Особенности воинской части как субъекта предпринимательской деятельности
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 4-2 (89), Апрель 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Наряду с иными участниками экономических отношений одним из специфических субъектов предпринимательской деятельности выступают воинские части. Возможность их участия как учреждения, финансируемого в бюджетном порядке, в предпринимательской деятельности, в том числе в заключении и исполнении договоров не вызывает сомнений. Это право ей предоставлено такими законодательными актами как Бюджетный и Гражданский кодексы РФ, в которых определен общий порядок заключения и исполнения договоров с участием воинских частей как бюджетных учреждений, а также осуществление расчетов по ним.
Ключевые слова: предпринимательство, предпринимательская деятельность, военно-промышленный комплекс, впк, бюджетное финансирование, воинская часть
Наряду с иными участниками экономических отношений одним из специфических субъектов предпринимательской деятельности выступают воинские части. Возможность их участия как учреждения, финансируемого в бюджетном порядке, в предпринимательской деятельности, в том числе в заключении и исполнении договоров не вызывает сомнений. Это право ей предоставлено такими законодательными актами как Бюджетный и Гражданский кодексы РФ, в которых определен общий порядок заключения и исполнения договоров с участием воинских частей как бюджетных учреждений, а также осуществление расчетов по ним.
Коммерческая деятельность воинских частей Вооруженных Сил РФ играет значительную роль, как в экономике страны, так и в организации материального обеспечения войск и сил флота. Вместе с тем, круг отношений, в том числе сделок, в совершении которых могут участвовать военные организации, существенно ограничен их неопределенным статусом, специальным (целевым) характером их правоспособности, ограниченной ответственностью и наличием федерального имущества на праве оперативного управления.
Несмотря на существенную актуальность проблем участия воинских частей в предпринимательских отношениях (являющихся источником дополнительных, внебюджетных поступлений в условиях жесткого бюджетного финансирования) они остаются насущными и недостаточно исследованными. Отсюда следует, что существуют проблемы с осуществлением предпринимательской деятельности этими субъектами хозяйственных отношений.
Все воинские части представляет собой организации, финансируемые за счет федерального бюджета РФ. Однако, как известно, не все бюджетные организации наделены гражданской правоспособностью, то есть возможностью заниматься предпринимательской деятельностью в полном объеме, а только те из них, которые обладают статусом юридического лица и имеют разрешение на право осуществления предпринимательской деятельности.
Обычно выделяются следующие существенные признаки, присущие юридическим лицам, не все из которых свойственные воинским частям:
1. Организационное единство.
2. Наличие обособленного имущества.
3. Самостоятельная имущественная ответственность
4. Возможность участвовать в гражданском обороте от своего имени (приобретать и осуществлять права и нести обязанности).
5. Возможность быть истцом и ответчиком в суде.
Рассмотрим ряд проблем и несоответствий, имеющих, на наш взгляд, существенное влияние на участие воинских частей в предпринимательской деятельности. При этом необходимо отметить, что имущество, передаваемое воинским частям, имеет особый правовой режим и не находится в полном распоряжении воинской части.
По закону «Об обороне» имущество Вооруженных Сил РФ, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения (для унитарных предприятий на праве хозяйственного ведения) или оперативного управления (для соответствующих унитарных предприятий и учреждений).
При такой форме обособления юридическое лицо осуществляет права владения, пользования и распоряжения закрепленным имуществом, в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества. При этом собственник закрепленного имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое, либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.
Воинские части финансируются учредителем – собственником имущества (государством), получая в силу этого ограниченное право распоряжения на предоставленное им имущество и достаточно узкие возможности самостоятельного участия в гражданских правоотношениях. Тем не менее, они могут иметь и собственные (внебюджетные) средства, которые не «закрепляются за ними сверху», а поступают по иным основаниям: от разрешенной законом деятельности, обращения в собственность общедоступных для сбора вещей, безвозмездная помощь и т.п. Таким образом, воинская часть в коммерческих отношениях далеко не всегда контролирует свое имущество и тем более не может отвечать этим имуществом по своим обязательствам.
Можно, конечно, говорить, что опасность участия воинских частей в предпринимательской деятельности для третьих лиц смягчается правилом о неограниченной дополнительной ответственности собственника – учредителя, но с учетом того, что собственник (государство) становится очевидным ‑ воинская часть не лучший партнер для предпринимательской деятельности.
Коммерческая деятельность воинской части носит ограниченный (специальный) характер в силу особого правового режима военного имущества и целевого предназначения воинской части как особого государственного учреждения, выполняющего функции обороны.
Гражданско-правовой статус воинских частей и иных военных организаций Вооруженных Сил РФ, являющихся субъектами гражданских правоотношений, недостаточно четко определен в современном законодательстве РФ и нормативных правовых актах Министерства обороны РФ, что затрудняет их участие в гражданских правоотношениях.
Для воинских частей характерными являются не все виды гражданских правоотношений, а лишь те из них, которые непосредственно связаны с выполнением функций обороны. Такими являются гражданские правоотношения, возникающие из актов военно-административных органов (централизованное снабжение), из договоров и иных сделок, а также по иным законным основаниям.
Особый административно-правовой статус воинских частей и обусловленная им целевая гражданская правоспособность, определяют ограниченный характер имущественной ответственности воинских частей как бюджетных организаций, а также субсидиарный характер ответственности Министерства обороны по обязательствам воинских частей.
Из изложенного следует, что компетентным органам было бы целесообразно выполнить ряд мероприятий.
1. Для упорядочения гражданско-правового статуса воинских частей необходимо разработать и зарегистрировать в Министерстве юстиции РФ Типовое положение о военном учреждении – воинской части, раскрывающее особенности данного вида субъектов предпринимательской деятельности.
2. Привести в соответствие с требованиями гражданского законодательства Положения о Министерстве обороны РФ, Генеральном штабе Вооруженных Сил РФ, главных и центральных управлениях Министерства обороны РФ, а также Положение об управлении военного округа Вооруженных Сил РФ.
3. Изложить в новой редакции Положение о финансовом хозяйстве, применительно ко всем видам военных организаций, осуществляющих финансово-экономическую деятельность с учетом положений Бюджетного и Гражданского кодексов РФ.
Таким образом, типовая воинская часть Вооруженных Сил РФ является военным учреждением, финансируемым в бюджетном порядке, с неопределенным гражданско-правовым статусом, не обладающим всеми признаками, предусмотренными законодателем для юридических лиц. Это создает трудности в организации их хозяйственной деятельности, как в части собственного обеспечения, так и во взаимоотношениях с контрагентами.
Страница обновлена: 26.09.2024 в 18:37:16