Влияние современных условий на принципы формирования и функционирование национальной банковской системы

Артемьев А.А., Порошков И.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 12-1 (124), Декабрь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Артемьев А.А., Порошков И.В. Влияние современных условий на принципы формирования и функционирование национальной банковской системы // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 12. – С. 52-55.

Аннотация:
Банковская система, как отмечает Тавасиев А.М., это включенная в экономическую систему страны единая и целостная (взаимодействующая) совокупность кредитных организаций. Каждая из них выполняет особую функцию (функции) и проводит свой перечень денежных операций и сделок. В результате весь объем потребностей общества в банковских продуктах (услугах) удовлетворяется в полной мере и с максимально возможной степенью эффективности.

Ключевые слова: банковская система, национальная банковская система, банковский бизнес, банковские услуги, кредитные организации



Банковская система, как отмечает Тавасиев А.М., это включенная в экономическую систему страны единая и целостная (взаимодействующая) совокупность кредитных организаций. Каждая из них выполняет особую функцию (функции) и проводит свой перечень денежных операций и сделок. В результате весь объем потребностей общества в банковских продуктах (услугах) удовлетворяется в полной мере и с максимально возможной степенью эффективности [1, c. 28].

Произошедшие в России изменения в политике, экономике, праве оказали существенное влияние на формирование принципов построения и функционирования национальной банковской системы (НБС). Своеобразие их развития обусловлено идеологически ориентированными федеральными законами «О Центральном банке Российской Федерации», «О банках и банковской деятельности» и иными нормативными актами, политической направленностью общества, особенностями преодоления кризисной ситуации в социально-экономической сфере отношений.В научной литературе и действующих нормативных актах освещаются лишь самые общие положения об отдельных принципах построения и функционирования национальной банковской системы. Нет единства мнений о роли этих принципов, допускаются варианты их названий, отличающиеся от нормативно закрепленных или принятых в обычаях делового оборота.При отсутствии дифференцированных критериев в построении системы принципов формирования и функционирования НБС и общих критериев ее раскрытия многие авторы изучают отдельные принципы, исходя из их собственного понимания, но без необходимого при этом теоретического обоснования и практического подтверждения. Это приводит к тому, что в одном ряду оказываются принципы совершенно различного порядка, не проводятся разграничения между формами их выражения. Поэтому возникла настоящая потребность выявления роли принципов формирования и функционирования национальной банковской системы с учетом объективных реалий.

Универсальное значение принципов

Указанные выше взаимосвязанные обстоятельства свидетельствуют об актуальности раскрытия роли принципов формирования и функционирования национальной банковской системы. Это вызывает необходимость их рассмотрения как регулятора социально-экономических отношений. И именно принципы позволяют выявить, насколько права и интересы банковских и иных взаимодействующих с ними институтов обеспечены правовыми гарантиями, а также насколько действенна сила государственного интереса в развитии НБС.В научной литературе многие авторы рассматривают принципы как главные, руководящие положения, определяющие общую направленность и наиболее существенные черты содержания направлений регулирования [2, 3, 4, 5]. Понятие принципа в познании означает начало, исходную основу (или основание) для теоретических построений.В применении к теоретическому уровню научного познания понятие принципа трактуется в более узком плане: не как вся основа науки, а как одна из ее главных частей, служащая фундаментом для построения отдельных теорий конкретной науки. Поэтому научный принцип часто трактуется как закон. Однако смешение терминов «принцип» и «закон» неправильно хотя бы потому, что многие принципы входят в основание различных теорий (комбинации с другими принципами), в то же время каждой теории соответствует лишь один основной закон. Некоторые принципы имеют для данной науки универсальное значение, то есть они явно или неявно входят в основание всех ее теорий.На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что принцип – это не только часть исходной основы для построения теории, но и отражение некоторых изучаемых наукой общих сторон ряда областей объективного мира. Охватывая общие связи между различными областями явлений, принцип тем самым выражает общие стороны глубинных связей – основных законов, присущих этим областям.

Принцип, закрепленный в законе

Признание за принципами значения руководящих положений, определяющих специфику регулирования отдельных областей общественных отношений (явлений) является бесспорным. Дискуссионным остается вопрос об исходном моменте, о происхождении принципа, в частности: противопоставляется принцип как «руководящая идея» принципу, закрепленному в законе или каком-либо нормативном акте.В определении принципа недопустим односторонний подход и рассмотрение его либо в качестве руководящей идеи, предшествующей нормотворческой деятельности, либо только в качестве результата этой деятельности – нормы права.Однако нельзя противопоставлять закон и принцип, поскольку закон – единственный способ объективизации принципов. Объективный характер принципов состоит в том, что они выделены не умозрительно, а на основе анализа экономической природы общественных отношений, специфики и методов регулирования взаимоотношений между институтами банковской системы или другими системами.Из истории науки правового регулирования общественных отношений, составляющей частью которых являются и экономические отношения, можно сделать следующий вывод. Группа лиц, идущих к власти, создает представления об определенных задачах правового регулирования общественных отношений, вырабатывает идеи, которыми руководствуется в нормотворческой деятельности. Взяв власть в свои руки, эта группа создает систему правовых норм в соответствии с выбранными идеями, поставленными целями и решаемыми задачами.Принципы, не зафиксированные в нормах права, не могут сами по себе воздействовать на социально-экономические отношения. Поэтому принципы, закрепленные в нормах права, характеризуются государственно-властным велением. Это не просто руководящая идея, а требования, предъявляемые к деятельности или поведению субъекта.На основании вышеизложенного можно сделать вывод и о том, что принцип является необходимой основой законности, которая в свою очередь влияет на прозрачность экономических отношений. На основе принципа достигаются единство в реализации правовых норм и единообразие судебной практики. Принцип – руководящее положение к этому поведению, так как в его основе лежат самые существенные связи социально-экономической жизни. С помощью принципа можно определить, каким должно быть поведение участников будущих общественных отношений. Принципы, закрепленные в праве, представляют собой реальность, существующую в самом праве.

Развитие принципов функционирования национальной банковской системы

Психологические аспекты по отношению к институтам входящим в национальную банковскую систему со стороны юридических и физических лицВ нормально развивающейся экономике преобладает система взаимоотношений, в которой государство и институты, входящие в состав национальной банковской системы, являются, по сути, партнерами. В кризисное время необычайно возрастает значение покровительственных действий государства по отношению к национальной банковской системе, неизбежно страдающей от разрушений переходного периода.При таком широком толковании системы взаимоотношений с участием институтов, входящих в состав НБС, по сути, в покровительственных действиях со стороны правительства нуждаются практически все возникающие финансовые отношения вне зависимости от их приоритетности на данном этапе развития государства.Грамотная и устойчивая экономическая политика имеет принципиальное значение для общества, находящегося на переломной стадии развития. Соответственно и принципы формирования и функционирования НБС нуждаются в выявлении, дальнейшей систематизации и закреплении в соответствующих нормативных актах для эволюционного ее формирования. Только в этом случае национальная банковская система будет соответствовать предъявляемым к ней требованиям на том или ином этапе развития государства.


Источники:

1. Тавасиев А.М. Банковское дело: управление кредитной организацией. - М.: Дашков и К, 2007. - 668с.
2. Деньги и банки: энциклопедический словарь. - М.: Центр социально-экономических исследований и информации СЭИ, 1994. - 464с.
3. Александров Н.Г. Основы теории государства и права. - М.: 1963. - 378с.
4. Борисов А. Б. Большой экономический словарь. - М.: Книжный мир, 2005. - 528с.
5. Шерстнева Н. С. Понятие, сущность и система принципов семейного права: монография. - М.: Юстицинформ, 2006. - 456с.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:57:53