Стратегические основы совершенствования управления в сфере туризма
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 11 (83), Ноябрь 2006
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Кузнецов П.В., Гаврильчак И.Н. Стратегические основы совершенствования управления в сфере туризма // Российское предпринимательство. – 2006. – Том 7. – № 11. – С. 135-138.
Аннотация:
Важной проблемой, существенно сказывающейся на развитии отечественного туризма, является проникновение иностранного капитала на российский рынок, где действует немало иностранных туроператоров, которые оформляют выезд наших туристов непосредственно в России, отправляют к себе, в свою страну и, соответственно, получают весь доход. В большинстве стран этот бизнес запрещен, а в России он не только развивается, но даже поощряется.
Ключевые слова: туризм, иностранный капитал, туристский бизнес
Важной проблемой, существенно сказывающейся на развитии отечественного туризма, является проникновение иностранного капитала на российский рынок, где действует немало иностранных туроператоров, которые оформляют выезд наших туристов непосредственно в России, отправляют к себе, в свою страну и, соответственно, получают весь доход. В большинстве стран этот бизнес запрещен, а в России он не только развивается, но даже поощряется.
Степень защиты секторов услуг отдельными членами Всемирной торговой организации (ВТО) в зависимости от макроэкономической и промышленной политики государства существенно варьируется. Либерализация доступа на национальный рынок товаров потенциально может привести к ущербу для отраслей национальной экономики. Туризм ‑ не исключение. Однако существует мнение, что либерализация допуска на рынок услуг, напротив, может вести к укреплению этого сектора национальной экономики, способствуя доступу к дешевым и качественным услугам, укрепляя их конкурентоспособность. Путем открытия рынка услуг для иностранных поставщиков государство не только привлекает передовые технологии, знания, но и содействует росту занятости населения.
При формировании национальной политики в секторах услуг члены ВТО учитывают такой фактор, как степень ответственности поставщика услуги перед потребителем. Большинство ограничений для иностранцев здесь связано с тем, чтобы обеспечить возможность контроля над качеством предоставляемой услуги. Либерализм системы ВТО не исключает возможности применения протекционистских инструментов, но определяет строгие рамки их применения. Многие страны с развитой туристской индустрией – члены ВТО – сохранили некоторые виды ограничений по доступу на рынок услуг в туристском секторе.
Законотворческая деятельность Государственной думы направлена на развитие туристской инфраструктуры через федеральные и региональные социально-экономические программы. Их преимущество – в способности комплексного решения сложных экономических, социальных, финансовых, структурно-организационных, технических и других проблем. Такие программы развития туристской отрасли не вписываются в рамки отдельных министерств, ведомств или региональных административных органов. Управление ими, координация и контроль совместной деятельности большого числа разрозненных предприятий и учреждений могут быть эффективными и рациональными только на основе комплексного программно-целевого принципа самой организации дела.
В последние годы уже созданы подробные среднесрочные и долгосрочные программы федерального, регионального и местного уровня (например, «Развитие курортов федерального значения», «Развитие туризма в РФ в период 1996-2005 г., Региональная целевая программа «Развитие сферы туризма и рекреации Ленинградской области до 2005 г.»). Однако, как показывает практика, реализация этих программ носит неудовлетворительный характер. Это вызвано многими причинами, основными из них являются:
‑ недостаточная государственная поддержка туризма как отрасли экономики;
‑ неразвитость нормативно-правовой базы;
‑ сокращение и прекращение финансирования уже утвержденных комплексных целевых федеральных и региональных программ;
‑ отсутствие надежной системы обеспечения гарантий и льгот для инвесторов [1].
Критическое отношение со стороны специалистов-практиков вызвало упразднение ранее существовавшего Департамента по туризму и образованию и передача их функций Федеральному агентству по физической культуре, спорту и туризму (во исполнение Указа Президента Российской Федерации «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»).
Данное агентство, наряду со своими основными функциями, относящимися к области физической культуры и спорта, будет заниматься также продвижением национального туристского продукта на внутреннем и международном рынках, представлять интересы страны в международных организациях в сфере туризма, а также возьмет на себя лицензирование туроператорской и турагентской деятельности вплоть до его предполагаемой отмены. Тем самым государство вернулось к прежней управленческой схеме, когда туризм стал реальный экономическим сектором экономики не в последнюю очередь благодаря активной деятельности Департамента туризма Минэкономразвития.
Анализируя опыт Всемирной туристской организации, генеральный директор фирмы «Итал Трэвел» Н. Ионкина [2] подчеркнула, что из 143 стран-членов ВТО половина имеют соответствующие министерства по туризму. И лишь четыре страны развивают туризм в составе спортивного комитета. В их число теперь возвратилась Россия.
Законодатель, тем не менее, уделяет все возрастающее внимание проблемам туристской отрасли. Так, в 2004 г. решением Комитета ГД РФ по экономической политике, предпринимательству и туризму созданы Рабочая группа и Экспертный Совет по вопросам развития рынка туристских услуг [3].
В состав этой Рабочей группы предполагается включить по одному представителю от ряда комитетов Государственной Думы, в том числе по охране здоровья, по бюджету и налогам, по энергетике, транспорту и связи; по кредитным организациям и финансовым рынкам; по международным делам; по информационной политике, по природным ресурсам и природопользованию; по собственности.
Рабочая группа будет концентрировать свои усилия в рамках следующих направлений:
‑ законодательства в туроператорской и турагентской деятельности;
‑ в области гостиничной, экскурсионной, санаторно-курортной деятельности;
‑ законодательства о социальном туризме;
‑ в области безопасности туризма и туристских формальностей;
‑ налогового и бюджетного законодательства в области туризма
‑лицензирования и технического регулирования в сфере туризма;
‑ повышения эффективности финансового контроля в сфере туризма.
Экспертный совет является постоянно действующим консультативным органом Комитета ГД РФ по экономической политике, предпринимательству и туризму и действует на общественных началах. В круг основных задач Совета входят:
‑ анализ развития туризма в России и его законодательного обеспечения, изучение зарубежного опыта;
‑ подготовка предложений по разработке проектов федеральных законов в сфере туризма и внесению изменений в действующее законодательство;
‑ изучение общественного мнения по вопросам законопроектной деятельности в туристской сфере.
Цель Экспертного совета – выяснение мнений государственных органов, общественных организаций, научных, деловых кругов, экспертов по вопросам законотворческой деятельности, направленной на развитие туристской сферы экономики России.
[1] Смагина С. Депутаты Госдумы готовы поддержать туризм // Отель. - № 5. – 2004, с.10-11, .
[2] Смагина С. Лес рубят – щепки летят // Отель. - № 4. – 2004, с.66.
[3] Дума будет учитывать мнение отрасли // Отель. - № 4. – 2004, с. 68.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 11:07:03