Разработка оптимальной модели управления бизнес-единицами строительной компании в условиях интегрированного подхода
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 5-1 (90), Май 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В интегрированных компаниях взаимоотношения между головной организацией и бизнес-единицами должны строиться на принципах федерализма, который с успехом применяется в корпорациях. Но он возможен исключительно в тех случаях, когда в компании можно четко выделить несколько центров принятия решений, в том числе несколько обособленных подразделений (например, это возможно в строительных холдингах). Таким образом, федерализм в холдинговых структурах предполагает передачу части управленческих функций бизнес-единицам, т.е. дочерним компаниям.
Ключевые слова: строительство, организационная структура, холдинг, строительная отрасль, бизнес-единица
В интегрированных компаниях взаимоотношения между головной организацией и бизнес-единицами должны строиться на принципах федерализма, который с успехом применяется в корпорациях. Но он возможен исключительно в тех случаях, когда в компании можно четко выделить несколько центров принятия решений, в том числе несколько обособленных подразделений (например, это возможно в строительных холдингах). Таким образом, федерализм в холдинговых структурах предполагает передачу части управленческих функций бизнес-единицам, т.е. дочерним компаниям.
Основным признаком федерализма в строительной компании является то, что процесс принятия решений учитывает позицию разных групп внутри компании, т.е. федерализм близок понятию «децентрализация управления», когда часть полномочий передается от высших ступеней в иерархии компании к низшим.
Именно между управляющей компанией и бизнес-единицами происходит перераспределение функций по управлению собственностью. Поэтому основной задачей управляющей компании является достижение наивысшего эффекта синергии [1] от деятельности бизнес-единиц.
Для построения оптимальной модели интегрированного управления, в частности, строительными бизнес-единицами на принципах федерализма необходимо построить матрицы управления.
На первом этапе для выявления собственных сильных и слабых сторон строительной организации, а также возможностей и угроз, содержащихся во внешней среде, рекомендуется использовать матрицу SWOT-анализа. Это позволит определить направления улучшения деятельности организации. В ходе анализа, в соответствии с методологией SWOT, предлагаются мероприятия по взаимодействию сильных и слабых сторон с возможностями и угрозами строительной организации.
На втором этапе для повышения эффективности межбюджетных отношений в строительной организации необходимо, с использованием механизма оптимизации, определиться с положением самих бизнес-единиц в бизнес-группе. Для характеристики бизнес-единиц и дальнейшей системы моделирования предлагается взять за основу матрицу Бостонской консалтинговой группы (БКГ)Ю достоинства которой заключаются в ее простоте и универсальности. Она позволяет также провести оценку вида деятельности, сравнить предприятие с конкурентами и определить свое место.
Согласно подходу БКГ, направления бизнеса распределяются в двухмерной плоскости относительно осей координат, отражающих успешность бизнеса и перспективность отрасли.
Таким образом, матрица помогает выполнению двух функций:
1) принятию решений о намеченных позициях на рынке;
2) распределению стратегических денежных средств между бизнес-единицами в будущем.
Практика использования матрицы БКГ показала, что она весьма полезна при выборе между различными зонами хозяйствования, определении стратегических позиций, а также для распределения стратегических ресурсов на ближайшую перспективу.
Обычно при использовании матрицы БКГ в качестве показателей используются объем реализации, прибыль, рентабельность продаж.
Доля рынка должна рассматриваться с позиций положения, занимаемого продукцией строительного комплекса на рынке (федеральном или региональном). Поскольку она зависит от вида продукции и от ее значимости, целесообразно продукцию для строительных работ сопоставлять по ее удельному весу на региональном рынке.
Все показатели, за исключением последнего, формализованы и позиционировать строительный комплекс относительно них достаточно легко по данным бухгалтерской отчетности и статистической информации. Последний показатель формализуется в зависимости от успешности предприятия на данном сегменте рынка.
В интегрированных бизнес-структурах важной задачей становится управление перераспределением ресурсов между направлениями бизнеса в зависимости от стратегических целей деятельности. Значительное число интегрированных бизнес-структур включает участников (подразделения) бизнеса в различной стратегической ситуации. Перераспределение ресурсов между ними часто планируется исходя из экспертных представлений о предполагаемых доходах участников интегрированных образований и потребностях в ресурсах. Поэтому актуальной проблемой является разработка модели планирования доходов и расходов и управления перераспределением ресурсов.
Так как бюджет доходов и расходов относится к числу основных бюджетов, на примере его составной части ─ доходов и расходов по обычным видам деятельности (продаж) - проведем моделирование гибкого бюджетирования.
Задача построения модели включает три взаимосвязанных направления:
1) определение методологии взаимоувязки бюджетов доходов и расходов бизнес-единиц, входящих в состав строительных интегрированных структур, на стадии их подготовки и утверждения на основе оптимизации целевой функции;
2) построение гибкой модели бюджетирования на основе типологии строительных предприятий согласно матрице БКГ и построения моделей в различных установках для разных типов предприятий, входящих в интегрированную строительную бизнес-группу;
3) определение ключевых показателей для каждого типа предприятий, на основании фактического исполнения которых рационально проводить мониторинг устойчивости деятельности каждого предприятия, входящего в состав бизнес-групп.
Вначале представим математическую модель, позволяющую на стадии утверждения «управляющей компанией» оптимизировать бюджеты предприятий (бизнес-единиц), входящих в состав бизнес-групп, на основе оптимизации общей целевой функции, которая для каждой бизнес-группы представляет оптимальный уровень финансового состояния.
Гибкое бюджетирование позволяет моделировать не только конечный результат деятельности, но и оценивать финансовое положение при изменении отдельных видов ресурсов. При этом оценка различных вариантов событий требует рассмотрения всех возможных изменений статей ресурсов или затрат.
Пределы изменений параметров модели рассматриваются в зависимости от типа бизнес-единицы и ее базовых оценок (динамики) в определенном диапазоне с разным шагом. Это связано с изучением динамики изменения, положением бизнес-единицы в интегрированной бизнес-структуре и перспективами ее развития.
Формула изменения ресурсов разных бизнес-единиц для оптимального моделирования будет единой, но с разными целевыми установками и ограничениями параметров. Она работает в условиях перетока денежных ресурсов.
ПI,m = ВI, m -‑ (ЗI, m× к + МI,m×к ) ‑ (АI,m ×к + ПРI,m ×к + КI,m ×к +УI,m ×к) +-S,
где
I – количество бизнес-единиц (i = 1, ……m);
П – прибыль от реализации, млн.руб.;
В – выручка от реализации;
М – материальные затраты;
З – заработная плата с отчислениями. М и З – условно-переменные затраты;
А – амортизация;
ПР – прочие расходы;
К – коммерческие расходы;
У– управленческие расходы, млн.руб.;
k– коэффициент изменения затрат;
S – перетоки денежных ресурсов.
Отметим, что А, ПР, К и У составляют, в совокупности, условно-постоянные расходы.
Расчеты по приведенной формуле оптимального и гибкого бюджетного моделирования осуществляются в EXCEL по каждой бизнес-единице с пятью вариантами изменений ресурсов при соответствующем нормативе рентабельности (8 изменений), в том числе и с перетоками денежных ресурсов.
Полагаем, что предложенный подход к моделированию бюджетов в строительных организациях может быть полезен в процессе принятия управленческих решений о перераспределении и концентрации ресурсов для достижения стратегических целей интегрированными бизнес-структурами.
[1] Синергия (гр. synergie) ─ вариант реакции организма на комбинированное воздействие двух или нескольких лекарственных веществ, характеризующийся тем, что это действие превышает действие, оказываемое каждым компонентом в отдельности. В данном контексте под С. понимается существенное увеличение эффективности компании, образовавшейся после слияния мелких компаний, по сравнению с суммарной эффективностью ее частей до объединения
Источники:
2. Кирничный В.Ю. Эффективное управление инвестиционным потенциалом строительной организации в современной экономике: Монография. - М.: Палеотип, 2006.
Страница обновлена: 26.09.2024 в 12:49:28