Цифровые предпринимательские компетенции субъектов малого и среднего предпринимательства как фактор развития экономики России

Зайцева А.С.1, Данченок Л.А.1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 2 (Февраль 2025)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=80480024

Аннотация:
Статья посвящена актуальным вопросам формирования у субъектов малого и среднего предпринимательства современных предпринимательских компетенций, соответствующих требованиям цифровой экономики и цифрового общества. В эпоху цифровой трансформации малое и среднее предпринимательство решает проблемы не только адаптации бизнес-технологий, но и оптимизации стратегий общего развития, информационного и кадрового обеспечения. При этом цифровые компетенции сотрудников ставятся неотъемлемым элементом их профессиональной адаптации, позволяющим компаниям сохранять рыночные позиции, внедрять инновации и создавать конкурентные преимущества на рынке. В статье нашли отражение результаты сравнительного анализа уровней образования на предмет необходимости получения предпринимательских компетенций со стороны представителей малого и среднего бизнеса. В результате которого определены такие положения, что базовые знания и навыки, формируемые на начальных уровнях обучения, с каждым последующим уровнем должны прирастать новыми не только профессиональными, но и цифровыми предпринимательскими компетенциями. Только обладая комплексом таких компетенций сотрудники малого и среднего бизнеса смогут стать активом для успешного предпринимательства. Статья будет полезна представителям современных субъектов малого и среднего предпринимательства, а также сотрудникам образовательных организаций, формирующим программы развития в соответствии с трендами информационной экономики.

Ключевые слова: цифровизация бизнеса, цифровые предпринимательские компетенции, субъекты малого и среднего предпринимательства, цифровая трансформация

JEL-классификация: L26, O30, M50

Источники:

1. Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы»
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.07.2017 № 1632-р «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (раздел 2 – «Кадры и образование»)
3. Официальный сайт Правительства Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru (дата обращения: 15.01.2025).
4. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 15.01.2025).
5. Официальный сайт Федеральной налоговой службы. [Электронный ресурс]. URL: https://rmsp.nalog.ru/ (дата обращения: 17.01.2025).
6. Индекс цифровизации малого и среднего бизнеса. Nafi.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://nafi.ru/projects/predprinimatelstvo/bank-otkrytie-indeks-tsifrovizatsii-malogo-i-srednego-biznesa (дата обращения: 10.01.2025).
7. Азоев Г.Л. Инструменты и механики генерирования спроса на коммерческий цифровой сервис – интернет-магазин. / В книге: Развитие экономических систем в цифровой экономике: маркетинг, сфера услуг, логистика: монография. - Москва: ООО «Русайнс», 2020. – 187-208 c.
8. Александрова Л.Н., Воробьев С.В., Панькина Н.С. Цифровое предпринимательство как необходимый элемент профессиональной подготовки студентов // E-scio. – 2022. – № 11(74). – c. 200-205.
9. Асалиев А.М. Формирование профессиональных компетенций работников под потребности цифровой экономики // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. – 2018. – № 6(102). – c. 67-76.
10. Грудзинский А.О. Университет как предпринимательская организация // Социологические исследования. – 2003. – № 4(228). – c. 113.
11. Данченок Л.А., Кулакова Е.Ю., Грошева Ю.В. Закономерности формирования спроса на дополнительное образование в условиях информатизации общества. / В книге: Маркетинг в новой реальности. монография. - Москва: Общество с ограниченной ответственностью \, 2024. – 567-577 c.
12. Данченок Л.А., Зайцева А.С., Комлева Н.В. Трансформация модели дополнительного образования в условиях цифровой экономики // Открытое образование. – 2019. – № 1. – c. 34-45. – doi: 10.21686/1818-4243-2019-1-34-45.
13. Данченок Л.А., Кулакова Е.Ю. Выбор потребителя в бизнес-образовании: информационные каналы и характеристики образовательного продукта (по результатам исследования) // Маркетинг в России и за рубежом. – 2024. – № 1. – c. 39-48.
14. Данченок Л.А., Кулакова Е.Ю. МаркетингТрансформация маркетинговых процессов в бизнес-образовании под влиянием цифровизации общества. / В книге: Маркетинг: проблемы, решения и перспективы - Т. 2. - Москва: ООО «Русайнс», 2022. – 279-287 c.
15. Данченок Л.А., Мхитарян С.В., Кулакова Е.Ю. Исследование потребительского восприятия инструментов продвижения бизнес-образования в условиях цифровизации общества // Практический маркетинг. – 2023. – № 8*(314). – c. 3-11. – doi: 10.24412/2071-3762-2023-8314-3-11.
16. Зайцева А.С. Поддержка малого и среднего предпринимательства средствами развития предпринимательского образования. / Дис.. канд. экон. наук: 08.00.05. - Москва, 2020. – 192 c.
17. Леонтьева Л.С., Ильин А.Б. Ресурсы комплексного развития предпринимательских компетенций // Современная конкуренция. – 2017. – № 1. – c. 21-29.
18. Кулакова Е.Ю. Компетенции преподавателя в системе бизнес-образования в условиях цифровой экономики: сборник трудов конференции // Образование, инновации, исследования как ресурс развития сообщества: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Чебоксары, 2024. – c. 278-284.
19. Блинов В.И., Биленко П.Н., Дулинов М.В., Есенина Е.Ю., Кондаков А.М., Сергеев И.С. Педагогическая концепция цифрового профессионального образования и обучения. / Монография. - Москва: Московский городской педагогический университет, 2020. – 112 c.
20. Завьялов Д.В., Сагинова О.В., Смотрицкая И.И., Спирин И.В., Завьялова Н.Б., Гришин А.И., Сагинов Ю.Л., Строганов И.А., Мельников М.С., Дабагян Е.К., Нагалин В.Ю. Развитие форм государственного предпринимательства в российской экономике. / Монография. - Новосибирск: Изд-во ЦРНС, 2017. – 195 c.

Страница обновлена: 14.08.2025 в 17:19:07

 

 

Digital business competencies of small and medium-sized businesses as a factor of Russia's economic development

Zaytseva A.S., Danchenok L.A.

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 15, Number 2 (February 2025)

Citation:

Abstract:
The article examines the current issues of developing modern business competencies in small and medium-sized businesses that meet the requirements of the digital economy and digital society. In the era of digital business transformation, a significant number of small and medium-sized companies must address not only the problems of adapting business technologies but also the optimization of overall development strategies, information and human resources. At the same time, digital competencies of employees are considered an integral element of their professional adaptation, allowing companies to maintain market positions, introduce innovations and create competitive advantages in the market. The article reflects the results of a comparative analysis of education levels for the need to obtain business competencies by representatives of small and medium-sized businesses. As a result, such provisions were determined that the basic knowledge and skills at the initial levels of training should be supplemented with new not only professional but also digital business competencies with each subsequent level. Only with a set of such competencies can employees of small and medium-sized businesses become an asset for successful business activity. The article will be useful for representatives of modern small and medium-sized businesses, as well as employees of educational organizations forming development programs in accordance with the trends of the information economy.

Keywords: business digitalization, digital business competency, small and medium-sized business, digital transformation

JEL-classification: L26, O30, M50