Управление и совершенствование процесса взаимодействия информационно-коммуникационных технологий и образовательного процесса детей и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 15, Номер 1 (Январь 2025)
Цитировать:
Скворцова Н.А., Серябкина А.И. Управление и совершенствование процесса взаимодействия информационно-коммуникационных технологий и образовательного процесса детей и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья // Экономика, предпринимательство и право. – 2025. – Том 15. – № 1. – doi: 10.18334/epp.15.1.122083.
Введение
Актуальность темы данного исследования обусловлена тем, что в современном мире информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) играют ключевую роль в образовании, открывая новые возможности для улучшения образовательного процесса. Особое внимание уделяется использованию ИКТ в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), чтобы обеспечить им равные возможности получения качественного образования.
Согласно статье 43 Конституции Российской Федерации, каждый гражданин имеет право на образование, что подразумевает равный доступ к образовательным услугам, в том числе и для детей с ОВЗ. Делается акцент на том, что образовательные стандарты подразумевают применение различных форм и методов для развития детей [11].
Регламентация образовательного процесса также происходит на основании положений Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в РФ», принятый 29.12.2012г. Так, статья 79 описывает принципы и особенности организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья с использованием специальных дидактических материалов, технических средств и иных инструментов [17].
Проблематика на данный момент состоит в том, что термин «инклюзивное образование» с возможностью применения современных инновационных инструментов и технология для детей с ОВЗ не до конца изучен. Данный вопрос требует серьезной проработки и практического анализа. Так как в рамках исследования подчеркивается важность равных образовательных возможностей для детей и детей с ОВЗ. Поэтому подходы к обучению остаются не исследованы в полном объеме.
Научная новизна работы состоит в том, что авторами предлагается использование различных образовательных и информационно-коммуникационных технологий. Основу таких технологий составляют игровые средства, в частности, очки виртуальной реальности и ушные мониторы, а также виртуальные доски.
Гипотеза исследования состоит в том, что предложенные технологии и инструменты, помогут наиболее успешно организовать процесс передвижения детей, усвоения учебного материала в образовательном учреждении, развитии коммуникативных и социальных навыков.
Методология исследования включает применение теоретических методов в виде анализа комплексной педагогической и психологической литературы, а также метод дедукции, сбора данных, метод анализа полученных результатов и метод обобщения.
Цель исследования – рассмотреть вопрос управления и совершенствования процесса взаимодействия ИКТ образовательного процесса и проведение учебных занятий в оффлайн и онлайн режиме для детей с ОВЗ. Предложен вариант использования очков виртуальной реальности и ушных мониторов, а также виртуальных досок для более успешной организации процесса передвижения детей и усвоения учебного материала в образовательном учреждении и управления образовательным процессом в целом.
Для эффективного применения ИКТ в работе с обучающимися и детьми с ОВЗ необходимо разработать не только специальные подходы, учитывающие их индивидуальные особенности, но и четко обозначить задачу, которая будет решаться. Также важно создать условия для доступности соответствующих технологий и обучить педагогический персонал использованию новых инструментов [1, c. 210]. Именно через грамотное управление этим процессом можно достичь максимальной эффективности работы ИКТ в образовании детей с ОВЗ и повысить качество обучения.
Теоретический обзор. Использование цифровых решений и платформ в процессе организации образовательного процесса с обучающимися с ОВЗ представлены в разных источниках.
Применение информационных технологий в рамках образовательного процесса было рассмотрено исследователем О.И. Кукушкиной. Автор предложила методологию, подразумевающую создание уникальных, многофункциональных программных средств не только для обычных детей, но и учеников с ОВЗ [9, c. 69]. Предложенные средства необходимы были для облегчения образовательного процесса учеников с особыми образовательными потребностями.
Также согласно исследованиям Королевской Т.К., Кукушкиной О.И. и Гончаровой Е.Л. была создана отечественная образовательная программа, которая ориентирована на специальное образование. Ее реализация подтверждена посредством дальнейших практических исследований, по результатам которых создана первая в России программа «Мир за твоим окном». Данный продукт помогает организовать образовательный процесс для детей начальных классов, страдающих от проблем со слухом, речью или имеющих задержки в психическом развитии [10, c. 28].
В научной литературе нередко обращают внимание на значимость использования ИКТ в образовательном процессе детей с ОВЗ на ранних этапах их развития, включая дошкольный возраст, содержатся примеры успешного использования различных образовательных программ и приложений, разработанных специально для детей с ОВЗ. Исследования и практические примеры указывают на необходимость и перспективы использования информационно-коммуникационных технологий в организации процесса обучения детей [8, c. 722].
Исследование использования ИКТ в процессе обучения дошкольников привлекает внимание различных авторов. Работы таких авторов как Джондуард ЛаРош, Лаура Ламинен, и Дэвид Смит позволяют получить разносторонний взгляд на роль ИКТ в образовании детей дошкольного возраста. Среди литературы на эту тему также можно выделить такие исследования, как «Использование планшетов в обучении дошкольников: плюсы и минусы» (А.И. Иванова), «Роль интерактивных детских игр в развитии малышей» (В.П. Смирнова) и «Интернет-ресурсы для обучения детей дошкольного возраста» (Е.С. Петрова) [6, c. 108].
Что касается изучения источников, отражающих применение ИКТ в ВУЗах, то стоит выделить труды Поповой И.Н. Автор описывала возможности применения мультимедиа технологий в профессиональной подготовке студентов инженерных специальностей [12, c. 60].
Педагогами Бакашевой А.Б., Эльмурзаевой М.Э. и Хапаеой Л.Х. было акцентировано внимание на основных подходах к организации обучения студентов вузов с использованием ИКТ. Авторы изучили имеющиеся исследования вводного обучения программированию, предполагающие новые образовательные методы с использованием черт совместного обучения [2, c. 321].
В целом, анализируя имеющиеся данные, можно сделать вывод, что ИКТ помогают индивидуализировать образовательный процесс, улучшить доступность обучения и способствуют развитию уникальных способностей каждого обучающего. Важно продолжать исследования в этой области и совершенствовать подходы к использованию ИКТ для обучения детей с ОВЗ в практике и регуляции процесса обучения в управленческом менеджменте образовательной организации.
Основная часть. Образовательный менеджмент на основе ИКТ для детей с ограниченными возможностями здоровья представляет собой использование средств и сервисов для управления образовательными и педагогическими процессами, технологиями и учреждениями. Это направление, по мнению авторов, включает с себя следующие аспекты (рисунок 1):
Рисунок 1 – Аспекты образовательного менеджмента при помощи ИКТ
Источник: составлено авторами с использованием материалов [14; 15]
Иммерсивное развивающее оборудование и подход в обучении, позволяет организовать коррекционно–развивающей работы с обучающимися с ОВЗ.
Стратегия внедрения очков виртуальной реальности (Virtual Reality) и ушных мониторов, с целью включения визуального плана в процесс передвижения ребенка в стенах образовательного учреждения. С помощью искусственного интеллекта создаются интерактивные миры, в которых с различной степенью сходства имитируется человеческая реальность [4].
VR программа предназначена для помощи пользователям в возрастной группе от 5 до 25 лет с расстройствами аутистического спектра (РАС) в распознавании эмоций и подражании мимике человека. Она предоставляет интерактивную среду, где дети могут видеть отражение своих эмоций на виртуальном аватаре, а также получать обратную связь от системы о правильности выражения той или иной эмоции [3, c. 92].Внедрение очков Virtual Reality в учебный процесс детей представляет собой эффективный подход к улучшению их образовательного потенциала. Virtual Reality позволяют создавать иммерсивные образовательные среды, которые способствуют лучшему восприятию информации и активному участию в процессе [16].
VR программа также может включать персонажей, которые выражают случайные эмоции. Пользователи должны не только угадать эти эмоции, но и повторить их мимику. Эти упражнения помогают развивать эмоциональный интеллект и социальные навыки, важные для эффективного общения. Программа использует передовые технологии виртуальной реальности и дополненной реальности, создавая реалистичные и захватывающие обучающие сценарии [16].
В рамках управления и совершенствования процесса взаимодействия информационно-коммуникационных технологий и образовательного процесса детей с ОВЗ, нами предлагается внедрение визуального плана для организации среды. Визуальный план – это один из инструментов, который помогает организовать окружающую среду для людей с аутизмом. Он представляет собой наглядное изображение расписания, задач или заданий, которые необходимо выполнить в течение дня. Визуальный план помогает детям сориентироваться в повседневных задачах, предсказуемо планировать свои действия и улучшать свою самостоятельность [15, c. 393].
Нами разработана стратегия внедрения очков виртуальной реальности, с целью включения визуального плана в процесс передвижения ребенка в стенах образовательного учреждения. Это позволит включить визуальные подсказки, инструкции и запреты в структуру жизни ребенка в образовательном комплексе. Преимущества включают улучшение структуры и ясность, способствуя предсказуемости и снижая стресс. Визуальный план, встроенный в очки, может помочь приобретению коммуникативных навыков, способности самостоятельно организовать день.
Основная цель стратегии заключается в улучшении коммуникативных навыков детям с РАС через обучение, свободное перемещение их, распознаванию и выражению эмоций. Это может способствовать развитию социальных взаимодействий и снижению барьеров в общении с окружающими. Программа также включает элементы игры и геймификации, чтобы сделать процесс обучения более увлекательным и мотивирующим.
На рисунке 2, представим план внедрения VR программы в образовательную организацию для детей с ОВЗ.
Рисунок 2 – План внедрения VR программы в образовательную организацию для детей с ОВЗ
Источник: составлено авторами
Первоначально, внедрение предполагает проведение детального анализа потребностей учреждения и его специфики, сбор данных о строении здания, расписания занятий, особенностях управления учебным процессом, правилах образовательного учреждения. Далее следует этап разработки специализированных программ и сценариев, адаптированных к особенностям каждого ребенка/обучающегося, в зависимости от вида нарушения, являющийся ключевым в этом процессе. Необходимо разработать детальную визуальную карту помещений, добавить режимные моменты, такие как таймер и время, визуализировать цветами правильное передвижение ребенка/обучающегося, а также не правильное, для достижения максимальной автономности процесса нахождения ребенка в образовательном учреждении [18, c. 69].
После этапа разработки программ и создания визуального плана в очках виртуальной реальности, начинается этап апробации результата на контрольной группе обучающихся и сравнение их результатов соблюдения режимных моментов с детьми, которые по-прежнему организуются сотрудниками учреждения. Далее интерпретируются данные и составляется диаграмма эффективности инновации, после чего она будет внедрена в образовательной учреждение (рисунок 3).
Рисунок 3 – Диаграмма эффективности инновации
Источник: составлено авторами
Итак, благодаря внедрению VR программы, в частности очков виртуальной реальности для маршрутизации детей и обучающихся с ОВЗ в стенах учебного заведения можно создать инновационную и инклюзивную образовательную среду, способствующую повышению эффективности и качества обучения.
Особое внимание здесь следует уделить обеспечению потенциальной доступности и удобства использования технологии VR для детей и обучающихся с ОВЗ в стенах образовательного учреждения. Эргономичные и легкие в использовании очки виртуальной реальности, а также возможность индивидуальной настройки параметров в соответствии с потребностями конкретного ребенка, будут способствовать повышению эффективности образовательного процесса [3, c. 91].
Помимо очков виртуальной реальности, мы предполагаем использование иных технологий для детей и обучающихся с нарушениями слуха, которые нуждаются в специальных условиях обучения, создании адаптированной среды. При помощи системы ушных мониторов дети с нарушениями слуха могут автоматически получать аудиосигналы, необходимые для навигации по учебному заведению, ориентации в пространстве и взаимодействия с окружающей средой. Ушные мониторы будут способствовать повышению общей эффективности управления и организации образовательного процесса, а также обучению детей самостоятельности и автономности в процессе передвижения вне классов. В реализации этого подхода важно учитывать не только технические аспекты внедрения, но и педагогические моменты, а также управленческие задачи, связанные с адаптацией образовательного процесса к специфическим потребностям детей с ОВЗ. Необходимо разработать соответствующие стратегии регулирования нахождения ребенка в стенах образовательной организации, специальные звуковые сигналы в разных частях здания, систему поощрения при правильной траектории движения, которые бы учитывали особенности организации образовательной среды.
Более того, важно обеспечить обучающимся и педагогическим сотрудникам достаточную поддержку и обучение по использованию ушных мониторов, чтобы гарантировать их правильное функционирование и максимальную пользу для обучающихся. Также необходимо провести предварительное тестирование системы ушных мониторов, чтобы убедиться в ее эффективности и соответствии потребностям обучающихся с ОВЗ. В целом, внедрение ушных мониторов для маршрутизации детей с нарушениями слуха в стенах учебного заведения также будет являться важным шагом в улучшении образовательного процесса для детей с ОВЗ. Эта технология поможет создать более доступную и инклюзивную среду обучения, способствует развитию способностей к самостоятельной ориентировке на местности обучающихся и улучшению их образовательного опыта.
При внедрении ушных мониторов и очков виртуальной реальности для обучения детей с особыми образовательными потребностями (ООП) происходит существенное улучшение качества и эффективности образовательного процесса. Одним из важных аспектов такого внедрения является экономия для организации. Подобные инновационные технологии, могут потребовать значительных инвестиций на начальном этапе, однако в долгосрочной перспективе они способны привести к существенной экономии за счет оптимизации использования ресурсов и сокращения расходов на персонал.
Внедрение ушных мониторов и VR-очков в образовательный процесс детей с ОВЗ позволит снизить необходимость в штате педагогического и обслуживающего персонала. Технологии виртуальной реальности могут предоставлять индивидуальные образовательные программы и методы обучения, что снижает нагрузку на педагогов и специалистов, работающих с детьми. Более того, ушные мониторы и очки виртуальной реальности (ОВР) могут быть настроены на автоматическую коррекцию и оценку прогресса обучения детей, что уменьшает необходимость в постоянном контроле со стороны педагогов [5]. Сокращение штата педагогического и младшего персонала, обусловленное внедрением ушных мониторов и ОВР, позволит организации сократить расходы на заработную плату и обучение сотрудников. Сокращение численности персонала также может привести к уменьшению затрат на административные и организационные расходы, связанные с поддержкой и обеспечением работы персонала.
Образовательные доски – это интерактивные управляющие инструменты, предлагаемые нами использовать в образовательном процессе обучения детей и студентов с ограниченными возможностями здоровья. Они помогут значительно улучшить процесс и помочь в адаптации к обучению.
Так, например, платформа Padwork для совместной работы на цифровых интерактивных досках разработана и внедрена в учебный процесс некоторых университетов. Платформа служит для проведения учебных занятий оффлайн и онлайн. Она представляет собой виртуального помощника по созданию интерактивных досок – цифровых площадок, где пользователи могут создавать и редактировать в режиме реального времени образовательный контент [14].
Padwork уникальный цифровой инструмент, который позволит соединить творчество, коммуникацию, образовательный процесс, визуальные проекты в обучающем процессе детей с ограниченными возможностями здоровья [13].
Рассмотрим основные возможности интерактивной доски Padwork, где в режиме реального времени происходит образовательный процесс (рисунок 4).
Рисунок 4 – Возможности онлайн-доски Padwork для проведения оффлайн и онлайн занятий
Источник: составлено авторами с использованием материалов [13; 14]
Российская онлайн-доска Padwork предлагает множество инструментов для создания и редактирования контента, включая заметки, видео, изображения, ссылки и аудиофайлы, что является несомненным преимуществом в образовательном процессе.
Результаты.
Исходя из представленного анализа внедрения ИКТ можно повлиять на имидж образовательной организации, повысить уровень обучения, ускорить процесс вовлеченности обучающегося.
Предложенная нами стратегия использования ИКТ может не только значительно улучшить качество образования для детей с ОВЗ, но и способствовать формированию позитивного образа учебного заведения. Многие родители выбирают университеты, школы и детские центры исходя из их технологической оснащенности и способности предоставлять современные образовательные методики. Ввиду этого, нами предложен один из уникальных маркетинговых ходов в данной сфере. С помощью предложенного нами алгоритма применения и внедрения VR программы, ушных мониторов с целью приобретения воспитанниками навыка эффективной организации жизни без помощи взрослых, использование уникальных интерактивных досок мы имеем возможность разработать конкурентоспособную рекламу учебного заведения [7, c. 109]. Особенностью рекламной кампании управление образовательным и учебным процессом при помощи инновационных ИКТ будет выступать программа, способная не только научить обучающегося и ребенка академическим навыкам, но и дающая возможность погружения в виртуальные симуляции, генерирования идей, совместного творчества, где дети могут практиковать навыки самоорганизации и автономного взаимодействия с виртуальным помощником и окружающей средой.
Выводы.
Подведя итоги исследования взаимодействия информационно-коммуникационных технологий и образовательного процесса обучающихся и детей с ограниченными возможностями здоровья, можно заключить, что использование современных технологий позволит значительно улучшить качество обучения, позволит проработать навыки саморегуляции без участия взрослых, что затруднительно представлялось возможным ранее. Взаимодействие очков VR, ушных мониторов, онлайн-досок и образовательного процесса детей с ОВЗ через искусственный интеллект, творчество и технологии, открывает новые возможности для развития индивидуальных учебных практик, уникальных сценариев обучения самостоятельности и автономности.
Одним из ключевых выводов является необходимость профессионального педагогического менеджмента в данном вопросе. Необходимо решение таких задач, как подготовка педагогов для работы с ИКТ в образовательном процессе детей и обучающихся с ОВЗ. Проведение онлайн-тренингов и семинаров, позволит повысить квалификацию педагогов. Управляющий персонал должен быть компетентен в выборе подходящих технологий, уметь интегрировать их в учебный процесс и адаптировать под конкретные потребности образовательного учреждения. Также важно уделять внимание разработке специальных баз знаний, программ и приложений, ориентированных на потребности обучающихся и детей с ОВЗ, чтобы предоставить им максимальные возможности для получения качественного образования и развития.
В целом, стоящая перед нами исследовательская задача регулярного управления и совершенствования интерактивного процесса взаимодействия информационно-коммуникационных технологий и традиционного образовательного процесса детей с ОВЗ - достигнута. Это важное направление позволит улучшить адаптацию к обучению, которое требует постоянного внимания, исследований и инноваций. Только таким образом мы сможем обеспечить доступ к качественному образованию каждому ребенку, вне зависимости от его особенностей здоровья и потребностей.
Страница обновлена: 11.11.2024 в 13:09:06