Теоретический анализ малого бизнеса в контексте смены экономической парадигмы
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 6-1 (112), Июнь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Рассказова Н.В. Теоретический анализ малого бизнеса в контексте смены экономической парадигмы // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 6. – С. 4-8.
Аннотация:
Современная наука об общественном развитии отличается многообразием взглядов, суждений и оценок относительно состояния мира и социально-экономических тенденций. Но всеми учеными отмечается переломный характер цивилизационных изменений. Значительная часть исследователей экономического развития пришла к выводу о том, что глубину происходящих перемен в социально-экономической жизни невозможно отразить сложившимися теориями и поэтому требуется смена основной экономической парадигмы.
Ключевые слова: малый бизнес, малое предпринимательство, смена экономической парадигмы
Современная наука об общественном развитии отличается многообразием взглядов, суждений и оценок относительно состояния мира и социально-экономических тенденций. Но всеми учеными отмечается переломный характер цивилизационных изменений. Значительная часть исследователей экономического развития пришла к выводу о том, что глубину происходящих перемен в социально-экономической жизни невозможно отразить сложившимися теориями и поэтому требуется смена основной экономической парадигмы.
Новая научная парадигма должна раскрывать неоднозначность и многовариантность, качественные критерии развития социально-экономической системы. Методологической основой такого подхода могут служить синергетические принципы в экономической теории, базирующиеся на достижениях синергетики как форме теоретического знания.
Сегодня отсутствует единое определение «синергетики». Обобщая различные подходы по данному вопросу, синергетику можно определить как теоретические и методологические воззрения, объединяемые идеями нелинейности, открытости, переходности, неравновесности процессов, идущих в самоорганизующихся, саморазвивающихся, системах; либо теорию переходных процессов, взаимопревращения хаоса и порядка и т.п. [1, 2 и др.].
Смена мировоззренческих и познавательных ориентиров развития социально-экономической системы требует переосмысления проблемы малого бизнеса. Эволюционный, нелинейный характер развития экономических отношений способствовал изменению качества среды бизнеса, выдвинув на первый план стимулирующие, инновационные характеристики.
Анализ малого бизнеса с точки зрения синергетических принципов в экономической теории включает два аспекта. Первый связан с процессом становления и развития феномена малого бизнеса в рамках эволюции социально-экономической системы. Данный аспект выдвигает проблемы явления как такового, его истории, перспективы дальнейшего развития и обоснования предпринимательских функций. Второй аспект направлен на анализ малого бизнеса как организационной структуры (предприятия) и ее способности к саморазвитию, выявление креативных факторов, т.е. рассмотрение микросреды фирмы.
С синергетической точки зрения малый бизнес можно представить как сложную саморазвивающуюся систему в неравновесных условиях. Основу данного феномена представляет предприятие малого бизнеса, которое построено на взаимосвязи управления в лице предпринимателя, наличия ресурсов, преобразуемых в товары, энергии труда и информационного обмена. Причем центральное место занимает управление, так как именно в малом бизнесе сознательно-целенаправленная деятельность предпринимателя, уникальная способность выбирать цели и средства своих действий имеет определяющее значение.
С точки зрения синергетики, рождение новых структур малого бизнеса имеет спонтанный характер. Именно поэтому малый бизнес является самоорганизующейся системой. Но в процессе развития наблюдается постоянное взаимодействие с внешней средой, которая представлена государственными и общественными структурами, поставщиками ресурсов, конкурентами и т.п.
В результате взаимовлияния малого бизнеса и внешней среды предпринимателю поступают ресурсы (финансовые, материальные), которые преобразуются в продукты и услуги, обеспечивающие насыщение спроса и удовлетворение ожиданий потребителей. Ресурсы осуществляют движение под влиянием энергии предпринимательской активности (знание, умения, навыки и опыт предпринимателя) и энергии труда.
Информация как особый компонент включает:
1) сведения о ценах, конкурентах, спросе (внешний информационный источник);
2) организационную память, содержащую маркетинговое поведение, управленческую и финансовую информацию, нематериальные активы (внутренний источник информации).
Взаимоотношения малого бизнеса с внешней средой позволяют выяснить проблемы эволюции и наметить основные перспективы развития в будущем. В разные периоды времени предпринимательство либо само выступало инициатором экономических изменений, либо пыталось приспособиться к существующей ситуации.
В современных условиях предпринимательству отводится роль двигателя экономических процессов. Оттого, насколько будет развит бизнес, какие ориентиры он будет иметь, зависит будущее социально-экономической системы. С другой стороны, наличие благоприятных внешних условий, таких как налоговый климат, законодательная база и т.п., стимулируют развитие малого бизнеса.
Движущей силой развития малого бизнеса является противоречие между стремлением предприятия к устойчивому, стабильному развитию и воздействием совокупности изменений: внешних и внутренних. Суть перемен в малом бизнесе в появлении новых количественных и качественных состояний и свойств объектов, в результате повышения или понижения уровня предпринимательской активности.
Измерить предпринимательскую активность довольно сложно. Но существуют попытки ее подсчета, для чего используется такой показатель, как «индекс общей предпринимательской активности» (ТЕА – total entrepreneurial activity index) – «доля активной части населения от 18 до 64 лет, находящихся в процессе начала нового бизнеса или предприятия» [3].
Высокая предпринимательская активность наблюдается на начальном этапе развития, когда предприниматель отдает всего себя на этапе запуска, решая многочисленные проблемы. Предпринимательская активность возрастает при очередном обновлении деятельности предприятия, приводящих к изменению в планировании, финансировании и других бизнес-процессах [4], т.е. в периоды принятия решений о серьезных изменениях стратегии развития. Стадию снижения предпринимательской активности можно охарактеризовать как обычную хозяйственная деятельность [5].
Процессы повышения предпринимательской активности происходят под влиянием креативности, которую можно определить как творческую способность к производству нового и реализацию этой способности. Под влиянием креативного обновления жизненный процесс предприятий малого бизнеса будет длиться, пока не исчерпается творческий потенциал.
Присутствие креативности в развитии малого бизнеса объясняет его способность быстро реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка, чувствительность к появляющимся инновациям. Поэтому другого способа обеспечить жизненный потенциал или другими словами выжить малый бизнес не имеет. Причем это является отличительной чертой и существенно в положительную сторону отличает малый бизнес от крупного.
Перечисленные выше свойства малого бизнеса можно использовать при внедрении инноваций, связанных с ресурсосбережением и экологически чистыми технологиями. В итоге малый бизнес при переходе к новым условиям развития социально-экономической системы сможет занять свою нишу и найти потенциал для дальнейшего функционирования.
С другой стороны, креативность предпринимателей малого бизнеса влияет на развитие социально-экономической системы. Новый поток идей, преобразующихся в материально-предметное состояние, приводит к качественным переменам в обществе. Адаптация креативности в обществе размыкает цикл развития, преодолевая фазы застоя, деградации и системного кризиса. В результате предпринимательство и общество органически едины в своем креативном направлении. Поэтому преодоление кризисных явлений цивилизации во многом будет зависеть от креативных предпринимателей, которые потенцируют генезис новых систем и создают условия для их функционирования.
Таким образом, малый бизнес можно определить как процесс самоорганизации и развития предприятий на основе взаимодействия с внешней средой. Основными качественными критериями выступают неустойчивость и нестабильность развития малого бизнеса, который следует рассматривать с позиции интуитивного, импровизационного ведения бизнеса под влиянием креативности при определяющей роли предпринимателя. Данный подход в анализе малого бизнеса позволяет не только выявить его значение в социально-экономической системе, но и выработать новые формы эффективного взаимодействия бизнеса и государства.
Источники:
2. Синергетическая парадигма. Когнитивно-коммуникативные стратегии современного научного познания. /РАН, Институт философии- М.: Прогресс – Традиция, 2004. – 560с.- ISBN 5-89826-180-Х ;
3.Колесникова Л. Предпринимательство: от «максимизации прибыли» к синергии социально-экономических систем./ Л.Колесникова // Вопросы экономики – 2001 - №10 - С.40-54.
4. Fry L. Entrepreneurship. A Planning Approach. West Publishing Company. 1992.
5.Колесникова Л.А. Порядок для хаоса: государство и предпринимательство в переходной экономике./ Под ред. Б.К.Злобина - М.: Эдиториал УРСС, 2001.- 276с. – ISBN 5–8360–0293–2.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:51:14