Система управления как фактор эффективности функционирования территориально-производственного комплекса
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 9-1 (118), Сентябрь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Концентрация производственно-сбытовых видов деятельности в рамках крупных корпораций, а также вопросы обеспечения регионального развития делают целесообразным развитие территориально-производственных комплексов (ТПК). Базовым фактором, определяющим взаимосвязь инструментов целевого воздействия на содержание деятельности таких комплексов, является выбранная система управления и механизмы менеджмента.
Ключевые слова: менеджмент, система управления, экономика региона, территориально-производственные комплексы
Концентрация производственно-сбытовых видов деятельности в рамках крупных корпораций, а также вопросы обеспечения регионального развития делают целесообразным развитие территориально-производственных комплексов (ТПК). Базовым фактором, определяющим взаимосвязь инструментов целевого воздействия на содержание деятельности таких комплексов, является выбранная система управления и механизмы менеджмента.
Основные вопросы политической экономии, вокруг которых формируются разнообразные взгляды, оформляемые в цельные концепции и методологические походы, ‑ что производить, для кого производить и как производить, определяют риторичность размышлений и обоснование положений о специализации, кооперации и оптимальном размещении производственных предприятий. Они актуализируют институциональные аспекты формирования высокоэффективной системы управления; обусловливают необходимость совершенствования институционального механизма расширенного воспроизводства экономических благ.
В то же время, масштабы России как экономического субъекта, неравенство и неоднородность размещения ресурсов, обусловливающих и обеспечивающих развитие и/или отставание различных регионов страны, определяют актуальность разработки комплексной стратегии и, соответственно, программы государственного развития. В ее рамках социально, экономически и этически корректно должны быть организованы взаимоотношения регионов по вопросам балансирования направлений, способов и качества их развития. [1]
До настоящего времени предлагалось множество альтернативных стратегий социально-экономического развития России и ее регионов в диапазоне от централизации власти до практически полной ее передачи на места [1, 10]. Однако результатом подобных интуитивных решений стало нарастание дисбаланса в промышленном, социальном, экономическом и институциональном развитии. И сегодня видится целесообразным не столько разграничение полномочий различных уровней власти, сколько формирование и создание условий для сотрудничества между различными группами экономических интересов, организация центров их конструктивного взаимодействия, в том числе, в форме территориально-производственных комплексов [9].
В экономической литературе существуют альтернативные точки зрения о роли и значении ТПК в развитии регионов. С одной стороны, это «пережиток» командно-административной системы, государственной монополии в сфере управления хозяйственными отношениями между субъектами деятельности по поводу присвоения экономических благ. С другой – наиболее совершенная форма сетевого взаимодействия предприятий, в которых территориальная общность организационной и институциональной инфраструктур и культуры сотрудничества субъектов экономических интересов обеспечивает сокращение всех видов издержек и возникновение эффекта синергии.
Действительно, с одной стороны, реформы 1990-х гг., направленные на демонополизацию, на реализацию доктрины «свободного рынка» привели к юридической смене субъектов собственности, изменению качества конкурентной борьбы, отставанию отечественной экономики. Все это говорит в пользу первой точки зрения. Однако опыт мирового развития, транзитивные процессы, в том числе, связанные с поиском оптимальных способов организации управления хозяйственной деятельностью и использования ресурсов, фактические показатели эффективности функционирования крупных корпораций, ‑ определяют концептуальную целесообразность и перспективность следования второй точки зрения. [2] Согласно ней ТПК можно представить в форме системной совокупности производственных предприятий одной или нескольких отраслей, характеризующейся:
‑ территориально-географической целостностью размещения,
‑ наличием сложных вертикальных и горизонтальных связей,
‑ наличием общей целенаправленной программы развития;
‑ единством используемой инфраструктуры.
ТПК – форма концентрации производства, которая в условиях господства государственной собственности формировалась «сверху» за счет бюджетных вливаний. В современных условиях комплекс является объектом реализации инновационных, инвестиционных, экономических и иных интересов субъектов деятельности, обеспечивающих удовлетворение требований развития регионального хозяйства.
Важнейшим фактором обеспечения эффективности функционирования ТПК становится работа системы управления этим образованием.
Механизм управления ТПК можно идентифицировать с механизмом реализации потенциала факторов производства в рамках территориально-ограниченных хозяйств; или, с институтами руководства, координации, контроля, мотивации и регулирования производственно-сбытовых процессов.
Работа механизма управления ТПК представляет собой реализацию потенциала сочетания общих и конечных функциональных форм институционального, технологического и социального капиталов объединенных предприятий. Общие функциональные формы вышеназванных видов капитала призваны ответить на вопрос – как, в соответствии с какими законами и принципами? Конечные функциональные формы – на вопрос что, какие институты, методы, механизмы, ценности и т.д.
Итак, первый – институциональный капитал – есть система формализованных и актуализированных (целенаправленно используемых) знаний участников ТПК о том, как и какие нормы и правила взаимодействия хозяйствующих субъектов, а также использования вещественного и природного ресурсов необходимо создать, работа в соответствии с которыми позволит высокоэффективно (с минимальными трансформационными и трансакционными издержками) осуществлять созидательную деятельность.
Второй – технологический капитал, есть формализованные и актуализированные знания о том, как и какие методы, алгоритмы, методики и механизмы организации объединения разнообразия вещественного и природного капитала можно и экономически целесообразно использовать в условиях той или иной производственной деятельности.
Третий – социальный капитал представляет собой специфическую ценность – знания о том, каким образом построить взаимодействие с социальной средой, представленной персоналом предприятий, общественностью, органами власти, партнерами, конкурентами, контактными аудиториями, чтобы снизить размер внутренних и внешних трансакционных издержек.
Социальный капитал – это знания о том, каким образом противостоять феномену сопротивления общественности и участников ТПК инициированным мероприятиям.
Социальный капитал – функция службы управления человеческими ресурсами и связей с общественностью, деятельность которых обеспечивает успешность реализации институционального и технологического капиталов.
Конечная функциональная форма социального капитала может быть представлена, с одной стороны, интеллектуальной и психологической готовностью и лояльностью участников ТПК к разработке и реализации ее стратегии; благоприятным морально-психологическим климатом в коллективе; доверием и открытостью персонала к инновациям; с другой, ‑ положительным отношением общественности и региональных органов управления к осуществляемым ТПК производственно-сбытовым операциям; добрым именем, репутацией ТПК.
Механизм управления ТПК, с одной стороны, является инструментом капитализации вещественных и природных ресурсов комплекса, с другой, ‑ определяет направление и характер этой капитализации. Эффективность функционирования механизма управления ТПК выражается в экономических и социальных показателях результативности хозяйственной деятельности промышленных предприятий.
Таким образом, территориально-производственный комплекс, будучи сложным институциональным устройством, в деятельности которого заинтересованы хозяйствующие субъекты на микро-, мезо- и макроуровнях может трансформировать свой потенциал из предпосылки в фактор развития региона при условии создания и использования высокоэффективной системы управления им.
Источники:
2. Гринберг Р. Российская структурная политика: между неизбежностью и неизвестностью. // Экономист. – 2008. ‑ №3. – С. 56-63.
3. Интеллектуальный капитал современной организации: сущность, функциональные формы и эффективность использования: материалы межвузовской научно-практической конференции, 9 ноября 2007 г. – М.: РГСУ; Издательско-торговая корпорация «Дашков и ко», 2007. – 276 с.
4. Кузнецов В.П. Современные корпорации: проблемы формирования и развития. – Н. Новгород: ВГИПА, 2003. – 224 с.
5. Малый бизнес. Организация, экономика, управление. / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 430 с.
6. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 479 с.
7. Региональная экономика и управление. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 416 с.
8. Смирнов А. Государственно-корпоративный сектор и его развитие. // Экономист. – 2008. ‑ №1. – С. 3-14.
9. Тамбовцев В., Верведа А. Субъекты модернизации: воздействие групп интересов на стратегии развития. // Вопросы экономики. – 2008. ‑ №1. – С. 86-96.
10. Шаститко А., Афонцев С., Плаксин С. Структурные альтернативы социально-экономического развития России. // Вопросы экономики. – 2008. ‑ №1. – С. 71-85.
11. Григорьев Л.М.. Урожаева Ю.В. Влияние экономического подъема на региональное развитие. // 1000 лучших предприятий. Промышленность России: рынки, отрасли, регионы. – М., 2003.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:54:20