Сбалансированная система показателей как необходимый элемент стратегического менеджмента нефтяной компании в условиях современного рынка

Михайлова Д.С.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 11 (59), Ноябрь 2011

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=17289406
Цитирований: 4 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В настоящее время наиболее эффективной концепцией стратегического менеджмента является распространенная в западных корпорациях система сбалансированных показателей. Последовательная реализация указанной концепции в российских вертикально-интегрированных нефтяных компаниях позволит ускорить темп роста корпоративной стоимости вследствие достижения максимального синергетического эффекта от взаимодействия бизнес-единиц на различных уровнях интеграции.

Ключевые слова: сбалансированная система показателей, стратегический менеджмент, синергетический эффект, стратегическое соответствие, ключевые показатели эффективности, вертикально-интегрированная нефтяная компания, корпоративная стоимость



Предприятия топливно-энергетического комплекса, в частности нефтяной промышленности, являются ключевым источником пополнения государственного бюджета России.

Достаточно отметить, что доходы федерального бюджета от экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты, а также налог на добычу полезного ископаемых (здесь – нефти) составляют 3,54 трлн рублей или 43% от доходов федерального бюджета. При этом стабильное поступление доходов в федеральный бюджет страны обеспечивается, главным образом, вертикально-интегрированными нефтяными компаниями.

Неоднозначная вертикаль

Вертикально-интегрированные нефтяные компании (далее – ВИНК) – крупнейшие национальные корпорации, на финансово-экономической основе объединяющие в себе функции по поиску, разведке, добыче, переработке, транспортировке, сбыту и маркетингу нефти и нефтепродуктов.

По сути ВИНК, учитывая специфику директивного характера становления российского нефтяного законодательства в постсоветский период, является единственной формой существования и функционирования нефтяной компании в России [5].

Экономическая целесообразность вертикально интегрированной структуры нефтяных компаний обоснована рядом производственных особенностей нефтяной отрасли, в частности длительным производственным циклом, высокой капиталоемкостью производства и высокой степенью государственного регулирования. Также при помощи вертикальной интеграции менеджменту компании удается стабилизировать влияние внешней рыночной конъюнктуры, вызванной высокой степенью волатильности цен на нефть и нефтепродукты.

Однако есть и негативные последствия вертикальной интеграции, в частности высокая степень децентрализации производств: компания состоит из сильных, но относительно независимых бизнес-единиц. Однако усилия отдельных подразделений не всегда скоординированы. Вследствие отсутствия координации действий подразделения зачастую теряют возможность достичь более высоких результатов от кооперации, и результат деятельности равен простой сумме результатов отдельных бизнес-единиц за вычетом затрат на содержание руководящего аппарата.

В подобных условиях руководство компании должно сконцентрироваться на достижении наибольшего синергетического эффекта от взаимодействия отдельных бизнес-единиц, в то время как в настоящее время созданию синергии от взаимодействия подразделений с целью создания корпоративной ценности на уровне организации уделяется значительно меньше внимания, чем созданию ценности на уровне бизнес-единицы.

Для создания дополнительной ценности сверх суммы ценностей, создаваемых отдельными подразделениями, ВИНК должна согласовать стратегии своих операционных и сервисных подразделений, создавая синергию.

Следовательно, стратегическое соответствие деятельности подразделений и сервисных служб ВИНК – основа создания корпоративной стоимости ВИНК.

Движение к синергии

В настоящее время наиболее эффективной концепцией стратегического менеджмента, обеспечивающей создание стратегического соответствия на уровне корпорации, признана сбалансированная система показателей.

Сбалансированная система показателей (далее – ССП) – это концепция управления компанией, ориентированная на перенос и декомпозицию стратегических целей для планирования деятельности и текущий контроль их достижения. ССП разработана на основе исследования, проведенного в 1990 году профессорами Гарвардской школы экономики Дэвидом Нортоном и Робертом Капланом. Исследование проводилось с целью выявления новых способов повышения эффективности бизнес-единицы [2].

Проводя исследование, Нортон и Каплан руководствовались следующей гипотезой: управление с помощью финансовых показателей не дает достаточной информации для принятия правильных и своевременных управленческих решений, ссылаясь, в частности, на быстрорастущие разрывы между балансовой и рыночной стоимостью компаний [1]. Причиной подобной тенденции является постепенное, но неуклонное увеличение стоимости нематериальных активов – таких как интеллектуальный капитал, инновации, репутация – в общей стоимости компаний. В то время как стандарты финансовой отчетности (GAAP, IAS) никак не учитывали подобных экономических условий. Разработанная Нортоном и Капланом система сбалансированных показателей представляет собой совершенно новый подход к управлению компанией, основанный не только на финансовой отчетности, но и на создании синергии внутренних бизнес-процессов, а также синергии нематериальных активов [3].

В настоящее время система сбалансированных показателей является основным инструментом исполнения стратегии в большинстве крупнейших американских компаний, в частности в корпорациях Coca-Cola, General Electric, McDonalds, BMW, Boeing, Samsung Electronics. Также на Западе существует опыт внедрения ССП в управление нефтяными компаниями. Среди компаний, реализующих ССП как на уровне корпорации, так и на уровне стратегических подразделений, крупнейшие мировые ВИНК, например British Petroleum и Chevron. В 2005-2010 гг. попытки внедрения ССП осуществлялись и в России, однако позитивного опыта полномерного внедрения ССП на уровне корпорации в России нет, что в значительной степени обусловлено «стихийным» характером российского нефтяного законодательства, при котором ВИНК постоянно находятся в состоянии адаптации к быстро меняющейся налоговой конъюнктуре на фоне высокой волатильности рыночной конъюнктуры.

Однако в результате внедрения новой системы налогообложения «60-66» ситуация в нефтяной отрасли стабилизируется. Если до недавнего времени ставки экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты устанавливались ежемесячно Постановлением Правительства РФ [6,7], то с 1 октября 2011 г. действует единая вывозная таможенная пошлина на нефтепродукты, за исключением бензинов, на уровне 66% от экспортной пошлины на сырую нефть. В подобных условиях в ВИНК процесс прогнозирования денежного потока от экспорта нефти и нефтепродуктов становится более предсказуемым.

В условиях стабилизации законодательного регулирования нефтяной отрасли привлекательность внедрения ССП возрастает, что также обусловлено общемировой тенденцией изменения структуры активов ВИНК и, в частности, резко возросшей ролью нематериальных активов. В то время как ранее, в условиях ресурсного изобилия, деятельность ВИНК была преимущественно сконцентрирована на добыче и реализации нефти, в настоящее время ситуация в значительной степени меняется. Легкодоступные ресурсы традиционных источников углеводородов истощаются и как следствие конкурентное преимущество получают те компании, которые быстрее всего адаптируются к новой рыночной конъюнктуре. На первый план выходит фактор инновационности, гибкость, способность внедрять новые эффективные технологии.

Вывод

В рамках процесса стратегического управления вертикально-интегрированной нефтяной компанией в условиях общемировой тенденции увеличения разрыва между балансовой и рыночной стоимостью компаний внедрение сбалансированной системы показателей способно в значительной степени упростить процесс управления взаимодействием подразделений на разных уровнях интеграции при помощи формирования четкого стратегически ориентированного перечня финансовых и нефинансовых показателей и индикаторов для всех «потребителей» финансовой отчетности [3]. Все отобранные показатели и индикаторы связаны между собой четкими причинно-следственными связями, причем связи устанавливаются не только на уровне показателей, но и на уровне аспектов оценивания в целом.

Очевидная логическая корреляция отобранных показателей эффективности является по сути одним из основных преимуществ сбалансированной системы показателей, выделяющих ее среди прочих подходов к оцениванию эффективности деятельности компании. Более того, созданная сбалансированная система показателей способна стать основой ряда математических моделей, прогнозирующих основные стратегические показатели деятельности ВИНК на установленном временном горизонте прогнозирования.


Источники:

1. Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П. Стратегическое единство: создание синергии организации с помощью сбалансированной системы показателей [Текст] / Пер. с англ. – М.: Вильямс, 2006.
2. Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию [Текст] / Пер. с англ./ – М.: Олимп-Бизнес, 2010.
3. Фридаг Х., Шмидт В. Сбалансированная система показателей [Текст] / Пер. с нем. / – М.: Омега-Л, 2011.
4. Козырь Ю.В. Стоимость компании: оценка и управленческие решения [Текст]. – М.: Альфа-Пресс, 2009.
5. Добронравин Н.А., Маргания О.Л. Нефть. Газ. Модернизация общества [Текст]. – СПб.: Омега-Л, 2008.
6. Закон Российской Федерации от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе» [Текст].
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. № 1155 [Текст].

Страница обновлена: 14.07.2024 в 14:58:03