Ценностные основания государственной экономической политики: позитивно-нормативный анализ
Макаров И.Н.1,2, Авцинова А.А.2, Дробот Е.В.3,4, Кривых Н.Н.5, Кадильникова Л.В.1
1 Липецкий филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Россия, Липецк
2 Липецкий казачий институт технологий и управления (филиал) ФГБОУ ВО «Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (Первый казачий университет)», Россия, Липецк
3 Первое экономическое издательство, Россия, Москва
4 Центр дополнительного профессионального образования, Россия, Москва
5 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Липецкий филиал), Россия, Липецк
Скачать PDF | Загрузок: 7 | Цитирований: 1
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 17, Номер 9 (Сентябрь 2023)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54742044
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Авторами в данной статье анализируется государственная политика с позиции формирования ценностного базиса ее разработки и реализации. В качестве выводов, содержащих элементы научной новизны, авторами позиционируется сделанное заключение о смене коллективных ценностей индивидуальными в ходе хозяйственного развития советской экономики, современном примате ценностного базиса индивидуализма и фактического отсутствия учета ценностных основ в современной экономической политике страны. Данная смена ценностей, несомненно, должна учитываться при разработке идеологии гражданского общества (так называемой гражданской идеологии), о которой ведут речь современные философы, и, как следствие, при выработке оптимального инструментария государственной экономической политики и его информационно-идеологического освещения. Именно понимание необходимости учета личных интересов при обеспечении доминирования интересов общества должно стать базисом отечественной экономической политики, особенно в таких значимых сферах как образовательная, финансовая и региональная политика государства, от эффективности которых в конечном итоге будет зависеть перспектива устойчивости российского общества.
Данная статья будет интересна специалистам в сфере государственной политики, студентам и аспирантам экономических направлений, а также широкому кругу читателей, которые интересуются причинами и последствиями введения функционирования механизма государственного управления в России.
Ключевые слова: доверие, государственная политика, государственное управление, гражданское общество, ценности
JEL-классификация: A11, D81, E02
Введение
Обеспечение развития общества требует непрерывного расширения его производительных сил. А обеспечение их расширенного воспроизводства, в свою очередь, требует, наличия определенной государственной политики. А данная политика, в свою очередь, формируется исходя из ценностных установок, доминирующих в данный момент в той части общества, которая определяет формирование и реализацию государственной политики.
Наиболее базисными в данном случае являются вопросы доминирования коллективных или индивидуальных ценностей, а также принятие в качестве основы концепции уравнительной или неуравнительной справедливости. Именно понимание необходимости учета личных интересов при обеспечении доминирования интересов общества должно стать базисом отечественной экономической политики, особенно в таких значимых сферах как образовательная, финансовая и региональная политика государства, от эффективности которых в конечном итоге будет зависеть перспектива устойчивости российского общества.
Последние несколько лет мы живем в условиях внешних ограничений, которые требуют мобилизации усилий всего российского общества. Именно поэтому интерес представляет изучение компонентов и векторов развития государственной экономической политики [10, 11, 15, 17] в условиях мобилизационной экономики [12–14, 25, 26].
Следует отметить, что различные аспекты и направления государственной экономической политики подвергаются достаточно широкому и тщательному анализу в современных научных исследованиях. Российские экономисты подробно изучают состояние промышленной политики России [2, 18, 22, 23], что особенно актуально с учетом ориентации страны на импортозамещение [3, 24].
Финансовой и налоговой политике также уделяется пристальное внимание [3, 6, 21], поскольку именно она способна обеспечить условия для развития бизнеса либо, наоборот, создать дополнительные препятствия. Проблемы социально-экономической политики, включая политику в области регулирования рынка труда в части его производительности, также вызывают интерес российских ученых, поскольку требуют поиска решений в краткосрочном периоде [19, 20].
Что касается ценностных ориентиров государственной политики, то здесь можно отметить ряд интересных работ, опубликованных российскими экспертами и посвященных вопросам формирования системы глобальных общечеловеческих ценностей [4], этическим аспектам экономического развития общества [16], а также такому ключевому элементу в ценностной структуре, как доверие общества бизнесу, власти и государству [1, 7–9]. И, наконец, и об этом мы тоже будем говорить в нашем исследовании, не одно столетие умы ученых мучает вопрос о том, в каких объемах государство должно вмешиваться в экономику, насколько это вмешательство может быть оправдано и при каких обстоятельствах [5].
Цель данного исследования состояла в том, чтобы с позиций позитивно-нормативного анализа выявить ценностные основания государственной экономической политики в первой четверти XXI века.
В качестве выводов, содержащих элементы научной новизны, авторами позиционируется сделанное заключение о смене коллективных ценностей индивидуальными в ходе хозяйственного развития советской экономики, современном примате ценностного базиса индивидуализма и фактического отсутствия учета ценностных основ в современной экономической политике страны.
Раздел 1. Ценностный базис образовательной и демографической политики государства как взаимосвязанных аспектов воспроизводства человеческого капитала территории.
Очевидно, что люди рождаются с разными способностями, включая разные способности к обучению и разный интеллектуальный потенциал. Исходя из этого должна строиться и образовательная и региональная и демографическая политика государства.
Так, в последнее время со стороны руководства государства неоднократно упоминается необходимость развития производственной базы отечественной экономики. Между тем, рынки труда в большинстве регионов страны демонстрируют существенную потребность в технических специалистах.
И здесь возникают вопросы к организации отечественной системы высшего и среднего образования.
Оставим вне рамок данной работы все вопросы, касающиеся качества образовательных услуг и обратимся к проблематике распределения бюджетных мест.
Для понимания необходимости трансформации подхода к распределению бюджетным мест зададим всего один вопрос – где именно нам в настоящее время требуется обеспечить достаточное количество подготовленных кадров.
Исходя из известного тезиса «Россия должна прирастать окраинами» представляется очевидным, что основное количество бюджетных мест и подготовленных кадров должно находиться в периферийных регионах.
Между тем, основной поток абитуриентов, особенно обладающих потенциалом «выше среднего», устремляются в Москву и Санкт-Петербург, фактически «вымывая» генетический потенциал регионов.
Каким же образом возможно решить данную проблему.
Прежде всего, обратимся к основным причинам введения Единого Государственного Экзамена (ЕГЭ) – это:
1. Возможность сдать экзамен в родном городе поступив впоследствии в любой ВУЗ на территории страны.
2. Исключить (минимизировать) возможность правонарушений коррупционной направленности, связанных с вступительными испытаниями, проводимыми вступительной комиссией конкретного ВУЗа.
В свою очередь, для возможности обеспечения кадрами отдаленных (читай – любых не столичных) регионов необходимо решить следующий комплекс взаимосвязанных задач:
1. Удержать потенциальных специалистов в регионе / зоне проживания / территории потребности в кадрах.
2. Обеспечить достойным качеством образования (прежде всего, технического направления).
3. Удержать молодого специалиста в рамках территории его постоянного проживания – территории потребности в его деятельности.
Мы «по умолчанию» предполагаем наличие у каждого человека свободы распоряжения собой и своими способности, а потому абсолютной неприемлемости мер уголовно-правового как крайней формы административных инструментов принуждения к социально полезному поведению. Но также, мы помним, что высшее образование по своей сути является смешанным благом, оптимальный уровень потребления обществом которого необходим для обеспечения потенциала его развития. Следовательно, речь должна идти о системе мер экономического принуждения индивида к социально-оптимальному поведению.
Рассмотрим систему мер, которые можно применить в данном случае:
1. Система жесткого квотирования бюджетных мест в вузах и введение принципа территориальной привязки абитуриентов: в данном случае предполагается, что абитуриенты, сдавшие экзамен на проходные баллы имеют право на поступление на бюджетную основу обучения лишь в регионах их постоянного фактического проживания (или, если родители переехали в столичные города в течение последних 25 лет – в регионах происхождения родителей); в качестве исключения можно ввести норму выделения нескольких бюджетных мест (в форме единичных случаев) для возможности обучения высокоталантливых абитуриентов из регионов по техническим или естественно-научным специальностям с обязательной последующей отработкой в рамках полученного образования.
2. Система «запретительных налогов: необходимо скорректировать принципы отечественного налогообложения, введя повышенное налогообложение для столичных городов и льготное налогообложение для регионов – это должно касаться не только физических, но и юридических лиц; при этом необходимо ввести также дополнительный сбор с работодателей на работников, приехавших их периферийных регионов страны, который фактически сделает нерентабельным привлечение подобных работников, вкупе с системой льготной ипотеки в регионах при наличии дополнительных обременений на ипотеку для приезжих граждан, а также введение специального сбора при покупке ими жилья в столичных городах. Одновременно, необходимо ввести систему налоговых льгот для жителей периферийных городов и неурбанизированных территорий, а также систему трансфертных платежей, сглаживающих, а фактически – нивелирующих, разницу в доходах столичных жителей и жителей сельских территорий.
3. Развитие инфраструктурного обеспечения периферийных регионов и неурбанизированных (фактически – сельских) территорий.
Раздел 2. Ценностно-финансовые аспекты обеспечения расширенного воспроизводства производительных сил общества
Использование инструментария государственной информационной политики в деле формирования финансового доверия населения к официальным финансовым структурам в нашей стране имеет давнюю историю.
Не затрагивая дореволюционную часть истории нашей страны, рассмотрим некоторые из инструментов формирования доверия населения к официальным финансовым институтам.
Прежде всего, необходимо понимать, что по своей сути инструментарий формирования финансового доверия является ничем иным, как одним из инструментов воздействия на коллективный разум, фактически представляя собой одну из форм государственной пропаганды.
Целью любой пропаганды является формирование идеологических основ / или «знаниевых основ» / повседневного поведения граждан, выгодных определенным властным кругам.
Соответственно, основной целью формирования финансового доверия со стороны населения к государственным структурам является обеспечения доступа государства к финансовым ресурсам домохозяйств, которые последние передают в распоряжение соответствующих государственных институтов.
При этом очевидно, что сложность, а соответственно, и эффективность использования тех или иных инструментов зависит от уровня их сложности, прямоты воздействия на сознание и подсознание граждан, а также соответствия уровню интеллектуального и информационного развития общества, общественной морали и общего уровня доверия, накопленного в обществе в соответствующие исторические периоды.
Проиллюстрируем наши рассуждения соответствующими доказательствами.
Общеизвестно, что периоды масштабных военных конфликтов, поляризуя мышление участников, в целом соответствуют повышению уровня внутригруппового доверия, манипулируя которым возможно достаточно экономно получить необходимый «отклик» со стороны населения целом или, как минимум, отдельных социальных слоев – страт.
В России после Гражданской войны общество было в достаточной степени политизировано, идеологизировано, а также вследствие длительного стрессового воздействия в существенной степени примитивизировано. Соответственно, на него с достаточной эффективностью оказывали влияние простейшие формы / инструменты воздействия.
Рассмотрим эволюцию инструментария формирования доверия в обществе и инструментов влияния на его уровень.
Как отмечается в исследованиях, проведенных Я. Корнаи и С. Роуз-Аккеман, высокий уровень взаимной заинтересованности участников инвестиционных проектов в сочетании со столь же высоким уровнем взаимного доверия ведет к снижению трансакционных издержек и повышению эффективности взаимодействия (в том числе и информационного), а, следовательно, к снижению расходов и уровня рисков инвестиционного проекта.
Вследствие близости по своей экономической сущности инвестиционных проектов и некоторых форм экономического поведения граждан, связанных с осуществлением ими сбережений, а также мотивации выбора использования государственных (и / или частных) институтов и инструментов сбережения, подобная зависимость, несомненно, должна наблюдаться и в повседневном экономическом поведении граждан.
Таким образом, необходимо сделать вывод о том, что государство может способствовать существенному повышению эффективности механизма функционирования финансового доверия населения к государственным финансовым институтам, посредством участия в формировании институциональной среды, способствующей повышению уровню взаимного доверия между участниками экономических отношений.
Каким же образом формировалась подобная институциональная среда в СССР?
Здесь в первую очередь необходимо отметить всю систему воспитания граждан, формирующую максимальный уровень доверия к государству, начиная с ясельных групп и сопровождавшую гражданина СССР на протяжении всей жизни, включая такие институты как пионерия, комсомол и, в значительной службе, служба в рядах Российской Армии.
Великая Отечественная Война являясь для населения чудовищной трагедией, тем не менее также способствовала дальней примитивизации критического мышления основной массы населения, неизбежно влияющего на совокупный уровень доверия / недоверия.
Теперь вернемся непосредственно к нашей проблематике, а именно к инструментам формирования финансового доверия населения.
Всем жителям нашей страны старшего поколения известен призыв «Несите деньги в сберегательную кассу» или «храните деньги в сберегательной кассе». Данный призыв, растиражированный на многочисленных плакатах, призывал население вкладывать свои «свободные» средства – сбережения в государственные кассы.
Здесь необходимо отметить, что во многом благодаря значительному объему частных средств, находившихся в государственных кассах в военный период, государство получало дополнительные финансовые средства, крайне необходимые ему в условиях активных военных действий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подведем некоторые промежуточные итоги.
Формирование уровня финансового доверия зависит от эффективности использования имеющихся у государства инструментов, которые могут разделены на инструменты, способствующие формированию общего уровня доверия в обществе и инструменты, воздействующие непосредственно на экономическое поведение населения.
Сложность инструментов, воздействующих на экономическое поведение граждан должна соответствовать сложности структуры самого общества, а также сложности отношений, складывающихся внутри общества, при этом коррелируя с уровнем допустимого в обществе обмана в бытовом экономическом поведении и хозяйственных взаимодействиях.
Соответственно, если в советском обществе, характеризовавшимся достаточно высоким уровнем взаимного хозяйственного доверия, для формирования финансового доверия хватало достаточно простых инструментов, то в современном российском обществе, имеющем в своем недавнем развитии опыт дефолтов 1990-х годов, финансовых пирамид, организованных как частными структурами (например, общеизвестные ООО «МММ», Властелина и иные аналогичные структуры), так и государства («пирамида государственных краткосрочных облигаций – пирамида «ГКО), для формирования подобного же уровня доверия необходимо использование комплексных инструментов, влияющих одновременно на повышение общего уровня доверия в обществе (например, многие мероприятия патриотической направленности) и на точечное воздействие на сознание граждан.
Данный принцип наблюдается и в части иного бытового поведения граждан, в частности кающегося трудовой миграции. Мало кто решается на переезды в периферийные регионы, поскольку при наличии нескорого количества стимулирующих выплат, условия жизни по ряду моментов принципиально влияющих на качество жизни, они существенно уступают столичным регионам (медицинская помощь, состояние рынка труда, состояние образовательной системы, развитость хозяйственной жизни).
Источники:
2. Беланова Н.Н., Трубчанинова Е.А. Развитие конкурентной среды и государственная промышленная политика // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 4. – c. 799-814. – doi: 10.18334/epp.11.4.111988.
3. Голубцова Е.В., Новикова Е.С. Государственное регулирование экономики в условиях глобального кризиса: влияние налоговой политики на программу импортозамещения // Экономическая безопасность. – 2023. – № 1. – c. 277-290. – doi: 10.18334/ecsec.6.1.116636.
4. Дробот Е.В. К вопросу формирования системы глобальных общечеловеческих ценностей // Экономические отношения. – 2015. – № 1. – c. 8-11. – doi: 10.18334/eo.5.1.37374.
5. Дробот Е.В. Теоретические аспекты определения пределов и критериев вмешательства государства в экономику // Теневая экономика. – 2017. – № 3. – c. 115-126. – doi: 10.18334/tek.1.3.37634.
6. Дробот Е.В., Кукина Е.Е., Макаров И.Н. Налоговая политика и проектное финансирование как инструментарий государственной политики регионально-отраслевого развития страны // Экономические отношения. – 2019. – № 3. – c. 1807-1816. – doi: 10.18334/eo.9.3.40875.
7. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Назаренко В.С., Солодовник Ю.А., Шаповалова И.Б. Институционально-организационные и нормативные основы государственной информационной политики в сфере доверия // Вопросы инновационной экономики. – 2023. – № 3. – doi: 10.18334/vinec.13.3.118746.
8. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Авцинова А.А., Солодовник Ю.А., Титова М.В. Неформальные институты государственной политики в сфере формирования доверия // Креативная экономика. – 2023. – № 8. – c. 3069-3082. – doi: 10.18334/ce.17.8.118485.
9. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Рязанцева Е.А., Филоненко Н.Ю., Крылова А.Д. Человеческий капитал и ресурс доверия в контексте групп и индивидов // Лидерство и менеджмент. – 2019. – № 2. – c. 61-72. – doi: 10.18334/eo.9.3.40845.
10. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Спесивцев В.А., Жидков Н.С., Раков К.А., Воликов П.В. Ресурсодефицитность и ресурсоизбыточность как критерии функциональности плановых и рыночных систем в мирохозяйственной системе: политэкономический анализ // Креативная экономика. – 2023. – № 3. – c. 837-854. – doi: 10.18334/ce.17.3.117339.
11. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Левчегов О.Н., Солодовник Ю.А., Титова М.В. Интенсивный поток хозяйственных решений в экономике как фактор выживания рыночно-капиталистической системы // Креативная экономика. – 2023. – № 6. – c. 1989-2002. – doi: 10.18334/ce.17.6.118219.
12. Ермаков Г.П., Ганиева Й.Н., Петряков С.Н., Петряков Д.С. Мобилизационная экономика: теоретико-практический аспект // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 5. – c. 1253-1270. – doi: 10.18334/epp.13.5.117498.
13. Кукина Е.Е., Макаров И.Н. Налогово-бюджетное регулирование территориально-отраслевого развития в условиях мобилизационной экономики // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 8. – c. 2147-2160. – doi: 10.18334/epp.12.8.116141.
14. Лев М.Ю. Управление ценой и качеством в системе мобилизационной экономики как условие оценки социально-экономической безопасности // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 3. – c. 941-966. – doi: 10.18334/epp.13.3.117430.
15. Макаров И.Н., Дробот Е.В., Шеожев Х.В., Сухина Ю.В., Володина А.И. Государственная экономическая политика формирования пространственной эффективности в условиях внешних ограничений // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 6. – c. 2069-2080. – doi: 10.18334/epp.13.6.118272.
16. Макаров И. Н., Колесников В. В. Этический базис и экономическое развитие общества: нормативный анализ // Российское предпринимательство. – 2015. – № 7. – c. 947-960.
17. Макаров И.Н., Некрасова Е.А., Волкова О.А., Жидков Н.С. Государственная политика и государственно-частное партнерство как инструментарий поддержки бизнеса и населения в сложных экономических условиях: политэкономический анализ // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 2. – c. 245-258. – doi: 10.18334/epp.13.2.117213.
18. Макаров И.Н., Почепаев И.А., Сотников Н.Б. Институциональный базис формирования и функционирования государственной промышленно-инновационной политики // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 3. – c. 1399-1408. – doi: 10.18334/vinec.12.3.116319.
19. Смольянова И.В. Анализ взаимообусловленности приоритетов региональной социально-экономической политики и устойчивости территориального развития // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 10. – c. 2687-2700. – doi: 10.18334/epp.12.10.116470.
20. Соколова Л. Г. Теория и реалии разработки государственной политики по повышению производительности труда // Экономика труда. – 2020. – № 2. – c. 127-140. – doi: 10.18334/et.7.2.100552.
21. Тюрина Ю.Г., Барциц А.Д. Систематизация вызовов и рисков при осуществлении государственной финансовой политики в постковидной экономике // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 3. – c. 1851-1868. – doi: 10.18334/vinec.12.3.115084.
22. Фролов В.Г. Анализ подходов к оценке эффективности государственных программ промышленной политики // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 11. – c. 2613-2626. – doi: 10.18334/epp.10.11.111176.
23. Фролов В.Г., Каминченко Д.И. Апробация акторно-деятельностной модели согласования интересов экономических и неэкономических субъектов промышленной политики в условиях цифровизации // Лидерство и менеджмент. – 2021. – № 4. – c. 503-520. – doi: 10.18334/lim.8.4.113877.
24. Широкова О.В., Назаренко В.С. Государственная политика импортозамещения: предварительные итоги и тенденции // Экономические отношения. – 2017. – № 4. – c. 343-356. – doi: 10.18334/eo.7.4.38431.
25. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф., Бженникова Д.Г. Человекоцентричный ресурс ‒ драйвер инновационных изменений в условиях мобилизационной экономики // Вопросы инновационной экономики. – 2023. – № 1. – c. 381-404. – doi: 10.18334/vinec.13.1.117496.
26. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф., Ксензова Г.В. Искусственный интеллект в зеркале инновационных изменений в условиях мобилизационной экономики // Вопросы инновационной экономики. – 2023. – № 2. – c. 749-770. – doi: 10.18334/vinec.13.2.117539.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:40:28