Социальное предпринимательство: почему реализованные проекты смогли решить лишь малую часть социальных проблем в России

Клиндух Р.В.1
1 Морской государственный университет им. адм. Г.И. Невельского, Россия, Владивосток

Статья в журнале

Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность (РИНЦ)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 3, Номер 3 (Июль-сентябрь 2022)

Цитировать:
Клиндух Р.В. Социальное предпринимательство: почему реализованные проекты смогли решить лишь малую часть социальных проблем в России // Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность. – 2022. – Том 3. – № 3. – С. 145-158. – doi: 10.18334/social.3.3.116798.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=50012377
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье рассматриваются ключевые критерии неэффективности современного социального предпринимательства в РФ в контексте наиболее острых социальных проблем: алкоголизма, бедности и обнищания населения, безработицы, адаптации инвалидов в обществе. Дается несколько определений социального предпринимательства. Поднимается проблема недостаточного понимания сути социального предпринимательства со стороны бизнесменов, функционирования социально ориентированного бизнеса в отрыве от законодательной базы. Как результат – деятельность предпринимателей малоэффективна и по большому счету глобально не влияет на улучшение социальной ситуации. В работе показывается необходимость достижения сразу двух показателей социального предпринимательства: существенного сдвига в решении поставленных общественных проблем (измеримая польза для определенных категорий граждан) и получение прибыли. Также выделяется еще и третий компонент успешного социального предпринимательства – моральное удовлетворение от осуществляемой деятельности.

Ключевые слова: социальное предпринимательство, социальные проблемы, бедность населения, предпринимательская деятельность

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

Несмотря на заявления Правительства и Президента РФ об экономическом развитии и повышении уровня жизни в стране, очень многие социальные проблемы так и остаются неразрешенными, а некоторые даже усугубляются. И как бы ни хотелось региональным и федеральным властям делать вид, что над насущными проблемами общества ведется активная работа, население, то есть обычные граждане, изо дня в день сталкивается с результатами ряда неразрешенных общественных проблем.

Согласно результатам социологических опросов, проведенных «Левада-Центром» [15], пятерка наиболее беспокоящих россиян проблем выглядит следующим образом:

· рост цен;

· бедность и обнищание;

· коррупция;

· расслоение общества на богатых и бедных;

· уровень безработицы.

Решение общественных проблем во многом лежит на государстве. Многие эксперты сходятся во мнении о том, что для борьбы с социальной несправедливостью органы государственной власти должны принять следующие меры:

1. Предоставить равные возможности для всех категорий граждан в сфере образования и медицины. Но несмотря на то, что первые шаги в этом направлении были сделаны в период 2021–2022 гг., большинство населения просто не почувствовало существенной разницы. Согласно отчетам властей, на учебный 2021/2022 год российским вузам было выделено порядка 48 тысяч дополнительных бюджетных мест. Как распределились эти места в реальности – никто не знает. Что касается системы здравоохранения, то был разработан и даже внедрен на практике проект «Здравоохранение», в рамках которого было запланировано провести оптимизацию работы врачей, а также введение медицинских консультаций в режиме онлайн. Цель данной инициативы – увеличить число пациентов по полису ОМС. Однако до сих пор нет данных о том, каких конкретных результатов удалось добиться в этом направлении.

2. Повышать финансовую грамотность населения, в первую очередь среди молодежи. Так, с 1 сентября 2022 года в школах на уроках географии, математики и обществознания будут вводиться «элементы финансовой грамотности». Идея такого новшества в том, чтобы россияне с самого детства знали, как грамотно планировать и вести бюджет семьи, как не попасть в долговую яму и уберечься от воздействия финансовых мошенников. О результатах такого введения можно будет судить по меньшей мере через несколько лет.

3. Вести строительство новых медицинских учреждений. Так, в рамках инициативы было запланировано построить или отремонтировать свыше 10 тысяч больниц, поликлиник, амбулаторных и акушерских учреждений.

4. Защищать права людей с ограниченными возможностями на законодательном уровне. Реализовывать проекты по социальной адаптации инвалидов как в крупных городах, так и в небольших населенных пунктах.

5. Поддерживать начинающих предпринимателей, работающих в сфере производства отечественной продукции. Это даст большему числу российских производителей конкурировать на рынке, что приведет к повышению качества и снижению стоимости товаров. Также рост числа хозяйств и предприятий по производству продукции – это довольно большое количество новых рабочих мест, что благоприятным образом скажется на снижении уровня безработицы.

Определения социального предпринимательства

Однако нельзя рассчитывать только лишь на помощь и участие государства в борьбе с важнейшими социальными проблемами. От общества также зависит очень многое. С социальными проблемами сталкивается каждый из нас практически ежедневно, однако редко кто задумывается о том, какой вклад в улучшение ситуации он может внести. Так, например, в нашей стране немало граждан, оказывающих помощь нуждающимся, покупающих продукцию местных производителей, и т.д.

Большим вкладом в решение общественных проблем является деятельность социальных предпринимателей. Социальное предпринимательство – один из видов предпринимательской деятельности наряду с производственным, коммерческим, финансовым предпринимательством.

Ученые дают разные определения социальному предпринимательству.

Так, Ю.Н. Арай дает следующую трактовку: социальное предпринимательство представляет собой безубыточную предпринимательскую деятельность, которая должна быть движима основной миссией компании или предпринимателя – созданием социальной ценности – и направлена на решение общественных проблем [5]. Автор важную роль в своем видении социального предпринимательства отдает самоокупаемости, что в российских экономических и социальных условиях является важным фактором.

А.А. Московская видит в социальном предпринимательстве новый способ социально-экономической деятельности, которая соединяет в себе социальное назначение, оригинальную идею (новаторство) и устойчивую самоокупаемость [4] (Ivashchenko, Bulygina, 2019). Таким образом, А.А. Московская по критерию самоокупаемости сходится во мнении с Ю.Н. Араем.

Группа авторов Стивенсон Г., Остин Дж. и Вэй-Скиллерн Дж. полагают, что социальное предпринимательство отличается от коммерческого тем, что первое направлено на создание ценностей для блага общества, а второе – на получение прибыли в личных целях [6].

В российском законодательстве пришли к собственному определению социального предпринимательства.

11 июля 2019 года был принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации 23 июля 2019 года Федеральный закон № 245-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в части закрепления понятий «социальное предпринимательство», «социальное предприятие». Также было дано определение социальному предпринимательству и определены четкие условия для этой деятельности.

Социальное предпринимательство – предпринимательская деятельность, направленная на достижение общественно полезных целей, способствующая решению социальных проблем граждан и общества и осуществляемая в соответствии с условиями, предусмотренными частью 1 статьи 24.1 настоящего Федерального закона; социальное предприятие – субъект малого или среднего предпринимательства, осуществляющий деятельность в сфере социального предпринимательства [1].

При этом, несмотря на кажущееся развитие социального предпринимательства в России и признание его на «официальном» уровне, в этом виде предпринимательской деятельности все еще существует значительное количество проблем: недостаточность финансовой поддержки, низкое информационное сопровождение, кадровые проблемы (кадровая недостаточность и низкий уровень подготовки специалистов) [2] (Akhmedov, 2019).

Данный перечень проблем, безусловно, является актуальным для российской действительности. Однако следует отметить, что существует гораздо более сложная и, пожалуй, первоочередная проблема социального предпринимательства в России – отсутствие глубинного понимания его сути, осмысленного комплексного подхода к стоящим перед предпринимателями задачам. Практика нескольких лет показывает, что ни одна из реализованных предпринимательских моделей на деле не является полноценным бизнесом. Инициативы предпринимателей лишь частично охватывают стоящие перед современным обществом проблемы. В результате эти проблемы и решаются так же – поверхностно и выборочно. То есть, по сути, создается видимость заботы о нуждающихся и наиболее незащищенных категориях граждан, но в глобальном смысле назвать такую деятельность эффективной и приводящей к решению острых социальных проблем нельзя.

Рассмотрим деятельность социального предпринимательства в контексте лишь некоторых обозначенных выше социальных проблем.

Роль социального предпринимательства в решении проблемы алкоголизма

Согласно отчету Всемирной организации здравоохранения [7], который был опубликован в 2013 году, Россия занимает 20-е место по уровню употребления алкоголя (количество литров на человека). Тройка «лидеров» в этом рейтинге выглядит так: 1-е место – Молдавия, 2-е место – Люксембург, 3-е место – Эстония. Однако если рассматривать статистику по общему объему потребления алкоголя на душу населения в возрасте от 15 лет и старше (как учтенного алкоголя, так и неучтенного), то Россия занимает уже 4-е место после Молдавии, Чехии и Венгрии [10].

В Советском Союзе и современной России начала 2000-х проблему алкоголизма пытались решить в том числе с помощью таких учреждений, как медицинские вытрезвители. В 2011 году их упразднили, с чем, кстати, связывают проблему роста числа преступлений в состоянии алкогольного опьянения. Однако если задуматься, решает ли наличие вытрезвителей проблему алкоголизма? Скорее, оно способствует борьбе с последствиями употребления алкоголя – такие организации создавались для того, чтобы человек, находящийся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения и утративший способность самостоятельно передвигаться, мог отоспаться в безопасном общественном месте, не нанеся вреда себе и окружающим.

С 2021 года вытрезвители снова стали открываться в России. На сегодняшний день все они являются государственными учреждениями, однако предприниматели, ориентируясь на опыт стран Запада, также пытаются внести свой вклад в решение этой острой социальной проблемы. В ряде европейских государств существуют частные и благотворительные организации, которые предоставляют места для «отсыпания» нетрезвых граждан, а также на добровольной основе доставляют подвыпивших людей домой. Так, например, в Швеции и Канаде действует служба под названием «Красный нос», которая особенно активно работает в период новогодних праздников и зимнее время в целом. В Финляндии есть практика оборудования специальных домиков с подогревом, расположенных около полицейских участков. Туда доставляют нетрезвых людей с улиц, чтобы они не замерзли, не получили тяжелые последствия в виде заболеваний и, что самое главное, не умерли на холоде.

В России предприниматели тоже пытались реализовать подобные проекты, однако нет никаких данных о конкретных результатах или эффективности такой деятельности. Даже при условии, что такой проект, реализуемый в рамках социального предпринимательства, сам по себе мог бы оказаться успешным, это всего лишь один из пластов в глобальной проблеме алкоголизма. И решить ее одной лишь организацией вытрезвителей или «службой доставки» нетрезвых людей до дома явно не получится.

Важно задействовать также средние и высшие образовательные учреждения, медицинских работников, СМИ, работодателей и с их помощью вести пропаганду здорового образа жизни, занятий спортом, интеллектуального развития и т.д. Необходимо воспитывать в людях и в первую очередь в подрастающем поколении здоровый дух, и тогда здоровое тело будет обеспечено с высокой долей вероятности [9] (Semyaninov, Semyaninov, 2012).

Вполне вероятно, что к решению данной проблемы на каком-то этапе следует подключить психологов. Ведь алкоголизм – это не только пагубная привычка, она имеет более глубинные происхождения. Стоит отметить, что больной алкоголизмом человек – это следствие, впору обратить внимание на причину. Возможно, это неблагополучное финансовое положение, дела семейные и т.д. Имеет смысл «прокачать» финансовую грамотность населения через бесплатные семинары и тренинги, научиться ставить себе цели и мечтать, открыть сеть кружков, где бы преподавалась грамота отношений между мужчиной и женщиной. Важно отметить, что попытка повышения цен на алкоголь, которая предпринималась в некоторых странах с целью борьбы с алкоголизмом, не принесла никаких успехов. Это привело лишь к росту нелегальных продаж самогона и различных суррогатов, качество которых не только на порядок ниже оригинала, но зачастую и просто опасно для жизни. Данная концепция заведомо обречена на провал.

Безусловно, начинать такой масштабный социальный проект непросто. Для этого нужна продуманная идея, четкое видение целей, понимание того, как и с чьей помощью придется решать возникающие проблемы. Но ведь как раз в этом и состоит суть социального предпринимательства – не только суметь организовать бизнес по открытию, например, того же частного вытрезвителя, но и найти решение данной проблемы, имеющей системный характер. Вывести проблему на более высокий уровень – сначала довести ее до органов местного самоуправления, дальше – стараться вывести на федеральный уровень. Важно аргументированно доказать представителям органов власти, что это однозначно долгосрочный проект, который первое время потребует серьезных финансовых, человеческих, временных и других ресурсов. Но трезвая нация в будущем принесет больше доходов, чем те же акцизные сборы с продаж алкогольной продукции или открытие большого количества медицинских вытрезвителей. Масштабная борьба с алкоголизмом, для которой необходимы ресурсы на всех уровнях, – это долгосрочное инвестирование со стороны государства в собственных граждан, что сделает его через несколько десятков лет намного богаче, чем сейчас. Для этого нужен человек или группа лиц – социальных предпринимателей, которые предложат эффективные решения и сумеют грамотно эти решения реализовать на практике.

У предпринимателей, планирующих свой социально ориентированный бизнес, должна быть четкая связь между их «малым» делом и той важнейшей миссией, которая способна на глобальном уровне поспособствовать решению острых социальных проблем.

Социальное предпринимательство в контексте помощи инвалидам

Эту проблему предлагается рассмотреть в контексте социальной адаптации людей с ограниченными возможностями (инвалидов) в обществе.

По данным на 1 января 2018 года, численность инвалидов в РФ составила более 12 млн человек. Население России, согласно статистике, на ту же дату составило 146 880 432 человека [12].

Многие специалисты сходятся в том, что порядка 70% инвалидов относятся к бедным слоям населения. При этом установлена двоякая взаимосвязь этих двух факторов: с одной стороны, инвалидность может быть причиной бедности, с другой – ее следствием [11] (Fedyanina, 2003).

Согласно обзорам от министерств здравоохранения разных стран, инвалидность – наиболее частое явление именно в бедных государствах. В странах же, где уровень доходов довольно высок (в основном это страны Западной Европы, США), людей с ограниченными возможностями зафиксировано гораздо меньше. Напрашивается очевидный вывод: борьба с бедностью является в то же время профилактикой инвалидности.

Рассмотрим эту проблему и с другой точки зрения – отсутствие нормальных или хотя бы минимальных условий для адаптации людей с ограниченными возможностями в обществе. Отсутствие инфраструктуры – бич не только небольших городов, но даже и крупнейших регионов нашей страны. Очень остро стоит вопрос транспортной доступности для инвалидов. Индивидуальные вспомогательные технические средства (кресла-коляски) должны соответствовать установленным на общественном транспорте приспособлениям. Однако данные требования соответствия разработаны на данный момент только лишь документально, но практической реализации до сих пор не произошло [3] (Belyasov, 2011).

Крайне сложной задачей является трудоустройство инвалидов. Государство стремится отдать инициативу коммерческому сектору, однако у бизнеса должны быть очевидные стимулы, которые бы заставили его действовать [13] (Yunus, Zholi, 2010). Коммерческие предприятия всеми способами хотят уйти от возможности принимать на работу людей с ограниченными возможностями. В этом смысле противоположная ситуация наблюдается в социальном предпринимательстве. Люди, ведущие социально ориентированный бизнес, стремятся полностью раскрыть творческий и трудовой потенциал работника-инвалида, предоставить ему подходящие и максимально комфортные условия для профессиональной деятельности.

В некотором смысле социальный предприниматель занимается беспрестанным поиском новых возможностей для выполнения социальной миссии [14] (Dees, 0), и это, безусловно, важный момент. Но если рассматривать проблему инвалидов в частности и бедности населения в общем, то становится очевидным, что такие локальные действия отдельно взятых социальных предпринимателей в глобальном смысле не решают проблему. Как и в случае с алкоголизмом, здесь нужен системный подход, который бы позволил вывести проблему жизни людей с ограниченными возможностями на принципиально новый уровень – донести до государства информацию о том, как на самом деле живут инвалиды, с какими сложностями они сталкиваются ежедневно, добиться от органов власти права и ресурсов на осуществление более глобальной деятельности по трудоустройству инвалидов хотя бы на уровне своего региона. Безусловно, инициатива должна исходить от социальных предпринимателей.

Важно понимать, что для инвалидов обычный подъем на коляске в социальные или медицинские учреждения, многоэтажные жилые дома в большинстве случаев попросту невозможен. Да, в крупных городах сейчас возводится новый жилой фонд с учетом новых стандартов, но происходит это как раз по инициативе частного бизнеса или социального предпринимательства, но никак не благодаря системным мерам, предпринятым государством или обществом в глобальном масштабе [8].

Реальность такова, что большинство инвалидов в настоящее время не получают помощь, которая бы позволила им вернуться к нормальной общественной и семейной жизни. Этой помощи нет ни со стороны государства, ни со стороны социальных институтов, ни со стороны общества в целом. Крайне слабо развито правовое регулирование, отсутствует единый типовой документ даже на ведомственном уровне, объединяющий в себе и регулирующий вопросы обустройства рабочих мест для людей с ограниченными возможностями [3] (Belyasov, 2011).

Как вариант дальнейшей эффективной дееспособности и личностного развития можно рассмотреть вопрос строительства социальных деревень. В любом регионе России существуют заброшенные деревни или как минимум большие участки земли, например бывшие колхозы, на месте которых и можно реализовывать подобные проекты. Как правило, эти места территориально располагаются вблизи крупных городов. Готовая (сохранившаяся) инфраструктура будет способствовать активной застройке и использованию земельного фонда. Выгода очевидна. Во-первых, данная категория граждан могут свободно общаться и строить отношения между собой. Во-вторых, сельскохозяйственные земли не будут пустовать. В-третьих, подобные социокультурные пространства могут иметь стабильный социально-экономический эффект, а производимая экологически чистая продукция сможет приносить неплохой доход гражданам, живущим или временно работающим в социальной деревне. Органическая (экологически чистая) продукция сегодня является трендом в России. Прекрасным дополнением к концепции развития социальных деревень можно считать агротуризм, тем более на его развитие государство выделяет большие средства.

Большим продвижением вперед могла бы стать разработка закона, на законодательном уровне закрепляющего права инвалидов на их адаптацию в обществе, в том числе в рамках трудовой деятельности, а также регулирующего порядок инвестирования средств в процесс их реабилитации. И это должно быть совместной задачей государства, социального предпринимательства и общества в целом.

При этом, несмотря на недостаточный масштаб, фрагментарность, бессистемность и отсутствие глубинного понимания сути социального предпринимательства, стоит отметить некоторые состоявшиеся проекты социального предпринимательства, имеющие важное социальное значение и имеющие возможность послужить мотивацией для инициативы других бизнесменов.

Так, в Санкт-Петербурге с 2018 года успешно функционируют инклюзивные комплексные мастерские керамической, швейной, графической, столярной и кулинарной продукции «Простые вещи». Все вещи в мастерских сделаны руками людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) совместно с командой волонтеров и профессиональных наставников. На сегодняшний день средний ежемесячный доход таких мастерских составляет 400–600 тысяч рублей в месяц [16].

Калининградский проект «Путешествия мечты» представляет собой туристический социально ориентированный бизнес, организующий регулярные поездки в Калининград и по ближнему зарубежью людей с инвалидностью. Цель каждого такого тура – осуществить мечту человека с ограниченными возможностями здоровья – побывать в каком-то определенном месте. Путешествие длится от 1 до 10 дней. Туры состоят, как правило, из активного вида туризма и включают в себя необычные виды спорта: парусная регата, инклюзивный дайвинг, сплав на байдарках. Помимо туристических направлений, руководитель проекта занимается обучением персонала сферы услуг (ресторанов, отелей, гостиниц) работе с инвалидами, а также созданием на территории данных объектов доступной среды для отдыха и развлечений – строительство деревянных настилов и беседок, обустройство смотровых площадок, проведение консультаций и т.д. Проект поддерживает Министерство по туризму и культуре Калининградской области. Средний ежемесячный доход составляет 300–450 тысяч рублей.

Санкт-Петербургский детский центр развития и абилитации для детей с ДЦП, аутизмом, СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) и задержкой развития «Светлый город» позволил десяткам детей и их родителям получить профессиональную помощь. Предприниматели сумели подобрать команду квалифицированных педагогов, арендовать помещение и оборудовать его всем необходимым для занятий, разработать уникальные обучающие программы для детей. Средний ежемесячный доход составляет 400–900 тысяч рублей [16].

Благодаря инициативе социальных предпринимателей из разных уголков нашей страны сотни людей с ОВЗ получили возможность трудиться и получать за свой труд хорошее вознаграждение; творчески реализоваться; почувствовать себя значимыми, нужными, социально адаптированными людьми. Десятки людей получили рабочие места и возможность профессиональной реализации. Поскольку деятельность социальных предпринимателей является коммерческой, то это вносит вклад в экономику страны, способствуя ее росту.

Заключение

На основании вышеизложенного можно сделать два вывода. Первый касается факторов, препятствующих полноценному становлению социального предпринимательства в России. Второй признает ценность и важность деятельности отдельных социальных предпринимателей.

Основные факторы, из-за которых социальное предпринимательство в России не является полномасштабным:

1. Сугубо локальный характер социально ориентированного бизнеса. Как правило, социальное предпринимательство ограничивается наймом в свое мини-предприятие людей с ограниченными возможностями. Условия их труда, как правило, адаптированы для таких работников, но локальность такого действия, отсутствие четкого государственного регулирования и защиты прав инвалидов с законодательной точки зрения не позволяет на масштабном уровне решить вопрос полноценной адаптации таких людей в обществе.

2. Не решаются глобальные проблемы, стоящие перед российским обществом. Нет взаимосвязи между властью, бизнесом и обществом.

3. Часто социальное предпринимательство принимает одну из крайностей: благотворительность или только лишь получение прибыли. Как результат – нет удовлетворения от совокупности двух факторов: выполнение высокой миссии и получение дохода.

4. Отсутствие на ментальном уровне понимания того, что социальное предпринимательство – это своего рода философия, раскрывающая предпринимателя как творца «своего дела» или «дела всей своей жизни» и дающая возможность при этом получать хорошее вознаграждение за свой вклад в решение социальных проблем.

Социальному предпринимателю важно понимать, что несмотря на высокую степень ориентированности на социально значимые проблемы и поиски путей для их решения, его деятельность по-прежнему имеет коммерческую основу. Необходимо соблюдать баланс – не уходить в благотворительность, но и не ставить личные бизнес-интересы выше сути и высшего предназначения своей деятельности. Данный баланс можно описать формулой: «Созидательный бизнес с максимальной пользой для людей и очевидной перспективой для себя».

При этом стоит отметить большое значение реализованных проектов в рамках социального предпринимательства. Это важно как с точки зрения адресной помощи (сотни людей с ОВЗ по всей России получили возможность работать, реализоваться социально и творчески), так и с позиции развития экономики страны.


Источники:

1. Федеральный закон от 26 июля 2019 года N 245-ФЗ о внесении изменений в федеральный закон «о развитии малого и среднего предпринимательства в российской федерации» в части закрепления понятий «социальное предпринимательство», «социальное предприятие»
2. Ахмедов И.Г. Социальное предпринимательство в России: вызовы и пути развития // Молодой ученый. – 2019. – № 37(275). – c. 79-81.
3. Белясов С.Н. Социальная защита инвалидов, как обязанность государства // Государство и право: теория и практика: Материалы Международной научной конференции. Челябинск, 2011. – c. 76-80.
4. Иващенко Н.П., Булыгина Н.И. Социальное предпринимательство в России: текущее состояние и особенности развития // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). – 2019. – № 1. – c. 114-132. – doi: 10.18184/2079-4665.2019.10.1.114-132.
5. Молодежный центр профориентации «Мой выбор». Социальное предпринимательство России. [Электронный ресурс]. URL: http://coindex.ru/companies/view/331 (дата обращения: 22.09.2022).
6. Определение социального предпринимательства. Ниу вшэ. [Электронный ресурс]. URL: https://socentr.hse.ru/opredelenie_socialnogo_ predprinimatelstva (дата обращения: 08.11.2022).
7. Отчет Всемирной организации здравоохранения. Euro.who.int. [Электронный ресурс]. URL: http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0006/184155/The-European-Health-Report-2012,-1.-Where-we-are.pdf.
8. «Российская газета» — Федеральный выпуск № 5350 (271) от 1 декабря 2010 г. с. 4
9. Семьянинов П.В., Семьянинов В.П. О тенденциях глобализации // Социально-экономические явления и процессы. – 2012. – № 1(35). – c. 152-161.
10. Список стран по потреблению алкоголя на человека. Wikipedia.org. [Электронный ресурс]. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Список_стран_по_потреблению_алкоголя_на_человека.
11. Федянина М.М. Проблемы социальной защиты населения в социальной политике современного российского государства: Политико-правовой и организационный аспекты. / Дис... канд. политических наук. - Москва, 2003. – 76 c.
12. Численность и состав населения РФ. Gks.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ statistics/population/demography (дата обращения: 11.11.2022).
13. Юнус М., Жоли А. Создавая мир без бедности: Социальный бизнес и будущее капитализма. / Учебное пособие. - М.: Альпина Паблишерз, 2010. – 307 c.
14. Dees J. The Meaning of «Social Entrepreneurship». Caseatduke.org. [Электронный ресурс]. URL: http://www.caseatduke.org/documents/dees_se.pdf (дата обращения: 09.11.2022).
15. Levada.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.levada.ru/2019/09/25/trevozhashhie-problemy-2.
16. Philanthropy.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://philanthropy.ru/cases/2019/10/01/80699.

Страница обновлена: 07.12.2023 в 17:04:05