Интеграция науки и образования – шаг в будущее
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 10 (10), Октябрь 2000
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
1 сентября 2000 года в историческом здании первой российской академии наук, из окон которого можно увидеть Адмиралтейство и понаблюдать за величавой Невой, состоялся праздник посвящения в студенты С.-Петербургского Института управления и экономики. Будущих ломоносовых и дашковых тепло приветствовали почетные профессора института: вице-президент Российской академии наук Ж.И. Алферов, академики А.Г. Аганбегян и Е.М. Примаков, академик-секретарь отделения экономики РАН Д.С. Львов, члены-корреспонденты РАН М.Б. Пиотровский, Н.Н. Скатов, другие заслуженные деятели науки и культуры, руководители федеральных и муниципальных органов власти.
Ключевые слова: высшее образование, интеграция науки и образования
1 сентября 2000 года в историческом здании первой российской академии наук, из окон которого можно увидеть Адмиралтейство и понаблюдать за величавой Невой, состоялся праздник посвящения в студенты С.-Петербургского Института управления и экономики. Будущих ломоносовых и дашковых тепло приветствовали почетные профессора института: вице-президент Российской академии наук Ж.И. Алферов, академики А.Г. Аганбегян и Е.М. Примаков, академик-секретарь отделения экономики РАН Д.С. Львов, члены-корреспонденты РАН М.Б. Пиотровский, Н.Н. Скатов, другие заслуженные деятели науки и культуры, руководители федеральных и муниципальных органов власти.
О пользе союза академиков со школярами
С первого дня своего пребывания в Институте управления и экономики студент чувствует пульс научной мысли, ее влияние на учебный процесс и формирование мировоззрения учащихся. Таков итог проводимого нами в течение нескольких лет курса на интеграцию науки и образования.
Целью интеграции является активизация участия ученых в подготовке кадров, а преподавателей и студентов – в научной работе. Это, безусловно, должно пойти на пользу и тем, и другим.
Наиболее показательным примером такой интеграции в СССР и современной России является система академика А.И. Иоффе, возглавлявшего Физико-технический институт АН СССР. В свое время по его инициативе в Политехническом институте Петрограда возник физико-технический факультет, впоследствии, правда, закрытый. Так вот: этот факультет в 1988 году был воссоздан (уже в Ленинграде), а его деканом назначили директора ФТИ АН СССР академика Ж.И. Алферова.
Для укрепления связи между фундаментальной и отраслевой наукой к работе нового, точнее воссозданного факультета были подключены крупные отраслевые центры, в частности, объединения “Светлана”, “Позитрон”, НИИ электрофизической аппаратуры. Таким образом удалось добиться соединения фундаментальных и прикладных исследований с воспроизводством научных кадров. С помощью ФТИ были созданы Физико-техническая школа, базовая кафедра оптоэлектроники в Электротехническом институте, кафедры в Госуниверситете и других вузах, на которых и сейчас работают ведущие ученые ФТИ им. А.И. Иоффе.
Однако подобных примеров в России пока, к сожалению, немного. И неудивительно, что этой важной проблеме были посвящены парламентские слушания, состоявшиеся в Совете Федерации во второй половине мая этого года. В ходе них рассматривался и анализировался положительный опыт российских научно-образовательных центров, в том числе и петербургский. Выступить на слушаниях от Санкт-Петербурга были приглашены председатель комитета по науке и высшей школе администрации города В.А. Бычков и автор этих строк.
Предварительно, в апреле, члены Комитета по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии СФ во главе с его председателем, губернатором Калужской области В.В. Сударенковым подробно ознакомились с опытом Института управления и экономики в деле создания и реализации интеграционной модели подготовки студентов. Эта модель представляет собой устойчивый “равносторонний треугольник”:
а) высшее учебное заведение с фундаментальной учебно-методической базой;
б) научно исследовательский институт РАН, имеющий прочную научную основу;
в) органы власти различных уровней – от федерального до муниципального.
Наша интеграционная модель в действии
Примером такой успешно функционирующей модели может выступать разработанная учеными института система подготовки специалистов государственного и муниципального управления. Наш вуз, соответственно, будет являться основанием вышеупомянутого треугольника.
Собственные образовательные возможности (например, наличие аспирантуры по специальности “Экономика и управление народным хозяйством”) существенно пополнились после открытия на базе нашего учебного заведения филиала факультета подготовки государственных и муниципальных служащих Академии народного хозяйства при правительстве России. Нужно отметить, что Институт управления и экономики является представителем АНХ в Санкт-Петербурге с правом обучения всем специальностям и выдачей диплома государственного образца. Кроме того, нами совместно с АНХ создан консорциум “Северо-Запад” для работы по президентской программе подготовки управленческих кадров.
Наука, как сторона треугольника, представлена Институтом региональной экономики РАН, в рамках договора с которым мы имеем в ИРЭ филиал нашей кафедры “Государственное и муниципальное управление”.
С другой стороны институт имеет договорные отношения с Министерством экономики РФ, Министерством по делам Федерации и национальностей РФ, администрациями краев и областей РФ. Подписан также договор с комитетом по вопросам взаимодействия с органами местного самоуправления администрации Санкт-Петербурга. Налажено тесное сотрудничество с профильными комитетами Государственной думы.
В результате студентам предоставляется возможность овладевать знаниями непосредственно в стенах Российской академии наук. А ведущие специалисты, вовлеченные в учебный процесс, помогут учащимся познакомиться с конкретной практикой управления и включиться в решение реальных задач, стоящих перед органами государственной власти на федеральном и региональном уровнях.
Участие студентов в научном проектировании в качестве членов творческих коллективов ученых, в работе российских и международных научных семинаров, конференций по проблемам государственного и муниципального управления способствует формированию у учащихся управленческого мировоззрения, стимулирует развитие у них профессиональных навыков и стремление к повышению уровня знаний. Показательным в свете развития данного тезиса является участие более 60 наших студентов в научных семинарах и конференциях, организованных совместно с европейскими коллегами в Мюнхене и Венеции. О высоком уровне этих мероприятий говорит хотя бы то, что с приветствиями к участникам обратились председатель Госдумы Г.Н. Селезнев и председатель Комитета по экономической политике Совета Федерации, губернатор Санкт-Петербурга В.А. Яковлев. Стало традиционным совместное участие всемирно известных ученых, представителей зарубежных государственных учреждений разного уровня – от высшего до местного – и студентов, профессоров, аспирантов института не только в учебном процессе или научных исследованиях, но и в подготовке монографий, учебников, отдельных статей по всем направлениям нашей образовательной и научной деятельности.
Занятия со студентами, помимо уже упоминавшихся Г.Н. Селезнева и В.В. Сударенкова, провели председатель Комитета ГД по делам Федерации и региональной политике Л.А. Иванченко, глава Счетной палаты РФ С.В. Степашин, бывший полномочный представитель президента РФ в Санкт-Петербурге С.А. Цыпляев, проректор Российской академии государственной службы при президенте РФ Н.С. Слепцов и другие. По окончании занятий мы вместе с упомянутыми государственными и общественными деятелями подготовили и выпустили в свет сборник по проблемам государственного и муниципального управления.
Вопросам управления предприятиями народного хозяйства были посвящены лекции и публикации в изданиях института академика А.Г. Аганбегяна, профессоров Академии народного хозяйства при правительстве РФ О.Д. Проценко, А.Н. Аверина, А.М. Куренного, руководителей федеральных министерств А.Г. Воронина, А.В. Шаронова и других. Опубликовали свои статьи во всероссийском научно-информационном журнале “Экономика и управление”, издаваемом нашим институтом, и выступили перед студентами вице-президент РАН Ж.И. Алферов; директор Государственного Эрмитажа, член корреспондент РАН М.Б. Пиотровский; директор Института русской литературы (Пушкинский дом) член-корреспондент РАН Н.Н. Скатов; ректор Санкт-Петербургского университета МВД РФ, академик В.П. Сальников; директор Института региональной экономики РАН, профессор О.П. Литовка и многие другие.
Поддержку своих усилий по интеграции науки и образования Институт управления и экономики ощущает со стороны руководства Санкт-Петербурга: губернатора В.А. Яковлева, председателя комитета по науке и высшей школе В.А. Рычкова, а также коллег из научных, учебных и иных учреждений города – Л.С. Тарасевича (Санкт-Петербургский университет экономики и финансов), И.П. Яковлева (Санкт-Петербургский государственный университет), М.И. Кротова (Межпарламентская ассамблея СНГ), А.П. Денисова (Академия национальной безопасности), О.Е. Лебедева (экспертный центр Министерства образования РФ), В.А. Гусева (Русский музей) и наших зарубежных партнеров: Х-П Мюллера (ФРГ), Н. Тескаролли (Италия), Т. Мойланена (Финляндия), Х. Рассела (США) и других.
Кстати, почти все перечисленные выше господа являются почетными профессорами нашего института. Благодаря такой солидной поддержке наших интеграционных усилий, мы смогли обучить по описанной выше модели более 5 тысяч студентов.
От новых образовательных технологий ‑ к новой форме обучения
В подготовленном в конце апреля 2000 года проекте ТАСИС “Управление образованием” (“Белая книга российского образования”) также отмечена необходимость более глубокой интеграции науки и образования и, кроме того, в качестве целей этого процесса указаны научное обеспечение обучения и активизация вузовской научной деятельности. И в этом отношении у нашего вуза есть определенные достижения.
Сегодня научно-учебный центр Института управления и экономики, продолжая и развивая богатые традиции отечественной науки и образования, выполняет федеральные программы научных разработок, в том числе автоматизированных информационных систем дистанционного обучения кадров (АИСДОК) для органов государственного и муниципального управления.
В результате проведенных за последние годы исследований создана и прошла практическую апробацию в регионах России система дистанционного обучения. Учеными института разработаны проект государственного стандарта и электронные учебники. Студенты из более чем 30 субъектов Российской Федерации, федеральных ведомств и муниципальных образований обучаются по созданной институтом системе.
Характерной чертой современного этапа развития России является децентрализация системы управления с перемещением центра тяжести на региональный и местный уровни. В разработанной по поручению президента России В.В. Путина программе “Стратегия развития России до 2010 года”, принятой в конце июня к исполнению правительством, говорится о сужении сферы непосредственной ответственности государства и о том, что внутри самого государства необходимо передать часть полномочий собственникам, а от федерального центра – регионам. Но все это должно осуществляться при условии воссоздания четкой вертикали власти. Эта же мысль содержится в Послании Федеральному собранию РФ, с которым президент выступил 8 июля 2000 года.
Иными словами, сейчас в стране начинает восстанавливаться утерянная в свое время управляемость, воссоздаваться властная вертикаль. Власть начинает обретать силу.
Для решения всех сложных задач в области управления необходимо обеспечить властные структуры, предприятия с разными формами собственности высококвалифицированными кадрами, сделав при минимальных бюджетных затратах высшее образование доступным для самых удаленных территорий. Этого можно достичь путем внедрения в учебный процесс автоматизированной информационной системы дистанционного обучения кадров (АИСДОК). Однако, как отмечали участники парламентских слушаний и международных конференций в своих обращениях как в Госдуму, так и в Министерство образования РФ: “дистанционное обучение пока признается действующим законодательством лишь как технология, а не форма обучения”. Это значительно сужает область его применения и не позволяет выдавать государственный диплом студентам, прошедшим полный курс обучения в АИСДОК.
Тем не менее, новый закон РФ “Об утверждении федеральной программы развития образования”, в котором провозглашен курс на разработку и реализацию информационных образовательных технологий и методов обучения, а также поддержка министра образования России В.М. Филиппова дают основания надеяться на внедрение в ближайшем будущем системы дистанционного обучения в образовательное пространство нашей страны. Разработка этой системы – один из крупных проектов по интеграции науки и образования, у истоков которого стоял Институт управления и экономики.
Страница обновлена: 22.01.2024 в 20:15:28