Цифровые предпринимательские компетенции субъектов малого и среднего предпринимательства как фактор развития экономики России

Зайцева А.С.1, Данченок Л.А.1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 2 (Февраль 2025)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=80480024

Аннотация:
Статья посвящена актуальным вопросам формирования у субъектов малого и среднего предпринимательства современных предпринимательских компетенций, соответствующих требованиям цифровой экономики и цифрового общества. В эпоху цифровой трансформации малое и среднее предпринимательство решает проблемы не только адаптации бизнес-технологий, но и оптимизации стратегий общего развития, информационного и кадрового обеспечения. При этом цифровые компетенции сотрудников ставятся неотъемлемым элементом их профессиональной адаптации, позволяющим компаниям сохранять рыночные позиции, внедрять инновации и создавать конкурентные преимущества на рынке. В статье нашли отражение результаты сравнительного анализа уровней образования на предмет необходимости получения предпринимательских компетенций со стороны представителей малого и среднего бизнеса. В результате которого определены такие положения, что базовые знания и навыки, формируемые на начальных уровнях обучения, с каждым последующим уровнем должны прирастать новыми не только профессиональными, но и цифровыми предпринимательскими компетенциями. Только обладая комплексом таких компетенций сотрудники малого и среднего бизнеса смогут стать активом для успешного предпринимательства. Статья будет полезна представителям современных субъектов малого и среднего предпринимательства, а также сотрудникам образовательных организаций, формирующим программы развития в соответствии с трендами информационной экономики.

Ключевые слова: цифровизация бизнеса, цифровые предпринимательские компетенции, субъекты малого и среднего предпринимательства, цифровая трансформация

JEL-классификация: L26, O30, M50

Источники:

1. Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы»
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.07.2017 № 1632-р «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (раздел 2 – «Кадры и образование»)
3. Официальный сайт Правительства Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru (дата обращения: 15.01.2025).
4. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 15.01.2025).
5. Официальный сайт Федеральной налоговой службы. [Электронный ресурс]. URL: https://rmsp.nalog.ru/ (дата обращения: 17.01.2025).
6. Индекс цифровизации малого и среднего бизнеса. Nafi.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://nafi.ru/projects/predprinimatelstvo/bank-otkrytie-indeks-tsifrovizatsii-malogo-i-srednego-biznesa (дата обращения: 10.01.2025).
7. Азоев Г.Л. Инструменты и механики генерирования спроса на коммерческий цифровой сервис – интернет-магазин. / В книге: Развитие экономических систем в цифровой экономике: маркетинг, сфера услуг, логистика: монография. - Москва: ООО «Русайнс», 2020. – 187-208 c.
8. Александрова Л.Н., Воробьев С.В., Панькина Н.С. Цифровое предпринимательство как необходимый элемент профессиональной подготовки студентов // E-scio. – 2022. – № 11(74). – c. 200-205.
9. Асалиев А.М. Формирование профессиональных компетенций работников под потребности цифровой экономики // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. – 2018. – № 6(102). – c. 67-76.
10. Грудзинский А.О. Университет как предпринимательская организация // Социологические исследования. – 2003. – № 4(228). – c. 113.
11. Данченок Л.А., Кулакова Е.Ю., Грошева Ю.В. Закономерности формирования спроса на дополнительное образование в условиях информатизации общества. / В книге: Маркетинг в новой реальности. монография. - Москва: Общество с ограниченной ответственностью \, 2024. – 567-577 c.
12. Данченок Л.А., Зайцева А.С., Комлева Н.В. Трансформация модели дополнительного образования в условиях цифровой экономики // Открытое образование. – 2019. – № 1. – c. 34-45. – doi: 10.21686/1818-4243-2019-1-34-45.
13. Данченок Л.А., Кулакова Е.Ю. Выбор потребителя в бизнес-образовании: информационные каналы и характеристики образовательного продукта (по результатам исследования) // Маркетинг в России и за рубежом. – 2024. – № 1. – c. 39-48.
14. Данченок Л.А., Кулакова Е.Ю. МаркетингТрансформация маркетинговых процессов в бизнес-образовании под влиянием цифровизации общества. / В книге: Маркетинг: проблемы, решения и перспективы - Т. 2. - Москва: ООО «Русайнс», 2022. – 279-287 c.
15. Данченок Л.А., Мхитарян С.В., Кулакова Е.Ю. Исследование потребительского восприятия инструментов продвижения бизнес-образования в условиях цифровизации общества // Практический маркетинг. – 2023. – № 8*(314). – c. 3-11. – doi: 10.24412/2071-3762-2023-8314-3-11.
16. Зайцева А.С. Поддержка малого и среднего предпринимательства средствами развития предпринимательского образования. / Дис.. канд. экон. наук: 08.00.05. - Москва, 2020. – 192 c.
17. Леонтьева Л.С., Ильин А.Б. Ресурсы комплексного развития предпринимательских компетенций // Современная конкуренция. – 2017. – № 1. – c. 21-29.
18. Кулакова Е.Ю. Компетенции преподавателя в системе бизнес-образования в условиях цифровой экономики: сборник трудов конференции // Образование, инновации, исследования как ресурс развития сообщества: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Чебоксары, 2024. – c. 278-284.
19. Блинов В.И., Биленко П.Н., Дулинов М.В., Есенина Е.Ю., Кондаков А.М., Сергеев И.С. Педагогическая концепция цифрового профессионального образования и обучения. / Монография. - Москва: Московский городской педагогический университет, 2020. – 112 c.
20. Завьялов Д.В., Сагинова О.В., Смотрицкая И.И., Спирин И.В., Завьялова Н.Б., Гришин А.И., Сагинов Ю.Л., Строганов И.А., Мельников М.С., Дабагян Е.К., Нагалин В.Ю. Развитие форм государственного предпринимательства в российской экономике. / Монография. - Новосибирск: Изд-во ЦРНС, 2017. – 195 c.

Страница обновлена: 24.03.2025 в 14:03:59