Нормирование бюджетных расходов на социальное обслуживание населения с учетом степени нуждаемости получателей социальных услуг в посторонней помощи

Чаленко И.А.1, Шестаков М.А.2
1 ПАО «Татнефть» им. В.Д. Шашина
2 Федеральное государственное бюджетное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Россия, Москва

Статья в журнале

Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 7, Номер 12 (Декабрь 2020)

Цитировать:
Чаленко И.А., Шестаков М.А. Нормирование бюджетных расходов на социальное обслуживание населения с учетом степени нуждаемости получателей социальных услуг в посторонней помощи // Экономика труда. – 2020. – Том 7. – № 12. – С. 1181-1200. – doi: 10.18334/et.7.12.111298.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=44483250
Цитирований: 2 по состоянию на 31.03.2023

Аннотация:
В статье рассмотрены вопросы нормирования бюджетных расходов на социальное обслуживание населения с учетом степени нуждаемости получателей социальных услуг в посторонней помощи. Впервые предложена методика расчета дифференцированных нормативов подушевого финансирования социальных услуг на основе дифференциации нормативов штатной численности работников организаций социального обслуживания в основу которой положен различный объем нуждаемости в посторонней помощи (зависимости от посторонней помощи) получателей социальных услуг. В разработанной методике также предложена нормативная структура затрат организаций социального обслуживания, привязанная к фонду оплаты труда основного персонала. На основе результатов мониторинга экономических показателей деятельности организаций социального обслуживания проведена апробация разработанной методики и получены значения дифференцированных нормативов подушевого финансирования для различных групп нуждаемости получателей социальных услуг в постороннем уходе. Статья будет интересна специалистам, занимающимся вопросами социально-экономического планирования в сфере социального обслуживания населения, а также исследователям и аналитикам, занимающимся вопросами перспектив развития системы социального обслуживания населения.

Ключевые слова: Нормирование бюджетных расходов, дифференцированные нормативы подушевого финансирования, нуждаемость в постороннем уходе, социальное обслуживание

JEL-классификация: I38, J21, J28



Введение

Нормирование бюджетных расходов в социальной сфере призвано повысить обоснованность и эффективность бюджетных расходов на основе широкого использования различных видов норм и нормативов.

Принцип нормативно-подушевого финансирования в системе социального обслуживания фактически начал реализовываться с 2015 года в связи с вступлением в силу Федерального закона от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», закрепившего полномочия федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в части разработки и применения нормативов подушевого финансирования [1].

Реализуя полномочия, предусмотренные п.2 ч.1 ст.7 указанного Федерального закона, в декабре 2014 года Правительство Российской Федерации утвердило методические рекомендации по расчету подушевых нормативов финансирования социальных услуг [2].

Согласно данному нормативному документу, подушевые нормативы финансирования устанавливаются в расчете на одного получателя социальных услуг, включенных в перечень социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг, утвержденный законом субъекта Российской Федерации. Кроме того, методические рекомендации предполагают установление дифференцированных нормативов подушевого финансирования для городской и сельской местности в зависимости от форм социального обслуживания.

На практике органами государственной власти субъектов Российской Федерации, ответственными за реализацию полномочий в сфере социального обслуживания населения, показатели финансового обеспечения дифференцируются по следующим признакам:

- форма социального обслуживания (стационарная, полустационарная, социальное обслуживание на дому, предоставление срочных социальных услуг);

- местность оказания социальных услуг (городская, сельская);

- тип организации социального обслуживания.

Зачастую показатели финансового обеспечения устанавливаются для конкретной организации социального обслуживания в субъекте Российской Федерации.

В редких случаях показатели финансового обеспечения устанавливаются для различных социально-демографических групп получателей социальных услуг (дети, взрослые и т.д.)

При этом нуждаемость в предоставлении социальных услуг является одним из важнейших принципов социальной поддержки граждан и системы социального обслуживания как ее важнейшего элемента [3] (Andreevna et al., 2017).

Нуждаемость в предоставлении социальных услуг связана с функциональным статусом получателя социальных услуг, степенью его зависимости от посторонней помощи.

Вопросы бюджетных расходов на систему социального обслуживания граждан рассмотрены в работах [3–5] (Sedova, Gilyadova, 2015; Gilyadova, 2015; Andreeva et al., 2017).

Зарубежный опыт финансирования системы социального обслуживания представлен в исследованиях [6–10] (Costa-Font, Joan et al., 2012; Marie-Eve Joël et al., 2010; Chevreul, Brigham, 2013; Colombo et al., 2011; Lipszyc et al., 2012). В частности, показано, что в зарубежных странах расходы на социальное обслуживание учитывают функциональный статус получателя социальных услуг (группу нуждаемости). Например, во Франции национальная шкала зависимости AGGIR (Autonomie Gérontologique – Groupe Iso Ressources) предполагает 6 групп зависимости от посторонней помощи, описываемых 17 переменными, учитывающими физическую и когнитивную потерю автономии, а также социальные аспекты зависимости от посторонней помощи.

Вопросы формирования и применения шкал нуждаемости в посторонней помощи получателей социальных услуг рассмотрены в исследованиях [11–14] (Lawton, Brody, 1969; Kane, Kane, 1981; Graf, 2008; Coutton, 2009).

Целью исследования является разработка методики расчета дифференцированных нормативов подушевого финансирования социальных услуг на основе дифференциации нормативов штатной численности работников организаций социального обслуживания, в основу которой положен различный объем нуждаемости в посторонней помощи (зависимости от посторонней помощи) получателей социальных услуг.

Научная новизна предлагаемой методики заключается в использовании дифференцированных нормативов штатной численности работников организаций социального обслуживания, учитывающих трудоемкость социального обслуживания получателей социальных услуг в зависимости от степени их нуждаемости в посторонней помощи.

Методика определения дифференцированных нормативов подушевого финансирования социальных услуг с учетом степени нуждаемости получателя социальных услуг в посторонней помощи

Следует отметить, что дифференцированные нормативы подушевого финансирования (дифференцированные подушевые нормативы) используются, в частности, в системе здравоохранения при оплате медицинской помощи [15].

Под дифференцированным нормативом подушевого финансирования в системе социального обслуживания с учетом степени нуждаемости получателя социальных услуг в посторонней помощи в данной статье будет пониматься объем финансирования одного получателя социальных услуг с учетом формы социального обслуживания (стационарная, полустационарная, надомное социальное обслуживание) и его функционального статуса.

Целесообразность установления дифференцированных нормативов подушевого финансирования зависит от значимости различий значений факторов, положенных в основу дифференциации.

В зависимости от применяемой методологии расчета дифференцированного норматива подушевого финансирования данный норматив может устанавливаться либо непосредственно для каждого уровня дифференцирующего фактора, либо путем умножения некоторой базовой величины на поправочный коэффициент (поправочные коэффициенты).

Формализация порядка расчета дифференцированных подушевых нормативов финансирования в сфере социального обслуживания населения предполагает определение общей модели расчета дифференцированного норматива подушевого финансирования ( ):

,

где – тариф (цена) i-й социальной услуги;

– плановый объем оказания i-й социальной услуги j-й группе получателей социальных услуг.

Действующими нормативно-методическими документами определено, что нормативы подушевого финансирования являются основой для расчета тарифов на социальные услуги [1]. Представляется что данный подход создает неопределенность при расчете норматива подушевого финансирования и требует корректировки в соответствии с предложенной выше общей моделью формирования дифференцированного норматива подушевого финансирования.

При расчете тарифа (цены) социальной услуги следует использовать метод экономически обоснованных затрат (расходов). Следует сразу отметить, что данный метод применительно к ценообразованию (тарифообразованию) в системе социального обслуживания на сегодняшний день не описан в научной литературе. Поскольку в задачи данной статьи не входит подробное рассмотрение данного метода ценообразования, то с точки зрения поставленных задач данный метод будет основан на расчете тарифа (цены) на социальные услуги с использованием нормативов, т.е. аналогичен расчету нормативных затрат на оказание социальных услуг [16].

В структуре экономически обоснованного тарифа (цены) социальной услуги следует выделять экономически обоснованные затраты на оказание социальной услуги (себестоимость социальной услуги) и экономически обоснованный размер прибыли [1].

Важное значение при расчете тарифа на социальную услугу имеет единица измерения социальной услуги. Согласно утвержденному примерному перечню социальных услуг, социальные услуги делятся по видам (социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-трудовые, социально-правовые, услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг и срочные социальные услуги) [17]. Кроме того, часть услуг может предоставляться только в определенных формах социального обслуживания.

Если в форме социального обслуживания на дому экономически оправданно в качестве единицы измерения социальной услуги использовать отдельную социальную услугу, то в полустационарной форме социального обслуживания и особенно в стационарной целесообразно пользоваться другими измерителями. В частности, например, в стационарной форме социального обслуживания целесообразно в качестве измерителя использовать день (койко-день) содержания получателя социальных услуг в организации социального обслуживания. А в полустационарной форме социального обслуживания возможно применение в качестве единиц измерения социальной услуги одно посещение или одно койко-место. Таким образом, и тариф на социальную услугу в зависимости от формы социального обслуживания будет иметь различную базу расчета: в надомной форме социального обслуживания это будет тариф в расчете на единицу социально-бытовой, социально-медицинской и т.д. услуги, в полустационарной форме социального обслуживания – тариф в расчете на одно посещение или койко-место, а в стационарной форме социального обслуживания – тариф в расчете на один день (койко-день) содержания получателя социальной услуги в организации социального обслуживания. В значительной степени это согласуется и с реальной практикой установления тарифов на социальные услуги в субъектах Российской Федерации.

Действующими нормативно-методическими документами определено, что экономически обоснованные затраты на социальную услугу состоят из прямых и косвенных расходов на оказание социальной услуги, т.е.

,

где и – прямые и косвенные расходы на оказание социальной услуги соответственно.

Расходы организаций социального обслуживания включают: расходы на оплату труда с начислениями на выплаты по оплате труда работников, непосредственно связанных с оказанием социальных услуг; расходы на приобретение материальных запасов и особо ценного движимого имущества, потребляемого (используемого) в процессе оказания социальных услуг с учетом срока полезного использования (в том числе затраты на арендные платежи); расходы на коммунальные услуги; расходы на содержание объектов недвижимого имущества; расходы на содержание объектов особо ценного движимого имущества; расходы на приобретение услуг связи; расходы на приобретение транспортных услуг; расходы на оплату труда с начислениями на выплаты по оплате труда работников, которые не принимают непосредственного участия в оказании социальных услуг; расходы на прочие общехозяйственные нужды.

Применение метода экономически обоснованных затрат (расходов) предполагает общую схему расчета затрат на используемые в процессе оказания социальной услуги ресурсы, в соответствии с которой стоимость потребления экономического ресурса в процессе оказания социальной услуги определяется произведением цены данного экономического ресурса и нормативного объема его потребления и может быть описана следующей формулой:

,

где – цена k-го экономического ресурса;

– нормативный объем потребления k-го экономического ресурса.

Нормативный объем потребления определенного экономического ресурса определяется на основе утвержденных нормативов. В сфере социального обслуживания в качестве таких нормативов могут выступать, например, нормативы штатной численности организаций, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания [18], нормы времени на оказание услуг социальными работниками [19], нормативы обеспечения мягким инвентарем получателей социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания [20] и др.

В определенной степени нормативно могут также задаваться цены экономических ресурсов. Например, нормативное значение средней заработной платы социальных работников определяется из показателя соотношения средней заработной платы социальных работников, включая социальных работников медицинских организаций, со средней заработной платой в субъекте Российской Федерации, установленного Планом мероприятий (дорожная карта) «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013–2018 годы)» [21].

Исследования затрат организаций социального обслуживания, проводимые регулярно ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России, показали, что основным тарифообразующим фактором является фонд оплаты труда работников организации социального обслуживания, который может доходить до 75% от общих затрат организации.

Учитывая также, что основным значимым дифференцирующим фактором является время оказания социальной услуги, которое непосредственно влияет на нормативную численность привлекаемого для выполнения работ персонала, то в качестве базы распределения прочих затрат организации социального обслуживания может служить фонд оплаты труда основного персонала организации. Исходя из этого, величина других затрат организации социального обслуживания ( ) определяется по формуле:

,

где – нормативный фонд оплаты труда основного персонала, связанного с оказанием социальной услуги;

– коэффициент распределения j-го вида затрат организации социального обслуживания.

Анализ выборки из более чем 1600 организаций социального обслуживания показал, что в качестве коэффициентов распределения затрат организаций стационарного социального обслуживания могут быть приняты следующие значения:

1) расходы на оплату труда с начислениями на выплаты по оплате труда работников, которые не принимают непосредственного участия в оказании социальных услуг – 0,4 ;

2) расходы на приобретение материальных запасов и особо ценного движимого имущества, потребляемого (используемого) в процессе оказания социальных услуг с учетом срока полезного использования (в том числе затраты на арендные платежи) – 0,5 ;

3) расходы на коммунальные услуги – 0,14 ;

4) расходы на содержание объектов недвижимого имущества – 0,035 ;

5) расходы на содержание объектов особо ценного движимого имущества – 0,08 ;

6) расходы на приобретение услуг связи – 0,04 ;

7) расходы на прочие общехозяйственные нужды – 0,07 .

Очевидно, что плановый объем оказания социальной услуги определенной группе получателей социальных услуг и нормативный объем потребления определенного экономического ресурса имеют тесную взаимосвязь.

Наиболее отчетливо данная взаимосвязь, равно как и сама необходимость установления дифференцированных нормативов подушевого финансирования, проявляется в стационарной форме социального обслуживания, в т.ч. в связи с изменениями, вносимыми в Правила организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений [22].

Обобщая вышесказанное, можно определить научно обоснованный алгоритм дифференциации объема потребления экономического ресурса. Данный алгоритм представляется целесообразным продемонстрировать на примере стационарной формы социального обслуживания, продолжая описанный выше пример. На первом этапе необходимо построить ряд распределения получателей социальных услуг по затратам времени на обслуживание. На втором этапе необходимо произвести группировку в зависимости от затрат времени на обслуживание. В статистике наиболее распространенным методом определения количества групп (интервалов) является использование формулы Стерджесса: , где n – число групп, а N – количество исследуемых единиц совокупности. Величина интервала группировки определяется по формуле: , где – максимальное и минимальное значение изучаемого признака соответственно.

На третьем этапе при достаточном количестве наблюдений можно воспользоваться методом регрессионного анализа и построить парное регрессионное уравнение с дамми-переменными следующего вида:

,

где – затраты времени на обслуживание j-й группы получателей социальных услуг;

– нормативный объем потребления услуги для группы, принятой за базу расчета;

– значения коэффициентов уравнения регрессии;

– дамми-переменные для соответствующих групп (кроме принятой за базу).

Тогда норма времени на обслуживание одного получателя социальных услуг соответствующей группы будет определяться из соотношения: .

Годовая нормативная трудоемкость обслуживания одного получателя социальных услуг соответствующей группы будет определяться из выражения: , где -среднее количество дней оказания социальной услуги.

Нормативный объем потребления экономического ресурса, в данном случае – штатная численность работников определенной профессии (должности), может быть рассчитан следующим образом:

,

где – годовой нормативный фонд рабочего времени одного работника, определяемый по производственному календарю.

В следующей части стать будет представлена апробация предлагаемого методического подхода на примере расчета дифференцированных нормативов подушевого финансирования для стационарной формы социального обслуживания.

Результаты апробации методики (на примере стационарной формы социального обслуживания)

Как уже было отмечено выше, новая редакция правил организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений предполагает классификацию получателей социальных услуг на 4 группы: I – периодическая нуждаемость в посторонней помощи при сохранении способности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, в том числе при наличии психического расстройства; II – регулярная нуждаемость в посторонней помощи при частичной утрате способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности, в том числе при наличии психического расстройства (нуждаемость в частичном уходе, поддержке самостоятельной деятельности, регулярном сопровождении в целях обеспечения безопасности получателя социальных услуг); III – постоянная нуждаемость в посторонней помощи при неспособности получателя социальных услуг к адекватному восприятию себя, окружающей обстановки, оценке ситуации (дезориентации) или неспособности контролировать свое поведение (нуждаемость в частичном уходе, постоянном наблюдении и сопровождении в целях обеспечения безопасности получателя социальных услуг и окружающих граждан); IV – постоянная нуждаемость в посторонней помощи при полной утрате способности или возможности осуществлять самообслуживание и самостоятельно передвигаться, в том числе при наличии психического расстройства (интенсивный уход).

На основе рекомендуемых нормативов штатной численности организаций, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания, определяется удельный норматив штатной численности работников стационарных организаций социального обслуживания, непосредственно участвующих в оказании социальных услуг (в расчете на 1 получателя) (табл. 1).

Таблица 1

Удельные нормативы штатной численности работников стационарных организаций социального обслуживания, непосредственно участвующих в оказании социальных услуг по группам получателей (в расчете на 1 получателя)

№ п/п
Наименование должности
Удельные нормативы штатной численности работников стационарных организаций социального обслуживания, непосредственно участвующих в оказании социальных услуг, (в расчете на 1 получателя), в т.ч. по группам
1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
1
Социальный педагог
0,033
0,033
0,033
0,033
2
Сиделка (помощник по уходу)
0,018
0,018
0,056
0,056
3
Младшая медицинская сестра по уходу за больными
0,083
0,083
4
Старшая медицинская сестра
0,007
0,007
0,007
0,007
5
Медицинская сестра палатная (постовая)
0,167
0,167
0,417
6
Медицинская сестра патронажная
0,417
7
Медицинская сестра по массажу
0,017
0,017
0,017
0,033
8
Медицинская сестра диетическая
0,007
0,007
0,007
0,007
9
Инструктор по гигиеническому воспитанию
0,007
0,007
0,007
0,007
10
Ассистент по оказанию технической помощи
0,033
0,033
0,033
11
Инструктор-методист по адаптивной физической культуре
0,007
0,007
0,007
0,007
12
Инструктор по адаптивной физической культуре
0,033
0,033
0,017
0,017
13
Инструктор-методист по лечебной физкультуре
0,007
0,007
0,007
0,007
14
Инструктор по лечебной физкультуре
0,033
0,033
0,033
0,033
15
Психолог (психолог в социальной сфере)
0,017
0,017
0,017
0,017
16
Медицинский психолог
0,007
0,007
0,007
0,007
17
Специалист по комплексной реабилитации (реабилитолог)
0,007
0,007
0,007
0,007
20
Методист
0,007
0,007
0,007
0,007
21
Педагог-организатор
0,007
0,007
0,007
0,007
22
Педагог дополнительного образования
0,017
0,017
0,017
0,017
23
Инструктор по труду
0,017
0,017
24
Инструктор по трудовой терапии
0,033
0,033
25
Музыкальный руководитель
0,007
0,007
0,007
0,007
26
Культорганизатор
0,007
0,007
0,007
0,007
27
Юрисконсульт
0,007
0,007
0,007
0,007
28
Специалист по социальной работе
0,017
0,017
0,017
0,017
29
Специалист по связям с общественностью
0,007
0,007
0,007
0,007
30
Контент-редактор
0,003
0,003
0,003
0,003
31
Системный администратор
0,003
0,003
0,003
0,003
32
Администратор баз данных
0,003
0,003
0,003
0,003
33
Электроник
0,003
0,003
0,003
0,003
34
Делопроизводитель
0,010
0,010
0,010
0,010
35
Врач-терапевт
0,007
0,007
0,007
0,007
36
Врач-невролог
0,007
0,007
0,007
0,007
37
Врач-психиатр
0,007
0,007
0,007
0,007
38
Врач-диетолог
0,007
0,007
0,007
0,007
39
Врач по лечебной физкультуре
0,007
0,007
0,007
0,007
Источник: рассчитано авторами на основе данных приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.03.2020 г. № 157н «О внесении изменений в Правила организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 ноября 2014 г. № 940н» // Минтруд России [Электронный ресурс]. URL: https://mintrud.gov.ru/docs/mintrud/orders/9/ (дата обращения: 01.11.2020).

На основе перечня должностей, указанных в рекомендуемых нормативах штатной численности организаций, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания, а также с учетом нормативных соотношений по оплате труда, установленных планами мероприятий (дорожными картами) изменений в отраслях социальной сферы, направленных на повышение их эффективности, определяются профессиональные группы работников и зарплатные коэффициенты (табл. 2).

Таблица 2

Зарплатные коэффициенты в зависимости от категории персонала

Наименование должности
Категория персонала
Зарплатный коэффициент
1
2
3
Социальный педагог
Педагогический
1,00
Сиделка (помощник по уходу)
Социальное обслуживание (начальное профессиональное)
1,00
Младшая медицинская сестра по уходу за больными
Младший медицинский персонал
1,00
Старшая медицинская сестра
Средний медицинский персонал
1,00
Медицинская сестра палатная (постовая)
Средний медицинский персонал
1,00
Медицинская сестра патронажная
Средний медицинский персонал
1,00
Медицинская сестра по массажу
Средний медицинский персонал
1,00
Медицинская сестра диетическая
Средний медицинский персонал
1,00
Инструктор по гигиеническому воспитанию
Медицинский персонал
2,00
Ассистент по оказанию технической помощи
Социальное обслуживание
1,00
Инструктор-методист по адаптивной физической культуре
Прочие специалисты (высшее)
1,00
Инструктор по адаптивной физической культуре
Прочие специалисты (высшее)
1,00
Инструктор-методист по лечебной физкультуре
Медицинский персонал (высшее)
2,00
Инструктор по лечебной физкультуре
Медицинский персонал (высшее)
2,00
Психолог (психолог в социальной сфере)
Прочие специалисты (высшее)
1,50
Медицинский психолог
Медицинский персонал (высшее)
2,00
Специалист по комплексной реабилитации (реабилитолог)
Прочие специалисты (высшее)
1,50
Учитель-дефектолог
Педагогический
1,00
Логопед
Педагогический
1,00
Методист
Прочие специалисты (высшее)
1,50
Педагог-организатор
Педагогический
1,00
Педагог дополнительного образования
Педагогический
1,00
Инструктор по труду
Прочие специалисты (высшее)
1,25
Инструктор по трудовой терапии
Средний медицинский персонал
1,00
Музыкальный руководитель
Педагогический
1,00
Культорганизатор
Прочие специалисты (среднее профессиональное)
1,00
Юрисконсульт
Прочие специалисты (высшее)
1,25
Специалист по социальной работе
Социальное обслуживание (высшее)
1,25
Специалист по связям с общественностью
Прочие специалисты (высшее)
1,25
Контент-редактор
Прочие специалисты (высшее)
1,25
Системный администратор
Прочие специалисты (высшее)
1,25
Администратор баз данных
Прочие специалисты (высшее)
1,25
Электроник
Прочие специалисты (высшее)
1,25
Делопроизводитель
Прочие специалисты (начальное профессиональное)
0,90
Врач-терапевт
Медицинский персонал
2,00
Врач-невролог
Медицинский персонал
2,00
Врач-психиатр
Медицинский персонал
2,00
Врач-диетолог
Медицинский персонал
2,00
Врач по лечебной физкультуре
Медицинский персонал
2,00
Сурдопереводчик
Прочие специалисты (высшее)
1,50
Тифлосурдопереводчик
Прочие специалисты (высшее)
1,50
Тренер
Прочие специалисты (высшее)
1,50
Источник: рассчитано авторами на основе данных приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 декабря 2012 г. N 650 «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013-2018 годы)». // Минтруд России [Электронный ресурс]. URL: https://mintrud.gov.ru/docs/mintrud/orders/9/ (дата обращения: 01.11.2020); Итоги федерального статистического наблюдения численности и заработной платы работников по категориям в организациях социальной сферы и науки за январь-декабрь 2019 г. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/labor_market_employment_salaries (дата обращения: 01.11.2020); анализа штатных расписаний организаций социального обслуживания, полученных в рамках Мониторинга деятельности организаций социального обслуживания, проводимого ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России (выборка более 100 организаций).

На основе рассчитанных выше показателей определяются расходы на заработную плату работников, непосредственно связанных с оказанием социальных услуг по категориям получателей в расчете на 1 получателя (табл. 3).

Таблица 3

Расходы на заработную плату работников, непосредственно связанных с оказанием социальных услуг по категориям получателей в расчете на 1 получателя

№ п/п
Наименование должности
Расходы на заработную плату работников, непосредственно связанных с оказанием социальных услуг в месяц в расчете на 1 получателя, в т.ч. по группам получателей
1
2
3
4
1
Социальный педагог
1631,4
1631,4
1631,4
1631,4
2
Сиделка (помощник по уходу)
890,2
890,2
2719,0
2719,0
3
Младшая медицинская сестра по уходу за больными
0,0
0,0
4078,5
4078,5
4
Старшая медицинская сестра
326,3
326,3
326,3
326,3
5
Медицинская сестра палатная (постовая)
8157,0
8157,0
0,0
20392,5
6
Медицинская сестра патронажная
0,0
0,0
20392,5
0,0
7
Медицинская сестра по массажу
815,7
815,7
815,7
1631,4
8
Медицинская сестра диетическая
326,3
326,3
326,3
326,3
9
Инструктор по гигиеническому воспитанию
652,6
652,6
652,6
652,6
10
Ассистент по оказанию технической помощи
0,0
1631,4
1631,4
1631,4
11
Инструктор-методист по адаптивной физической культуре
326,3
326,3
326,3
326,3
12
Инструктор по адаптивной физической культуре
1631,4
1631,4
815,7
815,7
13
Инструктор-методист по лечебной физкультуре
652,6
652,6
652,6
652,6
14
Инструктор по лечебной физкультуре
3262,8
3262,8
3262,8
3262,8
15
Психолог (психолог в социальной сфере)
1223,6
1223,6
1223,6
1223,6
16
Медицинский психолог
652,6
652,6
652,6
652,6
17
Специалист по комплексной реабилитации (реабилитолог)
489,4
489,4
489,4
489,4
20
Методист
489,4
489,4
489,4
489,4
21
Педагог-организатор
326,3
326,3
326,3
326,3
22
Педагог дополнительного образования
815,7
815,7
815,7
815,7
23
Инструктор по труду
1019,6
1019,6
0,0
0,0
24
Инструктор по трудовой терапии
0,0
0,0
1631,4
1631,4
25
Музыкальный руководитель
326,3
326,3
326,3
326,3
26
Культорганизатор
326,3
326,3
326,3
326,3
27
Юрисконсульт
407,9
407,9
407,9
407,9
28
Специалист по социальной работе
1019,6
1019,6
1019,6
1019,6
29
Специалист по связям с общественностью
407,9
407,9
407,9
407,9
30
Контент-редактор
203,9
203,9
203,9
203,9
31
Системный администратор
203,9
203,9
203,9
203,9
32
Администратор баз данных
203,9
203,9
203,9
203,9
33
Электроник
203,9
203,9
203,9
203,9
34
Делопроизводитель
440,5
440,5
440,5
440,5
35
Врач-терапевт
652,6
652,6
652,6
652,6
36
Врач-невролог
652,6
652,6
652,6
652,6
37
Врач-психиатр
652,6
652,6
652,6
652,6
38
Врач-диетолог
652,6
652,6
652,6
652,6
39
Врач по лечебной физкультуре
652,6
652,6
652,6
652,6
Итого:
30695,9
32327,3
50266,2
51081,9
Источник: составлено авторами на основе данных таблиц 1 и 2.
За основу для расчетов принята номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников организаций, установленная в прогнозе социально-экономического развития, МЭР – 48 942 руб.

Далее необходимо рассчитать тариф на оказание социальной услуги по содержанию гражданина в стационарной организации социального обслуживания или стоимость койко-дня содержания в стационарной организации социального обслуживания (табл. 4).

Таблица 4

Тариф на оказание социальной услуги по содержанию гражданина в стационарной организации социального обслуживания (нормативная стоимость дня (койко-дня) содержания получателя социальных услуг в стационарной организации социального обслуживания)

№ п/п
Наименование показателя
Норматив затрат
Нормативная стоимость дня (койко-дня) содержания получателя социальных услуг в стационарной организации социального обслуживания
1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
1
Затраты на оплату труда с начислениями на выплаты по оплате труда работников, непосредственно связанных с оказанием социальных услуг
ФОТ работников, непосредственно связанных с оказанием социальных услуг

1023,2
1077,6
1675,5
1702,7
Начисления на выплаты по оплате труда работников, непосредственно связанных с оказанием социальных услуг
30,2% к ФОТосн [2]
309,0
325,4
506,0
514,2
2
Затраты на оплату труда с начислениями на выплаты по оплате труда работников, которые не принимают непосредственного участия в оказании социальных услуг
40% к ФОТосн
532,9
561,2
872,6
886,8
3
Затраты на приобретение материальных запасов и особо ценного движимого имущества, потребляемого (используемого) в процессе оказания социальных услуг с учетом срока полезного использования (в том числе затраты на арендные платежи)
50% к ФОТосн
666,1
701,5
1090,8
1108,5
4
Затраты на коммунальные услуги
14% к ФОТосн
186,5
196,4
305,4
310,4
5
Затраты на содержание объектов недвижимого имущества,
3,5% к ФОТосн
46,6
49,1
76,4
77,6
6
Затраты на содержание объектов особо ценного движимого имущества,
0,8% к ФОТосн
10,7
11,2
17,5
17,7
7
Затраты на приобретение услуг связи
0,4% к ФОТосн
5,3
5,6
8,7
8,9
8
Затраты на прочие общехозяйственные нужды
7,0% к ФОТосн
93,3
98,2
152,7
155,2
Итого:
2873,6
3026,3
4705,6
4782,0
Источник: расчеты авторов на основе результатов мониторинга экономических показателей деятельности организаций социального обслуживания, проводимого ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России (выборка из 1601 организации социального обслуживания).

Дифференцированный подушевой норматив определяется исходя из планового объема оказания социальной услуги соответствующей группе получателей социальных услуг. В качестве величины планового объема оказания социальной услуги принято значение среднего годового оборота койки (329 дней), рассчитанного по данным ведомственной статистики.

Таким образом, дифференцированные нормативы подушевого финансирования для стационарной формы социального обслуживания составят:

I группа – 945414,4 руб.;

II группа – 995652,7 руб.;

III группа – 1548142,4 руб.;

IV группа – 1573248,0 руб.

Заключение

Обобщая результаты исследования, можно отметить, что внедрение дифференцированных нормативов подушевого финансирования в практику управления деятельностью организаций социального обслуживания позволит более точно, с одной стороны, определять и рационально распределять бюджетные расходы на социальное обслуживание, а с другой – позволит снизить чрезмерную дифференциацию стоимости социальных услуг, обеспечивая их доступность населению.

В настоящее время, применяя предложенную методику, представляется возможным научно обоснованно рассчитать показатели только для стационарной формы социального обслуживания. Применение методики для надомной формы социального обслуживания ограничено отсутствием данных о дифференциации трудоемкости социального обслуживания получателей социальных услуг с различной степенью нуждаемости в посторонней помощи. Для решения данной проблемы необходимо провести классификацию получателей социальных услуг в надомной форме социального обслуживания по степени выраженности ограничений в самообслуживании, а также исследования затрат труда социальных работников с привязкой к группировкам, положенным в основу классификации.

[1] Поскольку социальные услуги в подавляющем большинстве оказываются бюджетными и некоммерческими организациями, то по всей видимости более корректно говорить не о размере прибыли, а о ее превращенной форме или расходах на развитие организации.

[2] С начислениями.


Источники:

1. Федеральный закон от 28.12.2013 г. №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70552648/ (дата обращения: 01.11.2020).
2. Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2014 г. №1285 «О расчете подушевых нормативов финансирования социальных услуг» // Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70813480/ (дата обращения: 01.11.2020).
3. Развитие эффективной социальной поддержки населения в России: адресность, нуждаемость, универсальность / Под ред. к.э.н. В. Назарова и А. Пошарац. Научный доклад. М.: Научно-исследовательский финансовый институт; Всемирный банк, 2017
4. Седова М.Л., Гилядова М.Н. Финансирование социального обслуживания в России: новый этап // Экономика. Налоги. Право. - 2015. - № 5. - С. 68-74.
5. Гилядова М.Н. Гилядова М.Н. Финансирование социального обслуживания: зарубежный опыт // Финансы и инвестиции. 2015. № 6. С. 61–66
6. Financing long-term care in Europe: institutions, markets and models / Ed. by J. Costa-Font, C. Courbage. – Basingstoke; New York: Palgrave Macmillan, 2012.
7. Joël M-E, Dufour-Kippelen S, Duchêne C, Marmier M (2010) The long-term care system for the elderly in France, ENEPRI Research Report n° 77, June 2010
8. Chevreul, K., & Brigham, K. (2013). Financing long term care fail elderly in France: The ghost reform. Health Policy, 111, 213–220.
9. Colombo, F., Llena-Nozal, A., Mercier, J., & Tjadens, F. (2011). Help wanted? Providing and paying for long-term care. Paris: OECD: OECD Health Policy Studies.
10. European Commission. (2012). Long-term Care: Need, Use and Expenditure in the EU-27. Economic Papers No. 469 (November 2012). Brussels: Directorate-General for Economic and Financial Affairs Publications. Brussels: European Commission.
11. Lawton, M.P., & Brody, E.M. (1969). Assessment of older people: self-maintaining and instrumental activities of daily living. Gerontologist, 9, 179-186.
12. Kane, R. A., & Kane, R. A. (1981). Assessing the elderly: A practical guide to measurement. Lexington, MA: Lexington Books.
13. Graf, C. (2008). The Lawton Instrumental Activities of Daily Living Scale. American Journal of Nursing. 108(4), 53-62.
14. Coutton V. (2009), Évaluer la dépendance à l'aide de groupes iso-ressources (GIR):une tentative en France avec la grille aggir », Gérontologie et société, vol. 24 / n° 99, no 4,‎ p. 111–129
15. Письмо Минздрава России N 11-7/и/2-11779, ФФОМС N 17033/26-2/и от 12.12.2019 «О методических рекомендациях по способам оплаты медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования» // Минздрав России [Электронный ресурс]. URL: https://www.mgfoms.ru/document/160 (дата обращения: 01.11.2020).
16. Приказ Минтруда России от 13.07.2015 №445н «Об утверждении общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере социальной защиты населения, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) государственным (муниципальным) учреждением» // Минюст России [Электронный ресурс]. URL: https://minjust.consultant.ru/documents/15679 (дата обращения: 01.11.2020).
17. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2014 г. №1236 г. Москва «Об утверждении примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг» // Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70807012/ (дата обращения: 01.11.2020).
18. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.03.2020 г. № 157н «О внесении изменений в Правила организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 ноября 2014 г. № 940н» // Минтруд России [Электронный ресурс]. URL: https://mintrud.gov.ru/docs/mintrud/orders/9/ (дата обращения: 01.11.2020).
19. Приказ Минтруда России № 725 от 15 октября 2015 г. «Об утверждении Методических рекомендаций по определению норм нагрузки социального работника в сфере социального обслуживания» // Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70792906/ (дата обращения: 01.11.2020).
20. Приказ Минтруда России № 505н от 30 июля 2014 г. «Об утверждении рекомендуемых нормативов обеспечения мягким инвентарем получателей социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания» // Минтруд России [Электронный ресурс]. URL: https://mintrud.gov.ru/docs/mintrud/orders/9/ (дата обращения: 01.11.2020).
21. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 декабря 2012 г. N 650 «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013-2018 годы)». // Минтруд России [Электронный ресурс]. URL: https://mintrud.gov.ru/docs/mintrud/orders/9/ (дата обращения: 01.11.2020).
22. Приказ Минтруда РФ от 24.11.2014 №940н «Об утверждении правил организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений» // Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70883236/ (дата обращения: 01.11.2020).
23. Анализ нормативного подушевого финансирования общего образования в субъектах Российской Федерации / И. В. Абанкина, М. Ю. Алашкевич, В. А. Винарик, П. В. Деркачев, М. В. Меркулов, С. С. Славин, Л. М. Филатова; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. — М.: НИУ ВШЭ, 2016.
24. Leichsenring, Kai & Billings, Jenny & Nies, Henk. (2013). Long-Term Care in Europe: Improving Policy and Practice.


Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:23:06