Опыт пространственно-территориального развития Европейского континента в контексте проектного планирования и управления
Абдуллаев Д.М.1
1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 11 | Цитирований: 6
Статья в журнале
Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 5, Номер 3 (Июль-Сентябрь 2015)
Цитировать:
Абдуллаев Д.М. Опыт пространственно-территориального развития Европейского континента в контексте проектного планирования и управления // Экономические отношения. – 2015. – Том 5. – № 3. – С. 50-55.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=29289282
Цитирований: 6 по состоянию на 30.01.2024
Аннотация:
В данной статье основное внимание уделено развитию Европейского континента в качестве единой территориальной, финансовой и политической системы. Дана методология территориально-пространственного планирования (ТПП) как обособившейся фундаментальной науки, приведена характеристика современных подходов и принципов европейской региональной политики. Рассмотрены трансграничное сотрудничество, новые инициативы и программы Евросоюза по развитию отдельных регионов и методам выделения структурно слабых и проблемных территорий.
Ключевые слова: интеграция, глобализация, сотрудничество, территориально-пространственное планирование, развитие Европейского континента, Совет Европы
Введение
За последние два десятилетия новые подходы к ТПП привели к совершенно новому пониманию смысла организации пространства, развития территорий и значимости стратегического планирования в области территориально-пространственного планирования в современном контексте управления.
ТПП – это в большей степени задача государственного сектора, который должен оказать влияние на будущую дифференциацию деятельности на территориях. Его главная функция – обеспечить систематизированную территориальную организацию развиваемых земель, сбалансировать необходимость охраны окружающей среды и стимулировать достижение социально-экономических высот. ТПП также включает в себя комплекс мер по координированию и улучшению территориально-пространственного воздействия политики, проводимой в других отраслях экономики для более равномерного распределения экономического развития на отдельно взятой территории, которое в ином случае было бы подвержено влиянию лишь силы рынка. Исходя из всех этих факторов, неоспоримым является то, что территориальное развитие является важнейшим инструментом для создания условий устойчивого развития территории и повышения качества жизни [2].
1. Европейский опыт пространственного развития
На протяжении всех 90-ых годов прошлого века, которые в России твёрдо ассоциируются с глубочайшим социально-экономическим кризисом, Западная Европа целенаправленно двигалась по пути всесторонней интеграции: экономический и валютный союз, Шенгенское соглашение, продвижение границ на Восток. Эти процессы лучше всего характеризуют важнейшие этапы западноевропейского интеграционного процесса. С момента присоединения к Совету Европы России и других стран Восточной Европы, в истории появился не совсем корректный с географической точки зрения термин «Европейский континент». Финальной стадией общеевропейской интеграции стало стремление проводить скоординированную политику, главенствующую роль в которой призвано сыграть выходящее за рамки транснациональное и трансграничное сотрудничество между членами Совета Европы.
Основной документ, определяющий базовые понятия международного пространственного развития – «Основополагающие принципы устойчивого пространственного развития Европейского континента» является результатом работы Европейской Конференции Министров Регионального Планирования (СЕМАТ) и в своих тезисах он опирается на Европейскую Хартию регионального и пространственного планирования от 1983 года, содержащую принципы общеевропейской и национальной политики усовершенствования территориальной организации всех стран-участниц Совета Европы и решения проблем, кроющихся за рамками границ отдельных государств. К основным принципам можно отнести следующие [1] [3]:
1) обеспечение территориального согласия посредством более сбалансированного социального и экономического развития регионов и повышения их конкурентоспособности;
2) поощрение развития, генерируемого городскими функциями, и совершенствование взаимоотношений города и деревни;
3) создание равных условий транспортной доступности;
4) развитие доступа к информации и знаниям;
5) сокращение ущерба, наносимого окружающей среде;
6) приумножение и защита природных ресурсов и природного наследия;
7) приумножение культурного наследия как фактора развития;
8) развитие безопасной добычи энергоресурсов;
9) поощрение высококачественного устойчивого туризма;
10) ограничение последствий природных катастроф [2].
Претворение в жизнь этих принципов призвано внести вклад в решение единой задачи – обеспечении устойчивого и сбалансированного развития европейских регионов, укреплении демократических структур на региональных и муниципальных уровнях и повышение конкурентоспособности «Европейского пространства» как геополитического образования в условиях глобализации. В основе этих принципов лежит «полицентрическая модель развития», в рамках которой выделяют два уровня [1]:
· Общеевропейский уровень, где полицентризм образован путём равномерного пространственного развития городов, (Париж, Милан, Мюнхен, Гамбург, Лондон) целиком интегрированных в мировую экономику.
· Региональный уровень, основанный на взаимодействии между городами и новом формате кооперации метрополии и периферии.
Фактически пространственная интеграция европейских регионов и общин представляется как процесс «небольших шагов», в котором главенствующая роль отводится транснациональному и трансграничному сотрудничеству государств-членов Совета Европы. Предпосылкой успешного «сотрудничества без границ» является опора на упомянутые единые принципы пространственного развития, которые в Европе именуют «пространственным аспектом демократии».
Необходимо отметить тот факт, что документы, принятые на CEMAT, носят исключительно рекомендательный характер, однако на их основе базируется и реализуется вся иерархия нормативно-правовых актов Евросоюза и отдельных стран-участниц в вопросах пространственного развития и региональной политики, которые позволят обеспечить высокий и равнозначный уровень жизни во всех регионах и снизить до минимума разрыв в социально-экономическом развитии старых членов Совета Европы и новых. Иными словами, этот разрыв выражается через «Индекс человеческого развития» и рассчитывается на основе нескольких показателей: продолжительность жизни, уровень образованности взрослого населения и ВВП на душу населения, и принимает в качестве показателя значения от 0 до 1. На основе такой дифференциации в Европе существуют четыре группы государств: [3]
– ниже 0,73 – Украина, Молдавия, Грузия, Армения, Азербайджан, Турция;
– от 0,73 до 0,8 – Россия, Венгрия, Болгария, Румыния, страны бывшей Югославии;
– от 0,8 до 0,87 – Польша, Чехия, Словакия, Греция, Кипр, Португалия;
– 0,87 и выше – остальные страны Западной Европы [3]
2. Укрепление сотрудничества между государствами-членами Совета Европы
Пространственное развитие Европейского Континента – концепция взаимного участия, сотрудничества и помощи государств, входящих в этот регион. Опираясь на «Основополагающие принципы», страны Европы должны проводить экспертизу проектов и мероприятий, направленных на пространственное развитие, трансграничное сотрудничество и оказывающие влияния на весь регион. Типовое разнообразие структурных мер предполагает интеграцию всех политических институтов и органов власти. Главная их задача заключается в определении рамок для принятия транснациональных, межрегиональных и межмуниципальных решений. Долгосрочные и крупномасштабные проекты, границы которых выходят за пределы отдельных государств, должны предоставлять регионам перспективные концепции развития, которые могли бы играть консультативную роль для определения дальнейшего вектора развития. Финансирование подобных проектов может быть реализовано при помощи ряда международных финансовых учреждений [3]:
1) Всемирный банк
2) Банк развития Совета Европы
3) Европейского банка развития и реконструкции
4) Европейского инвестиционного банка [4]
В ходе реализации проектов пространственного развития особо важное значение имеет горизонтальное сотрудничество с отдельно взятыми отраслевыми программами. Для того, чтобы представить размеры последствий полномасштабных структурных реформ на начальном этапе, государствам необходимо ввести процедуру «Оценки регионального воздействия» больших инфраструктурных проектов. Тем не менее, горизонтальное сотрудничество не ограничивается лишь отраслевыми программами, касающихся инфраструктурных проектов [5]. Оно также охватывает экономическую, социальную и финансовую политику в целом. При подготовке конкретных решений в этих отраслях крайне важно учитывать региональную специфику и различия в пространственных условиях определённых стран.
Не менее важным аспектом пространственного развития является вертикальное сотрудничество – сотрудничество между разными административными уровнями. Суть такого вида сотрудничества – в том, чтобы местные и региональные власти могли приспосабливать и встраивать собственные задачи пространственного развития в комплекс мер, принимаемом на более высоком уровне, а национальные власти, в свою очередь, – руководствоваться в своих решениях задачами, проектами и планами, исходящими от регионального и местного уровня. Принципы субсидиарности (разделения полномочий между разными уровнями) и взаимности в пространственном развитии могут функционировать лишь тогда, когда региональный уровень наделен всеми необходимыми полномочиями. Согласно Европейской Хартии о местном самоуправлении, региональные и местные власти несут особую ответственность за программы пространственного развития. [4]
Заключение
Пространственная интеграция в Европе является результатом продолжающегося поэтапного процесса, в котором важную роль играет осуществляемое поверх национальных границ сотрудничество между государствами – членами Совета Европы и, особенно, между регионами и муниципалитетами. В качестве модели объединенной Европы, «Основополагающие принципы» представляют собой базовый документ по многочисленным мерам пространственного развития и инициативам для европейского континента и, в частности, в области транснационального и международного сотрудничества. Деятельность Европейской Конференции Министров, ответственных за региональное планирование (СЕМАТ), осуществляемая в рамках Совета Европы, создает основу для гармоничной европейской интеграции посредством привлечения внимания к территориальным аспектам демократии и социальной сплоченности. Принятие «Основополагающих принципов устойчивого пространственного развития европейского континента» и их использование в решениях в сфере пространственного развития будет в значительной степени способствовать общеевропейскому сотрудничеству, направленному на создание регионально сбалансированной и устойчивой Европы [6].
[1] http://www.coe.int/t/dgap/localdemocracy/cemat/VersionPrincipes/Russe.pdf
[2] http://www.coe.int/t/dgap/localdemocracy/cemat/VersionPrincipes/Russe.pdf
[3] В документе есть следующее: «Ниже 0,73 / От 0,73 до 0,80 / От 0,80 до 0,87/ 0,87 и выше Нет», - не ясно, откуда список стран взялся.
[4] http://www.coe.int/t/dgap/localdemocracy/cemat/VersionPrincipes/Russe.pdf
[5] http://dis.ru/library/690/26582/
[6] http://www.coe.int/t/dgap/localdemocracy/cemat/VersionPrincipes/Russe.pdf
Источники:
2. Территориально-пространственное планирование. Ключевой инструмент развития эффективного управления с уделением особого внимания странам с переходной экономикой. Европейская экономическая комиссия. Женева, 2008 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.unece.org/fileadmin/DAM/hlm/documents/Publications/spatial_planning.r.pdf.
3. Основополагающие принципы устойчивого пространственного развития Европейского континента. Европейская конференция министров регионального планирования. Ганновер, 2000 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.coe.int/t/dgap/localdemocracy/cemat/VersionPrincipes/Russe.pdf
4. Резолюция 187 (2004) об устойчивом пространственном развитии Европейского континента. Применение регионами Рекомендации (2002) 1 Комитета Министров. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://wcd.coe.int/ViewDoc.jsp?Ref=RES(2004)187&Language=lanRussian&Ver=original&Site=COE&BackColorInternet=DBDCF2&BackColorIntranet=FDC864&BackColorLogged=FDC864#P4_30
5. Проект Европейской хартии региональной демократии. 15-я пленарная сессия Совета Европы. Бельгия, 2008 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://wcd.coe.int/ViewDoc.jsp?id=1293675&Site=Congress
6. http://vasilievaa.narod.ru/mu/csipfo/kpr/frames/guide/esdp.htm.
Страница обновлена: 13.08.2024 в 17:25:49