Методология анализа управленческих инноваций в условиях современной российской экономики

Макулов В.Ю.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 9-1 (97), Сентябрь 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Макулов В.Ю. Методология анализа управленческих инноваций в условиях современной российской экономики // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 9. – С. 8-12.

Аннотация:
Инновация, в экономическом смысле понимаемая как изменение продукции или услуги, технологии либо решения организационного, производственного, коммерческого характера, обычно выступает как результат инвестирования в новшество. Однако инновационная деятельность порождает не очередное нововведение, частичное изменение сложившихся организационных и процессных характеристик функционирования, а качественно, радикально измененные процесс или явление.

Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность, управленческие инновации



Инновация, в экономическом смысле понимаемая как изменение продукции или услуги, технологии либо решения организационного, производственного, коммерческого характера, обычно выступает как результат инвестирования в новшество [1]. Однако инновационная деятельность порождает не очередное нововведение, частичное изменение сложившихся организационных и процессных характеристик функционирования, а качественно, радикально измененные процесс или явление.

Понятие инновации сформулировано международными стандартами – «Руководством Фраскати» [1] и «Руководством Осло» [2] [2] как «конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности». Это положение с незначительными корректировками воспринято российской правовой системой [3].

В отечественной управленческой науке указанное определение дополняется такими признаками, как научно-техническая новизна, практическая воплощенность (промышленная применимость), коммерческая реализуемость [4]. Российский подход к определению сущности инновации опирается на традиции характеристики рационализаторских предложений, к отличительным признакам которых относились: 1) новизна в пределах предприятия, 2) полезность для предприятия, 3) наличие технического решения, а с 1996 г. – только первые два указанных признака [5].

Инновации (лат. innovatio, англ. innovation – нововведение, новаторство) имеют значительные традиции анализа в западной управленческой мысли [6]. При этом, как показывают наименование и содержание международных стандартов, основное внимание до последнего времени уделялось продуктовым и технологическим инновациям.

В работах западных авторов была обобщена значительная практика деятельности крупных и средних американских, европейских и японских компаний по разработке и, в первую очередь, результатам реализации продуктовых и технологических инноваций, приводились многочисленные яркие примеры коммерческих успехов либо неудач от, соответственно, применения либо игнорирования инноваций в конкурентных условиях рыночной экономики.

Внимание западных экономистов к таким разновидностям инноваций, как продуктовые и технологические, неудивительно, если вспомнить, что теоретические исследования и изучение практики коммерческих организаций проводились в условиях функционирования экономики индустриального общества.

Как известно, лишь в 1974 г. в национальном хозяйстве ведущей экономической державы капиталистического мира – США – больше половины трудоспособного населения оказались заняты в непроизводственной сфере. При этом одновременно больше половины ВВП — стоимости произведенного конечного продукта — также пришлось на непроизводственную, нетоварную сферу. Немногим позже, за счет размещения промышленных мощностей транснациональных корпораций в странах третьего мира, эти пропорции были достигнуты еще в ряде экономически развитых государств – Германии, Японии, Великобритании, Франции и т.д. Именно с этого времени отсчитывают становление постиндустриального общества в мировом масштабе.

В этих условиях интерес к инновационным решениям закономерно переместился из продуктовой и технологической сферы в область управления, необратимые изменения экономических отношений породили острое внимание к управленческим инновациям.

В результате возникла парадоксальная ситуация: при практической необходимости понимания нового экономического явления выяснилась неопределенность самого базового понятия – «управленческая инновация», неразработанного в традиционной концепции инновационного менеджмента. Внимание экономистов (теоретиков и практиков) привлекал вопрос, как управлять инновационным развитием, созданием новых, опережающих (конкурентов, существующие потребности клиентов, заданные параметры деятельности фирмы) продуктов и технологий. Однако при этом проблема стимулирования роста эффективности самого управления долгое время оставалась нерешенной.

В этой связи очевидна необходимость разработки целого комплекса принципиальных вопросов теоретического анализа управленческих инноваций и практического применения его результатов в экономике современной России, с учетом насущных потребностей и неоднократного декларирования задачи придания ей инновационного характера высшими руководителями государства и крупнейших компаний.

Комплексный характер такого анализа обеспечивается и соблюдается формализованной схемой анализа, детерминированной определенностью последовательной реализации его этапов:

1. Категория «управленческая инновация», ее отличительные черты как экономического явления и признаки как теоретического понятия.

2. Функции управленческой инновации в современной экономике.

3. Разновидности управленческих инноваций, выделяемые по присущим исключительно для данной категории признакам и функциям. Указанные признаки и функции выступают критериями, значимыми для характеристики именно управленческой инновации, в отличие от продуктовых и технологических. К таким критериям относятся:

‑ критерий предметной области — управленческая инновация, как и любое управленческое решение, нацелена на достижение кардинального изменения деятельности объекта управления; следовательно, разновидности управленческих инноваций выделяются по сферам деятельности коммерческой организации — инновации по управлению закупками, производством, реализацией, привлечением инвестиций и т.д.;

‑ критерий уровня создания управленческой инновации — здесь применимо традиционное подразделение экономических отношений на макро-, мезо- и микроуровень и деление коммерческих организаций на субъекты крупного, среднего и малого бизнеса.

4. Общая (принципиальная) модель создания управленческих инноваций, отражающая фундаментальное единство генерирования управленческих инноваций, относящихся к различным разновидностям.

5. Специальные модели создания управленческих инноваций отдельных разновидностей.

6. Определение закономерностей общей и специальных моделей создания управленческих инноваций, выработка теоретического обоснования и практических рекомендаций по генерированию управленческих инноваций, в том числе в условиях экономики современной России.

Данная схема теоретического анализа управленческих инноваций применима в качестве методологии, позволяющей упорядочить весь массив эмпирического опыта об инновациях в управлении, накопленного к настоящему времени, и того, который будет наработан в будущем.

[1] «Предлагаемая стандартная практика для обследований исследований и экспериментальных разработок» от 1963 г. (в последней редакции 1993 г.)

[2] «Рекомендации по сбору данных о технологических инновациях» от 1992 г.


Источники:

1. Родионова Л.Н., Руднева Ю.Р. Принятие решений в инновационном менеджменте. — Уфа: УГНТИ, 2004. — 106 с. ‑ С. 6.
2. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. С.Д. Ильенковой. ‑ М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 343 с. ‑ С. 31.
3. Постановление Правительства РФ от 24.07.1998 г. № 832 «О Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998 — 2000 годы» // Собрание законодательства РФ. 1998. № 32. Ст. 3886.
4. Абрамешин А.Е. и др. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. / Под ред. О.П. Молчановой. — М.: Вита-Пресс, 2001. — 272 с. ‑ С. 45.
5. Письмо Комитета по патентам и товарным знакам РФ № 6 и Министерства промышленности РФ № 7 (Д) от 25.06.1996 г.
6. Шумпетер Й.А. История экономического анализа. В 3 томах. — СПб.: Изд-во СПбУЭиФ, 2004. Т. 3. — 678 с. ‑ С. 194.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:36:49