Организация интерактивной системы управления в образовании и подготовке специалистов высокой квалификации (спорт)
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 11 (83), Ноябрь 2006
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Листратов И.А. Организация интерактивной системы управления в образовании и подготовке специалистов высокой квалификации (спорт) // Российское предпринимательство. – 2006. – Том 7. – № 11. – С. 171-174.
Аннотация:
Эволюция современного спорта высших достижений, ставшего мощным показателем не только спортивного, но и экономического развития современного мира, сопровождается постоянным ростом объема и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок. Анализ библиографических и других источников показал, что подготовка к соревнованиям мирового масштаба не может происходить поточным способом, требуя эффективной организации системы управления и применения методов не группового, а индивидуального обучения в условиях неполноты информации.
Ключевые слова: обучение, спорт, индивидуальное обучение
Эволюция современного спорта высших достижений, ставшего мощным показателем не только спортивного, но и экономического развития современного мира, сопровождается постоянным ростом объема и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок. Анализ библиографических и других источников показал, что подготовка к соревнованиям мирового масштаба не может происходить поточным способом, требуя эффективной организации системы управления и применения методов не группового, а индивидуального обучения в условиях неполноты информации.
Разработанную В.А. Голенко [1] корневую модель совершенствования мастерства квалифицированных спортсменов можно представить в виде трех функциональных блоков: управленческого, материально-технического, спортивного, где центральная роль принадлежит тренеру-преподавателю, который в своей работе осуществляет координационную связь между администрацией и научно-спортивными работниками. При этом вся организационная система управления в рамках отпущенных материальных и технических средств должна быть нацелена на достижение наивысшего результата по критериям соответствия модельным характеристикам соревновательной деятельности.
На каждом уровне совершенствования подготовки специалистов высокой квалификации успешное развитие информационных технологий должно обеспечить широкий доступ к отечественным и мировым образовательным ресурсам. Специфика работы тренера-преподавателя состоит в выполнении следующих функций:
‑ постановки целей и задач учебно-тренировочного процесса;
‑ контроля тренировочной и соревновательной нагрузки;
‑ практического внедрения результатов научных исследований и новейших технологий обучения.
Без постоянного проведения научных исследований и внедрения новейших достижений в спортивную практику вряд ли возможно длительное время сохранять лидирующее положение в мировом рейтинге. Компьютерное моделирование, как своего рода логика упрощенного описания событий с целью раскрытия сущности явления, представляет собой один из теоретических методов научного исследования и оптимизации конкурентных вариантов подготовки.
Сложившаяся система подготовки в значительной степени предполагает доминантную роль преподавателя по отношению к объекту обучения при фиксированной последовательности изложения разделов программы подготовки. Однако неполное использование практического потенциала, накопленного профессиональными спортсменами, а также скупая информация о возможных способах противодействия конкурентов снижают качество существующего детерминированного подхода. Вместе с тем, при формировании очередных задач управления на каждом уровне индивидуальных способностей объекта обучения, процесс подготовки должен быть обеспечен как прямыми, так и обратными связями в сжатые сроки. Опосредованное взаимодействие через компьютерные средства (интерактивность) и формирование общего информационного пространства обучения позволяют в специфической форме реализовать такие дидактические принципы, как:
‑ проблемное изложение учебного материала;
‑ индивидуализация обучения;
‑ самостоятельность изучения;
‑ объективность оценки знаний;
‑ непрерывность обучения;
‑наличие обратной связи, информирующей о самостоятельной деятельности;
‑ регулярность взаимодействия преподавателя и объекта обучения.
Достижение общей цели управления представляется возможным на основе методологии функциональных модулей обучения, которые являются структурированным отображением единой организационной системы, где любая блок-функция может декомпозироваться (рассыпаться) на ряд других в соответствии с локальными условиями подготовки. Основными средствами технологии модульного обучения являются объединенные логической связью компьютерные программы (библиотека модулей), которые обеспечены необходимым математическим аппаратом (библиотека моделей и методов). Входящие в библиотеку компьютерные модули направлены на конкретные цели обучения, с помощью которых достигается необходимый эффект на разных уровнях подготовки к самостоятельной деятельности.
Следует отметить, что, не исключая существующие средства (книги, учебно-методические пособия, справочники и т.д.), модульное обучение предполагает наличие как организационно-методического, так и информационно - обучающего блоков. Каждый модуль библиотеки обучения может включать определенные составляющие единицы, которые при работе с базовым учебным материалом обеспечивают активное участие в процессе поиска лучшего варианта решения как тренера-преподавателя, так и самого специалиста высокой квалификации.
Формализация и расчленение педагогического процесса на составляющие модульные элементы позволяет организовать переход к новым интерактивным технологиям, избавляя от необходимости трудоемких вычислений, связанных с реализацией моделей и методов обработки данных. По мере создания и востребования компьютерных модулей, отвечающих своему целевому назначению на различных этапах подготовки, происходит постепенное введение необходимого количества уровней детализации.
Законченный модульный блок представляет собой не только гипотетический учебный материал, но и содержит индивидуально контролируемую базу данных, ориентированную на объект обучения. Приведем некоторые результаты экспериментального внедрения в учебный процесс Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма (РГУФК) разработанного на основе моделей и методов теоретической механики математического аппарата [2, 3], где в качестве элемента функционирования интерактивной системы обучения использовался комплексный модуль оптимизации тактических действий.
В общем случае выбор оптимальной тактической схемы после двух последовательных ударов игроков можно свести к счетному множеству вариантов на дискретной области с числом 312 комбинаций розыгрыша очка. Охватывая широкий круг многофункционального анализа и синтеза тактической подготовки профессиональных игроков, разработанные модули позволяют получать информацию - результат компьютерной обработки исходных данных, подготовленных пользователем, в простом и понятном виде на профессиональном языке общения.
К концу проведения экспериментального внедрения адаптация функциональной системы имела положительный характер с достоверным изменением параметров (p<0,01 и p<0,05), что позволяет говорить о возможностях дальнейшего применения разработанной методики обучения.
Существуя как целостное педагогическое явление образовательного процесса, интерактивное модульное обучение расширяет возможности сложившейся дидактической системы, раскрывая творческие возможности индивидуального совершенствования. Перспективная интерактивная система модульного обучения способна не только использовать накопленный профессиональный опыт, но также формирует потребность непрерывного овладения знаниями для успешного противостояния в конкурентной борьбе в течение всей активной профессиональной деятельности.
Источники:
2. Листратов И.А. Мертвая зона: Пособие по тактике тенниса. Ч.1. - М.: Галерия, 1999.
3. Листратов И.А. Мертвая зона: Пособие по тактике тенниса. Ч.2. – М.: Изд. РМНТК «Нефтеотдача», 2000.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 11:06:48