Инновационные подходы формирования единого интерактивного сетевого пространства сферы образовательных услуг

Савзиханова С.Э.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 9 (57), Сентябрь 2011

Цитировать:
Савзиханова С.Э. Инновационные подходы формирования единого интерактивного сетевого пространства сферы образовательных услуг // Креативная экономика. – 2011. – Том 5. – № 9. – С. 58-62.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=16540172
Цитирований: 4 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Как показывает мировая практика, в условиях глобализации и развития рыночных отношений в одиночку не сможет выжить ни один вуз. В этих условиях интеграционные процессы в сфере высшего образования становятся неизбежными. Для того чтобы существенно повысить эффективность и продвинуться в сфере высшего образования, необходимо в короткие сроки создать в стране единую сетевую среду управления, взаимодействия и интеграции. Именно это позволит решить многое задачи модернизации сферы высшего образования.

Ключевые слова: инновации, образовательные услуги, информация, модернизация, инновационный процесс, сетевое пространство



В настоящее время активно идет процесс формирования глобального инновационного пространства [2]. Основой инфраструктуры такого пространства является Интернет. И хотя не вся информация полезна, но, что главное, она недостаточно структурирована. Поэтому структурирование и систематизация информации в сети Интернет остается одной из актуальных задач современности. Это все в полной мере относится и к информации, касающейся сферы образовательных услуг.

Образование в едином пространствеДостаточно активно развиваются интернет-сервисы, то есть глобальное информационное пространство постоянно совершенствуется, и в этом направлении видится большая перспектива.

Интернет является площадкой для общения и взаимодействия огромного количества людей в глобальном пространстве. Однако при этом не обеспечивается идентификация участников. Идентификация участников мероприятий, проводимых в сети Интернет, позволит решать в электронном виде многие вопросы в различных сферах, в том числе и в сфере образовательных услуг.

Одной из главных задач модернизации системы высшего образования является создание единого информационно-коммуникационного пространства [3]. Эту задачу в России ставили давно, но, однако, до сих пор серьезных подвижек в ее решении не было. Создание такого пространства предусматривает модернизацию организационной и управленческой культуры в сфере высшего образования, наличие демократической системы, где значительная роль будет отведена обществу. Кроме того, это позволит создать необходимую инфраструктуру горизонтальной интеграции вузов на ресурсном уровне.

Единое информационное пространство предусматривает возможность получения необходимой информации в одной точке доступа вкупе с использованием разветвленной коммуникационной сети (в том числе каналов связи, передачи данных и др.), позволяющей гражданам иметь доступ к информационному пространству, то есть для получения в режиме «одного окна» нужных сведений.

Создание единого интерактивного информационно-коммуникационного пространства с функциональными возможностями идентификации участников позволит в интерактивном режиме (online и offline) решать многие вопросы, которые до сих пор можно было решать только лично, присутствуя на мероприятии, лично общаясь с глазу на глаз, то есть присутствуя физически.

Таким образом, в рамках такого пространства студенты, преподаватели, административно-управленческий персонал вуза и др. смогут решать абсолютное большинство вопросов, касающихся сферы образовательных услуг, в удаленном режиме. Создание такого пространства позволит модернизировать сферу образовательных услуг, и это является единственно правильным, наиболее реалистичным подходом.

Большая площадка – большие возможности

Необходимо, в первую очередь, создать комплексную информационно-коммуникационную систему на основе самых современных технологий, которая имела бы вышеуказанные функциональные возможности.

В последние пять лет наиболее активно разработкой и созданием комплексной информационно-коммуникационной системы, предусматривающей создание единого интерактивно-сетевого пространства сферы образовательных услуг с функциональными возможностями идентификации участников этого пространства, занимается московская компания – некоммерческое партнерство «Экономическое сообщество «РЭОС». Им создана и в настоящее время функционирует многофункциональная информационно-коммуникационная система «Глобальный инновационно-образовательный портал» (ГИОП).

Автор участвовала в разработке и реализации проекта ГИОП. Ею были разработаны технические задания, подготовлены описания и схемы бизнес-процессов, которые подлежали информатизации, научно обосновывалась целесообразность разработки тех или иных функциональных возможностей подсистем ГИОП путем тестирования. Таким образом, при участии автора были созданы достаточно уникальные информационно-коммуникационные системы с функциональными возможностями, которые до сих пор считались нереальными.

Используя эти системы, удается модернизировать различные направления деятельности в рамках сферы образовательных услуг. Формы осуществления деятельности и приобретают новые очертания, т.е. создается новая более высокая организационная и управленческая культура. В этой связи автор предлагает по новым схемам выстроить организационные, управленческие, технологические бизнес и другие процессы в сфере образовательных услуг с учетом функциональных возможностей интерактивных систем.

Использование в информационно-коммуникационных системах современных технологий, в том числе средств электронной цифровой подписи и шифрования, позволило разработать и создать впервые в России универсальную электронную карту, которая одновременно служит электронным паспортом гражданина, студенческим билетом, зачетной книжкой, читательским билетом, служебным удостоверением и т.п.

В этой карте также имеются индивидуальные средства шифрования и электронной цифровой подписи. Предусматривается, что такая карта будет предоставляться всем субъектам сферы образовательных услуг. Эта карта позволяет однозначно идентифицировать студента, преподавателя и др. в информационно-коммуникационной системе, подписывать электронные документы электронной цифровой подписью и зашифровать электронные документы и файлы.

Потому как многие функциональные возможности реализованы впервые, появляется необходимость более подробного описания информационных систем, технологий и функциональных возможностей, а также подходов к реализации различных процессов.

Основной целью создания Глобального инновационно-образовательного портала является формирование интерактивной площадки, где вузы, преподаватели, студенты и другие участники системы в режиме «одного окна» могут получать нужную информацию в сфере образования, решать все вопросы, касающиеся этой сферы, организовывать на более высоком уровне образовательный процесс с использованием современных информационных технологий, вырабатывать предложения по совершенствованию системы образования на основе проведения межвузовских, межрегиональных и других мероприятий, проводимых в основном на базе межвузовских структур, функционирующих в форме сетевых виртуальных организаций.

Использование при создании ГИОП самых современных технологий, в том числе средств шифрования и электронной цифровой подписи, позволило впервые решить в России целый спектр вопросов, что свидетельствует об уникальности ГИОП. Использование инструментов способствует выстраиванию различных бизнес-процессов и схемы управления, что и послужило основанием для создания большого количества подсистем.

Для каждого преподавателя, аспиранта, студента и другого участника ГИОП создается интерактивный сайт и предоставляются средства шифрования и электронной цифровой подписи. Они получают возможность участвовать во всех проводимых в рамках ГИОП мероприятиях (съездах, конференциях, заседаниях, конкурсах, форумах и др.) и принятии решений путем голосования, а также сами могут выступать инициаторами организации и проведения таких мероприятий.

В рамках ГИОП создается большое количество межвузовских структур, ориентированных на решение различных проблем. Эти структуры создаются в форме сетевых виртуальных организаций, осуществляющих деятельность, сочетая традиционную и электронную формы, и имеющих распределенную структуру. В зависимости от кадрового потенциала вузы могут выступать базовыми учреждениями для тех или иных межвузовских центров.

Вывод«Глобальный инновационно-образовательный портал» позволяет каждому вузу перейти на инновационный путь развития и использовать современные информационные технологии, предусматривающие возможность информатизации и автоматизации традиционной формы обучения, а также создать более совершенную систему дистанционного и открытого образования.

Таким образом, предложенные автором подходы к формированию единого интерактивного сетевого пространства сферы образовательных услуг, обладая определенной инновационностью, открывают новые возможности для развития этой сферы в современных российских условиях.


Источники:

1. Бездудная А.Г. Тенденции развития высшего образования в США и России [Текст] // Экономическое возрождение России, 2008. – №1.
2. Грудзинский А.О. Стратегическое управление университетом: от плана к инновационной миссии [Текст] // Университетское управление: практика и анализ, 2004. – №1.
3. Потехина Е.В. Инновационные процессы в высшей школе: Диссертация кандидата экон. наук [Текст]. – М.: 2006.
4. Управление высшими учебными заведениями в условиях инновационной экономики [Текст] / А.Н. Асаул, Б.М. Капаров; под ред. д-ра экон. наук, проф. А.Н. Асаула. – СПб.: Гуманистика, 2007.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 01:07:38