинства и недостатки. Обобщение и систематизация этих характеристик позволят сформулировать направления их адаптации к современным условиям. Все это характерно не только в целом для российской экономики, но и для ее отдельных отраслей, в том числе, производственных. Современное состояние российских производственных предприятий характеризуется переходом к инновационной экономике нового типа [3], которая является одним из приоритетов государственной политики РФ. Инновационное развитие на данный момент является центральным фактором, учитываем при формировании стратегий производственных предприятий, поскольку сказывается на их конкурентоспособности. Данная тенденция отражается, в том числе, на внутренних бизнес-процессах предприятий и, кроме того, влияет на подходы к их оценке и совершенствованию. Формирование адаптированных инновационных подходов к оценке и совершенствованию бизнес-процессов производственных предприятий является необходимым условием поддержания их конкурентоспособности, что обусловливает актуальность исследований в этом направлении. Целью исследования является систематизация достоинств и недостатков методических подходов к анализу и совершенствованию бизнес-процессов производственных холдингов. Задачами исследования являются: анализ значимых методов анализа бизнес-процессов, которые применяются в практике производственных холдингов; анализ значимых методов совершенствования бизнес-процессов, которые применяются в практике производственных холдингов; статистическая оценка причин применения тех или иных методов в производственных холдингов; формулировка предложения по адаптации существующих методик к бизнес-процессам производственных холдингов.

Обзор литературы

Проблемы адаптации существующих методов анализа и совершенствования бизнес-процессов в условиях цифровизации экономики в определенной степени раскрыты в работах отечественных и зарубежных авторов. Вопросы, которые исследуются в рамках этого направления можно условно разделить на четыре группы: методы анализа бизнес-процессов предприятий для целей устойчивого развития; вопросы адаптации методик анализа бизнес-процессов для производственных предприятий и холдингов; методы совершенствования бизнес-процессов предприятий в рамках подготовки к их цифровизации; выбор методов совершенствования бизнес-процессов предприятий в рамках инновационных проектов. В рамках первой группы из современных авторов, исследующих данные проблемы, можно выделить следующих: А.Ю. Анисимов [1], А. А. Грабский [1], И. А. Василенко [4], М. А. Плахотникова [16], основной мыслью, объединяющей работы данных авторов, является формирование адаптационных методик анализа бизнес-процессов производственных предприятий к требованиям, предъявляемым цифровизацией экономики. Что касается зарубежных авторов, то в данной группе можно отметить работу: Лида Лю [14], Лань Чэнь [14], которые исследуют применение искусственного интеллекта для анализа и совершенствования бизнес-процессов.

В рамках второй группы, раскрывающей вопросы адаптации методик анализа бизнес-процессов для производственных предприятий и холдингов, нужно отметить работы таких современных авторов: О. П. Клименко [6], С. А. Минич [8], И. А. Семенова [10], А. А. Шушпанова [10], которые анализируют достоинства и недостатки методов анализа бизнес-процессов и вопросы адаптации их для производственных предприятий. Из зарубежных ученых, занимающихся данной проблемой, можно выделить: Дэвид Г. Росадо [13], Луис Э. Санчес [13], Анхель Хесус Варела-Вака [13], Антонио Сантос-Ольмо [13], Мария Тереза Гомес-Лопес [13], Рафаэль М. Гаска [13], Эдуардо Фернандес-Медина [13], основной мыслью, объединяющей работы данных авторов, является оценка рисков, применения той или иной методики анализа бизнес-процессов.

В рамках третьей группы необходимо отметить следующих авторов: М. К. Паравян [12], Д. А. Сосфенов [11], С. М. Хаирову [12], которые раскрывают возможность использования цифровых технологий в методиках совершенствования бизнес-процессов. Кроме того, можно выделить зарубежных авторов, раскрывающих подобные проблемы в своих исследованиях, а именно: М. Сайдан [15], А. Хассани [15], С. А. Ганнуши [15].

В рамках четверной группы, раскрывающей вопросы выбора методов совершенствования бизнес-процессов предприятий в рамках инновационных проектов, нужно отметить работы таких современных авторов: С. Б. Баурина [2], Е. С. Гаврилюк [5], Е. С. Калакуцкая [5], Н. П. Киргизова [7], Е. В. Назарова [2], С. М. Островерхий [7], М. Н. Петров [9]. Данные авторы показывают уровень взаимодействия методов совершенствования бизнес-процессов и процессами управления инновационными проектами в условиях цифровой трансформации.

Несмотря на широкий научный интерес к адаптации методик анализа и совершенствования бизнес-процессов предприятий к цифровизации экономики, некоторые аспекты, касающиеся использования данных методик для целей цифровизации производственных холдингов остаются нераскрытыми, что создает необходимость исследования и систематизации достоинств и недостатков методических подходов к анализу и совершенствованию бизнес-процессов производственных холдингов для целей их последующей цифровизации.

Методы исследования

В рамках исследования были применены следующие методы: компаративный анализ источников, статистические методы, опрос, Space-анализ.

Компаративный анализ источников был применен для выявления и систематизации тех, методов анализа и совершенствования бизнес-процессов, которые в основном используются в производственных холдингах.

Статистические методы позволили выявить доли методов анализа и совершенствования бизнес-процессов в их общем объеме применения в производственных холдингах, а также выявить тенденции их использования.

Опрос позволил подготовить исходные данные для применения статистических методов. На начало 2024 года в России зарегистрировано 256 тыс. производственных предприятий (обрабатывающая промышленность) [1], была сделана выборка из 256 предприятий крупного и среднего бизнеса. Опрос проводился по электронной почте. Респондентам были предложены следующие вопросы: 1. Какие методы анализа бизнес-процессов используются на предприятии? 2. Какие методы совершенствования бизнес-процессов используются на предприятии? 3. Какие причины исключения конкретных методик из практики?

Space-анализ [5] позволит выявить наиболее значимые направления совершенствования методов анализа и совершенствования бизнес-процессов. Была выбрана шкала оценки от 1 до 5. Экспертами выступали представители российских производственных холдингов.

Результаты исследования

Хронологически одним из первых методик анализа бизнес-процессов является качественный граф связей [6]. Его суть в том, что начало графа – это та проблема, которая и так ясна, то есть очевидна, а далее находятся причины. Таким образом, граф наращивается в сторону причин, которые тоже, в свою очередь, имеют определённые причины. Итерации повторяются до момента, когда находится основная причина, которая вызвала все выявленные следствия. Данная проблема подлежит устранению в первую очередь. Следовательно, бизнес-процесс, который содержит основную проблему и является приоритетным для перепроектирования. К достоинствам данного метода можно отнести его прикладной характер и концентрированность на выявлении конкретной проблемы, однако, данный метод изначально основан на субъективном восприятии той проблемы, которая является «корнем» качественного графа. Кроме того, недостатком данного метода является его ограниченность и то, что он требует значительного времени, которое требуется для построения графа.

В категории графических методов анализа бизнес-процессов также можно выделить – диаграмму Исикавы (рыбий скелет) [11]. Как и предыдущая методика, этот анализ направлен на выявление основной проблемы. Методика может быть осуществлена двумя способами. Для реализации первого способа необходимо выделить категории потенциальных причин возникновения проблем, а потом в каждой выделенной категории вычленяются возможные причины. Оценка практики применения этого способа показывает некоторую его субъективность, однако, если привлекаемые эксперты имеют высокую степень компетенций по изучаемому вопросу, и информация, на основе которой происходит оценка причин возникновения проблем полная и актуальная, то результативность данного способа может быть очень высока. Второй способ предполагает применения метода мозгового штурма. Таким образом, сначала выявляются все потенциальные причины появления значимой проблемы, а затем они распределяются по категориям. При этом результат применения обоих описанных способов практически одинаков и представлен на рисунке 1 [4].

Рисунок 1 – Диаграмма Исикавы (рыбий скелет). Бизнес-процесс «Управление качеством продукции»

Источник: составлен авторами на основании [2], [4]

Достоинствами данного метода являются: классификация причин, вызывающих проблему, что позволяет быстро и эффективно устранять их в месте их возникновения, а также наглядность и возможность применения в разных функциональных областях. Однако, данный метод, как и предыдущий, в значительной степени субъективен и требует значительного времени на подготовку.

Указанные выше методы анализа бизнес-процессов, в основном ориентированы на выявлении сути проблемы, при этом довольно часто возникает потребность оценить степень проблемы, связанной с конкретным бизнес-процессом. Методики оценки степени проблем, связанных с определенным бизнес-процессом (БП) представлены на рисунке 2 [1], [3].

Рисунок 2 – Методики оценки степени проблем, связанных с конкретным бизнес-процессом

Источник: составлен авторами на основании [1], [3]

Используя системный подход, представим достоинства и недостатки показанных на рисунке 2 методов в виде таблицы 1.

Данные таблицы 1 демонстрируют, что все достоинства и недостатки по каждому методу анализа бизнес-процессов можно сгруппировать в две категории. Кроме того, наблюдается определённая тенденция в их характеристике.

Таблица 1 – Достоинства и недостатки методик оценки степени проблем, связанных с конкретным бизнес-процессом

Методы анализа БП
Достоинства
Недостатки
1. Методы анализа БП, основанные на оценках экспертов
1.1. Универсальность использования
1.2. Возможность использования в комплексе с другими методами
1.1. Субъективность оценки
1.2. Сложность организации процедуры экспертной оценки
2. Оценка БП на основе критериев проблемности
2.1. Ориентированность на конкретную проблему, что в значительной степени снижает количество исходной информации
2.2. Глубокая проработанность данного метода
2.1. Ограниченность применения из-за необходимости ориентироваться на один критерий оценки
2.2. Критерий может быть выбран неправильно, что создаёт высокий риск ошибок анализа
3. Простая оценка
3.1. Лёгкость применения
3.2. Универсальность использования
3.1. Высокий риск ошибочной оценки из-за несравнимости показателей
3.2. Слишком широкая интерпретация
4. Весовая оценка
4.1. Более высокая точность оценки по сравнению с другими методами данной группы
4.2. Позволяет оценивать БП по более широкому спектру факторов
4.1. Сложность применения
4.2. Субъективность оценки
Источник: составлен авторами на основании [1], [3], [17, c.330]

Данная тенденция показывает, что 25% достоинств всех методов составляет легкость их применения, а 25% недостатков представляют собой высокий риск ошибки по разным причинам и 25% - субъективность оценки. Таким образом, для совершенствования данных методов необходимо повысить их объективность и снизить риск возникновения ошибок. Проведенный опрос позволил выявить следующие доли использования методов анализа бизнес-процессов в производственных холдингах: 35% - графические методы; 65% - методы оценки степени проблем бизнес-процессов. Таким образом, можно сделать вывод, что на практике предпочитают использовать неграфические методы анализа бизнес-процессов.

Совершенствование бизнес-процессов (БП) может осуществляться разными методами, которые в той или иной степени могут быть использованы для подготовки бизнес-процессов к цифровизации. Наиболее значимые из них представленные на рисунке 3 [7], [8], [16, c.1913].

Рисунок 3 – Методы совершенствования бизнес-процессов

Источник: составлен авторами на основании [7], [8], [16, c.1913]

Рассмотрим представленные на рисунке 3 методы более подробно. Так, кайдзен – это методика совершенствования процессов производства, а также вспомогательных бизнес-процессов, которая была разработана в Японии и успешно применяется во всем мире [13]. Основные принципы этой методики, следующие:

1) сортировка;

2) систематизация;

3) чистота;

4) стандартизация;

5) совершенствование [12].

Суть данной методики заключается в постепенном отказе от неэффективных бизнес-процессов, изменении организационной структуры, перераспределению полномочий. Данная методика впервые была применена в 1986 году и до сих пор используется в практике совершенствования бизнес-процессов [13]. Недостатком данной методики является ее ограниченность, поскольку она не предназначена для управленческих бизнес-процессов и бизнес-процессов развития, а также для обеспечивающих. В рамках своего предназначения методика очень успешная и востребованная.

Инжиниринг – это «использование формализованных методов и приемов для детального построения и внедрения моделей БП, с целью удовлетворения потребностей конкретных групп клиентов в условиях сильной дифференциации спроса и предложения» [1]. Главным достоинством данной методики является то, что она ориентируется на уникальные требования заказчиков. Именно в процессе инжиниринга определяются цели и задачи бизнес-процесса, его роль в общей деятельности предприятия, а также показатели эффективности, на основе которых можно оценить сам бизнес-процесс и его результаты. С возникновением инжиниринга связаны такие понятия, как граница процесса, вход процесса, выход процесса. Все это с успехом было использовано и в следующей методике – реинжиниринге. Однако, инжиниринг – это, прежде всего, общий подход к совершенствованию, т.е. в каждом конкретном случае, его нужно адаптировать под конкретный бизнес-процесс.

В рамках реинжиниринга были воплощены многие идеи предыдущих методик. Классическое определение реинжиниринга бизнес-процессов дано М. Хаммером и Дж. Чампи: «Фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов для достижения драматических усовершенствований в критических, современных показателях деятельности, таких как стоимость, качество, уровень обслуживания и скорость (оперативность)» [цит. по 10]. Реинжиниринг полностью игнорирует текущее состояние бизнес-процессов и возможности их улучшения. Он идет от идеальной модели бизнес-процесса, таким образом, реинжиниринг дает возможность устранить разрыв между существующей моделью и идеальной. Реинжиниринг проходит три стадии:

1) формирование идеальной модели бизнес-процессов (создание модели TO BE);

2) обратный реинжиниринг (создание модели AS IS);

3) прямой реинжиниринг – устранение разрывов между AS IS и TO BE [9].

Сам по себе реинжиниринг является комплексной методикой, который включает несколько методов улучшения процессов, таких как горизонтальное и вертикальное сжатие процессов и т.п. [10]. Важной особенностью реинжиниринга является его масштабность, поэтому он всегда должен идти «сверху вниз», то есть инициироваться руководством. Главным достоинством реинжиниринга является его высокая эффективность при условии правильного применения методики и обоснования его применения для конкретного предприятия. Недостатком данной методики совершенствования является ее дороговизна и высокий риск больших убытком при неудачном ее применении.

Перепроектирование бизнес-процессов обычно направлено на три вида улучшения:

1) снижение затрат;

2) уменьшение длительности цикла;

3) снижение количества ошибок [14].

В качестве достоинства данного метода можно выделить гибкость его применения, низкий риск возникновения крупных убытков в случае неудачи. Недостатком перепроектирования является то, что оно ориентировано на небольшое улучшение показателей, не более 60%, в отличие от реинжиниринга, который предполагает резкое улучшение показателей в несколько раз [15, с.2030].

Кроме проанализированных выше методов совершенствования бизнес-процессов, можно дополнительно выделить несколько технологий совершенствования бизнес-процессов. Опрос позволил подготовить исходные данные для применения статистических методов. На начало 2024 года в России зарегистрировано 256 тысяч производственных предприятий (обрабатывающая промышленность) [2], была сделана выборка из 256 предприятий крупного и среднего бизнеса. Опрос проводился по электронной почте. Респондентам были предложены следующие вопросы: 1. Какие методы анализа бизнес-процессов используются на предприятии? 2. Какие методы совершенствования бизнес-процессов используются на предприятии? 3. Какие причины исключения конкретных методик из практики? Экспертами выступали представители отделов развития или менеджмента качества данных предприятий. Проведенный опрос позволил выявить следующие доли использования методов совершенствования бизнес-процессов в производственных холдингах (рис. 4).

Рисунок 4 – Доля современных технологий совершенствования бизнес-процессов в общем объеме их применения на 2023 г., %

Источник: составлен авторами на основании проведенного исследования

Рисунок 4 демонстрирует, что представители российских производственных холдингов предпочитают использовать реинжиниринг в качестве метода совершенствования бизнес-процессов. На рисунке 5 представлен анализ причин исключения той или иной методики из практики применения.

Рисунок 5 – Доли причин исключения той или иной методики из практики

применения, %

Источник: составлен авторами на основании проведенного исследования

Данные, представленные на рисунке 5, демонстрируют, что наиболее значимыми причинами исключения субъективность оценки и высокий риск возникновения ошибок. Таким образом, сложились следующие параметры адаптации существующих методик совершенствования бизнес-процессов производственных холдингов на основе оценки их достоинств и недостатков и количественной оценки практики применения: 1. Доступность специалистов-методологов; 2. Минимизация рисков возникновения ошибок; 3. Уровень субъективности; 4. Легкость реализации методики; 5. Универсальность (возможность применения для всех видов бизнес-процессов).

Результат применения Space-анализа представлен на рисунке 6.

Рисунок 6 – Оценка методик совершенствования бизнес-процессов производственных холдингов

Источник: составлен авторами на основании проведенного исследования

По результатам применения Space-анализа был сделан вывод, что наиболее значимыми параметрами адаптации методик совершенствования бизнес-процессов производственных холдингов являются следующие: доступность специалистов-методологов; минимизация рисков возникновения ошибок; уровень субъективности; универсальность.

Выводы

В качестве вывода, можно отметить, что методы совершенствования и анализа бизнес-процессов производственных холдингов отличаются разнообразием, при этом на стратегическом уровне они обладают отраслевой спецификой, определяемой состоянием промышленности и особенностями ее функционирования. Развитие этих методов заключается в том, что их необходимо адаптировать для производственных компаний в соответствии с выявленными проблемами цифровизации экономики.

На данный момент методики процессного управления включают в себя достаточное количество методов и приемов анализа и оптимизации бизнес-процессов, в том числе: реинжиниринг, инжиниринг и бенчмаркинг, которые с высокой долей успешности применяются на производственных предприятиях. Однако, выбор конкретного метода и приёма зависит как от внутренних, так и от внешних условий холдинга. Так, например, выбор метода совершенствования бизнес-процессов зависит от уровня зрелости бизнес-процессов холдинга и цели их преобразования. По результатам исследования были предложены следующие параметры адаптации существующих методик: доступность специалистов-методологов; минимизация рисков возникновения ошибок; уровень субъективности; универсальность.

[1] Компании России – статистика организаций, каталог и рейтинг топ крупнейших компаний | Полная информация о предприятиях России по отраслям [Электронный ресурс]: СПАРК-Интерфакс. – https://spark-interfax.ru/statistics (дата обращения 04.11.2024)

[2] Компании России – статистика организаций, каталог и рейтинг топ крупнейших компаний | Полная информация о предприятиях России по отраслям [Электронный ресурс]: СПАРК-Интерфакс. – https://spark-interfax.ru/statistics (дата обращения 04.11.2024)


Источники:

1. Анисимов А.Ю., Плахотникова М.А., Грабский А.А. Цифровизация бизнес-процессов металлургического предприятия как направление обеспечения устойчивого развития // Вестник Сургутского государственного университета. – 2023. – № 4. – c. 6-15.
2. Баурина С. Б., Назарова Е. В. Технологические новшества промышленной среды // АНИ: экономика и управление. – 2023. – № 1 (42). – c. 77-81.
3. Быкова А.В. Инновации в бизнес-процессах // Россия: тенденции и перспективы развития. – 2022. – № 17-1. – c. 617-619.
4. Василенко И. А. Бизнес-процессы в условиях цифровизации // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2023. – № 3-1 (97). – c. 33-37.
5. Калакуцкая Е. С., Гаврилюк Е. С. Применение когнитивных технологий для оптимизации бизнес-процессов // Экономика и экологический менеджмент. – 2023. – № 4. – c. 109-117.
6. Клименко О. П. Методические основы анализа бизнес-процессов управления предприятием // Евразийский союз ученых. – 2019. – № 10-4 (67). – c. 27-32.
7. Киргизова Н. П., Островерхий С. М. Повышение эффективности системы управления компанией. организационный инжиринг // StudNet. – 2022. – № 1. – c. 9.
8. Минич С. А. Совершенствование системы обязательных требований, предъявляемых к бизнесу в условиях цифрового преобразования экономики // Journal of Digital Technologies and Law. – 2023. – № 3. – c. 775-802.
9. Петров М. Н. Концептуальные и методические подходы к совершенствованию процессов управления инновационными проектами в условиях цифровой трансформации // Финансовые рынки и банки. – 2022. – № 6. – c. 30-36.
10. Семенова И. А., Шушпанова А. А. Реинжиниринг бизнес-процессов как инструмент управления затратами // Вестник Удмуртского университета. – 2022. – № 4. – c. 649-655.
11. Сосфенов Д. А. Цифровой двойник как инструмент оптимизации производственных процессов // Инновации и инвестиции. – 2023. – № 5. – c. 149-153.
12. Хаирова С. М., Паравян М. К. Инструменты трансформации бизнес-процессов в цепях поставок в условиях формирования цифровой экономики // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2023. – № 2. – c. 239-250.
13. David G. Rosado, Luis E. Sánchez, Ángel Jesús Varela-Vaca, Antonio Santos-Olmo, María Teresa Gómez-López, Rafael M. Gasca, Eduardo Fernández-Medina, Enabling security risk assessment and management for business process models // Journal of Information Security and Applications. – 2024. – № 84.
14. Lida Liu, Lan Chen Investigating Business Process Management on Environmental Performance Considering the Mediating Role of Information Technology // Heliyon. – 2024.
15. Mariem Saidane, Asma Hassani, Sonia Ayachi Ghannouchi, DT4BPM: A proposed approach for combining Digital Transformation and Business Process Management // Procedia Computer Science. – 2024. – p. 2030-2037.
16. Plakhotnikova M., Sogacheva O., Androsova I., Simonenko E. Telecommunications Market Trends in the Digital Economy / // Education Excellence and Innovation Management: A 2025 Vision to Sustain Economic Development during Global Challenges : Proceedings of the 35th International Business Information Management Association Conference (IBIMA), Seville, Spain, 01–02 апреля 2020 года. – Seville, Spain: International Business Information Management Association (IBIMA), 2020. – P. 1913-1918
17. om R. Eikebrokk, Dag H. Olsen, Niels F. Garmann-Johnsen Conceptualizing Business Process Management Capabilities in Digitalization Contexts // Procedia Computer Science. – 2024. – p. 330-337.

Страница обновлена: 10.12.2024 в 14:59:57