Выбор наиболее перспективных бизнес-единиц для реализации стратегии инновационного роста промышленных предприятий
Скачать PDF | Загрузок: 9 | Цитирований: 8
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 11 (35), Ноябрь 2009
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=13061561
Цитирований: 8 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Рассматривается необходимость разработки стратегии инновационного роста для повышения конкурентоспособности и эффективности работы предприятия. Предложены подходы и методы оценки функционирования бизнес-единицы для формирования эффективной инновационной стратегии предприятия.
Ключевые слова: управление предприятием, бизнес-единица, инновационные изменения, стратегия инновационного роста
В условиях распространения процессов глобализации положение страны в мировом сообществе все в большей степени определяется ее конкурентоспособностью, которая свидетельствует о степени развития общества, об уровне жизни населения. При этом в современной системе экономических отношений ключевое место среди факторов, обеспечивающих конкурентоспособный экономический рост, принадлежит качеству и интенсивности инновационной деятельности.
Широкое внедрение новшеств, непрерывное создание новых комбинаций факторов производства стали нормой современной экономической жизни. В этих условиях промышленному предприятию необходимо осуществлять непрерывный инновационный рост, который обусловлен поддержанием конкурентного инновационного статуса, когда в условиях научно-технического прогресса происходит износ основных производственных фондов, применяемых технологий, организационных и управленческих структур.
Инновационный рост промышленных предприятий рассматривается как совокупность ресурсов, условий, институциональной готовности и способности хозяйственных субъектов осуществлять и воспроизводить нововведения, новшества, подтвержденные патентами и лицензиями, и включает в себя анализ и реализацию тех сторон функционирования предприятия (экономической, технологической, научной, производственной и др.), которые связаны с инновациями.
Стратегию инновационного роста предприятия можно определить как систему управленческих, организационных и инновационных решений, направленных на реализацию стоящих перед ним задач. Следовательно, она предполагает формирование и формализацию пакета мероприятий, позволяющих структуре в перспективе изменить свое положение, что фактически означает разработку тактических задач, обеспечивающих стратегические цели.
Необходимо отметить особенности процесса разработки и внедрения стратегии инновационного роста предприятия.
1. Стратегия должна разрабатываться на основе принципов системного подхода, то есть включать в себя механизм проведения взаимосвязанных преобразований во всех сферах деятельности предприятия.
2. Для эффективного внедрения стратегии инновационного роста необходимо создать структуру, которая состояла бы из специалистов, имеющих профессиональную подготовку, и отвечала бы за эффективность реализации разработанных мероприятий.
3. Стратегия инновационного роста должна быть направлена на достижение результатов по двум направлениям деятельности предприятия: инновационному и финансовому.
4. Для разработки стратегии инновационного роста промышленного предприятия принципиально важным становится создание системы управления бизнес-единицами предприятия и их оценки.
Бизнес-единица – это самостоятельное подразделение предприятия, отвечающее за определенную ассортиментную группу продукции с концентрацией на конкретном рынке и во главе с управляющим.
С учетом особенностей инновационной деятельности отечественных предприятий разработан алгоритм отбора бизнес-единиц для реализации стратегии инновационного роста (рисунок 1).
Этап 1. При формировании стратегии инновационного роста все бизнес-единицы, имеющиеся на предприятии, должны пройти предварительный отбор. На этом этапе необходимо проанализировать качественные показатели бизнес-единиц, например уровень новизны продукции, предполагаемый спрос на новую продукцию и т.п. Данный этап необходим для того, чтобы сократить затраты на дальнейший анализ бизнес-единиц, поскольку оценка показателей эффективности является трудоемким и длительным процессом.
Рис. 1. Блок-схема отбора бизнес-единиц для реализации стратегии инновационного роста
Этап 2. На данном этапе следует проанализировать каждую бизнес-единицу из набора альтернатив. При этом оцениваются необходимые для ускорения инновационного роста факторы: кадровый, производственно-технологический, научно-технический, финансово-экономический и организационно-управленческий потенциалы.
Этап 3. Следует проанализировать имеющиеся у предприятия ресурсы и ресурсы, необходимые для реализации стратегии инновационного роста, а затем сравнить их. Иначе недостаточность ресурсов на каком-либо этапе реализации стратегии инновационного роста может послужить причиной приостановки деятельности либо полной ликвидации необходимых бизнес-единиц.
Этап 4. Доходность, инновативность и уровень риска оцениваются по установленным показателям. Бизнес-единицы с неудовлетворительными значениями выбранных показателей исключаются.
1. Индекс доходности. С помощью этого показателя можно дать как абсолютную, так и относительную оценку эффективности бизнес-единицы. Индекс доходности рассчитывается как отношение общей суммы чистого дисконтированного дохода за определенный период к затратам на существование бизнес-единицы по формуле:
,
где СIFt – ожидаемый приток денежных средств соответствующего t-го интервала; COFt – ожидаемый отток денежных средств соответствующего t-го интервала; r – ставка дисконтирования.
При подсчете дисконтированных показателей используется ставка дисконтирования, полученная по методу средневзвешенной стоимости капитала.
2. Риски бизнес-единиц. Если руководство предприятия считает, что риски недостаточно полно учтены при расчете ставки дисконтирования, то можно использовать дополнительный показатель, характеризующий уровень ожидаемых последствий проявления риска по отдельной бизнес-единице, который можно рассчитать по формуле:
где R – показатель ожидаемых последствий проявления рисков деятельности бизнес-единицы; ΔNPV – изменение чистого дисконтированного дохода от действия рисков; NPV0 – проектируемое значение чистого дисконтируемого дохода без учета рисков.
Положительное значение показателя риска R характеризует наличие у бизнес-единицы запаса по устойчивости даже при развитии неблагоприятного сценария в ходе реализации инноваций.
3. Для расчета показателя инновативности бизнес-единицы используем следующую формулу:
УИБЕ = [(pn(T-1)/ pn(T)) – 1]*100%,
где
УИБЕ – уровень инновативности бизнес-единицы;
– ресурсоемкость на единицу добавленной стоимости в базовом периоде;
- ресурсоемкость на единицу добавленной стоимости в анализируемом периоде.
При равенстве уровней ресурсоемкости в базовом и анализируемом периоде уровень инновативности бизнес-единицы будет равным нулю. При увеличении ресурсоемкости в анализируемом периоде по сравнению с базовым уровень инновативности бизнес-единицы будет иметь отрицательное значение. Соответственно, уменьшение ресурсоемкости в анализируемом периоде покажет наличие уровня инновативности бизнес-единицы.
Этап 5. Из бизнес-единиц, прошедших по показателям инновативности, доходности, риска, следует выбрать те, из которых будет сформирована стратегия инновационного роста предприятия. На одновременную реализацию всех отобранных бизнес-единиц у предприятия может быть недостаточно средств, поэтому в стратегию следует включить те бизнес-единицы, которые позволят получить оптимальное сочетание показателей доходность-риск-инновативность. Соотношение этих показателей устанавливает высшее руководство предприятия.
Выбранные критерии и показатели оценки бизнес-единиц и стратегии инновационного роста будут полезны при отборе лучших бизнес-единиц из набора альтернатив при формировании инновационной стратегии предприятия, а также при разработке способов сокращения ущерба от отрицательных проявлений риска.
Предложенный алгоритм сравнения потенциальных бизнес-единиц позволяет сформировать эффективную инновационную стратегию предприятия. При наличии у предприятия необходимых ресурсов базовую стратегию инновационного роста можно дополнять новыми бизнес-единицами, которые способны улучшить показатели инновационного роста.
Источники:
2. Луговой А.Ж. Управление формированием инновационной экономики в России. – М.: Экономика, 2003.
3. Самсонов А.Н. Инновационное развитие предприятий как стратегическое направление деятельности.– М.: Палеотип, 2005.
4. Йохимштайлер, Э. Увидеть очевидное. Как обнаружить и реализовать стратегию роста компании, основанную на инноационных продуктах. – М.: Гревцов Паблишер, 2009.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 04:17:39