Конгреcсная деятельность и конгрессный туризм в новых условиях современной экономики
Щетинина Н.А.1
1 Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ»
Скачать PDF | Загрузок: 34
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 13, Номер 12 (Декабрь 2023)
Цитировать:
Щетинина Н.А. Конгреcсная деятельность и конгрессный туризм в новых условиях современной экономики // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – Том 13. – № 12. – С. 5509-5520. – doi: 10.18334/epp.13.12.120525.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=63549078
Аннотация:
В статье показано, что современна отрасль конгрессной деятельности выступает мощным стратегическим механизмом формирования как глобальной, так и внутренней коммуникации и инструментом решения национальных задач. В исследовании приводятся результаты оценки конгрессного рынка, выявляются факторы и определяются направления его развития. Акцентируется внимание на региональных условиях организации конгрессной деятельности. Сформированные направления развития конгрессной деятельности будут способствовать росту доли российской конгрессной отрасли на мировом рынке.
Ключевые слова: деловой туризм, конгрессы, конгрессный туризм, конгрессная деятельность, развитие туризма
JEL-классификация: Z31, Z32, L83
Введение. Текущее положение дел российской экономики свидетельствует о том, что туризму отводится все большее социально-экономическое значение. Именно туризм в период экономической и политической турбулентности становится одной из отраслей национальной экономки, способной выступить действенным фактором развития туристских внутренних территорий и страны в целом. О динамическом развитии национальной туристической отрасли свидетельствуют, как официальные статистические данные Федеральной службы государственной статистики, так и ряд российских социально-экономических индексов, выступающих результатом оценки текущего положения дел в ведущих отраслях экономки.
Так, по данным Росстата в 2022 году валовая добавленная стоимость туриндустрии составила 3,6 трлн руб. или 2,6% от ВВП России [11].
Для сравнения: во Франции это показатель стремится к 8,5%, в Китае превышает 11%, а в Испании составляет 15% [4].
Согласно Индексу здоровья российского бизнеса, в последнем квартале 2023 года туризм стал одной из лидирующих отраслей. За период с 2019 по 2023 год индекс достиг максимального значения и составил 69 баллов. Следует отметить, что за 2023 год рост показателя произошел благодаря укреплению позиций и росту внутреннего туризма (+7 баллов к результату 2022 года). Представленные выше данные были сформированы по результатам исследования туристической отрасли, проведенным маркетинговой платформой Calltouch, банком «Точка» и платформой онлайн-рекрутинга hh.ru. Весьма доказательным выступает и мнение экспертов hh.ru, отметивших рост спроса на персонал в туристической отрасли в 2,5 раза [6].
Как известно, туризм и в национальных, и в мировых масштабах реализуется через призму своего видового разнообразия. При этом одним из видов туризма, способствующего укреплению и развитию не только экономического потенциала региона, страны, но и внешнеэкономических связей выступает конгрессный туризм.
Конгрессный туризм, как подвид делового туризма и элемент конгрессно-выставочной сферы, в условиях нестабильной мировой санитарно-эпидемиологической ситуации подвергся значительным изменениям, проявившимся как в переносе времени проведения, так и отмене конгрессных мероприятий, и, как следствие, в сокращении туристических поездок с деловыми целями.
Как следует из международных данных, общее число перенесенных и отмененных конгрессных мероприятий в мире в 2020 году составило 1700 единиц, при этом наибольшие убытки характерны для такого региона, как Северная Америка [12].
Аналогичные тенденции с 2020 по 2022 гг. были характерны и для российского сегмента конгрессно-выставочной деятельности. По данным экспертных оценок Выставочного научно-исследовательского центра (ВНИЦ R&C) основной чертой рынка конгрессно-выставочных услуг 2022 года стал перенос или отмена деловых мероприятий. При этом сами участники (компании-организаторы) прогнозировали отмену от 40 до 100% своих мероприятий, и, как следствие, значительное сокращение выручки [3].
Следует отметить, что в сложившихся условиях произошла трансформация форматов проведения конгрессных мероприятий за счет внедрения цифровых технологий и активного использования гибридных мероприятий. Именно цифровые, информационно-коммуникационные и инновационные технологии должны стать определенным драйвером развития, и конгрессно-выставочной деятельности и конгрессного туризма, что нашло свое отражение в Стратегии развития конгрессно-выставочной отрасли России до 2030 года [1, 12].
В сложившихся условиях новых вызовов, возникает необходимость обобщения изменений, коснувшихся сектора конгрессной деятельности и конгрессного туризма и определения ключевых направлений развития.
Целью настоящего исследования является оценка состояния конгрессной деятельности и конгрессного туризма в условиях новых вызовов современной экономики и определение реперных точек их развития.
При выполнении исследования автором использовались общенаучные методы познания, анализ и обобщение научных данных, аналитических и экспертных материалов, графические и табличные методы визуализации данных.
Основная часть. Современное состояние и развитие национального конгрессного туризма напрямую зависит от количества и качества деловых мероприятий, проводимых в регионах и их государственной поддержки. Не вызывает сомнений тот факт, что уровень развития конгрессного туризма в России за последние пять лет весьма значительно отстает от стран-лидеров по объемам конгрессной активности, к числу которых правомерно отнести такие страны, как США, Испания, Франция, Япония и ряд других (таблица 1).
Таблица 1 – Топ 20 стран мирового рейтинга по количеству конгрессных мероприятий на страну за 2022 год (по материалам ICCA Business Analytics 2022) [13].
Место в рейтинге
|
Страна
|
Количество мероприятий
|
1
|
США
|
690
|
2
|
Испания
|
528
|
3
|
Италия
|
522
|
4
|
Германия
|
484
|
5
|
Франция
|
472
|
6
|
Великобритания
|
449
|
7
|
Португалия
|
294
|
8
|
Нидерланды
|
253
|
9
|
Бельгия
|
234
|
10
|
Канада
|
233
|
11
|
Австрия
|
232
|
12
|
Япония
|
228
|
13
|
Греция
|
185
|
14
|
Швеция
|
179
|
15
|
Швейцария
|
175
|
16
|
Дания
|
169
|
17
|
Республика Корея
|
162
|
18
|
Ирландия
|
152
|
19
|
Норвегия
|
148
|
20
|
Чехия
|
146
|
Представленный рейтинг конгрессных дестинаций был сформирован Международной ассоциацией конгрессов и конференций (International Congress and Convention Association - ICCA) на основании аналитической оценки международных ротируемых конгрессов.
Следует отметить, что ICCA возобновила публикацию рейтингов в 2022 году (в предыдущие годы эта работа не проводилась), обосновывая это тем, что в исследуемый период времени было выявлено более 10602 деловых конгрессных мероприятия, из которых 9009 (85%) были проведены очно, при этом условия Covid-19 на них не повлияли совсем, либо мероприятия проводились в гибридном формате. В 2022 году рост числа конгрессных мероприятий составил 349%. При чем, по официальным данным за указанный год, на Ближний Восток приходился самый высокий процент очных делегатов (94 %).
Прогнозы аналитиков ICCA сводятся к тому, что в ближайшие годы отрасль достигнет показателей 2019 года (13254 ротируемых мероприятия).
В 2022 году среди стран на первом месте выступают США с 690 мероприятиями, за ними следуют Испания, Италия, Германия и Франция.
Россия в 2022 году в мировом рейтинге конгрессных дестинаций заняла 89 место (6 конгрессных мероприятий). Аналогичную позицию в рейтинге заняли такие страны, как Нигерия, Бахрейн, Гондурас и Макао (Китай).
В свою очередь в европейском рейтинге конгрессных дестинаций в 2022 году Россия заняла 39 место (из 40 возможных). Возглавила данный рейтинг Испания (528) конгрессных мероприятий.
Наряду с ранжированием стран по числу проведенных ротируемых мероприятий, ICCA публикует рейтинги городов, исходя из числа проведенных в них в течение года конгрессов.
Так, в 2022 году рейтинг возглавила Вена с общим количеством конгрессов – 162. В топ-5 также вошли Лиссабон, Париж, Барселона и Прага (таблица 2). В рейтинге городов Азиатско-Тихоокеанского региона лидирует Сингапур с 101 конгрессом [13].
Таблица 2 – Топ 20 городов мирового рейтинга по количеству конгрессных мероприятий на город за 2022 год (по материалам ICCA Business Analytics 2022) [13].
Место в рейтинге
|
Город
|
Страна
|
Количество мероприятий
|
1
|
Вена
|
Австрия
|
162
|
2
|
Лиссабон
|
Португалия
|
144
|
3
|
Париж
|
Франция
|
134
|
4
|
Барселона
|
Испания
|
133
|
5
|
Прага
|
Чехия
|
129
|
6
|
Мадрид
|
Испания
|
128
|
7
|
Берлин
|
Германия
|
113
|
8
|
Афины
|
Греция
|
109
|
9
|
Брюссель
|
Бельгия
|
108
|
10
|
Лондон
|
Великобритания
|
106
|
11
|
Дублин
|
Ирландия
|
105
|
12
|
Копенгаген
|
Дания
|
102
|
13
|
Рим
|
Италия
|
79
|
14
|
Амстердам
|
Нидерланды
|
73
|
15
|
Хельсинки
|
Финляндия
|
69
|
16
|
Осло
|
Норвегия
|
67
|
17
|
Милан
|
Италия
|
66
|
18
|
Стокгольм
|
Щвеция
|
66
|
19
|
Будапешт
|
Венгрия
|
62
|
20
|
Стамбул
|
Турция
|
58
|
Следует отметить, что ICCA в рамках составления рейтингов применяет строго регламентированную методику, учитывающую только те мероприятия, которые отвечают ряду конкретных условий. В связи с чем, подавляющее большинство конгрессных мероприятий, проводимых на российском рынке, в расчет не принимаются. Поэтому для россйиской конгрессно-выставочной отрасли ранжирование стран по принципу конгрессных дестинаций должно рассматриваться не как единая международная статистическая информация, а как международный рейтинг.
На мировом рынке конгрессных мероприятий Россия считается «новичком», тем не менее занимаемая доля рынка в размере 1% свидетельствует о наличии ее весомого потенциала как туристской национальной дестинации.
Оценка текущего состояния конгресно-выставочной деятельности в России, свидетельствует о том, что конгрессно-выставочные мероприятия генерируют порядка 3,2 трлн руб. или 3% ВВП России. При этом объем рынка оценивается в 203 млрд руб., а общее количество мероприятий варьируется в пределах от 10000 до 13500 мероприятий [9].
Сегодня свыше 165 городов России обладают потенциалом для проведения деловых конгрессных мероприятий. Доминирующую долю конгрессно-выставочного рынка занимают такие города, как Москва и Санкт –Петербург (не менее 75 % всего рынка страны).
Ежегодно ВНИЦ R&C проводит исследования, позволяющие сформировать рейтинг событийного потенциала российских регионов. При формировании рейтинга учитываются региональные меры поддержки конгрессно-выставочной отрасли, наличие программы и утвержденной политики продвижения региона, а также общая туристическая привлекательность и уровень дестинации. Такая конгрессная дестинация, как Москва в рейтинге не присутствует в связи с традиционно высоким уровнем оцениваемых показателей.
В 2023 году Санкт-Петербург занял первую строчку рейтинга развития конгрессно-выставочной индустрии регионов. В первую пятерку также вошли Свердловская область, Республика Башкортостан, Республика Бурятия и Краснодарский край (таблица 3).
Таблица 3 – Топ 10 городов рейтинга событийного потенциала регионов России (по материалам Годового отчета о деятельности Национального конгресс-бюро: ВНИЦ R&C 2023) [10]
Регион
РФ
|
Места
по годам
| |||||||
2023
|
%
|
2022
|
2021
|
2020
|
2019
|
2018
|
2017
| |
Санкт-Петербург и ЛО
|
1
|
0
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
Свердловская область
|
2
|
0
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
Республика Башкортостан
|
3
|
+2
|
5
|
6
|
5
|
5
|
6
|
6
|
Республика Татарстан
|
4
|
-2
|
2
|
3
|
3
|
3
|
3
|
4
|
Краснодарский край
|
5
|
-2
|
3
|
5
|
7
|
7
|
5
|
7
|
Нижегородская область
|
6
|
0
|
6
|
4
|
11
|
11
|
7
|
5
|
Новосибирская область
|
7
|
+10
|
17
|
34
|
24
|
13
|
14
|
14
|
Красноярский край
|
8
|
+2
|
10
|
8
|
8
|
8
|
10
|
21
|
Пермский край
|
9
|
+2
|
11
|
17
|
35
|
35
|
37
|
18
|
Калининградская область
|
10
|
-6
|
4
|
12
|
6
|
6
|
11
|
8
|
Если Санкт-Петербург и Свердловская области на протяжении последних семи лет стабильно занимают верхние позиции рейтинга, то Республика Башкортостан в 2023 году поднялась сразу на 2 позиции.
Как отмечают эксперты отрасли, Башкортостан все чаще становится площадкой для проведения масштабных международных мероприятий. В 2023 году на территории региона состоялись такие крупные мероприятия, как X Форум регионов России и Беларуси, Инвестиционный сабантуй «Зауралье», экономический форум «Международная неделя бизнеса», «Умный город – умная страна». На полях Форума регионов России и Беларуси было подписано порядка 100 соглашений о сотрудничестве на сумму около 110 млрд рублей, а на «Зауралье» заключено 32 соглашения на 172,5 млрд рублей [5]. Несомненным преимуществом Республики выступает высокий уровень вовлеченности администрации в развитие конгрессно-выставочной деятельности.
Республика Татарстан, занимающая последние годы третью позицию в рейтинге, в 2023 году спустилась на четвертую позицию. Тем не менее, для Республики характерно проведение таких значимых в международном масштабе мероприятий, как Саммит глав государств БРИКС и Первые международные Игры Будущего.
Несомненным лидером в рейтинге событийного потенциала регионов России за 2023 год является Новосибирская область, поднявшаяся с 17 позиции (2022 г.) на 10 позицию. Значительное изменение положения Новосибирской области на рынке конгрессно-выставочной деятельности и событийной индустрии обусловлено грамотной политикой успешного продвижения области и формированию актуального пула мероприятий международного характера. При этом следует отметить значительный вклад Правительства Новосибирской области в проведение выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятий как на территории Новосибирской области, так и за ее пределами (таблица 4).
Таблица 4 – Выставочно-ярмарочные и конгрессные мероприятия, проводимые при поддержке Правительства Новосибирской области в 2023 году [8].
Выставочно-ярмарочные
и конгрессные мероприятия, проводимые при поддержке Правительства
Новосибирской области на территории Новосибирской области
|
Выставочно-ярмарочные
и конгрессные мероприятия, проводимые при поддержке Правительства
Новосибирской области за пределами Новосибирской области
|
Форум
– выставка «Сибирская строительная неделя»
(14-17 февраля, г. Новосибирск, МВК «Новосибирск Экспоцентр») |
Международная туристическая выставка «ИНТУРМАРКЕТ-2023»
(13-15 марта, г. Москва, ЦВК «Экспоцентр» |
Сибирский
туристической форум
(5-7 апреля, г. Новосибирск, МВК «Новосибирск Экспоцентр» |
XXVI Петербургский международный
экономический форум 14-17 июня (г. Санкт-Петербург, КВЦ «Экспофорум») |
Сибирский форум
«Индустрия Информационных систем»
(29-30 июня , г. Новосибирск, ул. Николаева 11, «Точка кипения» (Академпарк)) |
Международная специализированная выставка «Дорога»
( 11-13 октября, г. Грозный, ГГНТУ им. акад. М.Д. Миллионщикова |
День карьеры
«COOKIE FEST»
(Май, октябрь, г. Новосибирск) |
Международная выставка индустрии гостеприимства «ПИР
Экспо»
( 21-23 октября , г. Москва, МВЦ «Крокус Экспо» |
Международный
Сибирский транспортный форум и выставка «Современный транспорт и инфраструктура»
(28-30 июня, г. Новосибирск, МВК «Новосибирск Экспоцентр») |
Международная выставка-форум «Россия»
(Ноябрь-декабрь, г. Москва, ВДНХ) |
Международный
форум технологического развития «Технопром»
(22-25 августа, г. Новосибирск, МВК «Новосибирск Экспоцентр») |
Форум инновационных финансовых технологий «FINOPOLIS 2023»
(8-10 ноября, г. Москва, МВЦ «Крокус Экспо») |
Сибирская венчурная ярмарка
(23-25 августа, г. Новосибирск, МВК «Новосибирск Экспоцентр») |
Онлайн выставка «Дни Сибири»
(Большая Сибирь туристическая) (14-15 ноября, г. Москва , ВДНХ) |
Х Всероссийский с международным участием отраслевой
комплекс мероприятий в сфере биофармацевтики и биотехнологий «Площадка
открытых коммуникаций OpenBio»
(Сентябрь, городской округ Кольцово) |
Международная выставка
«Транспорт России» (16-18 ноября, г. Москва, Московский Гостиный Двор) |
XI Всероссийский форум региональной информатизации
«ПРОФ-IT»
(26-27 октября, г. Новосибирск, МВК «Новосибирск Экспоцентр» |
|
V Новосибирский Агропродовольственный форум
(8-10 ноября, г. Новосибирск, МВК «Новосибирск Экспоцентр») |
Результативность конгерссной деятельности и конгрессного туризма в регионах России наряду с государственной поддержкой обеспечивается деятельностью конгрессных центров, конгресс-отелей, конгрессных площадок и Туристско-информационных центров (ТИЦ) [2]. Так, по состоянию на текущий период времени функционирует 124 организации, среди которых – региональные и муниципальные ТИЦ и ТИЦ, созданные на базе музеев, парков, библиотек.
По данным ВНИЦ R&C в 2022 году количество участников - организаторов конгрессно-выставочной деятельности составило 3205 компаний. В их числе 800 конгресс-отелей и более 80 конгрессных площадок, доминирующее число которых принадлежит государству (54%). При этом 90% общероссийской выручки от конгрессно-выставочной деятельности приходится на конгрессные площадки Москвы и Московской области.
Для сегмента российских конгресс-отелей характерна ярко выраженная географическая концентрация. Так, около 30% конгресс-отелей располагаются в Москве и Московской области и Краснодарском крае, на долю Санкт-Петербурга и Ленинградской области как территории, занимающей верхнюю позицию рейтинга конгрессных дестинаций, приходится порядка 8% [7].
Проведенный обзор состояния отдельных показателей конгрессно-выставочного рынка в мировом и национальном масштабах позволяет в определенной мере оценить состояние конгрессной деятельности и конгрессного туризма и определить направления развития в новых условиях современной экономики. При этом следует подчеркнуть, что конгрессная деятельность выступает многосторонним экономическим механизмом, роль которого сводится как к формированию положительного бренда территории, как туристской деловой дестинации со всеми вытекающими из этого конкуренными преимуществами национального и регионального масштабов, так и к формированию внешнего и внутреннего канала маркетинговых и экономических коммуникаций.
К числу приоритетных направлений, коррелирующих со Стратегией развития конгрессно-выставочной деятельности до 2030 года, целесообразно отнести следующие:
- трансформация российской конгрессно-выставочной индустрии через призму внедрения новых цифровых, в т.ч. маркетинговых технологий. Целесообразно создание единой цифровой отраслевой платформы;
- упорядочение системы сбора, обработки и анализа информации, демонстрирующей реальное положение дел в отрасли;
- развитие конкурентной конгрессной инфраструктуры. При этом речь идет не только о таких инфраструктурных важнейших элементах, как конгресс-отели и конгрессные площадки, но и создании на уровне регионов таких субъектов, как конгрессные бюро, практика функционирования которых на европейском конгрессном рынке исключительно положительная;
- формирование системы разноуровневой и комплексной подготовки специалистов в области конгрессной деятельности и конгрессного туризма [1, 12].
Заключение. Таким образом, представленные выше положения демонстрируют тот факт, что в условиях современной экономки, характеризующейся нестабильностью и турбулентностю мировой эпидемиологической и геополитической ситуации и вызовами санкционного характера российская конгрессно-выставочная отрасль, тем не менее становится мощным стратегическим механизмом формирования как глобальной, так и внутренней коммуникации. Кроме того, сложившиеся условия импортозамещения и смещение фокуса внимания на формирование экономических связей с дружественными странами выводит конгрессно-выставочную деятельность и конгрессно-выставочный туризм, как инструменты решения национальный задач на новый экономический уровень.
Источники:
2. Nyurenberger L.B. Сongress tourism as an indicator of the development of the global and national mice industry. / Economic and Social Development. Book of Proceedings 47th International Scientific Conference on Economic and Social Development., 2019. – 237-246 p.
3. ВНИЦ R&C: Ситуация в конгрессно-выставочной отрасли, связанная с отменой деловых мероприятий в 2022 году. [Электронный ресурс]. URL: https://ruef.ru/ob-otrasli/analitika-i-issledovaniya-otrasli/vnits-r-n-s-situatsiya-v-kongressno-vystavochnoy-otrasli-svyazannaya-s-otmenoy-delovyh-meropriyatiy-v-2022-godu.html (дата обращения: 02.12.23).
4. Воронков С. Деловой Гость: как конгрессы и выставки стали драйвером туризма. Рбк. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/opinions/society/18/12/2023/6579ae519a7947f95c8a5586 (дата обращения: 02.12.23).
5. Инвестиционный портал Республики Башкортостан. [Электронный ресурс]. URL: https://www.investrb.ru (дата обращения: 06.12.23).
6. Индекс здоровья российского бизнеса. [Электронный ресурс]. URL: https://business-index.ru (дата обращения: 02.12.2023).
7. Институт изучения мировых рынков. [Электронный ресурс]. URL: https://worldmarketstudies.ru (дата обращения: 06.12.23).
8. Министерство экономического развития Новосибирской области. [Электронный ресурс]. URL: https://econom.nso.ru (дата обращения: 06.12.23).
9. Российский союз ярмарок и выставок РСВЯ. [Электронный ресурс]. URL: https://ruef.ru/ (дата обращения: 06.12.23).
10. Событийный рынок России. [Электронный ресурс]. URL: https://russiacb.com/upload/iblock/996/2lagcg1gr3fabsc9hnzrst1kvrsg6f1d.pdf (дата обращения: 06.12.23).
11. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru (дата обращения: 25.11.23).
12. Федосеева О. В. Трансформация российской конгрессно-выставочной индустрии в новых условиях современной экономики // Вестник евразийской науки. – 2023. – № 1.
13. ICCA Business Analytics 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://www.iccaworld.org/global-industry-news/post/public-abstract-2022-icca-business-analytics/ (дата обращения: 06.12.2023).
Страница обновлена: 14.08.2024 в 15:23:39