Эффективность антикоррупционной политики и ее основные принципы

Ахтямов Т.Н.1, Растегаева Ф.С.1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Уфимский филиал), Россия, Уфа

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 10 (Октябрь 2020)

Цитировать:
Ахтямов Т.Н., Растегаева Ф.С. Эффективность антикоррупционной политики и ее основные принципы // Креативная экономика. – 2020. – Том 14. – № 10. – С. 2253-2262. – doi: 10.18334/ce.14.10.110901.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=44385927
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В данной статье рассматриваются такие понятия как коррупция, антикоррупционная политика, её главные принципы, цели и задачи антикоррупционной политики, анализируется ее эффективность. Авторы предлагают свои варианты, направленные на борьбу с коррупционными нарушениями.

Ключевые слова: эффективность, коррупция, антикоррупционная политика, государство, факторы, меры, ответственность, объективность, борьба

JEL-классификация: D73, D70, D79



Введение

Термин «коррупция» подразумевает собой разрушительный, трудно контролируемый процесс, затрагивающий современную власть на всех ее уровнях и становящийся сложной преградой для устойчивого, стабильного развития экономики всей страны. Под натиском коррупции демократические институты разрушаются, неизбежно наступает расслоение общества на тех, кто имеет доступ ко всем материальным благам, и на тех, кому путь к ним закрыт. Помимо угрозы деградации демократии и стагнации экономики, коррупция также влечет за собой разрушение всех моральных устоев и принципов нашего общества, что в дальнейшем может привести к неизбежным и тяжелым социальным последствиям. Авторитет властных структур и доверие народа к ним неумолимо пропадают, страна теряет свою престижность и свой имидж на мировой арене. Коррупция представляет собой серьезную опасность для любого государства и общества [2, с. 59–60] (Akhmetov, 2018, р. 59–60).

Цель данной работы заключается в изучении основных причин возникновения коррупции, оценке эффективности антикоррупционной политики и рассмотрении возможных рекомендаций по ее улучшению.

Научная новизна данной статьи определяется формированием теоретических обобщений. Предложено определение понятия «коррупция» и нововведение, касающееся ужесточения некоторых федеральных законов.

Гипотеза исследования: антикоррупционная политика выступает не только как инструмент, направленный на противодействие коррупции, но и как средство для устранений социальных представлений о коррупции как о приемлемом поведении во всех сферах общества.

Методы исследования: изучение и анализ научной и методологической литературы, наблюдение, статистическая обработка данных.

Субъекты антикоррупционной политики, предпосылки и причины коррупции

В настоящее время, как и у любого другого сложного социального явления, точного и единственного определения слова «коррупция» не существует. Ван Аньши (1021–1086 гг.), китайский государственный деятель и реформатор, утверждал, что у коррупции есть два основных источника проявления – это «плохие люди» и «плохие законы». Пока существуют так называемые плохие люди, имеющие различные способы и возможности управлять не принадлежащими им ресурсами, будет существовать и факт коррупции. К подобным ресурсам, как правило, относятся государственное и муниципальное имущество, государственные заказы, льготы и бюджетные средства и другие. Не стоит забывать, что каждый государственный служащий обязан следовать и подчиняться Конституции, законам, другим нормативным актам, моральным нормам и принципам. Полная перестановка идеологических приоритетов должностного лица в целях осуществления своих корыстных интересов и личностных желаний и является истоком коррупции. Ссылаясь на Справочный документ о международной борьбе с коррупцией, в котором говорится о коррупции как о «злоупотреблении государственной властью для получения выгоды в личных целях», можно сделать небольшой вывод о том, что понятие «коррупция» включает в себя такие обстоятельства и действия, как продажность должностных лиц и политических деятелей, незаконное и чрезмерное использование своего служебного положения и своих полномочий в целях извлечения личной выгоды, что однозначно противоречит действующему законодательству и всем существующим моральным нормам [4, с. 8] (Varygin, 2003, р. 8). Совершение вышеперечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица, согласно Федеральному закону от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции», также считается коррупцией [9].

При отсутствии должного противостояния коррупции невозможно и прогрессивное развитие любой страны. Создание и применение специальной и эффективной системы мер небезрезультатно отразится на борьбе с коррупцией. Антикоррупционная политика представляет собой совокупность мер, процедур и принципов, которые нацелены на пресечение любых коррупционных преступлений. Самый распространенный и основной инструмент реализации данной политики – это мониторинг. Помимо него существуют такие меры, как внедрение этических кодексов, урегулирование и предотвращение различных конфликтов, а также гласность событий, которые активно применяются в практике. Субъекты антикоррупционной политики активно борются с любыми проявлениями коррупционных нарушений. К ним относятся органы внутренних дел, органы безопасности государства, прокуратура, таможенные органы и другие. Благодаря действующему законодательству они имеют возможность создавать отдельные специализированные отделения, которые направлены непосредственно на пресечение всех коррупционных преступлений в рамках отдельных направлений деятельности. К субъектам также относятся и граждане страны, которые участвуют в социальном контроле над деятельностью должностных лиц и государственных органов [1, с. 41] (Arzumanyan, 2018, р. 41). В борьбе с коррупцией также оказывают поддержку международные правительственные организации.

Коррупция является угрозой международного уровня, которая затрагивает практически все области. За последние десятилетия коррупция не обошла стороной систему государственно-служебных отношений и получила там широкое распространение. Формирование и развитие коррупции в России и в некоторых других странах происходит вследствие нескольких предпосылок [7] (Platov, 2018):

- недостатки или несовершенство действующего законодательства. Достаточно тяжело бороться с коррупцией при отсутствии эффективных антикоррупционных законов, которые бы формировали результативную систему, направленную на устранение всех ее проявлений;

- переход к демократическому режиму. Децентрализация сопутствует быстрому распространению и расцветанию коррупции в стране;

- экономический спад;

- нестабильная политическая ситуация;

- нередко государственные должности заняты представителями криминальных структур по причине некорректной работы институтов власти.

За исключением личных интересов, побуждающих совершать коррупционные действия, существуют и некоторые внешние обстоятельства – объективные факторы, которые также вынуждают прибегнуть к коррупции. Это и низкие зарплаты, низкий морально-этический уровень всего общества, процветание монополизма в экономике, полное отсутствие заинтересованности властей в борьбе с коррупцией, несовершенства законодательства и другие факторы. Помимо этого очень часто сами граждане предпочитают умалчивать о факте коррупции, поэтому правоохранительным органам достаточно тяжело самостоятельно бороться с коррупцией, здесь необходимо активное участие населения.

Цели и задачи антикоррупционной политики

Самая главная и основная цель любой антикоррупционной политики – это сокращение уровня коррупции, в самом лучшем варианте – полное ее искоренение, а также предоставление всем гражданам, обществу в целом и государству защиты их прав и интересов от угроз, которые связаны с коррупцией. Для того чтобы достигнуть главной цели и эффективной работы антикоррупционной политики, необходимо выполнение следующих задач [2, с. 61] (Akhmetov, 2018, р. 61):

- формирование такой правовой системы, которая бы препятствовала подкупу публичных лиц и граждан при проведении выборов или референдума, а также стимулировала заменять подкупных личностей;

- предупреждение всех коррупционных преступлений, гарантия наличия ответственности и привлечения к ней за данные нарушения;

- компенсация за причиненный вред вследствие коррупционного правонарушения;

- постоянный мониторинг антикоррупционной политики, оценка ее эффективности и результативности;

- свободное освещение всех фактов проявления коррупции в СМИ.

В дополнение к сказанному выше стоит упомянуть, что отсутствие прочных демократических традиций и неустойчивость институтов гражданского общества также считаются основными причинами коррупции. Само проявление коррупции неразрывно связано с неэффективностью существующих систем и с отсутствием антикоррупционной идеологии. Существует несколько условий, от которых зависит, насколько будет действенна антикоррупционная политика [3, с. 71] (Bogatova, Stebeneva, 2019, р. 71):

- одновременное применение всех мер в совокупности;

- вовлеченность и активная позиция граждан страны против коррупции, предоставление им помощи в борьбе;

- бескомпромиссная и непреклонная борьба с любыми проявлениями коррупционных правонарушений;

- всестороннее изучение и анализ применяемых антикоррупционных мер, их успешность и обоснованность.

Эффективность антикоррупционной политики

Эффективность справедливо рассматривать как успешность или результативность проведенной политики против коррупции. Огромный вклад и значение вносят антикоррупционеры, которые обладают высокой степенью подготовки и квалифицированными знаниями в данной области противодействия. Однако для того чтобы обучить достойные кадры и в конечном итоге приобрести настоящих профессионалов, необходим достаточно большой объем трудовых и финансовых ресурсов. Успешность, другими словами, – это деятельность, которой дается положительная оценка. Противодействие, особенно в данном случае, имеет переменный успех. В зависимости от того, насколько обстоятельства трудные, их преодоление уже можно считать за успех. Нужно учитывать то, что успешность любой антикоррупционной политики определяется не только по большим и громким делам, в которых сопричастны известные публике люди, но и по общей оценке мониторинга [5, с. 6–7, 12] (Gorshenkov, 2016, р. 6–7).

Количественные оценки эффективности, или наоборот, неэффективности необходимы, чтобы показать, например, постепенное снижение зарегистрированных коррупционных нарушений за определенный период времени, согласно плану, который был принят ранее. Помимо количественных критериев, имеют место быть такие критерии, как математические, фиксирующие количество возбужденных уголовных дел или выявленных коррупционных преступлений, так и качественные критерии, которые основываются на большом количестве осужденных коррупционеров (принципе неотвратимости ответственности) [5, с. 10–11] (Gorshenkov, 2016, р. 10–11).

В зависимости от того, насколько эффективно действующая система выявляет, расследует и привлекает к ответственности всех без исключения участников коррупционной деятельности, будет и соответствующий результат. Ко всему прочему, данная система должна иметь конкретный порядок проведения антикоррупционной экспертизы и полностью согласовываться со всеми действующими нормативно-правовыми актами. В случае получения сведений о факте совершения коррупционного нарушения в соответствующие области противодействия проявления коррупции осуществляется дальнейшая передача информации в государственные органы [6, с. 73] (Kulueva, 2020, р. 73).

В разных сферах антикоррупционные стратегии обладают схожими принципами. Это предотвращение конфликта между сторонами, привлечение к ответственности и полная гласность деятельности [6, с. 72] (Kulueva, 2020, р. 72). Благодаря опыту зарубежных стран стоит отметить, что наиболее эффективные результаты достигаются при использовании всех (экономических, правовых, политических и т.д.) мер в совокупности, которые нацелены на устранение и минимизацию причин проявления коррупции. Россия, стремясь полностью искоренить коррупцию, ориентируется и основывается на зарубежные модели и международный опыт. Существуют два основных и традиционных антикоррупционных направления – это борьба непосредственно с самими проявлениями коррупции и профилактика коррупции.

Заключение

В 2019 году Россия занимала 137-е место по уровню коррупции среди 180 стран. Минимальное место было 154-е, а максимальное – 47-е в 1997 году. Индекс коррупции с 2014 года практически не изменялся и в 2019 году составить 28 инд. п. Наибольший уровень ­– 29 инд.п., наименьший – 21 инд.п. Трудно отрицать факт существования коррупции в России, поэтому необходимо проводить ряд определенных действенных мер для ее уничтожения. Несомненно, искоренить коррупцию в один момент, к сожалению, невозможно. Помимо всех существующих методов антикоррупционных способов борьбы стоит ввести нижеперечисленные методы.

Необходимо ввести полный контроль над всеми расходами и доходами работников государственных корпораций. Каждый работник обязан предоставлять справку о своих доходах и расходах в целях исключения фактов коммерческого подкупа.

Содержание Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 233-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» должно соответствовать сути Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. Другими словами, ФЗ № 233 необходимо ужесточить. Помимо этого следует поэтапно и постепенно уменьшать количество всех государственных унитарных и муниципальных предприятий в целях профилактики коррупции.

Для того чтобы сделать уверенный шаг вперед в борьбе с коррупцией, необходимо формирование и создание эффективной антикоррупционной политики. На первый план также выдвигается потребность совершенствования действующего законодательства, способного бороться с совершением коррупционных сделок. Всем известно, что само существование коррупции значительно снижает уровень жизни людей на всех уровнях и уменьшает эффективность реализации разных социально-экономических программ. По этой причине такие международные организации, как Организация Объединенных Наций, Совет Европы и некоторые другие, уделяют особо пристальное внимание борьбе с коррупцией. От коррупции невозможно избавиться в один миг, с ней необходимо бороться постепенно, а наибольший вклад в этот процесс внесет то, насколько эффективно будут взаимодействовать все ветви власти. Без сомнения, именно на них возложена огромная ответственность за процесс оздоровления всего общества.


Источники:

1. Арзуманян И.Л. Возможно ли победить коррупцию? // Власть. – 2018. - №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhno-li-pobedit-korruptsiyu (дата обращения: 14.09.2020).
2. Ахметов А.С. Коррупция как социальное явление // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. – 2018. - №2(69). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/korruptsiya-kak-sotsialnoe-yavlenie-6 (дата обращения: 13.09.2020).
3. Богатова Е. В., Стебенева Е. В. Антикоррупционная политика в современной России // Вестник Уральского юридического института МВД России. - 2019. - №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/antikorruptsionnaya-politika-v-sovremennoy-rossii (дата обращения: 16.09.2020).
4. Варыгин А. Особенности воздействия на преступность сотрудников органов внутренних дел // Уголовное право. – 2003. - №3. – 389 с.
5. Горшенков Г. Н. Эффективность антикоррупционной политики // Актуальные проблемы экономики и права. - 2016. - №1(37). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/effektivnost-antiko.. (дата обращения: 10.09.2020).
6. Кулуева Ф.Г. Национальная стратегия противодействия коррупции и национальный план противодействия коррупции // Наука, техника и образование. - 2020. - №1 (65).
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/natsionalnaya-strat.. (дата обращения: 20.09.2020).
7. Платов Е. В. Причины коррупции в России // Наука. Общество. Государство. - 2018. - №4 (24). URL:https://cyberleninka.ru/article/n/prichiny-korruptsii-v-rossii (дата обращения: 19.09.2020).
8. Фатхуллина Р.А. Противодействие коррупции // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2020. - №5-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/protivodeystvie-kor.. (дата обращения: 14.09.2020)
9. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», справочная правовая система «Консультант Плюс». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/
10. Фиалковская И.Д. Коррупция: понятие, признаки, виды // Вестник ННГУ. - 2018. - №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/korruptsiya-ponyatie-priznaki-vidy (дата обращения: 31.08.2020).

Страница обновлена: 15.07.2024 в 03:28:30