Управленческая культура будущих государственных служащих: к вопросу о создании антикоррупционного стандарта поведения

Розанова Н.Н.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 10-1 (120), Октябрь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Розанова Н.Н. Управленческая культура будущих государственных служащих: к вопросу о создании антикоррупционного стандарта поведения // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 10. – С. 69-73.

Аннотация:
Решение задачи реформирования системы государственного управления в России является одним из важнейших условий национальной модернизации. Новые подходы, которые реализуются в ходе административного реформирования, призваны оптимизировать деятельность структур государственной власти и государственного аппарата. Они должны обеспечить приведение системы госслужбы в соответствии со сложившимися социально-политическими, экономическими, культурно-историческими условиями и международно-правовой практикой.

Ключевые слова: государственное управление, коррупция, организационная культура, государственная служба



Решение задачи реформирования системы государственного управления в России является одним из важнейших условий национальной модернизации. Новые подходы, которые реализуются в ходе административного реформирования, призваны оптимизировать деятельность структур государственной власти и государственного аппарата. Они должны обеспечить приведение системы госслужбы в соответствии со сложившимися социально-политическими, экономическими, культурно-историческими условиями и международно-правовой практикой.

К сожалению, не все направления реформирования системы государственного управления уверенно и успешно претворяются в жизнь. Существует еще много проблем, противоречий и трудностей организационного, правового, финансового, социально-культурного характера.

Заявление президента РФ Дмитрия Медведева о создании совета по борьбе с коррупцией и подготовке национального плана о противодействии коррупции – очевидное признание ее существования. Но с одной стороны – «пробуксовки» административной реформы, с другой – попытка ее действенной реанимации и повышения эффективности [1, с. 32].

Создание антикоррупционного стандарта поведения

Одним из приоритетных направлений, по заявлениям властей, должно стать создание антикоррупционного стандарта поведения как непосредственно для чиновников, так и в обществе в целом.

Совершенно очевидно, что в данной связи кристаллизуется проблема создания качественного, высокопрофессионального корпуса госслужащих. Необходимо формирование такого кадрового потенциала, который обеспечил бы эффективное функционирование и развитие государственного аппарата и органов местной власти. Среди действенных механизмов реализации данных процессов в числе первоочередных – повышение качества профессионального развития и образования чиновников.

В данном контексте представляется необходимым актуализировать задачу формирования управленческой культуры будущих государственных служащих – студентов, обучающихся по специальности «государственное и муниципальное управление». Наряду с профессиональным развитием чиновников, в соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации», профессиональная подготовка входит в числе приоритетных направлений формирования кадрового состава гражданской службы [3, ст. 60].

Формирование нового государственного сознания

В настоящее время изменяется подход к пониманию сущности государственного управления. Вектор преобразований в госслужбе должен быть направлен на повышение ее эффективности в интересах развития гражданского общества и укрепления власти. В соответствии с этим меняется и миссия российской культуры государственного управления. Ее главным предназначением становится «формирование атмосферы гражданского согласия, социального партнерства и межнационального сотрудничества, а в конечном счете – гармонизация взаимоотношений между государством, обществом и личностью» [2, с. 61].

Таким образом, в условиях национальных государственных и общественных трансформаций последних лет от сотрудников органов власти требуется новое понимание сущности государственного управления. Они должны обладать качественно иным уровнем управленческой культуры. Соответственно необходимо наличие носителей нового государственного сознания – молодого поколения российских чиновников.

Очевидно, что изначальное формирование верного понимания своего профессионального и гражданского предназначения в процессе подготовки к государственной службе у будущего специалиста – практически единственно возможный путь решения этой задачи. Он более эффективен, чем изменение уже устойчивого сознания, выработанного и закрепленного на протяжении многих лет у чиновников советского периода, процент которых в кадровом составе современной органов власти остается значительным.

Именно поэтому и представляется необходимым особое внимание в процессе реализации административной реформы, формирования высокого уровня кадрового потенциала института государственной службы, уделить повышению качества профессиональной подготовки чиновников.

Профориентационная работа

В современном контексте создания антикоррупционного стандарта поведения представляется необходимым актуализировать проблему формирования ценностного компонента управленческой культуры госслужащих. Важнейшим условием эффективной деятельности является высокий уровень осознания собственного предназначения и личностной мотивации в процессе обучения и дальнейшей профессиональной реализации. Однако у будущих чиновников нет четкой целевой ориентации на предстоящую профессиональную деятельность в сфере государственного управления, отсутствует глубоко осознанное желание служения обществу.

Исходя из анализа современной практики подготовки специалистов в сфере государственного и муниципального управления, следует выделить ряд ключевых направлений решения обозначенной выше проблемы.

В первую очередь, это необходимость проведения целенаправленной системной профориентационной работы с учащимися старших классов и непосредственными абитуриентами, поступающими на специальность «государственное и муниципальное управление». Встречи, беседы, дни открытых дверей, конкурсы и т.д., позволят сделать четкий осознанный выбор профессии государственного служащего.

Также система отбора абитуриентов должна проводиться с учетом психологического фактора: соответствие их целей, мотивов, интересов, ценностей своему будущему профессиональному и гражданскому предназначению.

Госзаказ на госслужащих

В процессе учебной деятельности эффективной представляется реализация на практике положения Федерального закона «О государственной гражданской службе Рос­сийской Федерации» о системе государственного заказа на профподготовку госслужащих. Понимание госзаказа на профессиональную подготовку государственных служащих раскрывается в Федеральном законе следующим образом: «заключение договора на обучение между государственным органом и гражданином с обязательством последующего прохождения гражданской службы после окончания обучения» [3, ст. 61]. Можно предложить два основных варианта оплаты обучения государством:

‑ полностью за весь период обучения по целевому заказу (в данном случае необходимо создание системы профориентационной работы со школьниками);

‑ за 2-3 последних года обучения (по результатам прохождения практики, в процессе которой работодатель «присматривает» себе потенциальных сотрудников).

Система государственного заказа, обязывающая работать по специальности после окончания вуза, в значительной степени активизирует процесс обучения студентов, сделает его морально осознанным и значимым. Кроме того, тесное взаимодействие с непосредственным работодателем (и особенно, учебная практика в государственных органах, где выпускник будет работать) максимально приблизит уровень подготовки выпускника к необходимым профессиональным требованиям в системе государственной службы.

Перспективным направлением в данной связи является разработка специальных курсов и акцентированное внимание в процессе преподавания на отдельных вопросах по представлению (заказу и совместному обсуждению) государственных органов – работодателей, отражающих специфику их деятельности.

Спецдисциплина "Этика поведения госслужащего"

Для целенаправленной работы по формированию моральных норм и ценностей поведения управленческой культуры госслужащих следует устранить существующий пробел в самой программе обучения специалистов. В образовательном стандарте по специальности «государственное и муниципальное управление» отсутствует специальная дисциплина по этике поведения госслужащего. Наличие общего курса, посвященного этике деловых отношений и «вкрапление» данных вопросов в ряд специальных дисциплин является недостаточным.

Развитие ценностного компонента управленческой культуры будущих госслужащих как необходимое условие создания антикоррупционного стандарта поведения чиновников является лишь одной из наиболее острых современных проблем – вершин айсберга компетентности сотрудников властных структур. Ее следует рассматривать как элемент целостной системы формирования качественно иного кадрового состава института госслужбы.


Источники:

1. Елисеев И. Взятки не в моде // Российская газета. – 2008. - 22 мая.

2. Ионова А.И. Этика и культура государственного управления. – М. : Флинта, 2005.

3. Российская федерация. Законы. О государственной гражданской службе Российской Федерации : федер. закон : от 27.07.2004 : № 79-ФЗ.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:03:48