Конгреcсная деятельность и конгрессный туризм в новых условиях современной экономики

Щетинина Н.А.1
1 Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ»

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 13, Номер 12 (Декабрь 2023)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=63549078

Аннотация:
В статье показано, что современна отрасль конгрессной деятельности выступает мощным стратегическим механизмом формирования как глобальной, так и внутренней коммуникации и инструментом решения национальных задач. В исследовании приводятся результаты оценки конгрессного рынка, выявляются факторы и определяются направления его развития. Акцентируется внимание на региональных условиях организации конгрессной деятельности. Сформированные направления развития конгрессной деятельности будут способствовать росту доли российской конгрессной отрасли на мировом рынке.

Ключевые слова: деловой туризм, конгрессы, конгрессный туризм, конгрессная деятельность, развитие туризма

JEL-классификация: Z31, Z32, L83



Введение. Текущее положение дел российской экономики свидетельствует о том, что туризму отводится все большее социально-экономическое значение. Именно туризм в период экономической и политической турбулентности становится одной из отраслей национальной экономки, способной выступить действенным фактором развития туристских внутренних территорий и страны в целом. О динамическом развитии национальной туристической отрасли свидетельствуют, как официальные статистические данные Федеральной службы государственной статистики, так и ряд российских социально-экономических индексов, выступающих результатом оценки текущего положения дел в ведущих отраслях экономки.

Так, по данным Росстата в 2022 году валовая добавленная стоимость туриндустрии составила 3,6 трлн руб. или 2,6% от ВВП России [11].

Для сравнения: во Франции это показатель стремится к 8,5%, в Китае превышает 11%, а в Испании составляет 15% [4].

Согласно Индексу здоровья российского бизнеса, в последнем квартале 2023 года туризм стал одной из лидирующих отраслей. За период с 2019 по 2023 год индекс достиг максимального значения и составил 69 баллов. Следует отметить, что за 2023 год рост показателя произошел благодаря укреплению позиций и росту внутреннего туризма (+7 баллов к результату 2022 года). Представленные выше данные были сформированы по результатам исследования туристической отрасли, проведенным маркетинговой платформой Calltouch, банком «Точка» и платформой онлайн-рекрутинга hh.ru. Весьма доказательным выступает и мнение экспертов hh.ru, отметивших рост спроса на персонал в туристической отрасли в 2,5 раза [6].

Как известно, туризм и в национальных, и в мировых масштабах реализуется через призму своего видового разнообразия. При этом одним из видов туризма, способствующего укреплению и развитию не только экономического потенциала региона, страны, но и внешнеэкономических связей выступает конгрессный туризм.

Конгрессный туризм, как подвид делового туризма и элемент конгрессно-выставочной сферы, в условиях нестабильной мировой санитарно-эпидемиологической ситуации подвергся значительным изменениям, проявившимся как в переносе времени проведения, так и отмене конгрессных мероприятий, и, как следствие, в сокращении туристических поездок с деловыми целями.

Как следует из международных данных, общее число перенесенных и отмененных конгрессных мероприятий в мире в 2020 году составило 1700 единиц, при этом наибольшие убытки характерны для такого региона, как Северная Америка [12].

Аналогичные тенденции с 2020 по 2022 гг. были характерны и для российского сегмента конгрессно-выставочной деятельности. По данным экспертных оценок Выставочного научно-исследовательского центра (ВНИЦ R&C) основной чертой рынка конгрессно-выставочных услуг 2022 года стал перенос или отмена деловых мероприятий. При этом сами участники (компании-организаторы) прогнозировали отмену от 40 до 100% своих мероприятий, и, как следствие, значительное сокращение выручки [3].

Следует отметить, что в сложившихся условиях произошла трансформация форматов проведения конгрессных мероприятий за счет внедрения цифровых технологий и активного использования гибридных мероприятий. Именно цифровые, информационно-коммуникационные и инновационные технологии должны стать определенным драйвером развития, и конгрессно-выставочной деятельности и конгрессного туризма, что нашло свое отражение в Стратегии развития конгрессно-выставочной отрасли России до 2030 года [1, 12].

В сложившихся условиях новых вызовов, возникает необходимость обобщения изменений, коснувшихся сектора конгрессной деятельности и конгрессного туризма и определения ключевых направлений развития.

Целью настоящего исследования является оценка состояния конгрессной деятельности и конгрессного туризма в условиях новых вызовов современной экономики и определение реперных точек их развития.

При выполнении исследования автором использовались общенаучные методы познания, анализ и обобщение научных данных, аналитических и экспертных материалов, графические и табличные методы визуализации данных.

Основная часть. Современное состояние и развитие национального конгрессного туризма напрямую зависит от количества и качества деловых мероприятий, проводимых в регионах и их государственной поддержки. Не вызывает сомнений тот факт, что уровень развития конгрессного туризма в России за последние пять лет весьма значительно отстает от стран-лидеров по объемам конгрессной активности, к числу которых правомерно отнести такие страны, как США, Испания, Франция, Япония и ряд других (таблица 1).

Таблица 1 – Топ 20 стран мирового рейтинга по количеству конгрессных мероприятий на страну за 2022 год (по материалам ICCA Business Analytics 2022) [13].

Место в рейтинге
Страна
Количество мероприятий
1
США
690
2
Испания
528
3
Италия
522
4
Германия
484
5
Франция
472
6
Великобритания
449
7
Португалия
294
8
Нидерланды
253
9
Бельгия
234
10
Канада
233
11
Австрия
232
12
Япония
228
13
Греция
185
14
Швеция
179
15
Швейцария
175
16
Дания
169
17
Республика Корея
162
18
Ирландия
152
19
Норвегия
148
20
Чехия
146

Представленный рейтинг конгрессных дестинаций был сформирован Международной ассоциацией конгрессов и конференций (International Congress and Convention Association - ICCA) на основании аналитической оценки международных ротируемых конгрессов.

Следует отметить, что ICCA возобновила публикацию рейтингов в 2022 году (в предыдущие годы эта работа не проводилась), обосновывая это тем, что в исследуемый период времени было выявлено более 10602 деловых конгрессных мероприятия, из которых 9009 (85%) были проведены очно, при этом условия Covid-19 на них не повлияли совсем, либо мероприятия проводились в гибридном формате. В 2022 году рост числа конгрессных мероприятий составил 349%. При чем, по официальным данным за указанный год, на Ближний Восток приходился самый высокий процент очных делегатов (94 %).

Прогнозы аналитиков ICCA сводятся к тому, что в ближайшие годы отрасль достигнет показателей 2019 года (13254 ротируемых мероприятия).

В 2022 году среди стран на первом месте выступают США с 690 мероприятиями, за ними следуют Испания, Италия, Германия и Франция.

Россия в 2022 году в мировом рейтинге конгрессных дестинаций заняла 89 место (6 конгрессных мероприятий). Аналогичную позицию в рейтинге заняли такие страны, как Нигерия, Бахрейн, Гондурас и Макао (Китай).

В свою очередь в европейском рейтинге конгрессных дестинаций в 2022 году Россия заняла 39 место (из 40 возможных). Возглавила данный рейтинг Испания (528) конгрессных мероприятий.

Наряду с ранжированием стран по числу проведенных ротируемых мероприятий, ICCA публикует рейтинги городов, исходя из числа проведенных в них в течение года конгрессов.

Так, в 2022 году рейтинг возглавила Вена с общим количеством конгрессов – 162. В топ-5 также вошли Лиссабон, Париж, Барселона и Прага (таблица 2). В рейтинге городов Азиатско-Тихоокеанского региона лидирует Сингапур с 101 конгрессом [13].

Таблица 2 – Топ 20 городов мирового рейтинга по количеству конгрессных мероприятий на город за 2022 год (по материалам ICCA Business Analytics 2022) [13].

Место в рейтинге
Город
Страна
Количество мероприятий
1
Вена
Австрия
162
2
Лиссабон
Португалия
144
3
Париж
Франция
134
4
Барселона
Испания
133
5
Прага
Чехия
129
6
Мадрид
Испания
128
7
Берлин
Германия
113
8
Афины
Греция
109
9
Брюссель
Бельгия
108
10
Лондон
Великобритания
106
11
Дублин
Ирландия
105
12
Копенгаген
Дания
102
13
Рим
Италия
79
14
Амстердам
Нидерланды
73
15
Хельсинки
Финляндия
69
16
Осло
Норвегия
67
17
Милан
Италия
66
18
Стокгольм
Щвеция
66
19
Будапешт
Венгрия
62
20
Стамбул
Турция
58

Следует отметить, что ICCA в рамках составления рейтингов применяет строго регламентированную методику, учитывающую только те мероприятия, которые отвечают ряду конкретных условий. В связи с чем, подавляющее большинство конгрессных мероприятий, проводимых на российском рынке, в расчет не принимаются. Поэтому для россйиской конгрессно-выставочной отрасли ранжирование стран по принципу конгрессных дестинаций должно рассматриваться не как единая международная статистическая информация, а как международный рейтинг.

На мировом рынке конгрессных мероприятий Россия считается «новичком», тем не менее занимаемая доля рынка в размере 1% свидетельствует о наличии ее весомого потенциала как туристской национальной дестинации.

Оценка текущего состояния конгресно-выставочной деятельности в России, свидетельствует о том, что конгрессно-выставочные мероприятия генерируют порядка 3,2 трлн руб. или 3% ВВП России. При этом объем рынка оценивается в 203 млрд руб., а общее количество мероприятий варьируется в пределах от 10000 до 13500 мероприятий [9].

Сегодня свыше 165 городов России обладают потенциалом для проведения деловых конгрессных мероприятий. Доминирующую долю конгрессно-выставочного рынка занимают такие города, как Москва и Санкт –Петербург (не менее 75 % всего рынка страны).

Ежегодно ВНИЦ R&C проводит исследования, позволяющие сформировать рейтинг событийного потенциала российских регионов. При формировании рейтинга учитываются региональные меры поддержки конгрессно-выставочной отрасли, наличие программы и утвержденной политики продвижения региона, а также общая туристическая привлекательность и уровень дестинации. Такая конгрессная дестинация, как Москва в рейтинге не присутствует в связи с традиционно высоким уровнем оцениваемых показателей.

В 2023 году Санкт-Петербург занял первую строчку рейтинга развития конгрессно-выставочной индустрии регионов. В первую пятерку также вошли Свердловская область, Республика Башкортостан, Республика Бурятия и Краснодарский край (таблица 3).

Таблица 3 – Топ 10 городов рейтинга событийного потенциала регионов России (по материалам Годового отчета о деятельности Национального конгресс-бюро: ВНИЦ R&C 2023) [10]

Регион РФ
Места по годам
2023
%
2022
2021
2020
2019
2018
2017
Санкт-Петербург и ЛО
1
0
1
1
1
1
1
1
Свердловская область
2
0
2
2
2
2
2
2
Республика Башкортостан
3
+2
5
6
5
5
6
6
Республика Татарстан
4
-2
2
3
3
3
3
4
Краснодарский край
5
-2
3
5
7
7
5
7
Нижегородская область
6
0
6
4
11
11
7
5
Новосибирская область
7
+10
17
34
24
13
14
14
Красноярский край
8
+2
10
8
8
8
10
21
Пермский край
9
+2
11
17
35
35
37
18
Калининградская область
10
-6
4
12
6
6
11
8

Если Санкт-Петербург и Свердловская области на протяжении последних семи лет стабильно занимают верхние позиции рейтинга, то Республика Башкортостан в 2023 году поднялась сразу на 2 позиции.

Как отмечают эксперты отрасли, Башкортостан все чаще становится площадкой для проведения масштабных международных мероприятий. В 2023 году на территории региона состоялись такие крупные мероприятия, как X Форум регионов России и Беларуси, Инвестиционный сабантуй «Зауралье», экономический форум «Международная неделя бизнеса», «Умный город – умная страна». На полях Форума регионов России и Беларуси было подписано порядка 100 соглашений о сотрудничестве на сумму около 110 млрд рублей, а на «Зауралье» заключено 32 соглашения на 172,5 млрд рублей [5]. Несомненным преимуществом Республики выступает высокий уровень вовлеченности администрации в развитие конгрессно-выставочной деятельности.

Республика Татарстан, занимающая последние годы третью позицию в рейтинге, в 2023 году спустилась на четвертую позицию. Тем не менее, для Республики характерно проведение таких значимых в международном масштабе мероприятий, как Саммит глав государств БРИКС и Первые международные Игры Будущего.

Несомненным лидером в рейтинге событийного потенциала регионов России за 2023 год является Новосибирская область, поднявшаяся с 17 позиции (2022 г.) на 10 позицию. Значительное изменение положения Новосибирской области на рынке конгрессно-выставочной деятельности и событийной индустрии обусловлено грамотной политикой успешного продвижения области и формированию актуального пула мероприятий международного характера. При этом следует отметить значительный вклад Правительства Новосибирской области в проведение выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятий как на территории Новосибирской области, так и за ее пределами (таблица 4).

Таблица 4 – Выставочно-ярмарочные и конгрессные мероприятия, проводимые при поддержке Правительства Новосибирской области в 2023 году [8].

Выставочно-ярмарочные и конгрессные мероприятия, проводимые при поддержке Правительства Новосибирской области на территории Новосибирской области
Выставочно-ярмарочные и конгрессные мероприятия, проводимые при поддержке Правительства Новосибирской области за пределами Новосибирской области
Форум – выставка «Сибирская строительная неделя»
(14-17 февраля, г. Новосибирск, МВК «Новосибирск Экспоцентр»)
Международная туристическая выставка «ИНТУРМАРКЕТ-2023»
(13-15 марта, г. Москва, ЦВК «Экспоцентр»
Сибирский туристической форум
(5-7 апреля, г. Новосибирск, МВК «Новосибирск Экспоцентр»
XXVI Петербургский международный
экономический форум
14-17 июня (г. Санкт-Петербург, КВЦ «Экспофорум»)
Сибирский форум «Индустрия Информационных систем»
(29-30 июня , г. Новосибирск, ул. Николаева 11, «Точка кипения» (Академпарк))
Международная специализированная выставка «Дорога»
( 11-13 октября, г. Грозный,
ГГНТУ им. акад. М.Д. Миллионщикова
День карьеры «COOKIE FEST»
(Май, октябрь, г. Новосибирск)
Международная выставка индустрии гостеприимства «ПИР Экспо»
( 21-23 октября , г. Москва, МВЦ «Крокус Экспо»
Международный Сибирский транспортный форум и выставка «Современный транспорт и инфраструктура»
(28-30 июня, г. Новосибирск,
МВК «Новосибирск Экспоцентр»)
Международная выставка-форум «Россия»
(Ноябрь-декабрь, г. Москва, ВДНХ)
Международный форум технологического развития «Технопром»
(22-25 августа, г. Новосибирск,
МВК «Новосибирск Экспоцентр»)
Форум инновационных финансовых технологий «FINOPOLIS 2023»
(8-10 ноября, г. Москва, МВЦ
«Крокус Экспо»)
Сибирская венчурная ярмарка
(23-25 августа, г. Новосибирск,
МВК «Новосибирск Экспоцентр»)
Онлайн выставка «Дни Сибири»
(Большая Сибирь туристическая)
(14-15 ноября, г. Москва , ВДНХ)
Х Всероссийский с международным участием отраслевой комплекс мероприятий в сфере биофармацевтики и биотехнологий «Площадка открытых коммуникаций OpenBio»
(Сентябрь, городской округ Кольцово)
Международная выставка
«Транспорт России»
(16-18 ноября, г. Москва, Московский Гостиный Двор)
XI Всероссийский форум региональной информатизации «ПРОФ-IT»
(26-27 октября, г. Новосибирск,
МВК «Новосибирск Экспоцентр»

V Новосибирский Агропродовольственный форум
(8-10 ноября, г. Новосибирск,
МВК «Новосибирск Экспоцентр»)

Результативность конгерссной деятельности и конгрессного туризма в регионах России наряду с государственной поддержкой обеспечивается деятельностью конгрессных центров, конгресс-отелей, конгрессных площадок и Туристско-информационных центров (ТИЦ) [2]. Так, по состоянию на текущий период времени функционирует 124 организации, среди которых – региональные и муниципальные ТИЦ и ТИЦ, созданные на базе музеев, парков, библиотек.

По данным ВНИЦ R&C в 2022 году количество участников - организаторов конгрессно-выставочной деятельности составило 3205 компаний. В их числе 800 конгресс-отелей и более 80 конгрессных площадок, доминирующее число которых принадлежит государству (54%). При этом 90% общероссийской выручки от конгрессно-выставочной деятельности приходится на конгрессные площадки Москвы и Московской области.

Для сегмента российских конгресс-отелей характерна ярко выраженная географическая концентрация. Так, около 30% конгресс-отелей располагаются в Москве и Московской области и Краснодарском крае, на долю Санкт-Петербурга и Ленинградской области как территории, занимающей верхнюю позицию рейтинга конгрессных дестинаций, приходится порядка 8% [7].

Проведенный обзор состояния отдельных показателей конгрессно-выставочного рынка в мировом и национальном масштабах позволяет в определенной мере оценить состояние конгрессной деятельности и конгрессного туризма и определить направления развития в новых условиях современной экономики. При этом следует подчеркнуть, что конгрессная деятельность выступает многосторонним экономическим механизмом, роль которого сводится как к формированию положительного бренда территории, как туристской деловой дестинации со всеми вытекающими из этого конкуренными преимуществами национального и регионального масштабов, так и к формированию внешнего и внутреннего канала маркетинговых и экономических коммуникаций.

К числу приоритетных направлений, коррелирующих со Стратегией развития конгрессно-выставочной деятельности до 2030 года, целесообразно отнести следующие:

- трансформация российской конгрессно-выставочной индустрии через призму внедрения новых цифровых, в т.ч. маркетинговых технологий. Целесообразно создание единой цифровой отраслевой платформы;

- упорядочение системы сбора, обработки и анализа информации, демонстрирующей реальное положение дел в отрасли;

- развитие конкурентной конгрессной инфраструктуры. При этом речь идет не только о таких инфраструктурных важнейших элементах, как конгресс-отели и конгрессные площадки, но и создании на уровне регионов таких субъектов, как конгрессные бюро, практика функционирования которых на европейском конгрессном рынке исключительно положительная;

- формирование системы разноуровневой и комплексной подготовки специалистов в области конгрессной деятельности и конгрессного туризма [1, 12].

Заключение. Таким образом, представленные выше положения демонстрируют тот факт, что в условиях современной экономки, характеризующейся нестабильностью и турбулентностю мировой эпидемиологической и геополитической ситуации и вызовами санкционного характера российская конгрессно-выставочная отрасль, тем не менее становится мощным стратегическим механизмом формирования как глобальной, так и внутренней коммуникации. Кроме того, сложившиеся условия импортозамещения и смещение фокуса внимания на формирование экономических связей с дружественными странами выводит конгрессно-выставочную деятельность и конгрессно-выставочный туризм, как инструменты решения национальный задач на новый экономический уровень.


Источники:

1. Стратегия развития конгрессно-выставочной отрасли в Российской Федерации до 2030 года. [Электронный ресурс]. URL: https://ruef.ru (дата обращения: 02.12.23).
2. Nyurenberger L.B. Сongress tourism as an indicator of the development of the global and national mice industry. / Economic and Social Development. Book of Proceedings 47th International Scientific Conference on Economic and Social Development., 2019. – 237-246 p.
3. ВНИЦ R&C: Ситуация в конгрессно-выставочной отрасли, связанная с отменой деловых мероприятий в 2022 году. [Электронный ресурс]. URL: https://ruef.ru/ob-otrasli/analitika-i-issledovaniya-otrasli/vnits-r-n-s-situatsiya-v-kongressno-vystavochnoy-otrasli-svyazannaya-s-otmenoy-delovyh-meropriyatiy-v-2022-godu.html (дата обращения: 02.12.23).
4. Воронков С. Деловой Гость: как конгрессы и выставки стали драйвером туризма. Рбк. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/opinions/society/18/12/2023/6579ae519a7947f95c8a5586 (дата обращения: 02.12.23).
5. Инвестиционный портал Республики Башкортостан. [Электронный ресурс]. URL: https://www.investrb.ru (дата обращения: 06.12.23).
6. Индекс здоровья российского бизнеса. [Электронный ресурс]. URL: https://business-index.ru (дата обращения: 02.12.2023).
7. Институт изучения мировых рынков. [Электронный ресурс]. URL: https://worldmarketstudies.ru (дата обращения: 06.12.23).
8. Министерство экономического развития Новосибирской области. [Электронный ресурс]. URL: https://econom.nso.ru (дата обращения: 06.12.23).
9. Российский союз ярмарок и выставок РСВЯ. [Электронный ресурс]. URL: https://ruef.ru/ (дата обращения: 06.12.23).
10. Событийный рынок России. [Электронный ресурс]. URL: https://russiacb.com/upload/iblock/996/2lagcg1gr3fabsc9hnzrst1kvrsg6f1d.pdf (дата обращения: 06.12.23).
11. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru (дата обращения: 25.11.23).
12. Федосеева О. В. Трансформация российской конгрессно-выставочной индустрии в новых условиях современной экономики // Вестник евразийской науки. – 2023. – № 1.
13. ICCA Business Analytics 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://www.iccaworld.org/global-industry-news/post/public-abstract-2022-icca-business-analytics/ (дата обращения: 06.12.2023).

Страница обновлена: 24.11.2024 в 16:42:47