Приключенческий туризм: специфика и глобальные тренды развития

Щетинина Н.А.1
1 Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 13, Номер 12 (Декабрь 2023)

Цитировать:
Щетинина Н.А. Приключенческий туризм: специфика и глобальные тренды развития // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – Том 13. – № 12. – С. 5549-5562. – doi: 10.18334/epp.13.12.120515.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=63549089

Аннотация:
В статье показано, что современная индустрия туризма, выступая важнейшим стратегическим направлением диверсификации экономки и значительным источником пополнения мирового и национального бюджетов, претерпевает кардинальные инновационные изменения, в числе которых особое место занимает развитие нишевых видов туризма. В исследовании демонстрируется обобщение классических и современных взглядов на сущность приключенческого туризма, приводятся результаты оценки фактического состояния мирового рынка приключенческого туризма и его прогнозные величины, выявляются факторы и обосновываются глобальные тренды его развития. Изменение туристами потребительского поведения, поиск уникального эмоционального опыта и формирование предпочтений в активном отдыхе в условиях природной среды в исследовании предлагается рассматривать в качестве значимых факторов, формирующих глобальные тренды развития приключенческого туризма

Ключевые слова: Туризм, активный туризм, приключенческий туризм, экстремальный туризм, развитие туризма

JEL-классификация: Z31, Z32, L83



Введение Мировой опыт развития туризма свидетельствует о его колоссальном социально-экономическом значении, как для туристских дестинаций, так и для мирового экономического пространства. Именно туризм, как отрасль национальных и региональных экономик, в период экономической и политической турбулентности вполне способен выступить весьма действенным фактором экономического роста. При этом туризм призван решать не только проблемы социального характера, но и являться драйвером устойчивого развития таких важнейших секторов экономики, как производство потребительских товаров, строительство, транспорт, торговля, и ряд других.

Наряду с социально-экономическим развитием туристкой отрасли происходит и ее функциональное развитие, выражающееся в появлении и организационном оформлении новых видов туризма. Расширение и углубление видового разнообразия туризма обусловлено высокой динамикой глобальных социальных и экономических процессов, ростом вариабельности потребительских предпочтений и повышением роли экономики впечатлений в индустрии туризма и гостеприимства.

К числу новых, недостаточно изученных с научно-методологической и недостаточно проработанных с нормативно-правовых точек зрения, кроме прочего, не отличающихся обширной практикой развития на территории России, выступает такой вид туризма, как приключенческий.

Сегодня приключенческий туризм (adventure tourism) представлен широчайшим спектром туристских активностей, отличающихся оригинальностью и известной степенью риска. Как показывает практика, первоначальный интерес к приключенческому туризму проявлялся в молодежной среде европейских стран, что вполне объяснимо стабильностью западной экономики, высоким уровнем дохода потенциальных туристов и возникновением потребности в необычных, отличающихся от массовых видов отдыха.

Не вызывает сомнений тот факт, что импульсом для развития данного вида туризма послужили Французская экспедиция 1950 года на горный массив Аннапурна и восхождение в 1953 году на гору Эверест, что вдохновило миллионы туристов на занятие экстремальными видами активностей и рискованные путешествия. Кроме того, весомый вклад в распространение приключенческого туризма внесла деятельность первых туристических предприятий, специализирующихся на организации приключенческих туров: Ker & Downey (1946 г.), Abercrombie & Kent (1962 г.), Micato Safaris (1966 г.).

Значимым фактором развития приключенческого туризма выступила транспортная отрасль времен Второй мировой войны, когда произошел процесс усовершенствования автомобилей, мотоциклов, судов, предопределивших в последствии такие направления активного отдыха, как джиппинг, рафтинг, каякинг.

В дальнейшем популярность приключенческого туризма во всем мире весьма расширилась, что привело к формированию разных технологических концепций приключенческого туризма, отличающихся характером научных взглядов, особенностями терминологического аппарата, признаками идентификации и классификации туров, но практически единых во мнении о том, что приключенческий туризм – это самобытная, самоорганизованная, коммерциализованная и неуклонно растущая форма туризма [5].

Так, ранние исследования приключенческого туризма нашли свое отражение в работах М. Кейна, Х. Такера, Д. Инграм, М. Калландера [10, 8, 7]. Попытки формирования академической основы приключенческого туризма представлены в исследованиях К. Шотта, К. Хола и Б. Веллера, К. Вебера, и других авторов [11, 9, 13].

Результаты современных исследований понятийного аппарата, проблем, особенностей, текущего состояния и развития приключенческого туризма демонстрируют труды И.В. Романовой, Т.В. Никоновой, В.Ю. Гусаровой, О.Н. Пережогиной, А.А. Кольцовой, Нюренбергер Л.Б., Севрюкова И.Ю., Лучина Н.А., Леушиной О.В. и многих других авторов [5, 3, 4, 6].

Вместе с тем, в перечисленных работах не получили должного рассмотрения вопросы специфики организации и развития приключенческого туризма в мировом масштабе. Поэтому представляется крайне важным выделить особенности приключенческого туризма в рамках мировой экономики и определить приоритеты его развития.

Целью настоящего исследования является выявление специфики приключенческого туризма и систематизация глобальных трендов его развития.

Основная часть Предварим оценку развития приключенческого туризма уточнением терминологии данного понятия.

Ведущие специалисты в области приключенческого туризма К. Холл и Б. Веллер весьма широко трактуют исследуемое понятие, относя к приключенческому туризму широкий спектр туристских услуг, в основу которых положены путешествия в условиях природной среды, с обязательным наличием элементов риска [9].

В исследованиях Х. Сунга и М. Моррисона приключенческому туризму присущи шесть ключевых характеристик: активность, окружающая среда, опыт, мотивация, риск и производительность [12]. При этом Б. Холл уточняет, что по форме реализации приключенческий туризм может быть «жестким и мягким» [9].

«Мягкое» приключение определяется как деятельность, требующая весьма низкого уровня риска и малых физических усилий. Данная форма туризма предпочтительна для пассивных людей, предпочитающих посещать экзотические места под руководством опытного инструктора-проводника.

«Жесткое» или «тяжелое» приключение представляет собой деятельность с исключительно высоким уровнем риска, подразумевающая наличие у туриста специализированных навыков. World Tourism Organization (UN Tourism) закреплено подразделение приключенческого туризма на две крупные категории: «soft adventure» –«мягкие» или простые маршруты, доступные любому туристу и «hard adventure» – маршруты и туры в рамках экстремального и спортивного туризма [21].

В свою очередь Х. Сунг, и А Моррисон акцентируют внимание исследователей на том, что приключенческий туризм – туризм «под открытым небом», в нестандартных условиях, сопровождаемый риском и опасностью. При этом цели приключенческого путешествия могут быть различны [12]. Необходимо подчеркнуть, что факторами риска выступают неблагоприятные природные условия или особое окружение, формируемое, как правило, местным населением.

Приведенный обзор отдельных взглядов на природу и понятие приключенческого туризма безусловно не позволяет сформулировать выводы, которые отличаются неоспоримым характером, но тем не менее позволяет предпринять попытку выделить общие черты приключенческого туризма, к числу которых можно отнести такие, как многообразие туристских активностей, природная среда, риск, вызов и эмоциональная компонента.

Наряду с авторскими концепциями в области приключенческого туризма имеет место быть и определение понятия, закрепленное World Tourism Organization (UN Tourism) – «приключенческий туризм может быть внутренним или международным, и, как и все путешествия, он должен включать в себя ночевку, но длиться не дольше одного года» [21].

Более полно определение понятия раскрывает одна из ведущих организаций, занимающихся исследованием рынка в сфере приключенческого туризма - Adventure Travel Trade Association (АТТА). По мнению АТТА приключенческий туризм рассматривается как «любая внутренняя или международная поездка, которая включает как минимум два из трех аспектов: физическая активность, взаимодействие с природой и культурное обучение или обмен» [14].

В российском законодательстве в сфере туризма приключенческий туризм причислен к одной из форм активного туризма.

При этом базовые нормативно-правовые постулат отражены в таких основополагающих стандартах, как: ISO 21101:2014 Adventure tourism — Safety management systems — Requirements»; ГОСТ Р ИСО 21103-2015 «Приключенческий туризм. Информация для участников» и ГОСТ Р ИСО 56597-2015 «Приключенческий туризм. Лидеры. Компетенция персонала».

Согласно ГОСТ Р ИСО 21103-2015 приключенческий туризм (adventure tourism activity) – «деятельность в целях организации приключенческого туризма, предполагающая определенную степень подготовки или руководства и преднамеренно принятый элемент риска» [1].

Мнения отечественных ученых в отношении содержания понятия приключенческого туризма весьма противоречивы. Одни исследователи придерживаются научной точки зрения о том, что приключенческий туризм объединяет все активности на природе, осуществляемые либо в спортивных целях, либо для получения особых впечатлений [4]. Другие склонны утверждать, что это особая туристическая активность, осуществляемая вне зоны привычного комфорта и привычного места проживания [6].

По мнению автора, наиболее точная формулировка исследуемого понятия нашла свое отражение в трудах И.В. Романовой – это «любые внутренние или международные поездки, которые включают по крайней мере два из следующих трех аспектов: физическая активность, взаимодействие с природой и обучение или культурный обмен, и позволяют туристу совершать открытия, искать решения проблем и столкнуться с неизвестным» [5].

Таким образом, можно утверждать, что данный вид туризма, как правило, рассчитан на людей любой физической подготовки. Выбор конкретного приключенческого тура будет определяться потребностью туриста и может быть представлен как активным, так и экстремальным отдыхом.

Следует отметить, что самостоятельная организация и активного, и тем более экстремального отдыха, отличается высоким уровнем сложности и требует особых знаний, в связи с чем доминирующее число приключенческих туров носят организационный характер.

Однако, в последние несколько лет отличительной чертой приключенческого туризма можно назвать тенденцию к дезинтермедиации (Direct Trave), что предполагает исключение посреднического звена в виде турагента или туроператора (Travel Agent). Экспертные оценки приключенческого рынка США в допандемийный период времени свидетельствуют о том, что почти 71% приключенческих туров с низким уровнем риска были составлены и проведены туристами самостоятельно.

Вне зависимости от формы организации приключенческого туризма одной из важнейших особенностей туризма выступает обеспечение максимально желаемого туристом уровня риска и выявление его склонности к «мягкому» или «жесткому» путешествию [3].

Оценка состояния мировой отрасли приключенческого туризма за последние несколько лет позволяет сформировать следующие выводы:

- с 2017 по 2021 год в отрасли наблюдался заметный рост, среднегодовой показатель составил 10 процентов и составил 290 миллиардов долларов;

- пандемия COVID-19 повлияла на рынок приключенческого туризма, как и на большинство видов туризма;

- открытие международных границ в постковидный период времени привело к разработке приключенческих туров в разные части земного шара. При этом наибольшим спросом стали пользоваться «soft adventure», отличающиеся низким уровнем риска и приемлемостью для туристов третьего возраста. Именно на данную категорию приходится 60% мирового рынка приключенческого туризма [15];

- практика показывает, что среди «soft adventure» преобладают путешествия на свежем воздухе на территории отдаленных или нетрадиционных местностей, осуществляемые с целью получения новых впечатлений, изучения уникальных природных явлений и участия в минимально-экстремальных мероприятиях. Как правило, это походы, трекинг, велотрекинг, рафтинг, верховая езда, сноубординг, наблюдение за дикой природой, туры на винодельни и прочее;

- в 2020 году лучшей страной для приключенческого туризма была признана Бразилия (показатель конкурентоспособности 98,53). Среди европейских стран стала Греция, занявшая третье место в мировом рейтинге [19];

- в 2021 году по мнению World Travel Awards лучшей страной для приключенческого туризма стала Чили;

- в 2022 году американский журнал US News & World Report составил рейтинг и признал Бразилию лучшим местом в мире для приключенческого туризма. Ей удалось обойти 78 стран-конкурентов, набрав более 80 баллов из 100 в таких категориях, как климат, пейзажи и качество развлечений [17]. При этом в конкурсе World Travel Awards «Asia's Leading Adventure Tourism Destination» в 2022 году лучшим азиатским направлением приключенческого туризма стал Таиланд. Стоит отметить, что предыдущие пять лет бессменными лидерами в данном направлении выступали Япония и Шри-Ланка.

Несмотря на текущие мировые условия, характеризующиеся санкционным давлением, нестабильной эпидемиологической и геополитической ситуацией для приключенческого рынка характерен оптимистичный прогноз дальнейшего развития.

Как следует из экспертной отчетности Next Move Strategy Consulting, объем мирового рынка приключенческого туризма, оцениваемый в 288,08 миллиардов долларов США в 2021 году, будет неуклонно расти и к 2030 году (несмотря на международную ситуацию и ковидные ограничения) достигнет пика примерно в 2824,41 миллиардов долларов США (рисунок 1) [19].

Рисунок 1 - Объем мирового рынка приключенческого туризма в 2021 году с прогнозом до 2030 года (млрд. долларов США) [19]

Представленные данные подтверждают и прогнозные оценки отчета о глобальном рынке приключенческого туризма в 2022-2027 годах, опубликованные на сайте ResearchAndMarkets. Согласно данным, в 2022 году мировой рынок приключенческого туризма оценивался в $568,56 млрд. и, по прогнозам, к 2027 году достигнет $880,84 млрд. (ежегодное увеличение составит в среднем 9%) [18].

В отчете ResearchAndMarkets.com прогнозируется, что к 2027 году рынок достигнет 2 548,2 миллиарда долларов США, а в 2022-2027 годах его среднегодовой рост составит 20,23% (рисунок 2).

Рисунок 2 – Прогноз объема мирового рынка приключенческого туризма в 2027 году (млрд. долларов США) [18]

По данным же Future Market Insights глобальный рост приключенческих путешествий увеличится как минимум в 4 раза к 2032 году. Представленные прогнозные оценки позволяют сделать вывод о том, что и рынок в целом и его ключевые элементы (туристский спрос на услуги в сфере приключенческого туризма и туристское предложение) характеризуются тенденцией к устойчивому росту.

Основополагающими факторами развития приключенческого туризма в мировом масштабе могут быть признаны следующие:

- увеличение числа путешественников, стремящихся посетить новые направления по всему миру;

- рост туристского спроса на аутентичные и персонализированные путешествия;

- расширение и более активное использование в сегменте приключенческого туризма инструментов онлайн-маркетинга. В том числе создание веб-сайтов для мобильных смартфонов, позволяющих ознакомится с детализированными экспертными обзорами, видео-турами, сравнениями цен, транспортных условий и вариантов бронирования приключенческих туров;

- включение приключенческого туризма как приоритетного вида туризма в государственные стратегии и программы развития туризма конкретной страны, активизация деятельности по продвижению туризма и рост государственных инвестиций в туристическую отрасль.

В мире достаточно много стран, располагающих достаточным количеством ресурсов для развития приключенческого туризма. Так, например, скандинавские страны специализируются на зимних видах приключений. В Финляндии можно отправиться на экскурсию на ледоколе, а в Норвегии можно попробовать прогулки на снегоступах.

Страны, которые находятся в районе Карибского бассейна, располагают ресурсами для реализации водных приключенческих туров. Так, на Кубе крайне распространен дайвинг. Однако, самыми притягательными объектами приключенческого туризма являются затерянные леса, которые можно увидеть в одном из косториканских заповедников. Здесь у туристов есть возможность побывать в нетронутых лесах, где водятся дикие животные.

На данный момент времени, согласно последнему отчету самого популярного путеводителя в мире «Lonely Planet» на первом месте в рейтинге стран, имеющих самый большой потенциал для развития приключенческого туризма, находится Алжир. Как отмечает издание, связано это не только с удивительными ландшафтами данной страны, где 80% территории занимают пески, но и с гостеприимством жителей Алжира. Среди других стран, попавших в рейтинг можно отметить Саудовскую Аравию, Иран, Боснию и Герцеговину, а также Россию [16].

«Lonely planet» говоря о деятельности, связанной с приключенческим туризмом в России, отмечает, что страна обладает колоссальными туристическими возможностями, акцентируя внимание на таких территориях, как Республика Алтай, Северный Кавказ, Камчатка и Иркутск [16].

Согласно результатам оценки, проведенной сервисом бронирования отелей МТС Travel, туроператором RussiaDiscovery и Российским союзом туриндустрии, популярность приключенческого туризма в России за предыдущий год увеличилась на 30% по числу поездок [20]. Указанное значение показателя практически в пять раз превышает динамику общего турпотока по России.

Самым популярным направлением для приключенческого туризма в пиковый сезон (с июня по сентябрь 2023 г. включительно) стала Республика Алтай – 17% от всех поездок были совершены именно в этот регион. Еще по 16% от общего проанализированного турпотока пришлось на Дагестан и Карелию. В ТОП-5 регионов, куда едут посещать природные достопримечательности, также вошли Карачаево-Черкесия с долей 9% и Иркутская область с долей 6% (таблица 1) [20].

Таблица 1 - ТОП регионов, набравших популярность в 2023 году [20]

Территория
Динамика приключенческого турпотока год к году,%
Иркутская область (пос. Листвянка, пик Черского, скала Шаманка и т.д.)
67
Мурманская область (Кандалакшский заповедник, с. Териберка, Кировск и т.д.)
52
Республика Карачаево-Черкесия (пос. Архыз, пос. Домбай)
44
Республика Адыгея (Савранская канатная дорога, ущелье реки Мишоко, Даховский мост и т.д.)
43
Республика Северная Осетия (Дзивгисская крепость, Аланский Успенский мужской монастырь, Даргавс и т.д.)
42

В прошедшем сезоне в Республике Алтай ключевой точкой притяжения туристов, путешествующих с приключенческими целями стало село Чемал, как стартовая точка большинства туристских маршрутов, в Дагестане – обзорная площадка Сулакского каньона, в Карелии – Мраморный парк Рускеала. Кроме того, особую привлекательность для туристов в рамках приключенческого туризма представляли собой Иркутская область (озеро Байкал), Мурманская область, Северный Кавказ, Карачаево-Черкесия, Адыгея и Северная Осетия.

Определенную популярность в 2023 году стали набирать экспедиционные туры в труднодоступные места, куда попасть можно либо круизом, либо на вертолете. Ведущие позиции в рейтинге подобных путешествий («лакшери-путешествий) занимают Курилы, остров Врангеля, Земля Франца-Иосифа, Шантарские острова, Камчатка.

Оценка состояния мировой и российской отрасли приключенческого туризма позволяет определить некоторые глобальные тренды приключенческого туризма, к числу которых целесообразно отнести следующие:

- глобальная тенденция поиска туристами уникального эмоционального опыта и эссенциализм приводит к росту числа нишевых направлений туризма: промышленный, оздоровительный, экологический и приключенческий;

- всё более четкое выражение стремления туристов к повышенной самореализации за счет выбора приключенческих туров и практически мгновенная цифровая доступность информации для выбора тура. При этом безусловной тенденцией является предпочтение туристами менее изученных туристических направлений. Сторонники приключенческих туров акцентируют фокус своего внимания на труднодоступных и малолюдных местах, добраться до которых, как правило, возможно используя комбинации разных способов передвижения: на вертолетах, на велосипедах, на байдарках, на автомобиле, на лошадях и прочее;

- позиционирование приключенческого туризма как деятельности сочетающей в себе не только активные и экстремальные элементы, но и культурные, реализация которых направлена на получение дифференцированных особых впечатлений. В категории «hard adventure» трендом выступают поездки туристов с погружением в отличную от привычной среду проживания с целью получения определенного культурного шока (ночевка в чуме с оленеводами, проживание в деревне староверов, встречи с шаманами и т.д.). Несомненным трендом выступает и путешествие, основу которого составляет наблюдение за редкими животными в среде их обитания;

- доминирование на рынке путешествий в направлении «soft adventure», что вполне объяснимо минимальными требованиями, предъявляемыми к базовой подготовке и навыкам туристов, а также весьма низким уровнем риска. Кроме того, сегмент рынка в указанном направлении уже с 2019 года обеспечивает более 60% выручки на рынке приключенческого туризма и имеет четкую тенденцию к увеличению представленного значения;

- рост популярности приключенческих туров для корпоративных выездных мероприятий, позволяющих совместить стратегические сессии и тимбилдинги с активными видами отдыха (фотоохота, сафари и прочее);

- индивидуальные приключенческие туры и экстремальные активности, рассчитанные на узкий круг туристов в предыдущих годах (по причине их высокой стоимости) имеют тенденцию к выходу на уровень «масс-маркета» за счет формирования групповых туров по доступным ценам;

- наметившиеся мировые тенденции усиления государственной политики, направленной на поддержку и стимулирование устойчивого развития сельского туризма будут способствовать формированию благоприятного инвестиционного климата и в сегменте приключенческого туризма.

Заключение. Таким образом, приключенческий туризм – специфичный вид туризма, имеющий неуклонную тенденцию к росту популярности и социально-экономической значимости в мировых масштабах. Популярность приключенческого туриста лежит в плоскости философской, психологической и физиологической сторон. Изменения в потребительском поведении, поиск уникального эмоционального опыта, приоритет путешествий на природе становятся значимыми факторами развития приключенческого туризма. Глобальные тренды трансформации туристского рынка в целом в условиях текущей турбулентности, будут также способствовать адаптации приключенческого туризма к ним. Несмотря на ряд ограничений и трудностей инфраструктурного и экономического характера, прогнозы развития приключенческого туризма на территории Восточной Азии, Европы, Северной Америке и безусловно России исключительно благоприятные.


Источники:

1. ГОСТ Р ИСО 21103-2015 Приключенческий туризм. / Информация для участников. - М.: Стандартинформ, 2016. – 10 c.
2. Кольцова А.А. Современные тенденции развития приключенческого туризма в регионах нового освоения: проблемы и перспективы (на примере Хабаровского края) // Современные проблемы сервиса и туризма. – 2017. – № 3. – c. 142-153.
3. Никонова Т.В., Гусарова В.Ю., Пережогина О.Н. Особенности приключенческого туризма и перспективы его развития в России // Современные проблемы сервиса и туризма. – 2017. – № 3. – c. 51-58.
4. Нюренбергер Л.Б., Шнорр Ж.П., Щетинина Н.А., Петренко Н.Е., Третьякова Т.Н. Экологический туризм: теоретические основы, современная региональная специфика // Человек. Спорт. Медицина. – 2022. – № 51. – c. 105-112.
5. Романова И.В. Приключенческий туризм: современное значение термина в зарубежных исследованиях мировой туристской индустрии // Вестник ВГУ, серия: География. Экология. – 2015. – № 3. – c. 46-52.
6. Севрюков И.Ю., Лучина Н.А., Леушина О.В. Приключенческий туризм: особенности развития, проблемы правового регулирования // Олимпийское наследие крупномасштабные мероприятия: влияние на экономику, экологию и социокультурную сферу принимающих дестинаций: Материалы XIV Международной научно-практической конференции, Сочинский государственный университет. Сочи, 2023. – c. 42-45.
7. Callander M. Managing risk in adventure tourism operations in New Zealand: a review of the legal case history and potential for litigation / Callander M., Page S. Tourism Management, 2003
8. Ingram C. D. Nature-Oriented Tour Operators: Travel to Developing Countries / Ingram C. D. and Durst P. Journal of Travel Research, 1989
9. Hall C. M. Special Interest Tourism. - London, 1992.
10. Kane M. J. Adventure tourism : The freedom to play with reality / Kane M. J. and Tucker H. Tourist Studies, 2004
11. Schott C. Selling adventure tourism: a Distribution Channels Perspective // International Journal of Tourism Research. – 2007.
12. Sung, H. H., A. M. Morrison, & J. T. O’Leary Definition of Adventure Travel: Conceptual Framework for Empirical Application from the Providers’ Perspective. Asia-Pacific Journal of Tourism Research, 1997
13. Weber K. OUTDOOR ADVENTURE TOURISM: A Review of Research Approaches // Annals of Tourism Research. – 2001.
14. Adventure Travel Trade Association (ATTA). [Электронный ресурс]. URL: https://about.adventuretravel.biz/ (дата обращения: 28.11.2023).
15. Global Adventure Travel to Quadruple Growth by 2032. [Электронный ресурс]. URL: https://www.breakingtravelnews.com/news/article/global-adventure-travel-to-quadruple-growth-by-2032 (дата обращения: 04.12.2023).
16. Lonely Planet. [Электронный ресурс]. URL: https://www.lonelyplanet.com (дата обращения: 08.12.2023).
17. U.S. News & World Report Studies. [Электронный ресурс]. URL: https://www.usnews.com (дата обращения: 08.12.2023).
18. ResearchAndMarkets. [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchandmarkets.com (дата обращения: 08.12.2023).
19. The statista Portal for Market Data, Market Research and Market Studies. [Электронный ресурс]. URL: https://www.statista.com (дата обращения: 08.12.2023).
20. Welcome Times. [Электронный ресурс]. URL: https://welcometimes.ru/opinions/issledovanie-populyarnost-priklyuchencheskogo-turizma-v-pikovyy-sezon-vyrosla-za-god-na-30 (дата обращения: 08.12.2023).
21. World Tourism Organization (UN Tourism). [Электронный ресурс]. URL: https://www.unwto.org/ (дата обращения: 18.11.2023).

Страница обновлена: 12.08.2024 в 01:52:14