Социально-экономические аспекты развития массового спорта

Беликова Е.В.1, Васильев А.В.1
1 Волгоградская государственная академия физической культуры

Статья в журнале

Экономика и управление в спорте (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 2, Номер 1 (Январь-март 2022)

Цитировать:
Беликова Е.В., Васильев А.В. Социально-экономические аспекты развития массового спорта // Экономика и управление в спорте. – 2022. – Том 2. – № 1. – С. 11-24. – doi: 10.18334/sport.2.1.119861.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54898777

Аннотация:
В работе рассмотрены теоретические основы социально-экономического развития и системы управления физкультурными организациями и массовым спортом на муниципальном уровне, изучен процесс формирования условий для поддержания здорового образа жизни и занятий спортом в муниципальном образовании.

Ключевые слова: спортивная индустрия, физкультурные организации, массовый спорт, здоровый образ жизни

JEL-классификация: L80, L83, M20, Z21, Z29



Введение

Здоровый образ жизни людей – это одна из самых актуальных задач на сегодняшний день. Для успешного социально-экономического развития любого государства очень важными являются мероприятия, направленные на улучшение здоровья граждан, повышение уровня и качества жизни, воспитание подрастающего поколения и единение общества. Всему этому способствует развитие системы физической культуры и спорта. В этой связи возникает необходимость повышения эффективности управления сферой физической культуры и спорта, что означает наиболее рациональное использование имеющихся возможностей и затрачиваемых усилий для решения данных задач.

Физическая культура – составная часть культуры, область социальной деятельности, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях физического развития человека, укрепления его здоровья и совершенствования его двигательной активности.

Здоровье нации и влияние физического воспитания и спорта на его укрепление давно и глубоко изучалось представителями разных наук и направлений. Физическую культуру и спорт как объект управления рассматривали Ащеулов А.В., Тютюнников А.С., Черникова В.Е., Чиканова Е.С. [1, 2], Верзилин Д.Н. [9], Коваленко М.Г. [18] и многие другие. В работах А.Ф. Антипова, С.Е. Воронина, А.А. Исаевой и др. проанализированы основные направления государственной политики в области развития физической культуры и спорта.

Различные аспекты управления физической культурой и спортом на муниципальном уровне были проанализированы в работах А.М. Банникова, В.Г. Камалетдинова, Р.К. Кудашова, А.Г. Маркелова и др.

Тем не менее, вопросы теоретико-методологического обоснования, разработки и внедрения технологий управления развитием спортивно-оздоровительной инфраструктуры в муниципальных образованиях в настоящее время не до конца проработаны, что также определяет актуальность темы данного исследования.

Проблема исследования определяется противоречием между необходимостью создания условий для поддержания здорового образа жизни и занятий физической культурой и спортом, и недостаточной разработанностью технологий управления развитием спортивно-оздоровительной инфраструктуры на уровне отдельных муниципальных образований.

Основная часть

Люди занимаются спортом и физической активностью по разным причинам, в том числе для удовольствия, для улучшения своего физического состояния и здоровья, а также для улучшения самочувствия.

Продвижение спорта, чтобы помочь людям достичь этих целей, важно само по себе, но есть и другие причины для поощрения спорта и физической активности, помимо непосредственных личных выгод. Спорт считается настоящим институтом с определенными правилами и внутренними механизмами работы [5, с. 63].

Спорт имеет положительное значение, если говорить о спорте как о физической активности в оздоровительных целях или как о лечебном средстве. Вещи начинают приобретать иной оттенок, когда мы говорим о спортивных состязаниях, которые, по мнению многих специалистов, стали продуктом, предназначенным для максимально выгодной продажи.

В современной экономике спорт вносит непосредственный вклад в экономическую деятельность, его можно использовать как средство порождения более широкого круга экономической деятельности и социальных действий, являясь при этом мощным мотивирующим фактором для различных людей и групп. То есть, спорт и физическая активность могут иметь серьезные экономические и социальные последствия, особенно на местном или региональном уровне [3, с. 45].

В настоящее время как в международном, так и в национальном масштабе возрастает значение гармоничного развития общества на основе использования принципов инновационной экономики, что увеличивает роль социальных факторов экономического роста. В этом смысле занятия спортом имеют большое значение и большой социальный потенциал. Спорт и физическая культура важны для общественно-политической жизни страны и тем, что могут способствовать укреплению экономического потенциала.

Исходя из того, что социализация – это процесс, посредством которого люди приобретают навыки, установки, ценности и модели поведения, которые делают их способными участвовать в качестве членов общества, в котором они живут, благодаря своим образовательным и культурным аспектам, спорт признан сильным фактором социализации.

Спорт предлагает уникальные возможности познакомиться с другими людьми, пообщаться, взять на себя разные роли, приобрести моральные установки, такие как честная игра, терпимость, уважение и пережить эмоции, отличные от других сфер жизни, и так далее [7, с. 203].

Благодаря своим формам занятий (спорт для всех, спортивные достижения и адаптированные виды спорта – для людей с особыми потребностями) спорт помогает социализировать детей, обучая их различным ролям в играх, пожилые люди восстанавливают контакт с социальным миром, молодежь ценит их выступления в конкурентной социальной среде, и людям с особыми потребностями удается выйти за свои пределы.

Благодаря своей гибкости спорт является подходящей формой социального развития, применимой в культурном, политическом и экономическом разнообразии разных стран.

Аспектом общения через спорт является его зрелищность, собирающая вокруг себя большое количество зрителей и зрителей со всего земного шара. Связь зрителя со своей командой или со спортсменом показывает, что спорт вызывает психологические реакции, переживания и особое поведение, вплоть до идентификации со спортсменами на арене [12, с. 201].

Отметим способность спорта провоцировать позитивное социальное поведение, предотвращать и снижать антисоциальные настроения среди молодежи.

Основной чертой спорта является соревнование, имеющее преимущественно соревновательный характер, но также и формирующий характер, присутствующий как в спортивном спорте, так и в спорте для всех.

Функции спорта комплексные, воздействующие на спортсмена, отвечающие потребности молодежи в движении повсюду. Более того, соответствие между практикой физического воспитания и спорта в его различных формах и эффектом, их воздействием распространяется на всю общественную жизнь, привнося структурную преемственность всей учебно-воспитательной системы.

В сфере физического воспитания и спорта есть задачи с физиологическими функциями, другие с воспитательными функциями и, не в последнюю очередь, задачи с социальными функциями. Если мы объединим функции, профессию, образование, отдых, развлечение, гигиену, уверенность в себе, мы достигнем межличностных отношений, которые так важны для развития молодежи. Здоровое общество невозможно построить без понимания роли физического воспитания в эволюции детей к зрелости. Как можно было бы лучше научить детей следовать правилам, если бы они не были инициированы в соответствии с правилами игры? Менталитет победителя должен формироваться с детства и его можно найти на протяжении всей жизни во всех сферах деятельности. Стремление к самодостаточности, необходимое условие прогресса общества, может быть развито, в частности, через спорт, ведущий к развитию личности человека [4, с. 83].

Спорт, и культура способствуют обогащению человеческого наследия: во-первых, за счет разумного и целенаправленного развития нашего тела, во-вторых, за счет терпеливого поиска, который постоянно следует за полем нашего интеллекта и чувствительности.

Во-первых, спорт и культура родились из одного источника, который называется свободным временем. Нет культуры и нет спорта без этого времени, когда работа оставляет человека и с которым он может делать то, что хочет. Спорт может выразить все чувства, все человеческие эмоции, так же как культура и культурное зрелище, особенно танец и театр, самые совершенные искусства, выражают чувства и эмоции в актере, а через симпатию и в зрителе.

Благодаря спортивным, соревновательным или рекреационным мероприятиям, проводя досуг в приятной, организованной, полезной для здоровья обстановке, можно удовлетворить потребность в движении, а также желание наблюдать за спортивными соревнованиями в качестве зрителей, что делает явление спорта социальным. явление [6, с. 27].

Спорт определяется как фактор, оказывающий большое влияние на экономический рост и создание новых рабочих мест. Спорт – это инструмент местного и регионального развития, возрождения городов или развития сельских районов.

Спорт выигрывает от синергии с секторами: туризм, финансы, инфраструктура, на основе партнерских отношений, которые могут быть заключены с другими секторами деятельности, что приводит к созданию новых спортивных баз.

Спорт часто тесно связан с частным сектором бизнеса, который обычно ориентирован на получение краткосрочной прибыли, что противоречит принципам сохранения природы. В районах с потенциалом и спросом на спорт планирование и мониторинг могут оказать мощную поддержку устойчивому развитию сообществ на основе спорта и физического воспитания. В то же время, с точки зрения затрат, (профессиональный) спортивный спорт часто превосходит любительский.

С точки зрения экономической деятельности профессиональный спорт предлагает потребителям развлекательные услуги, а зрители получают психологическое удовлетворение от потребления этих услуг и, следовательно, готовы за это платить. При этом, чем выше качество предоставляемых услуг (что выражается в престижности конкурса), тем выше цена.

Спорт является важным экономическим предприятием, которое может принести пользу в других сферах жизни общества, основанное на грамотном управлении.

Вообще говоря, спорт направлен, с одной стороны, на услуги, инфраструктуру, материальные блага, а с другой стороны, на коммерциализацию явления на трех уровнях:

- превращение некоторых спортивных мероприятий, клубов и спортсменов в ценные бренды; спорт как источник прибыли для деловой среды через спонсорство, маркетинговые права, права на трансляцию;

- развитие бизнеса, связанного со спортом – спортивного инвентаря, материалов и спортивных сооружений [15, с. 97].

Нынешняя активная коммерциализация спорта вынудила его развитые виды бизнеса. Этот факт способствует новой визуализации спортивной деятельности за счет интенсификации исследований в области управления спортивными организациями.

Во всем мире возросшее социально-политическое значение физической культуры и спорта обуславливает активное участие государства в хозяйственно-финансовой поддержке спортивных организаций.

По мере развития общества физическая активность и спорт все больше проникают во все сферы жизни человека, становясь одной из наиболее значимых и неотъемлемых частей жизнедеятельности мировой цивилизации.

В настоящее время миллионы людей во всех странах мира ведут здоровый образ жизни, составной частью которого являются занятия физической культурой и укрепление здоровья, участие в спортивных соревнованиях. В последние десятилетия с гигантскими ритмами развивался спорт перформанса, постепенно превращаясь в настоящую индустрию зрелищных спортивных мероприятий. В обществе, занимающемся физической культурой и спортом, неизбежно будут состоятельные граждане и в других сферах, таких как: образование, здравоохранение, наука и т. д., и, наоборот, в обществе, где занятиям спортом не уделяется особое внимание и забота. для физического состояния нации у нас будет и нравственная деградация: наркомания, алкоголизм, культура и образование пойдут на убыль, моральные ценности, совесть и гордость за свой народ будут не так важны [14, с. 107].

Следовательно, комплекс неполноценности нации будет усиленно развиваться. Поэтому физическое здоровье нации является чрезвычайно важным элементом экономического и политического состояния общества, важнейшим компонентом, лежащим в основе мировоззренческих и мировоззренческих позиций, определяющим приоритетом поведения человека.

Коммерциализация определила на глобальном уровне изменение отношения некоторых правительств к спортивной сфере, это не только воспринимается не только как потребитель государственных субсидий, но и как производительный сектор промышленности и экономики в целом.

Другой общей тенденцией является различное соотношение спортсменов и поля в смысле повышения профессионализма во всем большем количестве дисциплин и числа стран, которые предоставляют финансовые вознаграждения за результаты, полученные на крупных международных соревнованиях.

Хотя спорт высших достижений может приносить прибыль потенциальным инвесторам, он может развиваться только при наличии широкой базы талантливых спортсменов, способных повысить свой потенциал и набраться опыта в соревнованиях более низкого уровня.

В результате инвестиции в спортивный спорт могут быть обеспечены только после того, как будет создана база детей и юниоров – потенциальный источник ценностей. В последние годы спортивный сектор в Европе претерпел множество изменений, которые повлияли на управление ресурсами, занятость и/или технологическую эволюцию.

Безусловно, спорт создает экономические ценности, создавая рабочие места (организация, техническое обслуживание, строительство и т. д.), с одной стороны, а, с другой стороны, через воздействие/пользу, которую он оказывает на здоровье и, наконец, работоспособность, труд граждан. При этом мы подтверждаем, что спорт и физическая культура сильно влияют на качество человеческого капитала, структуру потребления и спроса, потребительское поведение, внешнеэкономические связи, туризм и другие показатели экономической системы. Таким образом, спорт как особый вид бизнеса специфичен по ряду характеристик, таких как: как товар спорт может представлять собой полноценное зрелище, в котором тренируются спортсмены-профессионалы, различные компоненты спортивной инфраструктуры, спортивный атрибут и т.д.; высокая степень непредсказуемости спортивных результатов и, следовательно, риски, связанные с инвестициями в спорт; большая продолжительность «жизненного цикла» спортивной инфраструктуры, спортсменов и тренеров, которую можно использовать как объект для инвестирования с целью продажи и получения прибыли [8, с. 69].

Известно, что для получения профессионала в области спорта необходимо вложить в его развитие не менее 5–7 лет, большой объем капиталовложений – финансовых, материальных и трудовых затрат, вложенных в спорт; необходимость содержания разветвленной инфраструктуры для обеспечения занятий физической культурой и спортом: спортивного инвентаря, специальных транспортных средств и др. Эти и многие другие факторы способствуют значительному участию в спортивной деятельности государственных и общественных организаций, т. е. государственно-частное партнерство. Хотя считается, что большое количество спортивных мероприятий должно обеспечиваться за счет государства, однако в настоящее время в связи с этим существует проблема эффективного использования бюджетных средств, выделяемых на спорт [13, с. 109].

Поэтому экономическая роль физической культуры и спорта ярко выражена в нескольких основных направлениях.

Во-первых, спортивно-оздоровительные практики способствуют минимизации экономических потерь практически во всех сферах жизнедеятельности компании и являются альтернативой порокам, оказывающим мощное разрушительное воздействие на экономическую систему.

Во-вторых, физическая активность является важным фактором увеличения продолжительности жизни населения и положительно влияет на повышение трудоспособного возраста людей.

В-третьих, физическая культура и спорт являются одними из основных компонентов качественной подготовки кадров и, следовательно, фактором обеспечения экономического роста.

В-четвертых, физкультурно-спортивный и спортивно-событийный туризм являются в настоящее время важной сферой широкой предпринимательской деятельности, обеспечивающей, с одной стороны, занятость многих людей в отраслях спортивной индустрии и туристского комплекса, а с другая часть – указанные отрасли пополняют бюджет за счет налоговых поступлений, что позволяет государству эффективно решать социальные проблемы населения [11, с. 158].

Экономическая составляющая физической культуры и спорта делится на две части с учетом хозяйственной деятельности на макроэкономическом и микроэкономическом уровне. Макроэкономика выявляет общие тенденции развития физической культуры и спорта, разрабатывает меры государственного регулирования экономических отношений в сфере спорта. На микроэкономическом уровне акцент делается на анализе экономического поведения отдельных субъектов в сфере физической культуры и спорта.

Таким образом, на обоих уровнях физическая культура и спорт нацелены на выполнение следующих задач:

- накопление и систематизация экономических знаний в области физической культуры и спорта;

- создание новых знаний и исследований в области физической активности и экономики спорта;

- выявление экономических проблем, возникающих в процессе развития экономических отношений в сфере физической и спортивной культуры, а также определение определенных путей их решения;

- определение тенденций развития экономических процессов в спортивной деятельности внутри и за пределами страны, прогнозирование их направления и динамики;

- выработка практических рекомендаций по повышению эффективности экономических отношений в сфере физической культуры и спорта. [17, с. 277]

Что касается доходов мирового спортивного рынка, статистика показывает, что североамериканский спортивный рынок является крупнейшим в мире, с доходами более 50 миллиардов долларов США от основных спортивных лиг – NFL, MLB, NBA и NHL [16, с. 109].

Например, НФЛ ежегодно приносит около 9 миллиардов долларов дохода, а НБА – около 3,7 миллиарда долларов. Для сравнения, согласно отчету Deloitte, европейский футбольный рынок оценивается в 28,4 млрд евро в сезоне 2020–2021 гг.. Более половины этого дохода приходится на так называемую большую пятерку лиг.

Термин относится к футболу в первых лигах Англии (Премьер-лига), Германии (Бундеслига), Испании (Пример-дивизион), Италии (Серия А) и Франции (Лига 1). Оценка экономического воздействия мегасобытий требует дальнейшего рассмотрения.

Мега-события (например, чемпионат мира, олимпиада, чемпионат Европы, лига чемпионов, евролига) привлекают в город многие тысячи гостей. Посетители обычно приносят в район «новые» деньги, а не просто перемещают расходы в пределах района. В той мере, в какой посетители остаются на более длительные периоды времени и тратят больше денег в день, мега-события могут принести пользу местной экономике. В более широкой (например, страновой) перспективе, тем не менее, остается значительное перераспределение расходов, поскольку доходы от туризма, полученные в результате популярного мероприятия в одной стране, часто поступают за счет расходов в других странах. [10, с. 149]

На чемпионате мира в России были отличные показатели. Это был самый популярный финальный турнир в истории, и социальные сети сыграли здесь очень важную роль. Единственным существенным минусом были спонсоры.

В выпуске 2018 года компании-партнеры внесли 1,45 миллиарда долларов по сравнению с 2014 годом, когда выручка составила 1,62 миллиарда долларов. Однако ФИФА удалось получить рекордные доходы от телевизионных прав. Доходы составили более 3 миллиардов долларов. Чемпионат мира по футболу в России транслировался в 210 странах мира на различных платформах. FOX US заплатил 425 миллионов долларов за просмотр матчей 2018 и CM 2022. Telemundo заплатил 600 миллионов евро за трансляцию матчей в испаноязычных странах.

Также права на Индию, Пакистан и Непал были проданы за 90 миллионов долларов. Граттон и его коллеги изучили и проанализировали экономическое влияние крупных спортивных событий в Соединенном Королевстве (Великобритания). Авторы представили подробный обзор десяти исследований экономического воздействия, проведенных в Великобритании с 1997 г. на крупных спортивных мероприятиях, включая все чемпионаты мира и Европы.

Эти 10 мероприятий: чемпионат мира по бадминтону 1997 г., чемпионат Европы по боксу среди юниоров 1997 г., чемпионат Европы по плаванию среди юниоров 1997 г. , Чемпионат Европы по плаванию на короткой воде 1998 года, Чемпионат Европы по конкуру 1999 года, Чемпионат мира по дзюдо 1999 года, Чемпионат мира по скалолазанию в помещении 1999 года, Чемпионат мира по боксу среди любителей 2001 года, Чемпионат мира по полумарафону 2001 года и Чемпионат мира по снукеру 2002 года.

Анализ авторов был основан на использовании стандартного анкетного опроса для опроса основных заинтересованных групп на мероприятии, а затем собранные данные были проанализированы с использованием пакета, специализированного статистического программного обеспечения и электронных таблиц для расчета дополнительных расходов в принимающей стране.

Результаты показали, что наиболее значительный экономический эффект связан с чемпионатом мира по снукеру 2002 года (2,27 миллиона фунтов стерлингов), за которым следует чемпионат мира по бадминтону 1997 года (2,22 миллиона фунтов стерлингов). Оба эти события происходили в течение двух недель, и этот продолжительный период событий действительно привел к более сильному экономическому воздействию (Gratton et al., 2006). ФИБА Евробаскет 2015 – 39-й ежегодный чемпионат Евробаскета, организованный ФИБА Европа. Он проходил в четырех разных странах: Хорватии, Франции, Германии и Латвии. По источникам анализа доходов был сделан вывод, что мера в целом латвийской экономике принесла более 15,3 млн, что является прямым дополнением к национальным бюджетам, с более чем 2,2 млн евро.

Доход от НДС. По результатам делается вывод о том, что следующие мероприятия, помимо спорта, имиджа страны и развития туризма, также приносят значительные экономические выгоды государству-организатору (Kehris et al., 2015). После Сиднейской Олимпиады сотни людей были обеспечены работой в Олимпийской деревне, которая функционировала как пригородная зона с магазинами, офисами, развлекательными заведениями, фитнес-центрами. Это был первый в мире пригород, который работал на солнечной энергии, а после Олимпиады здесь жильем было обеспечено до 5000 человек. Здания, которые во время Олимпиады служили больницами, были повторно использованы под школы, детские сады, досуговые центры. Чемпионат Европы по футболу 2008 года способствовал созданию рабочих мест для почти 6000 человек в Австрии, 7500 человек в Швейцарии, всего 13400 человек. Чемпионат мира по футболу в Южной Африке и подготовка к нему в период с 2005 по 2010 год создали 415 000 рабочих мест в стране, где уровень безработицы составляет 24,3%. В декабре 2005 г. компания Price Waterhouse Coopers опубликовала отчет, в котором утверждалось, что три четверти экономического воздействия Олимпиады на ВВП будут реализовываться в Лондоне с учетом всего периода 2005–2016 гг., то есть только одна четверть придется на территории за пределами Лондона. Великобритании. В контракте результаты показывают различное влияние. Национальные последствия гораздо более обширны, чем в Лондоне. Эффект Олимпиады на увеличение ВВП уже проявился, инвестиции были сделаны. Достижения в связи с туристическими прибытиями значительны. Доход, добавленная стоимость которого связана с Олимпийскими играми, можно оценить в 762 млн фунтов стерлингов [5, с. 63].

Сегодняшний размер спортивного рынка переживает бурный рост, превратившись за последние десятилетия в полномасштабную мировую индустрию с беспрецедентным уровнем доходов и большим количеством игроков отрасли, чем когда-либо. Рынок разделен на четыре основных сегмента: входные квитанции (продажа билетов на спортивные мероприятия в прямом эфире), спонсорство, права СМИ и мерчандайзинг.

Спорт напрямую порождает экономическую активность, будь то крупные футбольные клубы или местные спортивные клубы и спортивные залы. Спортивная деятельность требует участия человека и, следовательно, достаточно эффективна для создания рабочих мест на местном уровне, как в рамках самой спортивной деятельности, так и для строительства и технического обслуживания спортивных баз. Одним словом, спорт является важным фактором повышения занятости. Являясь важным элементом экономики впечатлений, спорт эффективно привлекает таланты и поощряет новые и инновационные формы опыта, от новых видов спорта до новых методов измерения результатов и достижений.

Спортивные мероприятия и мероприятия могут оказывать прямое и мощное влияние на местную экономику, а также предлагают отличные возможности для маркетинга и продвижения – от конкретных продуктов до иностранных инвестиций.

Спорт тесно связан с другими видами экономической деятельности, особенно с туризмом, и может быть важным элементом более широкой стратегии развития. Спорт и физическая активность могут улучшить умственную гибкость и физическое состояние, а также оказать прямое влияние на производительность и профессиональную работоспособность, тем самым способствуя активному старению и хорошему здоровью.

Спорт эффективно мотивирует людей и способствует благосостоянию и социальной сплоченности. Спорт особенно полезен для установления отношений с социальными группами, которые сталкиваются с отчуждением, и для развития базовых, но применимых навыков, а также для повышения способности к профессиональному включению. Интенсивная физическая активность может привести к сокращению использования транспортных средств, вырабатывающих углекислый газ, и вызвать другие положительные эффекты для окружающей среды.

Заключение

В статье были исследованы и изучены теоретические аспекты управленческой деятельности в сфере культуры и спорта, а именно: сущность и содержание муниципальной спортивной политики в муниципальном образовании, законодательное регулирование в области культуры и спорта, организация управления деятельностью учреждений культуры и спорта в муниципальном образовании.

В условиях демократического государства именно сфера культуры и спорта является основой для сохранения духовных и нравственных ориентиров общества. Управление сферой культуры и спорта является важным направлением социальной политики, во многом определяющим комфортность проживания населения на муниципальной территории. Актуальность исследования определяется тем, что доступ населения к услугам этой сферы характеризует и качество, и уровень его жизни. Поэтому развитие сферы культуры и спорта является важнейшей государственной задачей.


Источники:

1. Ащеулов А.В., Тютюнников А.С., Чиканова Е.С. Обеспечение экономической безопасности при управлении персоналом в сфере физической культуры и спорта // Лидерство и менеджмент. – 2019. – № 4. – c. 487-494. – doi: 10.18334/lim.6.4.41305.
2. Ащеулов А.В., Тютюнников А.С., Черникова В.Е. Особенности управления персоналом в фитнес-индустрии // Экономика труда. – 2018. – № 4. – c. 1195-1202. – doi: 10.18334/et.5.4.39688.
3. Беляев А. Особенности реализации Федерального закона № 83-ФЗ в сфере физической культуры и спорта // Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2015. – № 9. – c. 14-19.
4. Бишаева А.А., Малков А.А. Физическая культура. / Учебник. - М.: Кнорус, 2020. – 312 c.
5. Буянова М.О. Теория спортивного права. / Монография. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 154 c.
6. Ветитнев А.М., Бобина Н.В. Отношение жителей принимающей дестинации к мегасобытию (на примере Олимпийских игр Сочи-2014) // Вестник Национальной академии туризма. – 2017. – № 2(38). – c. 41-49.
7. Галкин В.В. Экономика и управление физической культурой и спортом. - Ростов н/Д: Феникс, 2019. – 448 c.
8. Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта. - М.: Академия, 2015. – 320 c.
9. Верзилин Д.Н. Современные проблемы стратегического управления в отечественной индустрии футбола // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 12. – c. 3339-3348. – doi: 10.18334/epp.10.12.111447.
10. Григорьев В.И., Плотников В.А. Государственно-частное партнерство в развитии физической культуры и спорта // Теория и практика физической культуры. – 2016. – № 8. – c. 102-104.
11. Григорьева В.Н. Состояние здоровья студенток как социальная проблема. / Материалы междунар. науч. конф.: На пути к гражданскому обществу: проблемы молодежи ХХI века:. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2016. – 407 c.
12. Дышко Б.А. Спортивный инжиниринг набирает обороты // Теория и практика физической культуры. – 2003. – № 4. – c. 63.
13. Загвязинский В.И., Гилитдинов С.А. Радикальное приложение. - М.: Знание, 2015. – 62 c.
14. Китайцев В.Е. Организация работы в детских общеобразовательных учреждениях. - М.:Знание, 2015. – 348 c.
15. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Теория и история физической культуры. - М.: Кнорус, 2020. – 448 c.
16. Кобзев М.И. Организация в современном мире: состояние и тенденции развития. - М.:Педагогика, 2018. – 143 c.
17. Мелехин А.В. Менеджмент физической культуры и спорта. - М.: Издательство Юрайт, 2019. – 479 c.
18. Коваленко М.Г. Стили управления в современной спортивной организации // Креативная экономика. – 2020. – № 9. – c. 2015-2030. – doi: 10.18334/ce.14.9.110808.

Страница обновлена: 15.08.2024 в 19:40:46