Управление процессами интернационализации территориальных кластеров: инструментарий Европейского Союза

Черных В.В.1, Иваненко В.А.1
1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Выборгский филиал), Россия, Выборг

Статья в журнале

Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 12, Номер 3 (Июль-сентябрь 2022)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=49845665
Цитирований: 1 по состоянию на 31.03.2023

Аннотация:
В статье обсуждаются преимущества территориальной кластеризации в повышении уровня национальной конкурентоспособности современного государства. Описывается нормативно-правовая база функционирования и развития территориальных кластеров в Европейском Союзе. Охарактеризованы специальные рамочные программы Европейского Союза, в пределах которых осуществляется финансовая поддержка кластеров в процессе их интернационализации. На основе системного подхода были распределены по сферам поддержки основные программы развития, кластерные инициативы и проекты Европейского Союза в области международного сотрудничества территориальных кластеров. В заключение статьи сделан вывод о целесообразности использования передового опыта Европейского Союза при разработке инструментария поддержки межкластерной кооперации на евразийском экономическом пространстве. Проведенное исследование адресовано органам государственной власти, ученым-экономистам и политологам, исследующим теоретические и прикладные аспекты углубления региональной экономической интеграции.

Ключевые слова: территориальный кластер, интернационализация, кластерная политика, международное сотрудничество, Европейский Союз

JEL-классификация: F02, О52, R12



Введение

Исследование роли кластеризации в формировании основ национальной конкурентоспособности государств не теряет своей актуальности. Современный кластер представляется сложной социально-экономической системой рациональной самоорганизации по территориальному признаку независимых хозяйствующих субъектов (фирм, компаний, предприятий и организаций различных форм собственности и институционального сопровождения) с целью создания совместного высокотехнологичного продукта, который обеспечит им конкурентные преимущества на национальном и мировом рынках.

В российской науке кластеры в экономике принято называть территориальными, то есть сконцентрированными на локальной территории. Поэтому в этой статье мы будем пользоваться терминологией, предельно понятной каждому ученому и государственному управленцу в России.

Кластерная теория, имея собственную мотивацию и сферу практического воплощения, эволюционизировала под влиянием доминирующих парадигм мирохозяйственного развития.

Многочисленные наблюдения в области кластеризации свидетельствуют о том, что конкурентоспособные кластеры часто имеют развитые деловые связи со схожими кластерами в других регионах и странах. Стимулирование подобных международных коммуникаций становится центральным направлением кластерной политики Европейского союза (ЕС).

Цель настоящего исследования – проанализировать и обобщить положительный опыт Европейского союза в области организации поддержки и развития территориальных кластеров в процессе их интернационализации.

Гипотеза исследования состоит в том, что развитие кластерных формирований выступает в качестве действенного интеграционного механизма ЕС, и опыт применения некоторых управленческих инструментов в сфере активизации сотрудничества кластеров может быть адаптирован на пространстве евразийской интеграции.

Научная новизна проведенного исследования заключается в систематизации большого спектра инструментов общеевропейской кластерной политики, описании моделей интернационализации территориальных кластеров в ЕС с особым акцентом на практике стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), обобщении потенциала России в разработке и реализации программ межкластерного взаимодействия на пространстве Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Методы исследования

В ходе написания статьи использовались общенаучные методы исследования: исторический анализ, синтез, дедукция и абстрактно-логический метод. На основе системного подхода были систематизированы основные финансовые инструменты, программы развития, кластерные инициативы и проекты по поддержке международного сотрудничества территориальных кластеров в Европейском союзе.

Основные результаты

Евросоюз уделяет большое внимание процессам территориальной кластеризации как одному из ведущих направлений реформирования и сотрудничества экономик стран-участниц. Европейская кластеризация промышленно-производственных структур начала активно развиваться с 1968 года, когда в рамках Европейского экономического сообщества был создан Генеральный директорат по региональной политике, а в 1975 году – Европейский фонд регионального развития. Значительным шагом в этом направлении стало принятие в 1988 году Европейским парламентом «Хартии регионализма» и создание, исходя из положений хартии, Совета региональных и местных объединений [1, с. 21] (Pyatinkin, Bykova, 2008, р. 21).

Нормативно-правовое обеспечение функционирования кластеров в ЕС включает международные соглашения и законодательные акты международных организаций, а именно:

- Европейская рамочная конвенция «О приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей» и три дополнительных протокола к ней, подписанная 21.05.1980 г. в г. Мадриде (Россией ратифицирована Федеральным законом от 22.07.2002 г. № 91-ФЗ, вступила в силу 05.01.2003 г.);

- Рекомендация № R(84)2 Комитета Министров Совета Европы государствам-членам относительно Европейской хартии регионального/пространственного планирования (Торремолиносская хартия), принятая 25.01.1984 г.;

- Европейская хартия местного самоуправления, подписанная 15.10.1985 г. в г. Страсбурге (Россией ратифицирована Федеральным законом от 11.04.1998 г. № 55-ФЗ, вступила в силу 01.09.1998 г.);

- «Лиссабонская Стратегия», принятая в 2000 году Европейским союзом и включающая в том числе концепцию кластерного развития европейских стран;

- Рекомендация № R(2002)1 Комитета министров Совета Европы государствам-членам об основополагающих принципах устойчивого пространственного развития Европейского континента, принятая 30.01.2002 г.;

- Регламент Европейского парламента и Совета Европейского союза от 05.07.2006 г. № 1082/2006 «О Европейской группе по территориальному сотрудничеству»;

- «Манифест кластеризации в странах ЕС», разработанный и утвержденный в 2006 году;

- «Европейский кластерный Меморандум», подписанный 21.01.2008 г. в рамках Европейской президентской конференции по инновациям и кластерам в г. Стокгольме.

В целом страны Европейского союза приняли за основу шотландскую модель кластеризации, при которой ядром кластерного взаимодействия становится крупное предприятие, объединяющее вокруг себя небольшие фирмы. Но остается также популярной итальянская модель – более гибкая и базирующаяся на равноправном сотрудничестве предприятий малого, среднего и крупного бизнеса. Считается, что для стран с переходной экономикой наиболее подходит именно такая форма кластерной организации производства. Существует также несколько испытанных практикой механизмов содействия формированию кластеров. В том числе разработаны программы, направленные на объединение деловых кругов в расчете на то, что расширение сетей приведет к расширению сотрудничества. Для этого создаются базы данных, к которым могут обращаться фирмы, ищущие зарубежных партнеров. Очень популярно государственное финансирование кластерных проектов, применяемое на конкурентной основе. В этом случае представители проектов подают заявки на субсидии, причем государственные средства получают только лучшие из них.

Европейский опыт демонстрирует различные варианты практической реализации кластерной парадигмы, при этом первостепенное значение приобретают вопросы интерактивной сетевой кооперации трех институциональных секторов – государства, бизнеса и науки, в процессе которой их компетенции все больше совмещаются. Этот процесс воплощается в модели тройной спирали Ицковица – Лейдесдорфа (Triple Helix) [2] (Etzkowitz, Leydesdorff, 2000). Сетевая модель взаимодействия экономических агентов делает кластер восприимчивым к динамическим изменениям внешней среды, открытым для присоединения новых участников [3] (Smorodinskaya, 2015).

По результатам многочисленных исследований в ЕС, проведенных Европейской комиссией [4–6], можно сделать вывод, что государственная политика в области кластерного развития носит в основном комплексный характер и базируется на следующих аспектах:

- поддержание стабильной экономической политики государства;

- содействие кластерным инициативам (наиболее успешными инициативами выступают совместные проекты государства и бизнеса, в которых главную роль играют представители частного сектора);

- привлечение прямых иностранных инвестиций в высокотехнологичные отрасли экономики;

- развитие специфической деловой среды кластеров;

- разработка государственных целевых программ, направленных на развитие кластеров в сфере высоких технологий;

- активная деятельность по установлению связей между образовательными учреждениями, научно-исследовательскими институтами и структурами бизнеса;

- оказание помощи в установлении международных контактов [6].

С 2006 года усиление роли кластеров стало одним из драйверов инновационного развития экономики Евросоюза. Фундаментальные основы современной кластерной политики в Европе были заложены в Сообщении Комиссии европейских сообществ от 17 октября 2008 г. «На пути к кластерам мирового уровня в ЕС: внедрение широкомасштабной инновационной стратегии» [5]. В частности, в документе говорится о необходимости согласованных мер по созданию условий выхода европейских кластеров на глобальный рынок. Интеграция европейских кластерных политик и стимулирование международного кластерного сотрудничества должны помочь появлению сильных «кластеров мирового уровня», способных стать опорой экономики еврозоны в условиях глобальной конкуренции. Эти положения послужили достижению целей «Лиссабонской Стратегии», а в дальнейшем – стратегии «Европа 2020», нацеленной на повышение конкурентоспособности европейских предприятий и развитие кластеров в ЕС. Кроме того, в документе был предложен комплекс программ и инициатив, направленный на интернационализацию и поддержку международного сотрудничества кластеров [7].

В этом исследовании интернационализация кластеров может быть интерпретирована как процесс интегрирования территориальных кластеров в глобальные цепочки создания добавленной стоимости, привлечение международных экспертов для предоставления консультативной поддержки участникам кластера, в первую очередь представителям малого и среднего бизнеса, с целью обеспечения участия в международных программах и проектах, поиска иностранных партнеров и привлечения прямых иностранных инвестиций.

Интернационализация территориальных кластеров ЕС рассматривается в двух измерениях: как способ усиления конкурентоспособности отдельных компаний, которые могут развивать внешнеэкономические связи более успешно в рамках кластера, а также как инструмент повышения качества самого кластера в достижении глобального уровня [8] (Meier zu Köcker, Müller, Zombori, 2012). В европейских странах система управления процессами интернационализации кластеров находится на разных стадиях зрелости, при этом заключительным этапом такого процесса считается становление «кластеров мирового уровня».

Процесс интернационализации, движимый фирмами – лидерами кластерных образований, стимулирует развитие дополнительных связей в сфере обмена знаниями между кластерами. В условиях разворачивающейся четвертой промышленной революции взаимодействие в рамках межкластерной кооперации вынуждает участников к более быстрому освоению и внедрению современных информационно-коммуникационных технологий – так называемых прорывных цифровых технологий. Следовательно, выгоды от интернационализации кластеров для Европейского союза неоспоримы.

Со стороны наднациональных институтов ЕС финансовая поддержка международного сотрудничества территориальных кластеров осуществляется с помощью специальных рамочных программ (табл. 1).

Термин «рамочная программа» (Framework Programme – FP) означает комплексный инструмент финансирования скоординированных общеевропейских актуальных научных исследований в пределах определенного периода (рамок). С 1984 года было реализовано восемь таких рамочных программ, сейчас выполняется девятая – «Горизонт Европа».

Общей целью рамочных программ Европейского союза является реализация совместных европейских исследовательских проектов и программ, что позволяет участникам не только расширить, улучшить результаты и качество исследований, но и устанавливать долгосрочные взаимовыгодные связи в различных отраслях знаний.

Таблица 1

Инструменты финансовой поддержки международного сотрудничества территориальных кластеров в Европейском союзе

Table 1

Financing instruments of the European Union for the international cooperation of the territorial clusters

Название программы
Характеристика
Seventh Framework Programme – FP7
(2007–2013 гг.)
Седьмая рамочная программа Европейского Союза по развитию научных исследований и технологий (FP7) разработана в целях расширения географии международного сотрудничества в научно-исследовательской сфере.
Один из специальных блоков FP7 «Сотрудничество» был направлен на стимулирование научно-технического взаимодействия между вузами, промышленными предприятиями, научно-исследовательскими центрами и органами государственного управления стран – членов ЕС и всего мира. Из этого следует, что политика по стимулированию научных исследований на региональном уровне во многом базируется на кластерном подходе, который объединяет всех необходимых участников для развития полного цикла инноваций.
В рамках другого блока «Возможности» осуществлялась финансовая поддержка научно-исследовательского потенциала ЕС – проектов развития инновационной инфраструктуры регионов, наукоемких кластеров, инновационно активных предприятий малого и среднего бизнеса, формирование международной научно-технической политики
Horizon 2020 (2014–2020 гг.)
Восьмая рамочная программа Европейского союза по развитию научных исследований и технологий «Горизонт 2020» длилась с 2014 г. по 2020 г.
Она объединила Седьмую рамочную программу (FP7), Рамочную программу развития конкурентоспособности и инноваций (The Competitiveness and Innovation Framework Programme – CIP) и Европейский институт инноваций и технологий (The European Institute of Innovation and Technology – EIT). Международное сотрудничество в качестве стержневого компонента программы сохранилось и в программе «Горизонт 2020».
Страны международного сотрудничества были разделены на три группы:
- развитые страны и страны с развивающейся экономикой (финансируются на определенных условиях);
- страны – кандидаты на вступление в ЕС и соседние страны (подлежат автоматическому финансированию);
- развивающиеся страны (подлежат автоматическому финансированию)
Horizon Europe (2021–2027 гг.)
Девятая рамочная программа Европейского союза по развитию научных исследований и технологий «Горизонт Европа» – преемница «Горизонт 2020».
Работа очерчена тремя ориентирами: развитие научных достижений, решение глобальных и промышленных проблем и поддержка инноваций и инклюзивности по всей Европе.
Новую программу составляют три опорных столпа, соответствующие ее основным приоритетам. Столп «Глобальные вызовы и конкурентоспособность европейской промышленности» поддерживает исследования, связанные с социальными проблемами, и укрепляет технологический и промышленный потенциал через развитие кластеров.
Отличительной особенностью новой программы станет укрепление деловых связей с третьими странами путем предоставления возможности торговым партнерам Европейского союза, таким как США, Канада или Австралия, получать статус ассоциированных с рамочными программами ЕС стран вне зависимости от их географического положения. Единственным условием сотрудничества будет высокий уровень развития науки и технологий
Источник: составлено авторами на основе [4, 9].

Основные программы развития, кластерные инициативы и проекты в области международного сотрудничества территориальных кластеров в ЕС систематизированы по сферам поддержки и представлены в таблице 2.

Таблица 2

Перечень программ развития, кластерных инициатив и проектов по поддержке международного сотрудничества территориальных кластеров в Европейском союзе

Table 2

The list of the development programmes, cluster initiatives and projects for support the international cooperation of the territorial clusters in the European Union

Сфера поддержки
Название программы развития / кластерной инициативы / проекта
Характеристика
1
2
3
Кластерная политика
Европейский кластерный альянс (European Cluster Alliance – ECA)
Открытая платформа, созданная в 2006 году для взаимодействия представителей различных уровней органов государственной власти, ответственных за разработку политики кластерного развития. Главная цель – совершенствование инструментов кластерной политики посредством международного обмена опытом, избавление от дублирования соответствующих функций на национальном уровне и снижение фрагментарности кластерных инициатив в Европе. Среди основных задач ECA:
- способствовать интернационализации участников кластера;
- содействовать быстрому и гибкому межкластерному сотрудничеству на европейском уровне и укреплять работу кластерной сети;
- разрабатывать совместные рекомендации для органов государственного управления в сотрудничестве с национальными ассоциациями;
- развивать сотрудничество с другими сетями и организациями, поддерживающими кластеры на европейском и глобальном уровне;
- продвигать и защищать коллективные интересы кластерного сообщества
Европейская группа по кластерной политике (European Cluster Policy Group – ECPG)
Наднациональная площадка была создана Европейской комиссией в 2008 году для гармонизации кластерной политики государств ЕС в области развития «кластеров мирового уровня» в Европе.
Среди целей ECPG выделяются:
- анализ и оценка международных трендов развития кластеров;
- реализация совместных кластерных проектов при финансовой поддержке ЕС;
- определение будущих вызовов для кластерных политик в условиях глобализации;
- поиск инструментов, устраняющих барьеры для транснациональной кооперации кластеров
Предоставление статистической и аналитической информации
Европейская кластерная обсерватория (European Cluster Observatory – ECO)
Обсерватория в этом контексте понимается как научно-исследовательское учреждение, которое разработало и поддерживает функционирование интерактивной платформы, предоставляющей доступ к сравнительному картированию кластеров в масштабах всего ЕС с отраслевым и межотраслевым статистическим анализом географической концентрации экономической активности и производительности.
Была основана в 2007 году и функционирует в рамках общей стратегии, направленной на создание «кластеров мирового уровня» в Европе.
В 2018 году преобразована в Европейскую обсерваторию для кластеров и промышленной трансформации (European Observatory for Clusters and Industrial Change)
Кластерная обсерватория Центра стратегии и конкурентоспособности Стокгольмской школы экономики (Cluster Observatory, Center for Strategy and Competitiveness at the Stockholm School of Economics)
С 2007 года существовала совместно с Европейской кластерной обсерваторией как единый проект, а в 2012 году отделилась в самостоятельный веб-сайт. В данный момент представляет собой бесплатную и удобную онлайн-платформу, которая обеспечивает доступ к базе данных о кластерах, кластерной библиотеке и классу для кластерного обучения.
Данные, собранные и систематизированные аналитиками обсерватории, информируют политиков, специалистов-практиков и ученых-исследователей по всему миру о европейских кластерах и кластерной политике Европейского союза
Европейская обсерватория для кластеров и промышленной трансформации (European Observatory for Clusters and Industrial Change – EOCIC)
Новая обсерватория опирается на работу, проделанную Европейской кластерной обсерваторией, и результаты деятельности Европейского центра инноваций в сфере услуг, но с более устойчивым акцентом на роли промышленных изменений. Организация исследует ключевые технологии в сфере цифровизации, креативность и эко-инновационные, ресурсосберегающие решения как главные движущие силы промышленной трансформации.
Цель EOCIC – помочь европейским регионам и странам разработать эффективные и научно обоснованные кластерные стратегии. Обсерватория обеспечивает:
- поддержку промышленной модернизации кластеров;
- развитие предпринимательства в новых развивающихся отраслях с потенциалом роста;
- доступ субъектов малого и среднего бизнеса к кластерам и мероприятиям по интернационализации;
- консультативную поддержку европейским стратегическим кластерным партнерствам;
- содействие стратегическому межрегиональному сотрудничеству и поступлению инвестиций в реализацию стратегий «умной специализации»
Управление кластерами
Европейский секретариат кластерного анализа (European Secretariat for Cluster Analysis – ESCA)
Платформа для продвижения передового опыта управления кластерами посредством сравнительного анализа и аккредитации управляющих организаций по всему миру. Организация координирует сеть из около 200 экспертов по кластерам из более чем 30 стран, которые предлагают услуги по бенчмаркингу и прохождению аккредитации от имени ESCA. Прохождение аккредитации ESCA – это признание кластера на международной арене, что способствует расширению сотрудничества с другими кластерами.
ESCA предоставляет консультационную поддержку руководителям кластеров по развитию кластерной структуры и поддерживает разработчиков кластерной политики советами по совершенствованию кластерных программ.
Клуб кластер-менеджеров (Cluster Managers` Club – СMС)
Профессиональное сообщество менеджеров кластеров, инициированное ЕС. Достоинства участия: выход на широкую аудиторию, облегченный поиск деловых партнеров за границей, возможность обращаться в правительственные структуры от имени сообщества, в том числе с предложениями по обмену информацией, совершенствованию кластерной политики, предоставлению возможности повысить профессиональный уровень
Кластерное взаимодействие
Европейская платформа по кластерному сотрудничеству
(European Cluster Collaboration Platform – ECCP)
ECCP представляет собой площадку для развития межкластерного взаимодействия, которая позволяет кластерным организациям найти потенциальных партнеров для сотрудничества и обеспечивает доступ к международным рынкам сбыта.
С момента запуска в 2010 году ECCP сыграла важную роль в процессе интернационализации большинства кластеров, что подтверждается количеством зарегистрированных пользователей (к началу 2022 года – 1355 кластерных организаций с 7266 участниками кластеров).
С 2016 года действует программа стратегических кластерных партнерств ESCPs-4i (European Strategic Cluster Partnerships – Going International). Программа нацелена на внедрение единой стратегии интернационализации европейских кластеров и поддержку сотрудничества субъектов малого и среднего предпринимательства ЕС с неевропейскими государствами. В качестве основных стран-партнеров рассматриваются США, Канада, Китай, Япония, Бразилия, Израиль, Объединенные Арабские Эмираты, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Мексика, Индия
Транснациональный кластерный альянс в целях поддержки усиления сотрудничества (Transnational Alliance of Clusters
Towards Improved Cooperation Support – TACTICS)
TACTICS – центральный проект, ставящий перед собой главной целью развитие трансграничных промышленно-инновационных кластеров в Европе, объединяет семь ведущих европейских кластерных агентств, которые отвечают за мероприятия по развитию кластеров. Данные структуры призваны активно взаимодействовать с целью выработки стимулирующих политик и инструментов реальной поддержки развития кластеров на уровне ЕС.
Среди приоритетных направлений работы – стимулирование международного кластерного сотрудничества, использование передового опыта развития сформировавшихся кластеров в процессе становления новых кластерных образований, финансирование совместных опытно-конструкторских разработок промышленно-инновационных кластеров
Европейское агентство
по стимулированию кластерной кооперации (Europa InterCluster)
Агентство было образовано в 2007 г. по принципу «снизу вверх» как инициатива нескольких кластерных образований. В настоящее время организация является развитым европейским некоммерческим агентством по межкластерному взаимодействию. Возможность, предлагаемая EuropaInterCluster, состоит в формировании стратегических кластерных альянсов

Источник: составлено авторами на основе [4, 6, 10–16] (Beloglazova, 2017; Beloglazova, 2015; Groshev, Dubrovskaya, 2020; Meshkov, 2020; Fiyaksel, Nazarov, Islankina, 2013).

С утверждением в 2006 году проекта «CEE – ClusterNetwork» (Central and Eastern European Cluster and Network Area) Европейский союз мотивирует продвижение кластерной стратегии на восток. Так, 11 регионов стран Центральной и Восточной Европы – Австрии, Венгрии, Словакии, Словении, Польши, Хорватии, Чехии – работают совместно в рамках специально созданной сети [17]. Данный проект направлен на последовательное инновационное развитие регионов и становление кластерной политики на трех уровнях: политическом, административном и уровне агентств регионального развития и кластерных инициатив.

Проект «CEE – ClusterNetwork» ориентирован на активизацию межрегионального сотрудничества через создание и поддержку трансграничных кластеров в странах Центральной и Восточной Европы.

Среди ожидаемых эффектов можно выделить:

- ускорение реализации кластерных и сетевых программ на основе обмена опытом;

- улучшение согласованности в реализации кластерной политики посредством проведения совместных стратегий;

- передача знаний (например, ноу-хау) с помощью сильных научных связей.

По мнению европейских специалистов в области кластерного развития, большинство кластеров в ЕС уже достигли этапа зрелости, и международное сотрудничество станет для них приоритетом усиления собственной конкурентоспособности и повышения эффективности деятельности, стремления к уровню совершенства, обеспечивающего развитие региона и его позиции на глобальных рынках. Следуя такой логике, Европейской комиссией были основаны четыре важные инициативы с одной общей целью – поддержка кластеров в процессе их интернационализации (рис. 1). Осознание сторонами кластера важности международного сотрудничества усиливается, поэтому растет объективная необходимость ускорения и упрощения всего процесса интернационализации – от становления кластера до его утверждения в Европе через выход на трансконтинентальный уровень.

Рисунок 1. Модель поддержки международного сотрудничества кластеров стран Центральной и Восточной Европы на уровне ЕС

Figure 1. Support model for international cooperation of the Central and Eastern European clusters at the EU level

Источник: [17, с. 25].

Особое внимание правительств в постсоветских странах Центральной и Восточной Европы сосредоточено на определении приоритетных секторов развития кластерных формирований, которое происходит на основе детального анализа имеющихся производственных, финансовых, научно-исследовательских, инновационных и организационных ресурсов национальной экономики.

Необходимо отметить, территориальные кластеры в странах Центральной и Восточной Европы имеют свои особенности:

1. Кластер необязательно отождествляется с супертехнологиями, ведь и усовершенствование уже существующих может достаточно быстро обеспечить фирме выход на глобальные рынки благодаря дополнительным качествам товара или его сравнительно низкой цене.

2. На выпускаемую кластером продукцию существует устойчивый спрос не только на локальных, национальных, но и на международных рынках.

3. Каждая из фирм, входящая в кластер, продолжает конкурировать как в рамках кластерного образования, так и вне его контуров.

4. Местные и национальные правительства всесторонне способствуют формированию и развитию кластеров, создавая при этом необходимую инфраструктуру.

5. Кластерная модель является рискованной формой предпринимательства и требует системного оценивания тех сложностей, которые влечет ее введение.

Имплементация апробированных в ЕС кластерных моделей развития и применение разработанного европейскими специалистами инструментария кластеризации экономики позволили многим странам Центральной и Восточной Европы после падения коммунистических режимов быстро интегрироваться в систему общеевропейских стандартов управления территориальным развитием [18] (Chernyh, 2016).

Интернационализация территориальных кластеров в странах Центральной и Восточной Европы происходит двумя путями:

− через развитие экспортных возможностей компаний ЦВЕ с постепенным наращиванием международной активности, развитием международной научно-технической деятельности, интенсификацией прямых иностранных инвестиций в другие страны;

− посредством вхождения иностранных компаний на территорию и рынок стран ЦВЕ с постепенным наращиванием международной активности участников из ЦВЕ.

С начала 10-х годов ХХI века развитие кластеров стало неотъемлемой составляющей национальной стратегии по повышению конкурентоспособности экономики любого государства.

Многообразие действующих инструментов и механизмов по стимулированию кластерного развития в ЕС создает основу для разработки всего комплекса мероприятий по имплементации кластерного подхода в России. На протяжении последних 10–15 лет территориальные кластеры Российской Федерации активно приобщались к международным кластерным проектам, выстраивая сотрудничество в первую очередь с партнерами из стран Европейского союза. Об этом свидетельствуют результаты исследования экспертов проекта «EstRuClusterDevelopment», которые идентифицируют четыре перспективных кластера на территории приграничных регионов России и Эстонии: кластеры гостеприимства, металлообработки, деревообработки и химической промышленности [19].

В рамках Консорциума инновационных кластеров Московской области осуществляется взаимодействие с мегакластером «TTR-ELAt» на территории инновационного треугольника Эйндховен (Нидерланды) – Лувен (Бельгия) – Ахен (Германия) [11] (Beloglazova, 2015). Территориально-промышленный кластер «Санкт-Петербургский кластер чистых технологий для городской среды» развивает сотрудничество с Кластером чистых технологий региона Хельсинки – Уусимаа Финляндии (Cleantech cluster of Helsinki – Uusimaa region of Finland) в интересах совершенствования системы управления кластером [20].

Одновременно в научной среде многократно обсуждались выгоды сотрудничества между биотехнологическими инновационными территориальными кластерами России и Германии – российским кластером «Пущино» и немецким кластером BioRN [21] (Tsiteladze, Groot, 2017), анализировались предпосылки взаимодействия приграничных судостроительных кластеров Эстонии, Финляндии и Северо-Запада России [22] (Laaksonen, Mekinen, 2013), оценивались возможности интернационализации российских и финских энергетических кластеров в интересах расширения трансграничного сотрудничества [23] (Filippov, Yurkovsky, 2007).

Итак, можно прийти к выводу о том, что потенциал интернационализации у российских территориальных кластеров, бесспорно, имеется.

В условиях ужесточения санкций и очевидной необходимости переориентации российской экономики существующие разработки на панъевропейском пространстве могут стать основой нового инструментария поддержки межкластерного взаимодействия внутри государств – членов Евразийского экономического союза.

Развитие кластерного промышленного ландшафта и межстрановая кооперация территориальных кластеров могут быть обозначены в качестве ключевых приоритетов при формировании скоординированной, а впоследствии согласованной макроэкономической политики государств ЕАЭС. Ведь, по выражению некоторых российских ученых [24–26] (Burmatova, 2016; Rekord, 2012; Tsykunov, 2011), кластеризация экономик бывших советских республик не является абсолютно новым интеграционным механизмом, а считается усовершенствованным прототипом созданных в условиях командно-плановой экономики территориально-производственных комплексов в СССР.

Заключение

Большинство реформ, движущих общеевропейский процесс, претерпели к настоящему времени серьезные изменения и подверглись беспрецедентной критике. В то же время инструменты кластерной политики Европейского союза продолжают доказывать свою исключительную результативность.

Современная кластерная политика ЕС, которая реализуется в общем европейском экономическом пространстве, направлена на стимулирование процессов интернационализации конкурентоспособных территориальных кластеров в целях достижения ими глобального лидерства. Наиболее эффективными инструментами такой политики выступают рамочные программы, структурные фонды, проекты трансграничного сотрудничества, кластерные программы и инициативы на национальном, региональном и локальном уровнях, которые предусматривают предоставление целевых грантов ЕС, льгот, преференций, создание экспертных центров «кластеров мирового уровня» и центров кластерного менеджмента, цифровых платформ государственной поддержки и сотрудничества. Европейский союз активно разрабатывает стратегии интернационализации территориальных кластеров (выхода на международные рынки) как залог обеспечения международной конкурентоспособности Европы на мировой арене.

Европейская практика демонстрирует потенциальные возможности кластеров в интенсификации региональных интеграционных процессов на пространстве союзных государств, что должно быть учтено в развитии ЕАЭС. В создании условий для межгосударственной кластерной кооперации внутри ЕАЭС особая роль отведена Российской Федерации ввиду накопленного ею практического опыта межкластерного сотрудничества со странами ЕС.

Дальнейшие исследования в этом направлении могут быть связаны с определением целей и задач совместных кластерных проектов стран ЕАЭС, развитием трансграничных и транснациональных кластеров, разработкой элементов перспективной кластерной политики на евразийском экономическом пространстве.


Источники:

1. Пятинкин С.Ф., Быкова Т.П. Развитие кластеров: сущность, актуальные подходы, зарубежный опыт. - Минск, 2008. – 255 c.
2. Etzkowitz H., Leydesdorff L. The Dynamics of Innovation: From National Systems and «Mode 2» to a Triple Helix of University–Industry–Government Relations // Research Policy. – 2000. – № 2. – p. 109.
3. Смородинская Н.В. Глобализированная экономика: от иерархий к сетевому укладу. - M.: ИЭ РАН, 2015. – 344 c.
4. Официальный сайт Европейской Комиссии Европейского Союза. [Электронный ресурс]. URL: https://ec.europa.eu/info/index_en (дата обращения: 02.04.2022).
5. Towards World-class Clusters in the European Union: Implementing the Broad-Based Innovation Strategy. European Commission. [Электронный ресурс]. URL: http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=COM:2008:0652:REV1:en:pdf (дата обращения: 20.02.2022).
6. European Observatory for Clusters and Industrial Change, European Commission. Cluster Programmes in Europe and Beyond. [Электронный ресурс]. URL: https://clustercollaboration.eu/sites/default/files/news_attachment/cluster_programmes_in_europe_and_beyond_0.pd (дата обращения: 01.02.2022).
7. A European strategy for smart, sustainable and inclusive growth. Europe. [Электронный ресурс]. URL: http://ec.europa.eu/research/era/docs/en/ec-understanding-era-13.pdf (дата обращения: 25.12.2021).
8. Meier zu Köcker G., Müller L., Zombori Z. European Clusters Go International. Networks and clusters as instruments for the initiation of international business cooperation. Institute for Innovation and Technology. [Электронный ресурс]. URL: https://cluster.hse.ru/mirror/pubs/share/212157521 (дата обращения: 20.01.2022).
9. Programme Guide. Version 1.5. Horizon Europe. [Электронный ресурс]. URL: https://ec.europa.eu/info/funding-tenders/opportunities/docs/2021-2027/horizon/guidance/programme-guide_horizon_en.pdf (дата обращения: 25.03.202).
10. Белоглазова С.А. Интернационализация кластеров: цели и перспективы. Европейский опыт кластерной интернационализации // Экономические науки. – 2017. – № 147. – c. 16-22.
11. Белоглазова С.А. Трансграничные мегакластеры как факторы инновационного развития европейских регионов // Исследование инновационного потенциала общества и формирование направлений его стратегического развития: Материалы 5-й междунар. науч.-практ. конф.Т.1. Курск, 2015. – c. 52-62.
12. Грошев А.Р., Дубровская Е.Н. Инструментарий поддержки кластерных инициатив (обобщение практики поддержки кластерных инициатив в странах с федеративным устройством) // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 4. – c. 945-964. – doi: 10.18334/epp.10.4.100874.
13. Мешков И.А. Основные черты кластерной политики ЕС // Современная Европа. – 2020. – № 1(94). – c. 182-191. – doi: 10.15211/soveurope12020182190.
14. Фияксель Э.А., Назаров М.Г., Исланкина Е.А. Интернационализация кластеров как инструмент повышения национальной конкурентоспособности: европейский опыт // Инновации. – 2013. – № 2(172). – c. 86-95.
15. TACTICS Reflection group. Cluster internationalization handbook. Innovasjonnorge.no. [Электронный ресурс]. URL: https://www.innovasjonnorge.no/globalassets/0-innovasjonnorge.no/subsites/nic/cluster-internationalisation-handbook-2012.pdf (дата обращения: 21.01.2022).
16. European Cluster Alliance. [Электронный ресурс]. URL: https://clustersalliance.eu/about (дата обращения: 01.04.2022).
17. Identifying the Main Objectives and Activities of Cluster Programmes. European Cluster Alliance Consortium of Partners. [Электронный ресурс]. URL: https://www.corallia.org/images/stories/documents/News/Announcements-2010-09-29doc001.pdf (дата обращения: 20.01.2022).
18. Черных В.В. Анализ процессов локальной кластеризации в странах Центральной и Восточной Европы // Національне виробництво й економіка в умовах реформування: стан і перспективи інноваційного розвитку та міжрегіональної інтеграції: Зб. наук. праць міжнар. наук.-практ. конф. Тернопіль, 2016. – c. 304-306.
19. Трансграничные кластеры Северо-Запада России и Северо-Востока Эстонии. Проект: Развитие кластеров и интернационализация предприятий приграничных регионов России и Эстонии. EstRuClusters Development. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kohtla-jarve.ee/uploads/documents/valissuhted/projektid/2/cd/ru/eternal.pdf (дата обращения: 25.01.2022).
20. Санкт-Петербургский кластер чистых технологий для городской среды. Центр кластерного развития Санкт-Петербурга. [Электронный ресурс]. URL: https://spbcluster.ru/klaster-chistih-technologi-gorodskoi-sredi (дата обращения: 01.04.2022).
21. Цителадзе Д.Дж., Гроот В. Методология построения международного инновационного коридора между биотехнологическими инновационными территориальными кластерами России и Германии // Инновационное развитие экономики. – 2017. – № 3(39). – c. 61-75.
22. Лааксонен Э., Мекинен Х. Потенциал для расширения сотрудничества между судостроительными кластерами Эстонии, Финляндии и Северо-Запада России // Балтийский регион. – 2013. – № 4(18). – c. 81-99.
23. Filippov P., Yurkovsky V. Essay on internationalization potential of Northwest Russian and Finnish energy clusters. / The Research Institute of the Finnish Economy №1078. - Helsinki: ETLA, 2007. – 36 p.
24. Бурматова О.П. Кластеры как форма локальных производственных систем // Мир экономики и управления. – 2016. – № 4. – c. 93-108.
25. Рекорд С.И. Возможности использования советского наследия промышленных взаимодействий для развития трансграничных промышленно-инновационных кластеров на пространстве СНГ // Проблемы современной экономики. – 2012. – № 4(44). – c. 321-325.
26. Цыкунов Г.А. ТПК и кластеры: новые подходы и проблемы // Известия Иркутской государственной экономической академии. – 2011. – № 4. – c. 225-230.

Страница обновлена: 03.12.2024 в 06:58:06