Анализ моделей вовлеченности персонала в бизнес-процессы компании

Удальцова Н.Л.1
1 Финансовый Университет при Правительстве Российской Федерации

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 2 (Февраль 2024)

Цитировать:
Удальцова Н.Л. Анализ моделей вовлеченности персонала в бизнес-процессы компании // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – Том 14. – № 2. – С. 299-314. – doi: 10.18334/epp.14.2.120357.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=63548402

Аннотация:
В статье проводится анализ современных моделей вовлеченности персонала, фокусируясь на их роли в бизнес-процессах организации. Автор подробно исследует различные подходы к измерению и управлению уровнем вовлеченности сотрудников, а также рассматривает конкретные примеры компаний, успешно внедривших эти модели. Статья выделяет ключевые компоненты вовлеченности, такие как приверженность организации, увлеченность работой, инициатива и другие. Автор рассматривает инновационные методы, включая интерактивные каталоги и обучающие платформы, которые используются компаниями для эффективной поддержки вовлеченности персонала. Особое внимание уделяется рекомендациям по улучшению вовлеченности сотрудников. Рекомендации охватывают такие аспекты, как создание положительного HR-бренда, обеспечение сотрудникам возможности влиять на результаты своей работы, использование современных технологий для обучения и обратной связи, формирование корпоративной культуры, регулярное измерение и анализ уровня вовлеченности, индивидуализация подхода к сотрудникам и развитие эффективной системы внутренних коммуникаций.

Ключевые слова: вовлеченность персонала, бизнес-процесс, модели вовлеченности, обратная связь

JEL-классификация: L26, M11, M21, M50



Введение

В современном бизнесе ключевым фактором успешности организации является не только качество продукции или предоставляемых услуг, но и активная роль ее сотрудников в жизни компании. Одним из важных аспектов, определяющих эффективность труда персонала, является уровень вовлеченности сотрудников в бизнес-процессы компании. Анализ и повышение этого показателя становятся приоритетными задачами для устойчивого развития организации.

В свете вышеупомянутых факторов, проведение анализа моделей вовлеченности персонала в бизнес-процессы компании становится неотложной задачей.

Статья опирается на исследования нескольких авторов, включая работы Е. Н. Антонова, М. О. Левадняя [1], Е. В. Михалкина, Д. А. Михалкина [8], а также анализ исследований А. А. Токаревой, С. Г. Баронене [13]. Эти исследования предоставляют важные научные выводы и практический опыт в области вовлеченности персонала в бизнес-процессы компании.

Цель исследования заключается в проведении анализа современных моделей вовлеченности персонала в бизнес-процессы организации, а также в рассмотрении конкретных практических примеров компаний, успешно применяющих эти модели.

Задачи исследования:

- охарактеризовать модели вовлеченности персонала в бизнес-процессы компании;

- раскрыть практические примеры компаний, успешно применяющих эти модели;

- предложить рекомендации по вовлеченности персонала в бизнес-процессы организации.

Научная новизна статьи заключается в комплексном анализе современных моделей вовлеченности персонала в бизнес-процессы организации с выделением успешных кейсов. Автор предлагает конкретные практические рекомендации по вовлеченности персонала в бизнес-процессы организации.

Гипотеза исследования: эффективное внедрение современных моделей вовлеченности персонала в бизнес-процессы организации приводит к повышению производительности, снижению текучести кадров и улучшению общей рабочей атмосферы.

Методы включают анализ литературы и статистики, опросы и интервью с представителями компаний, кейс-анализ успешных и неуспешных практик, а также экспертные оценки.

Результаты исследования и их обсуждения

Однажды Марк Цукерберг выразил мысль, которая прекрасно отражает суть важности вовлеченности сотрудников в контексте успешного бизнеса: «Люди могут быть очень умными или обладать необходимыми навыками, но если они не верят в ваше дело, они не будут работать» [2]. Эти слова основателя Facebook подчеркивают ключевую роль убежденности и вовлеченности персонала в целях компании.

Вовлеченные сотрудники не только обладают необходимыми компетенциями, но и искренне верят в миссию компании, испытывают удовлетворение от своей работы и готовы превзойти ожидания. Повышение уровня вовлеченности становится неотъемлемым трендом современного бизнеса. Согласно подсчетам издания Harvard Business Review, вовлеченность персонала способна увеличить шансы бизнеса на успех вдвое, что подчеркивает стратегическую важность этого аспекта для достижения организационных целей [2].

Крупнейшая российская платформа онлайн-рекрутинга hh.ru провела обширный опрос среди компаний-работодателей по всей стране с целью выяснить, какие взгляды существуют на вовлеченность сотрудников в корпоративную жизнь и как это влияет на ключевые бизнес-показатели [4]. Результаты опроса демонстрируют, что лишь 22% работодателей проявляют интерес к тому, насколько их сотрудники активно участвуют в жизни организации [4].

Большинство компаний (90%) понимают вовлеченность сотрудников как общую интеграцию в корпоративную культуру и разделяемые ценности компании. Кроме того, 38% работодателей отмечают, что в понятие вовлеченности включается инициативность сотрудников, 18% ассоциируют это с удовлетворенностью от выполняемой работы, в то время как 1% считают вовлеченность эквивалентной лояльности к компании [4].

Удивительно, что половина компаний (50%) вообще не проводит измерения вовлеченности своих сотрудников. Другие 21% прекратили такие исследования, проведенные ранее. Только 22% компаний регулярно занимаются изучением уровня вовлеченности своих работников в жизнь бизнеса [4].

Интерес к показателям вовлеченности сотрудников в корпоративную жизнь начал проявляться сравнительно недавно: 41% компаний начали это делать в 2022 году, 36% в 2023 году, а 23% занимаются этим уже два года и более [4].

При этом почти половина компаний (49%), участвовавших в опросе, сообщили, что последний замер вовлеченности показал высокий уровень (от 70 до 99%), 36% отметили средний уровень включенности, а 7% отметили низкий уровень активности сотрудников в корпоративной жизни организации [4].

Практика свидетельствует о том, что проведение исследования уровня вовлеченности сотрудников в жизнь компании может эффективно поддерживать бизнес-процессы. В частности, 69% компаний используют данную методику для мониторинга настроений среди персонала, применяя полученные данные в стратегии удержания и развития кадров в условиях конкурентного рынка труда с высоким кадровым дефицитом [4]. Важность этого подхода особенно актуальна в настоящее время, когда удержание опытных сотрудников становится приоритетной задачей для организаций.

Дополнительно, 26% работодателей отмечают, что анализ вовлеченности помогает выявлять причины увольнений, в то время как 21% признают, что этот инструмент поддерживает планирование стратегии компании. Важно осознавать, что вовлеченность сотрудников напрямую влияет на ключевые показатели бизнеса, и это мнение разделяют 96% опрошенных работодателей, подчеркивая связь между качеством внутренних отношений и успешностью предприятия [4].

Не менее важными результатами исследования являются выводы о том, что, по мнению 70% работодателей, вовлеченность сотрудников существенно влияет на производительность труда, на уровень текучести кадров (60%), а также на устойчивое развитие компании (41%). Эти данные подчеркивают неотъемлемую связь между активным участием персонала и общими успехами предприятия [4].

Е. Н. Антонова, М. О. Левадняя высказывают, что интерес со стороны ученых и практиков к проблеме вовлеченности персонала обусловлен тем, что, согласно модели рабочих требований-ресурсов, обратной стороной высокой вовлеченности является риск выгорания, проявляющийся, в частности, в истощении и отчуждении. Эти факторы, без сомнения, оказывают влияние на производительность сотрудников организации, что, в свою очередь, сказывается на ее финансовых результатах. Именно поэтому руководители компаний, сотрудники отделов персонала и линейные менеджеры постоянно ищут актуальные и надежные методы для эффективного повышения вовлеченности сотрудников [1, c.198].

Согласно исследованию Института Gallup [5], неинтересующиеся своей работой сотрудники не обладают достаточными знаниями о уникальных предложениях продукции, не могут выделить преимущества перед конкурентами, их продуктивность снижается на 20%, а частота ошибок в работе увеличивается на 41%. В тоже время активно вовлеченные сотрудники более успешно удовлетворяют потребности клиентов на 25%, что в результате приносит компании дополнительные 20% прибыли [5].

Дополнительное исследование, проведенное компанией Happy Job, сравнивает два отдела одной компании с разным уровнем вовлеченности (разница в 7 п.п.). Результаты выявили, что менее вовлеченный отдел за год потерял на 26% больше клиентов по сравнению с высоко вовлеченным отделом. Клиенты жаловались на отсутствие интереса со стороны сотрудников и неэффективное представление продукции [5].

Это наглядно подчеркивает, что уровень вовлеченности непосредственно влияет на эффективность работы компании и ее финансовые показатели. Этот фактор также оказывает существенное воздействие на эффективность бизнес-процессов. Низкий уровень вовлеченности в команде сопровождается смещением фокуса руководства от принятия стратегических решений к частому контролю, что снижает доверие. Это влечет за собой увеличение бюрократии и снижение качества обслуживания клиентов, что в конечном итоге делает систему неэффективной [5].

Повышение вовлеченности персонала в компании приносит неоспоримые преимущества. Исследования от Gallup подтверждают, что высокий уровень вовлеченности персонала сопровождается значительным повышением производительности труда - на 22%. Это является ключевым фактором в достижении операционной эффективности [5].

Дополнительно, HR-портал Talent Culture предоставляет примеры, где инвестиции в вовлеченность персонала на 10% приводили к увеличению годовой прибыли компании на 2400 долларов с каждого сотрудника. Этот финансовый рост демонстрирует прямую связь между вовлеченностью и финансовыми показателями компании [5].

Важным аспектом вовлеченности является также удержание талантов. Коллектив, где сотрудники активно вовлечены в рабочий процесс, привлекает к себе талантливых профессионалов. Обратно, вовлеченные сотрудники не склонны присоединяться к коллективам с признаками «выгорания», что обеспечивает стабильность и качество состава команды.

Снижение текучести кадров также становится результатом повышенной вовлеченности. Удовлетворенные своей работой сотрудники проявляют большую лояльность, что сокращает потребность в регулярном подборе и адаптации персонала.

Наконец, вовлеченность персонала оказывает существенное воздействие на общую эффективность работы. Создание ощущения принадлежности и ответственности стимулирует сотрудников к более результативной деятельности. Вовлеченные сотрудники часто выдвигают новые идеи, что способствует инновационному развитию компании и ее продуктивности [5].

На глобальном рынке действуют ключевые участники, проводящие исследования и представляющие ежегодные отчеты об основных трендах в вовлеченности. Они выделяют важность связи между успехом организаций и уровнем вовлеченности сотрудников, используя собственные модели для предоставления уникальных инсайтов компаниям

Модель Aon Hewitt в области вовлеченности сотрудников интегрирована в специализированное программное обеспечение и основана на трех ключевых индикаторах:

1. «Говорит» (Speak). Сотрудник выражает положительные отзывы о компании в общении с коллегами, потенциальными сотрудниками и клиентами. Этот индикатор отражает уровень удовлетворенности и позитивного восприятия организации.

2. «Остается» (Stay). Сотрудник проявляет желание оставаться в компании на долгосрочной основе. Этот индикатор отражает степень лояльности и привязанности сотрудника к организации.

3. «Стремится» (Strive). Сотрудник прилагает дополнительные усилия, направленные на достижение успеха бизнеса. Этот индикатор отражает уровень активности и стремления сотрудника внести вклад в общий успех организации.

На основе результатов исследования, проведенного с использованием этой модели, организация может проанализировать структуру своего персонала, разделяя его на три категории:

1. Высокоценные сотрудники. Вовлеченные сотрудники, оказывающие существенное влияние на результаты работы организации.

2. Основные сотрудники. Работники, играющие важную роль в операционных процессах организации.

3. Пассивно/Активно отключенные сотрудники. Работники, находящиеся в высоком риске отключения, требующие управления для минимизации потенциальных негативных воздействий на организацию.

Такой подход позволяет организации более глубоко понимать уровень вовлеченности сотрудников и эффективно управлять кадровыми ресурсами, сосредотачивая усилия на ключевых областях для повышения общей производительности и успеха бизнеса.

Методика Willis Towers Watson в области анализа вовлеченности сотрудников включает в себя детальное рассмотрение 17 факторов, оказывающих влияние на степень привлеченности персонала. На основе проведенного анализа формулируется гипотеза, в соответствии с которой вовлеченность сотрудников укоренена в трех основных аспектах: привязанности к компании, атмосфере и индивидуальных условиях труда.

В ходе методики используются вопросы, предназначенные для оценки трех измерений вовлеченности:

1. Рациональное измерение. Анализирует насколько четко сотрудники осознают свои роли и обязанности в рамках организации.

2. Эмоциональное измерение. Измеряет уровень страсти и энергии, которую сотрудники вкладывают в свою работу, оценивая их эмоциональную привязанность к трудовой деятельности.

3. Мотивационное измерение. Оценивает, насколько успешно сотрудники выполняют свои роли и находят мотивацию в своей профессиональной деятельности.

На основе собранных данных Willis Towers Watson предлагает модель «устойчивой вовлеченности», выделяя три ключевых типа поведения сотрудников:

1. Вовлеченный (engaged). Сотрудники, проявляющие активный интерес и преданность своей работе и организации.

2. Включенный (enabled). Сотрудники, обеспеченные необходимыми ресурсами и условиями для эффективного выполнения своих обязанностей

3. Заряженный (energized). Сотрудники, приносящие в свою работу дополнительную энергию и страсть, способствуя более динамичной и продуктивной рабочей атмосфере [15, c.23].

Эта модель позволяет комплексно оценивать вовлеченность персонала и разрабатывать целенаправленные стратегии для укрепления устойчивого и положительного взаимодействия сотрудников в организации [1].

Одной из наиболее известных моделей Gallup является «Q12» - набор из двенадцати вопросов, предназначенных для измерения уровня вовлеченности сотрудников. Эти вопросы охватывают различные аспекты вовлеченности, начиная от ясности ожиданий до поддержки развития и социальных связей на рабочем месте. Ответы на эти вопросы оцениваются, и на основе результатов формируется общая картина уровня вовлеченности сотрудников в организации. Главное преимущество модели Q12 заключается в ее простоте и фокусе на конкретных аспектах, которые доказано влияют на вовлеченность сотрудников. Это позволяет организациям точечно определять области, которые требуют внимания и улучшений, чтобы создать более благоприятную среду для работы и роста сотрудников.

В контексте методологии Gallup, выделены три категории уровня вовлеченности сотрудников:

1. Вовлеченные сотрудники, работающие со страстью. Это те сотрудники, которые проявляют глубокую вовлеченность в свою работу. У них высокий уровень энтузиазма и страсти к тому, что они делают. Они видят смысл в своей деятельности и чувствуют себя частью целей и ценностей организации. Характеризуются инициативностью, творческим мышлением и стремлением превзойти ожидания. Эти сотрудники способствуют позитивной атмосфере в команде и, как правило, являются лидерами.

2. Невовлеченные сотрудники. Это сотрудники, которые, возможно, выполняют свои обязанности, но чувствуют низкую степень связанности с организацией. У них может отсутствовать внутренний стимул и мотивация, что приводит к выполнению задач на уровне «необходимо сделать». Характеризуются отсутствием энтузиазма, равнодушием к результатам компании и возможно чувством, что их вклад неоценен. Такие сотрудники могут начать искать другие возможности, где они могли бы чувствовать себя более ценными.

3. Активно отключенные сотрудники. Эта категория включает в себя сотрудников, которые не только невовлечены, но и могут проявлять негативное поведение в отношении работы и коллектива. Они могут выражать недовольство, откровенно отвергать рабочую среду или даже создавать токсичную атмосферу вокруг себя. Характеризуются активным противостоянием и отрицательным воздействием на остальных сотрудников. Управление такими сотрудниками требует внимательного анализа причин и разработки стратегии для смягчения негативного влияния [13].

Эти три категории являются ключевыми для анализа и понимания уровня вовлеченности в организации, и они предоставляют базу для разработки конкретных стратегий по улучшению условий труда, поддержке и мотивации сотрудников.

Уникальный подход к изучению вовлеченности, применяемый компанией Hay Group, отличается тем, что вместе с оценкой факторов вовлеченности также анализируются условия для успешной деятельности сотрудников. Hay Group считает, что сама по себе вовлеченность не обеспечит высокую эффективность, если не созданы соответствующие условия для успеха персонала.

Концепция вовлеченности сотрудников по Hay Group включает два основных компонента:

1. Причастность. Характеризуется уровнем привязанности к организации и намерением оставаться в ней на долгосрочной основе.

2. Необязательные усилия. Отражает готовность сотрудников выходить за пределы формальных требований к работе, инвестируя дополнительные усилия для достижения лучших результатов.

На формирование вовлеченности влияют различные факторы, включая:

1. Соответствие должностных обязанностей квалификации сотрудников. Убеждение в том, что задачи соответствуют их квалификации и предоставляют возможность максимально эффективно выполнять свою работу.

2. Позиция организации. Руководство должно создавать условия, в которых подчеркивается значимость и полезность деятельности каждого сотрудника.

Этот подход Hay Group позволяет понимать вовлеченность сотрудников и одновременно учитывать важные аспекты рабочей среды, способствующие общему успеху и эффективности персонала

Методика ЭКОПСИ Консалтинг в области изучения вовлеченности сотрудников представляет собой уникальный подход, выделяющий шесть зон вовлеченности. В зоне кризиса сотрудники сталкиваются с трудностями и недовольством работой, в то время как зона социального напряжения характеризуется наличием социальных конфликтов. Зона стагнации означает замедленное развитие сотрудников, в то время как в зоне мобилизации отмечается положительная динамика и мобилизация для достижения успехов. Зона некритичной лояльности характеризует сотрудников, проявляющих лояльность без активного участия, в то время как зона потенциальной фальсификации включает ситуации, где лояльность может быть неоднозначной.

ЭКОПСИ Консалтинг выделяет четыре ключевых фактора, оказывающих максимальное влияние на вовлеченность российских сотрудников. Первый фактор — руководство, вызывающее доверие, подразумевает веру сотрудников в компетентность руководства и принимаемые ими компетентные решения. Второй фактор — поддержка инициатив — предполагает возможность сотрудников влиять на процессы внутри компании. Удовлетворенность условиями труда, перспективами развития, и другими аспектами жизни в организации составляет третий ключевой фактор. Наконец, четвертый фактор — интеграция — отражает степень совпадения устремлений и ценностей сотрудников с культурой и целями компании.

Этот комплексный подход помогает не только оценить текущий уровень вовлеченности персонала, но и выделить области для улучшения, сосредотачивая внимание на ключевых аспектах взаимодействия и развития сотрудников в организации.

Обзор моделей вовлеченности персонала в бизнес-процессы компании подчеркнул общие черты в подходах консалтинговых компаний к выявлению поведенческих индикаторов вовлеченности персонала. Анализ выявил три ключевых индикатора, уникальных и присутствующих в различных исследовательских подходах:

1. Позитивное отношение и эмоциональная привязанность сотрудника к работе.

2. Увлеченность работой, выражающаяся в выполнении «необязательных» задач и проактивной позиции.

3. Заинтересованность в успехе организации как в собственном [13].

Эти индикаторы являются общими для вовлеченных сотрудников и считаются ключевыми факторами успешной модели вовлеченности персонала, поддерживаемой различными консультационными компаниями.

Е. В. Михалкина, Д. А. Михалкина отмечают, что эффективная модель вовлеченности, встроенная в общую систему управления персоналом, приводит к снижению текучести кадров, уменьшению числа прогулов, улучшению дисциплины и более активному участию сотрудников в рабочей деятельности. Как результат, прибыль организации в среднем увеличивается на 11-12% [8, c.51].

С. Н. Служенко подчеркивает, что, помимо финансовой мотивации, важную роль играет работа с персоналом, включая их развитие, обучение, информирование, а также предоставление возможности для выражения своего мнения, ощущения полезности и реализации собственных идей [12, c.165].

Вот несколько конкретных примеров того, как компании применяют модели вовлеченности персонала

В октябре 2022 года, ООО «Газпром проектирование» провело исследование вовлеченности, в рамках которого 4552 сотрудника Общества приняли участие. В ходе этого исследования осуществлялась оценка параметров и процессов, управляемых компанией, а также оценивалось отношение работников к этим аспектам, что определяло общий уровень удовлетворенности сотрудников.

Ключевыми составляющими вовлеченности, от которых зависел общий уровень вовлеченности сотрудников, включали инициативу, приверженность организации и увлеченность работой. Результаты исследования привели к определению общего индекса вовлеченности работников, который составил 77%. Этот показатель превысил отраслевой бенчмарк, что свидетельствует о том, что уровень вовлеченности в компании выше, чем средний показатель в отрасли [11].

«МойОфис» – российская компания, разработчик ПО (программного обеспечения) офисных решений для безопасного общения и совместной работы с документами.

В 2020 году был проведен первый опрос сотрудников с целью получения обратной связи. Задачей было понять текущую обстановку внутри команд, оценить удовлетворенность условиями труда и другими аспектами, а также выявить ценные инсайты для дальнейшего совершенствования рабочей среды. По результатам этого опроса уровень вовлеченности составил 82,3%, а уровень удовлетворенности – 81,5%. Остаток 2020 года компания сконцентрировала усилия на улучшении определенных показателей и в апреле 2021 года провела повторное исследование. По сравнению с предыдущим годом вовлеченность команды «МойОфис» выросла на 5%, достигнув 87,3%, что является отличным результатом и одним из лучших в ИТ-рынке [10] .

Согласно внутреннему опросу вовлеченности в 2023 году, уровень вовлеченности сотрудников достиг 87,7%, превышая бенчмарки ИТ-рынка среди российских компаний численностью от 500 до 1000 сотрудников.

При оценке вовлеченности каждый сотрудник «МойОфис» отвечал на 60 вопросов, формирующих 10 метрик.

По итогам 2023 года компания выделяется несколькими сильными сторонами:

Коллеги (8,5 из 10 баллов) занимают стабильно высокую позицию уже четвертый год подряд. Оценки указывают на благоприятную атмосферу в командах, высокий уровень доверия, эффективную коммуникацию и взаимопонимание, что считается неотъемлемой частью общей вовлеченности и мотивации сотрудников.

Условия и оплата (8,7 баллов) также оцениваются высоко, отражая удовлетворенность уровнем оплаты, предоставляемыми бенефитами и базовыми условиями труда на рабочем месте.

Возможность влиять на результат (9,2 балла) выделяется особенно высокой оценкой. Этот аспект отражает конкретные показатели, определяющие высокий уровень инициативы, готовность предлагать идеи, развивать диалог, обслуживать клиентов (как внешних, так и внутренних) и уровень доверия к руководству [7].

Сотрудники ПАО «МТС» оценивают эффективность рабочей среды, включая процессы, качество менеджмента, взаимодействие с коллегами, корпоративную культуру и другие аспекты, предоставляя обратную связь по удовлетворенности уровнем оплаты труда и условиями работы в компании. Работа с результатами исследования позволяет выявлять области, требующие внимания и коррекции, с целью улучшения рабочей среды в сотрудничестве с командами и персоналом. Измерение этих показателей для компании является способом получения обратной связи от сотрудников, и опрос проводится анонимно при участии внешнего провайдера, чтобы создать максимально комфортные условия для ответов.

HR-метрики стабильно растут в годовом исчислении, что отражает эффективность действий компании в области управления персоналом. По результатам опроса 2022 года уровень вовлеченности персонала в Группе МТС составил 93% [9].

Планы компании включают в себя поддержание и улучшение достигнутых результатов, а также проведение детализированного анализа показателей вовлеченности в разрезе функций, подразделений и ролей. Этот подход направлен на профилактику рисков снижения производительности и увеличения текучести кадров, а также выявление точечных мест для внедрения улучшений. Компания также планирует определять и внедрять лучшие практики в области вовлеченности персонала [9].

Компания Kärcher внедрила интерактивный каталог на платформе Эквио, включающий более 700 продуктов. Этот инструмент обеспечивает продавцов актуальной информацией о товарах, предоставляя подробные карточки с описанием продукции, техническими характеристиками и ссылками на инструкции. Для обучения персонала компания разрабатывает короткие видеоролики с встроенными тестами, при этом создание 3-5 видео-курсов занимает всего лишь один день администратора.

Sisley воспользовалась платформой Эквио для создания академии, направленной на обучение как штатных, так и внештатных консультантов. Эта платформа позволяет компании поддерживать актуальность знаний продавцов, обновлять уровень обслуживания для клиентов и повышать уровень вовлеченности сотрудников. С использованием игровых механик, видео в стиле TikTok и эфиров с известными блогерами, а также проведением конкурсов и опросов, Sisley стимулирует вовлеченность сотрудников, что приводит к увеличению объемов продаж и положительным результатам для компании.

Международное кадровое агентство Kelly Services также успешно использует платформу Эквио для обучения секретарей, супервайзеров и закупщиков. В результате обучения наблюдается значительный рост охвата сотрудников и уровня их удовлетворенности, который увеличился на 50% [2]

Мария Кулакова, руководитель направления нематериальной мотивации в ГК «Агропромкомплектация», подчеркивает важность постоянной работы над вовлеченностью персонала и контроля за её динамикой [3]. Она также выделяет значимость отделения реальной вовлеченности сотрудников от пожеланий, акцентируя внимание на этом аспекте при запуске опросов в компании [3]. Касаясь найма новых сотрудников, она считает, что невовлеченные сотрудники могут столкнуться с быстрым выгоранием, что представляет риски для бизнеса. Она рекомендует активный поиск кандидатов, готовых постоянно включаться в рабочий процесс и поддерживать такое состояние. Также она выделяет важность соответствия ценностям компании, подчеркивая необходимость проверки, готов ли кандидат работать в соответствии с установленной системой координат компании. При соблюдении этих критериев она уверена, что вовлеченность, лояльность и приверженность будут на достойном уровне [3].

Управление вовлеченностью сотрудников сталкивается с несколькими трудностями. Разнообразие потребностей сотрудников, неопределенность в измерении вовлеченности, влияние кризисов и изменений в организации, проблемы в корпоративной культуре и недостаток взаимодействия с руководством могут затруднить эффективную реализацию стратегий в данной области.

Рекомендации, вытекающие из проведенного анализа моделей вовлеченности персонала и практических примеров компаний, включают следующие:

1. Поддерживать положительный HR-бренд, активно работать над созданием и укреплением положительного образа компании среди сотрудников. Эффективное использование HR-бренда способствует привлечению и удержанию талантливых кадров.

2. Создавать условия для влияния на результаты работы, обеспечивая сотрудникам возможность влиять на результаты своего труда. Системы поощрения и признание их вклада в успех компании могут существенно повысить уровень вовлеченности.

3. Использовать современные технологии для обучения и обратной связи, внедряя интерактивные курсы, видео-обучение и онлайн-платформы. Это способствует повышению компетенций и активному участию сотрудников в процессах обучения.

4. Уделять внимание развитию корпоративной культуры, способствующей взаимопониманию, доверию и позитивному взаимодействию в коллективе.

5. Регулярно измерять и анализировать уровень вовлеченности сотрудников с помощью проведения регулярных исследований. Это обеспечит оперативное выявление проблем и корректировку стратегии управления персоналом.

6. Индивидуализировать подход, учитывая индивидуальные потребности и предпочтения сотрудников при разработке программ вовлеченности. Персонализированный подход способствует более эффективному воздействию на мотивацию и удовлетворенность.

7. Создавать эффективную систему внутренних коммуникаций, обеспечивающую передачу информации и поддержку от руководства. Это может существенно повысить уровень вовлеченности сотрудников.

Реализация данных рекомендаций может привести к улучшению вовлеченности персонала и, следовательно, повышению эффективности бизнес-процессов в организации.

Заключение

На основе всего вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что эффективное управление вовлеченностью сотрудников является ключевым элементом успешного функционирования организации. Существует несколько моделей и методик, разработанных консалтинговыми компаниями, которые позволяют измерять и управлять уровнем вовлеченности персонала. Отмечаются различные компоненты вовлеченности, такие как приверженность организации, увлеченность работой, инициатива и другие.

Различные компании внедряют инновационные методы, такие как интерактивные каталоги, обучающие платформы, и системы анонимных опросов, чтобы поддерживать и повышать вовлеченность сотрудников. Важным является также найм сотрудников, соответствующих ценностям компании, что способствует устойчивой вовлеченности и лояльности.

Тем не менее, сталкиваются с вызовами, такими как сложности в измерении вовлеченности, необходимость фокусировки на реальной вовлеченности, а также управление изменениями в организации.

Реализация предложенных рекомендаций может способствовать улучшению вовлеченности персонала и, как следствие, повышению эффективности бизнес-процессов в организации.

Важно учитывать, что вовлеченность персонала – это динамичный процесс, требующий постоянного внимания и адаптации к изменяющимся условиям.


Источники:

1. Антонова Е.Н., Левадняя М.О. Тренинг жизнестойкости в управлении вовлеченностью персонала организации // International Journal of Medicine and Psychology. – 2023. – № 5. – c. 193-200.
2. Вовлечённость сотрудников. E-queo.com. [Электронный ресурс]. URL: https://e-queo.com/blog/expertnie-stati/vovlechyonnost-sotrudnikov/ (дата обращения: 13.01.2024).
3. Вовлеченность персонала. Четыре инсайта от эксперта, которые помогут провести объективное исследование. E.hr-director.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://e.hr-director.ru/1053865 (дата обращения: 13.01.2024).
4. Зависит ли выживаемость бизнеса от вовлеченности сотрудников в жизнь компании?. Ussuriysk.bezformata.com. [Электронный ресурс]. URL: https://ussuriysk.bezformata.com/listnews/vovlechennosti-sotrudnikov-v-zhizn-kompanii/121396581/ (дата обращения: 13.01.2024).
5. Как вовлечь сотрудников в решение задач бизнеса. Companies.rbc.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://companies.rbc.ru/news/WkIppOCf6f/kak-vovlech-sotrudnikov-v-reshenie-zadach-biznesa/ (дата обращения: 13.01.2024).
6. Каштанова Е.В., Лобачева А.С., Ашурбеков Р.А. Современные модели вовлеченности персонала в компанию // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. – 2023. – № 3. – c. 30-37. – doi: 10.12737/2305-7807-2023-12-3-30-37.
7. Как удержать ценных сотрудников в компании: изучаем статистику вовлеченности. Habr.com. [Электронный ресурс]. URL: https://habr.com/ru/companies/ncloudtech/articles/741920/ (дата обращения: 13.01.2024).
8. Михалкина Е.В., Михалкина Д.А. Подходы и механизм управления мотивацией и вовлеченностью работников // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. – 2017. – № 4. – c. 49-56. – doi: 10.22394/2079-1690-2017-1-4-49-56.
9. Отчет об устойчивом развитии группы МТС. Mts.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://esg-report2022.mts.ru/download/esg-report2022.pdf (дата обращения: 13.01.2024).
10. Опыт МойОфис: как мы повышаем вовлеченность сотрудников и работаем с обратной связью. Рекомендации для тимлидов. Habr.com. [Электронный ресурс]. URL: https://habr.com/ru/companies/ncloudtech/articles/589213/ (дата обращения: 13.01.2024).
11. Подведены итоги исследования вовлеченности. Telegra.ph. [Электронный ресурс]. URL: https://telegra.ph/Podvedeny-itogi-issledovaniya-vovlechennosti-12-26 (дата обращения: 13.01.2024).
12. Служенко С.Н. Повышение уровня вовлеченности персонала на примере производственного предприятия // Молодой ученый. – 2021. – № 45(387). – c. 163-165.
13. Токарева А.А., Баронене С.Г. Методика исследования вовлеченности сотрудников университета // Университетское управление: практика и анализ. – 2019. – № 1-2. – c. 11-32. – doi: 10.15826/umpa.2019.01-2.001.
14. Тумасова М.Н. Вовлеченность персонала как фактор успешного функционирования современного предприятия // Молодой ученый. – 2022. – № 2(397). – c. 130-132.
15. Юсупова С.М. Принципы вовлеченности персонала в организации // Гуманитарный научный журнал. – 2022. – № 4-2. – c. 16-25.

Страница обновлена: 23.04.2024 в 13:02:55