Логистика массового производства на заказ

Лычковская И.П., Карнаухов С.Б.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 12 (72), Декабрь 2005
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Современный потребительский рынок в странах с рыночной экономикой функционирует как на основе массового производства стандартных товаров по заказам торговли, так и индивидуального производства товаров и услуг на заказ непосредственных потребителей. Указанные составляющие товарных ресурсов, в принципе, в равной степени необходимы для полнокровного товарного рынка, ориентированного на удовлетворение спроса и развитие потребностей покупателей, на обеспечение качества жизни населения и отдельных граждан. При этом предприятия массового и индивидуального производства используют при управлении товародвижением различные адекватные их специфике логистические и маркетинговые технологии.

Ключевые слова: товарный рынок, логистические решения, маркетинговые технологии, массовое производство



Современный потребительский рынок в странах с рыночной экономикой функционирует как на основе массового производства стандартных товаров по заказам торговли, так и индивидуального производства товаров и услуг на заказ непосредственных потребителей. Указанные составляющие товарных ресурсов, в принципе, в равной степени необходимы для полнокровного товарного рынка, ориентированного на удовлетворение спроса и развитие потребностей покупателей, на обеспечение качества жизни населения и отдельных граждан. При этом предприятия массового и индивидуального производства используют при управлении товародвижением различные адекватные их специфике логистические и маркетинговые технологии.

В последние годы за рубежом, прежде всего в США, наметилась тенденция к развитию новой гибридной формы организации производства и поставок, сочетающей преимущества и компенсирующая недостатки массового и индивидуального производства и товародвижения. Речь идет о так называемом «массовом производстве на заказ» (далее МПЗ). Впервые данный термин был предложен в 1987 г. С.Дэвисом в его книге «Будущее прошлого».

Суть этой новой управленческой концепции и бизнес-практики в общем виде состоит в организации выполнения в условиях современного высокотехнологичного производства прямых индивидуальных заказов конкретных потребителей и адресной транзитной поставки товаров по ценам серийной продукции.

Появление массового производства на заказ стало возможным и экономически оправданным в условиях развития электронных коммуникаций, глобализации рынков, создания гибких производств и электронных систем проектирования технологий и товаров, развития логистических услуг по быстрой доставке грузов до пунктов назначения, обработке заказов, аутсорсингу.

С точки зрения спроса индивидуализация проявляется как стремление потребителей (точнее, определенной их части) к повышению эффективности и полноты личного потребления товаров, реализации творческих устремлений, развитию предпринимательской и профессиональной деятельности.

МПЗ получило реальное развитие в производстве персональных компьютеров, одежды и обуви, мебели, домостроении, автомобильной промышленности, химии и фармакологии, банковском и страховом бизнесе. По мнению некоторых зарубежных специалистов (в частности М. Желены), развитие МПЗ означает закат массового производства стандартных товаров, массовых рынков, маркетинга прогнозирования и «старой» логистики. Не разделяя «экстремизма» подобных оценок, следует согласиться с их автором в том, что традиционные логистические подходы не учитывают специфику МПЗ, должны быть модифицированы и развиты, в том числе применительно к условиям транзитивной экономики России.

Речь идет о решении следующих задач:

‑ создании системы закупок и снабжения, основанной на индивидуальных требованиях покупателя к комплектации, рецептуре, потребительским качествам товара;

‑ использовании гибких технологий и схем организации производства товаров малыми партиями и в единичном исполнении по ценам серийной продукции;

‑ организации выявления, идентификации, передачи и концентрации «рассеянных» заказов отдельных покупателей;

‑ совершенствовании способов транзитной доставки малотоннажных заказов покупателю;

‑ организации логистики и маркетинга, основанных на развитии знаний потребителя.

МПЗ основано на «народном предпринимательстве», при котором покупатель непосредственно инициирует производство необходимого ему товара. Оно принципиально меняет положение покупателя в ролевой триаде спроса: из просто потребителя он становится в первую очередь заказчиком. Служащие компании-товаропроизводителя могут участвовать в процессе формирования индивидуального заказа клиента как консультанты, сопроектанты и технологи.

МПЗ непосредственно объединяет производство и потребление в единый процесс («prosuming»). Архитектоника движения информационных, товарных и денежных потоков заметно упрощается. Отпадает необходимость в многозвенной системе дистрибуции товаров и формирования товарных запасов, сокращаются логистические издержки и потери. Торговые склады выполняют функции кросс-докинга и центров ответственного хранения товаров МПЗ.

Массовое производство на заказ становится элементом глобального рынка, международной логистики и маркетинга. Единичные рассеянные заказы потребителей при их глобальной централизации приобретают серийный и массовый характер в месте производства. Сложность логистического и маркетингового обеспечения движения заказов, товаров и платежей при этом возрастает, но вполне по силам транснациональным корпорациям.

Массовость является необходимым условием рентабельности производства товаров на заказ. Она означает:

во-первых, что такое производство должно осуществляться в условиях современного гибкого предприятия, способного в сжатые сроки обеспечить технологическое перепроектирование, оперативную логистику снабжения, управляемую спросом, и быструю поставку и доставку заказов покупателям;

во-вторых, суммарный объем индивидуальных, рассеянных по территории заказов должен быть со временем сконцентрирован до размеров как минимум монтажной нормы производства,

в-третьих, производство должно быть централизовано на ограниченном (нередко одном) числе предприятий таким образом, чтобы суммарные издержки производства и товародвижения были минимизированы.

И, наконец, в-четвертых, самое важное: МПЗ может состояться, если конечная цена товаров на заказ будет сравнима с ценами серийной продукции. В этом принципиальное отличие товаров МПЗ от индивидуального производства на заказ – в последнем случае ценообразование определенно носит затратный характер, как, например, на предприятиях бытового обслуживания, осуществляющих производство и ремонт.

Обеспечение указанных условий, в свою очередь, требует от производителей и торговли массированного и глобального воздействия на развитие латентных потребностей потенциальных заказчиков через маркетинг знаний о возможностях новых товаров и технологий. Это особенно важно в отношении технически сложных товаров-групп, учитывая, что развитие знаний покупателей заметно отстает от потенциального товарного предложения.

Опыт компаний, развивающих МПЗ, свидетельствует, что возможное увеличение в этом случае затрат на проектирование товара, переналадку оборудования и изготовление новой оснастки, производство, упаковку и доставку товаров может быть полностью или в значительной мере скомпенсировано снижением издержек в сфере товародвижения. Прежде всего, это возможно в результате отказа от оплаты услуг оптовых и розничных торговых агентов и формирования товарных запасов, а также за счет получения предоплаты (авансовых платежей) клиентов. Кроме того, необходимо учитывать и получение косвенного эффекта, обусловленного: а) превращением ряда товаров МПЗ с течением времени в стандартные товары серийного производства; б) расширением общей клиентской базы компании.

При этом логистика должна повысить эффективность маркетинга, производства, доставки, снабжения и сбыта до уровня массового производства, сделав прямые заказы экономически привлекательными для производителей и экономически приемлемыми для потребителей.

На рис. 1. представлена принципиальная структурная модель массового производства на заказ, содержание которой свидетельствует об инновационном характере и нетривиальном составе его элементов.

Под атипичным спросом авторами предложено понимать спрос на нестандартные товары индивидуальной комплектации, особого качества, специального назначения, индивидуального проекта, оригинального дизайна, уникальной технологии, нестандартных размеров и т.д. Эти товары не входят в торговый и складской ассортимент. Некоторые из них вообще являются виртуальными товарами, результатом научно-технического и инженерного творчества заказчиков.

Атипичный спрос невозможно прогнозировать на основе имеющихся маркетинговых технологий, статистически он мало осязаем; исполнение таких заказов характеризуется повышенными рисками.

Вместе с тем, атипичный спрос не является маркетинговым фантомом, его присутствие все более проявляется на рынках легковых автомобилей, персональных компьютеров, мебели и предметов домоустройства, крупных потребительских товаров, посуды, одежды и обуви, лекарственных и фармацевтических товаров.

Массовое производство стандартных товаров не отличается большой гибкостью и реактивностью предложения, оно традиционно функционирует в рамках годовых циклов прогнозирования, бюджетирования, планирования производства и проведения договорных снабженческо-сбытовых кампаний. Недостатком такой методологии управления является потеря оперативных заказов, возникающих в течение текущего планового периода.

Кинетическое массовое производство (КП) является структуроформирующим элементом МПЗ. Оно взаимодействует с клиентами в реальном режиме времени, для него нет заказчиков мелких, нетипичных, неважных. Основу КП составляют гибкие автоматизированные технологии.

В 1990-2000 гг. были разработаны и в настоящее время внедряются гибкие адаптивные интегрированные системы управления, объединяющие управление проектированием, технологическими процессами и организационно-производственной деятельностью, а также создаются автоматизированные (компьютерно-интегрированные) предприятия.

Кинетическое производство - это не только современные технологии, но и новая система управления персоналом и предприятием, основанная на децентрализации принятия оперативных решений и быстродействующих, доступных персоналу логистических и маркетинговых коммуникациях.

Система закупок материальных ресурсов, управляемая спросом, требует наличия в цепях поставок кинетических предпринимательских структур, резервных мощностей и электронной торговли. Многие вопросы материального обеспечения могут быть решены за счет оперативных малотоннажных поставок из наличных запасов организаций оптовой торговли и предприятий-изготовителей. Необходимая динамика решения задач закупок и снабжения достигается за счет глобализации этих процессов.


Страница обновлена: 23.09.2024 в 02:24:49