Сложности профессионального становления будущего медицинского специалиста в контексте проблем системы образования

Морозова Л.Р.1
1 Институт экономики Федерального исследовательского центра Карельский научный центр Российской академии наук

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 18, Номер 1 (Январь 2024)

Цитировать:
Морозова Л.Р. Сложности профессионального становления будущего медицинского специалиста в контексте проблем системы образования // Креативная экономика. – 2024. – Том 18. – № 1. – С. 231-244. – doi: 10.18334/ce.18.1.120248.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=60018865

Аннотация:
Данная статья посвящена изучению профессиональной траектории обучающихся в медицинских высших и средних образовательных учреждениях. Автор разработал исследовательский инструментарий для реализации социологического обследования и на основе полученных эмпирических данных осуществил статистический анализ мнений студентов по следующим вопросам: траектория профессионального становления, мотивы выбора будущей профессии, цель обучения, зависимость желания работать по будущей специальности от срока обучения, оценка подготовки к будущей профессии (как реализуемые меры в образовательном учреждении, так и собственное ощущение профессиональной компетенции). Анализ массива данных определил проблемы в профориентационной работе со студентами. Большинство студентов не мотивировано работать в первичном звене и имеют не совсем корректные представления о будущей профессии, чувствуя при этом психологические трудности и неуверенность в собственной компетенции. Данная работа будет интересна исследователям в вопросах образования и рынка труда в здравоохранении, так как возможность использования результатов проведенного анкетирования поможет в определении наиболее важных направлений в развитии здравоохранения и медицинского образования, осуществить разработку мероприятий по формированию профессионально необходимых свойств личности в учебно-воспитательном процессе (в том числе навыков делового общения и самопрезентации), а также для корректировки плана производственной практики как части практической подготовки студентов с учетом их мнений, создавая тем самым общие ценности между образовательным учреждением и студентами.

Ключевые слова: будущий медицинский специалист, трудоустройство, студенты-медики, медицинское образование

Финансирование:
Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания Карельского научного центра РАН по теме: «Комплексное исследование и разработка основ управления устойчивым развитием северного и приграничного поясов России в контексте глобальных вызовов».

JEL-классификация: I20, I11, I15, I18

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

Проблема реализации и развития кадрового потенциала выпускников медицинских образовательных учреждений является одной из актуальных в настоящее время, особенно в период кадрового «голода», в системе здравоохранения. На сегодняшний день в Российской Федерации наиболее остро выражен дефицит медицинских кадров в первичном звене здравоохранения: врачей участковой службы в 1,5 раза меньше, а фельдшеров – в 2 раза меньше [16]. По данным Счетной палаты, в 2019–2021 гг. дефицит медицинских работников в данном секторе только увеличился: количество врачей уменьшилось на 2,6 тыс. человек, количество медицинских сестер – на 4,5 тыс. человек. Таким образом, нагрузка на одного врача-терапевта участкового увеличивается в 1,6 раза, чем по нормативу, а на врача-педиатра участкового – в 1,3 раза. Исследования показали, что снижение доступности и качества медицинской помощи и рост смертности населения достигается в том числе путем ведения врачом участка размером более 1500 человек [16]. Даже с учетом этого факта показатели по рекомендуемой численности прикрепленного населения на врачебных участках не изменились с момента утверждения в 2012 году Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению [10].

Стоит отметить, что общая численность врачей всё же растет, однако не за счет сектора государственных учреждений, а именно в негосударственном секторе наблюдается стойкое увеличение показателя. Поэтому показатель обеспеченности врачами на 10 тыс. населения постепенно увеличивается, пережив взлеты и падения, и если в 2012 году он составлял 49,0, то в 2022 году [1] его величина установилась на уровне 50,8 [17].

Среди среднего медицинского персонала с каждый годом всё больше нарастают кадровые потери. Показатель обеспеченности средним медицинским персоналом на 10 тыс. населения продолжает снижаться и практически достиг значения 1970 года (в 2022 году [2] – 98,3, в 1970 году – 95,2) [17].

Рост цифровизации практического здравоохранения влечет за собой повышение требований к специалистам, одновременно с этим происходит устаревание и отставание образовательных программ от темпов развития отрасли. Стоит отметить, что у молодых медицинских специалистов наблюдается не совсем корректное профессиональное самовосприятие, наблюдается недостаточность практических навыков и знаний, а также завышенные ожидания в отношении организации труда. Большинство выпускников на этапе начала трудовой деятельности находятся в стрессовом состоянии, связанное с адаптацией на рабочем месте и наработкой практического опыта «на местах», а часть из них и вовсе уходят из специальности.

С каждым годом растет число публикаций, посвященных основным трендам и проблемам развития здравоохранения, в том числе с анализом мнений как студентов-медиков, так и практикующих специалистов по следующим вопросам: оценка профессиональной ориентации в медицинских образовательных учреждениях [6], анализ уровня готовности будущих молодых медицинских специалистов к профессиональной деятельности [4] [11], проблемы трудоустройства выпускников медицинских образовательных учреждений и молодых специалистов [12] [13], оценка качества медицинского образования [5] [7], анализ ценностных ориентаций студентов и мотивов выбора медицинской специальности [2] [3] [8] [9] [14], проблемы кадрового обеспечения в системе здравоохранения [1] [15].

В данном исследовании преследовались следующие цели – изучение мотивации студентов медицинских высших и средних образовательных учреждений северного приграничного региона при выборе специальности, оценка профессионального самовосприятия и отношения к профессии в ходе обучения, сбор целостного мнения о реализации профориентационной работы в учебных заведениях, а также сделать выводы и предложения по улучшению качества образовательных программ.

Материалы и методы

В 2022-2023 гг. было проведено анонимное анкетирование обучающихся (студентов, ординаторов, аспирантов) и выпускников медицинских высших и средних образовательных учреждений. В анкете присутствовали односложные и уточняющие вопросы, позволяющие понять причину выбора профессии, желание работать по специальности и оценить профессиональную траекторию. Всего в опросе приняло участие 436 респондентов, среди которых 27% - обучающиеся и выпускники Медицинского института имени профессора А.П. Зильбера Петрозаводского государственного университета (МедИН ПетрГУ), 69% - обучающиеся и выпускники Петрозаводского базового медицинского колледжа (ПБМК), 4% - обучающиеся и выпускники других медицинских учебных учреждений. По гендерному распределению 84% респондентов - девушки, 16% - юноши. По форме обучения преобладала бюджетная – 72,5%, затем целевое обучение – 21,3% и платная форма обучения – 6,2%.

Полученный массив данных в формате базы IBM SPSS Statistics 26 был проанализирован и представлен в виде распределения в процентных показателях.

Результаты

Согласно результатам проведенного анкетирования, для 78,9% респондентов выбор будущей профессии являлось самостоятельным решением, 13,8% сделали выбор благодаря влиянию родственников и 4,8% затруднились ответить на данный вопрос. Остальные (2,5%) выбрали будущую профессию по другим причинам: остальные специальности не вызывали интерес, кто-то пошел по настоятельной просьбе близких либо вслед за друзьями, как продолжение карьерного роста и так далее.

Рисунок 3. Распределение ответов на вопрос «Что поспособствовало к проявлению вашего интереса к медицине?», проценты.

Источник: составлено автором на основе данных эмпирического исследования.

Однако, при уточнении момента, что именно поспособствовало к проявлению интереса к медицине (рис. 3), уже 26,6% людей ответили, что интерес к медицине как к будущей профессии появился после разговоров с близкими родственниками, что доказывает то, что влияние родственников сильно занижается. Для 27,3% ответивших, на выбор будущей профессии повлияло прочтение определенной художественной литературой и/либо просмотр фильмов или сериалов на медицинскую тематику, и лишь 21,1% ответивших пытались узнать информацию о будущей профессии самостоятельно - с помощью специализированной литературы, благодаря разговорам с медицинскими специалистами. Остальные респонденты (9,2%) высказали разные мнения на счет своего интереса к медицине: для кого-то это престижность самой профессии, желание помогать людям или печальный жизненный опыт, кому-то хотелось узнать всё о человеческом теле, некоторые с детства наблюдали за работой своих родственников в медицинской сфере, желание стать тату-мастером и другие причины.

Особенно серьезно кадровый дефицит наблюдается именно в первичном звене, и лишь 30,5% респондентов хотят работать в первичном звене, 35,6% колеблются с выбором, сомневаясь в его правильности, оставшиеся 33,9% не желают работать в данном секторе здравоохранения. На рисунке 4 показано, как зависит ответ на данный вопрос от возраста респондента.

Рисунок 4. Зависимость желания работать в первичном звене от возраста респондентов, %.

Источник: составлено автором на основе данных эмпирического исследования.

На всем протяжении образовательного процесса студент получает не только теоретические знания, но и проходит производственную практику, где закрепляются теоретические аспекты и накапливается практический опыт, и где он видит полную картину о труде медицинских работников. Порой это приводит к сомнениям в правильности сделанного когда-то выбора.

Проанализировав весь массив данных (рис. 4), можно сделать следующие выводы:

– Чем моложе респондент, тем больше сомнений он испытывает в выборе дальнейшей карьерной траектории;

– Молодые люди в возрасте от 20 до 30 лет, как правило, находятся на конечной ступени освоения образовательной программы, и именно на них нужно обратить пристальное внимание;

– Респонденты в возрастном диапазоне старше 30 лет, как правило, уже получили в прошлом специальность (медицинскую или немедицинскую), и идя получать медицинское образование (в качестве дополнительной ступени после среднего специального образования либо как новую основную специальность), больше замотивированы в успешном освоении образовательной программы и уверены в реализации своего кадрового потенциала.

При уточнении причин нежелания работать в первичном звене здравоохранения уже только 25,7% выявили желание там работать, 20,2% ответили, что без дополнительного образования нет альтернатив в выборе профессиональной траектории, 12,4% имеют страх высокой ответственности перед пациентами, не нравится перспектива работать в первичном звене 22,5% (рис. 5).

Рисунок 5. Распределение ответов на вопрос «Какова причина нежелания работать в первичном звене?», %.

Источник: составлено автором на основе данных эмпирического исследования.

Чтобы стать востребованным специалистом, нужно иметь не только диплом, подтверждающий соответствующую квалификацию, но и психологическую готовность к выполнению профессиональных обязанностей. Результаты анкетирования показали, что уверенность в достаточном уровне своих практических навыков и знаний присутствует у 13,8% респондентов, 11,2% не уверены в своих силах, остальные не могут дать однозначного ответа, возможно это связано с завышенными требованиями к себе как к медицинскому специалисту.

Важную роль в формировании готовности студентов к профессиональной деятельности, развитии языковой компетенции исполняет само образовательное учреждение. Как построен учебный процесс и практические занятия, актуальны ли предлагаемые знания и навыки для дальнейшего трудоустройства при требованиях современного рынка труда. Полностью уверены в качестве образовательных услуг своего учебного заведения лишь 14,7% респондентов, а в том, что данные услуги не соответствуют актуальным требованиям рынка труда – 5,7% ответивших, остальные не могут дать однозначного ответа. Полученные данные свидетельствуют о том, что те, кто не может составить мнение о своем учебном заведении скорее всего сами испытывают трудности с профессиональным самоопределением в той или иной мере. Поэтому важно проводить профориентационную работу на протяжении всего обучения. Среди респондентов мнения о проводимой профориентационной работе разделились следующим образом: 52,8% утверждают, что в их образовательном учреждении такие мероприятия проводятся, 30,7% не уверены в этом, 16,5% ответивших считают, что подобной практики в их учебном заведении нет.

Выводы

Как показало проведенное исследование, для большинства респондентов выбор медицинской специальности являлся самостоятельным. Тем не менее, при уточнении причин выбора столь сложной профессии четвертая часть опрошенных указало явную роль влияния близких родственников, почти столько же решило, что медицина – их жизненный путь после просмотра кинофильмов и сериалов либо благодаря чтению соответствующей художественной литературы. И чуть менее четверти участников анкетирования выбирали будущую профессию осознанно, изучая информацию «из первых уст» и проверенных источников литературы. Полученные данные доказывают, что существуют определенные проблемы в профориентационной работе с абитуриентами и студентами (хоть и более половины респондентов утверждает, что профориентационные мероприятия в их учебном заведении проводят), а также что у абитуриентов существует не соответствующее действительности восприятие медицинской профессии.

Корректное восприятие будущей профессии не может существовать без достаточного уровня практических навыков и знаний. Результаты анкетирования показали, что достаточный уровень готовности к профессии испытывает малая часть среди респондентов, что говорит либо о недостаточной практической работе, либо о завышенных требованиях к самому себе как к медицинскому специалисту.

Зная о серьезном кадровом дефиците в первичном звене, немногие (менее трети) из опрошенных мотивированы работать в данном секторе. При этом из лидирующих причин нежелания работать в первичном звене были следующие: без дополнительного образования нет альтернатив в выборе профессиональной траектории и перспектива работать в первичном звене непривлекательна.

Реализация регулярных мониторинговых социологических исследований для анализа уровня и качества предоставляемых образовательных услуг и изучения уровня готовности студентов к будущей работе позволит прогнозировать стратегическое развитие системы регионального здравоохранения, а также модернизировать образовательные программы с учетом актуальных вызовов рынка труда. Ведь на сегодняшний день большинство респондентов испытывают трудности в понимании того, соответствуют ли образовательные программы в их учебных заведениях современным вызовам практического здравоохранения.

Благодарности

Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания Карельского научного центра РАН по теме: «Комплексное исследование и разработка основ управления устойчивым развитием северного и приграничного поясов России в контексте глобальных вызовов».

[1] Значение за 2022 год подсчитано без учета статистической информации по Донецкой Народной Республике (ДНР), Луганской Народной Республике (ЛНР), Запорожской и Херсонской областям.

[2] Значение за 2022 год подсчитано без учета статистической информации по Донецкой Народной Республике (ДНР), Луганской Народной Республике (ЛНР), Запорожской и Херсонской областям.


Источники:

1. Атрощенко А.Н., Усманов В.А., Мазур А.С. Социально-экономические проблемы распределения врачей общей практики по регионам РФ // Экономика и эффективность организации производства. – 2019. – № 29. – c. 55-57.
2. Баянова Н.А. Факторы, определяющие кадровый потенциал первичной медико-санитарной помощи // Общественное здоровье и здравоохранение. – 2015. – № 3(47). – c. 47-51.
3. Головяшкина Н.П., Довыдова Е.А., Пугачева О.В. Исследование динамики профессионально значимых личностных характеристик студентов медицинского института // Вестник Пензенского государственного университета. – 2022. – № 4(40). – c. 49-58.
4. Давыдова Н.С., Богословская Л.В., Шестакова А.А. Формирование готовности студентов к профессиональной деятельности врача на производственной практике // Уральский медицинский журнал. – 2015. – № 9(132). – c. 101-105.
5. Иванова В.С., Кораблева С.А. Перспективы медицинского образования в оценках студентов-медиков // Gaudeamus Igitur. – 2018. – № 3. – c. 13-16.
6. Козуля С.В., Лахно В.А., Лахно Д.М. Недостаточная работа по профессиональной ориентации как причина кадрового «голода» в медицине // Медицинское образование и профессиональное развитие. – 2019. – № 3(35). – c. 36-43. – doi: 10.24411/2220-8453-2019-13004.
7. Мухарямова Л.М. Жидяеваский А.Г., Токранова К.П. Качество высшего образования в медицинских вузах России: представления и оценки студентов // Интеграция образования. – 2020. – № 2(99). – c. 235-251. – doi: 10.15507/1991-9468.099.024.202002.235-251.
8. Носова М.Н., Носова О.В., Фадеева О.П., Шахматов И.И. Мотивы выбора профессии врача представителями разных поколений // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 6. – doi: 10.17513/spno.29325.
9. Микиртичан Г.Л., Чулкова В.А., Пестерева Е.В., Ольховский К.А., Кошелева А.Н. О формировании профессионального самоопределения будущих врачей // Педиатр. – 2014. – № 2. – c. 95-101.
10. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15 мая 2012 г. N 543н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению» (с изменениями и дополнениями). Base.garant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70195856/ (дата обращения: 20.11.2023).
11. Присяжная Н.В., Вяткина Н.Ю. Готовность будущих выпускников медицинского вуза к профессиональной деятельности // Саратовский научно-медицинский журнал. – 2022. – № 4. – c. 590-595.
12. Присяжная Н.В., Вяткина Н.Ю. Практики трудоустройства и траектории профессионального становления выпускников медицинского вуза (на примере сеченовского университета в 2004–2019 гг.) // Социология и общество: традиции и инновации в социальном развитии регионов: Сборник докладов VI Всероссийского социологического конгресса. Тюмень, 2020. – c. 2575-2583.– doi: 10.19181/kongress.2020.311.
13. Присяжная Н.В., Вяткина Н.Ю. Трудоустройство молодого медицинского специалиста: уровни проявления проблемы // Вестник Института социологии. – 1918. – № 1. – c. 101-114. – doi: 10.19181/vis.2023.14.1.6.
14. Седова Н.Н. Гуманитарные проблемы в медицинском образовании современной России // Медицинская этика. – 2023. – № 2. – c. 4-8. – doi: 10.24075/medet.2023.014.
15. Созарукова Ф.М. Кадровый дефицит специалистов здравоохранения: причины возникновения и пути решения // Вестник экспертного совета. – 2018. – № 4(15). – c. 104-109.
16. Улумбекова Г.Э., Власов Я.В., Домников А.И., Гапонова Е.А. Научное обоснование необходимости увеличения оплаты труда медицинских работников в РФ // ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. Вестник ВШОУЗ. – 2023. – № 1. – c. 4-25. – doi: 10.33029/2411-8621-2023-9-1-4-25.
17. Федеральная службы государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rosstat.gov.ru (дата обращения: 20.11.2023).

Страница обновлена: 29.02.2024 в 05:14:00