Менеджмент предпринимательской деятельности: «экосистема» как новое представление экономических отношений

Мажитова С.К.1, Джазыкбаева Б.К.1, Денисов И.В.2, Положишникова М.А.2, Петренко Е.С.2
1 Карагандинский экономический университет Казпотребсоюза
2 Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Россия, Москва

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 10, Номер 3 (Март 2020)

Цитировать:
Мажитова С.К., Джазыкбаева Б.К., Денисов И.В., Положишникова М.А., Петренко Е.С. Менеджмент предпринимательской деятельности: «экосистема» как новое представление экономических отношений // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – Том 10. – № 3. – С. 601-614. – doi: 10.18334/epp.10.3.100597.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=42754495
Цитирований: 31 по состоянию на 30.01.2024

Аннотация:
Эволюцию терминологии бизнеса, характеризующую направления и пути его развития, упрощенно можно представить последовательностью понятий: «стратегия», «бизнес-модель», «экосистема», «платформа». Однако среди ученых к настоящему времени не сложилось единого мнения насколько они концептуально совпадают или, напротив, принципиально различны. В этой связи в статье более подробно рассмотрены подходы к сравнительно новой концепции «экосистема». Заимствованный из биологии, термин обычно относится к группе взаимодействующих фирм, которые зависят от деятельности друг друга. Зарубежные авторы выделяют три направления толкования «бизнес-экосистемы»: первое представление концентрируется на фирме и ее внешней среде; второе – ориентируется на центральную роль конкретной инновации или новое ценностное предложение и тех, кто его развивает; третье – «экосистема платформы» – рассматривает, как организовать субъекты вокруг платформы. Развитие в направлении платформ представляется одним из перспективных с точки зрения менеджмента, в частности, управления предпринимательской деятельностью

Ключевые слова: экосистема бизнеса, платформа бизнеса

JEL-классификация: L26, M21, Q55, Q57

Источники:

1. Глазьев С. Экономика будущего. Есть ли у России шанс? – Litres, 2017.
2. Завьялов Д. В., Сагинова О. В., Завьялова Н. Б. Проблемы и задачи развития малого и среднего предпринимательства в России //Российское предпринимательство. – 2017. – Т. 18. – №. 3.
3. Клаус Ш. Четвертая промышленная революция //М.: ЭКСМО. – 2016.
4. Котлер Ф., Бергер Р., Бикхофф Н. Стратегический менеджмент по Котлеру: Лучшие приемы и методы. – Альпина Паблишер, 2017.
5. Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей конкурентов. – Альпина Паблишер, 2016.
6. Adner R. Match your innovation strategy to your innovation ecosystem //Harvard business review. – 2006. – Т. 84. – №. 4. – С. 98.
7. Adner R., Kapoor R. Value creation in innovation ecosystems: How the structure of technological interdependence affects firm performance in new technology generations //Strategic management journal. – 2010. – Т. 31. – №. 3. – С. 306-333.
8. Baldwin C. Y. Organization design for business ecosystems //Journal of Organization Design. – 2012. – Т. 1. – №. 1.
9. Brandenburger A., Nalebuff B. Co-opetition: a revolutionary mindset that combines competition and cooperation in the marketplace: the game theory strategy that's changing the game of business //Edições Harper-Collins. – 1996.
10. Brusoni S., Prencipe A. The organization of innovation in ecosystems: Problem framing, problem solving, and patterns of coupling //Advances in strategic management. – 2013. – Т. 30. – №. 2013. – С. 167-194.
11. Ceccagnoli M. et al. Cocreation of value in a platform ecosystem! The case of enterprise software //MIS quarterly. – 2012. – С. 263-290.
12. Cennamo C., Santalo J. Platform competition: Strategic trade‐offs in platform markets //Strategic management journal. – 2013. – Т. 34. – №. 11. – С. 1331-1350.
13. Dhanaraj C., Parkhe A. Orchestrating innovation networks //Academy of management review. – 2006. – Т. 31. – №. 3. – С. 659-669.
14. Frankort H. T. W. Open Innovation Norms and Knowledge Transfer in Interfirm Technology Alliances: Evidence from Information Technology, 1980–1999', Collaboration and Competition in Business Ecosystems (Advances in Strategic Management, Volume 30). – 2014.
15. Gawer A., Cusumano M. A. Platform leaders //MIT Sloan Management Review; MIT Sloan School of Management: Boston, MA, USA. – 2008. – С. 68-75.
16. Gulati R., Puranam P., Tushman M. Meta‐organization design: Rethinking design in interorganizational and community contexts //Strategic management journal. – 2012. – Т. 33. – №. 6. – С. 571-586.
17. Hagiu A. Pricing and commitment by two‐sided platforms //The RAND Journal of Economics. – 2006. – Т. 37. – №. 3. – С. 720-737.
18. Iansiti M., Levien R. The keystone advantage: what the new dynamics of business ecosystems mean for strategy, innovation, and sustainability. – Harvard Business Press, 2004.
19. Iyer B., Lee C. H., Venkatraman N. UManaging in a ‘Small World Ecosystem’: Some Lessons from the Software Sector //California Management Rev., CMR337-PDF-ENG. – 2006. – С. 28-48.
20. Jacobides M. G., Cennamo C., Gawer A. Towards a theory of ecosystems //Strategic Management Journal. – 2018. – Т. 39. – №. 8. – С. 2255-2276.
21. Kapoor R., Lee J. M. Coordinating and competing in ecosystems: How organizational forms shape new technology investments //Strategic management journal. – 2013. – Т. 34. – №. 3. – С. 274-296.
22. Leten B. et al. IP models to orchestrate innovation ecosystems: IMEC, a public research institute in nano-electronics //California management review. – 2013. – Т. 55. – №. 4. – С. 51-64.
23. MacGregor N., Madsen T. L. Recovery following disruption to an ecosystem: The effects of the internet bust on community evolution //Journal of Leadership & Organizational Studies. – 2013. – Т. 20. – №. 4. – С. 465-478.
24. Mäkinen S., Dedehayir O. Business ecosystems' evolution-An ecosystem clockspeed perspective. – 2013.
25. Massa, Lorenzo, Christopher L. Tucci, and Allan Afuah. «A critical assessment of business model research». Academy of Management Annals 11.1 (2017): 73-104.
26. McIntyre D. P., Srinivasan A. Networks, platforms, and strategy: Emerging views and next steps //Strategic Management Journal. – 2017. – Т. 38. – №. 1. – С. 141-160.
27. Meyer G. D., Neck H. M., Meeks M. D. The entrepreneurship‐strategic management interface //Strategic entrepreneurship: Creating a new mindset. – 2017. – С. 17-44.
28. Parker G., Van Alstyne M. W., Jiang X. Platform ecosystems: How developers invert the firm //Boston University Questrom School of Business Research Paper. – 2016. – №. 2861574.
29. Pitelis C. Clusters, entrepreneurial ecosystem co-creation, and appropriability: a conceptual framework //Industrial and Corporate Change. – 2012. – Т. 21. – №. 6. – С. 1359-1388.
30. Rochet J. C., Tirole J. Platform competition in two-sided markets //Journal of the european economic association. – 2003. – Т. 1. – №. 4. – С. 990-1029.
31. Teece D. J. Business ecosystem //The Palgrave Encyclopedia of Strategic Management. – 2016. – С. 151-154.
32. Teixeira J., Robles G., González-Barahona J. M. Lessons learned from applying social network analysis on an industrial Free/Libre/Open Source Software ecosystem //Journal of Internet Services and Applications. – 2015. – Т. 6. – №. 1. – С. 14.
33. Venkatraman N., Lee C. H. Preferential linkage and network evolution: A conceptual model and empirical test in the US video game sector //Academy of Management Journal. – 2004. – Т. 47. – №. 6. – С. 876-892.
34. Wareham J., Fox P. B., Cano Giner J. L. Technology ecosystem governance //Organization science. – 2014. – Т. 25. – №. 4. – С. 1195-1215.
35. West J., Wood D. Evolving an open ecosystem: The rise and fall of the Symbian platform //Advances in strategic management. – 2013. – Т. 30. – С. 27-67.
36. Williamson, P. J., & De Meyer, A. (2012). Ecosystem advantage: How to successfully harness the power of partners.
37. Wirtz, Bernd W., et al. «Business models: Origin, development and future research perspectives». Long range planning 49.1 (2016): 36-54

Страница обновлена: 15.07.2024 в 04:12:29