Факторы появления транснациональных компаний в среде малого и среднего бизнеса

Бикметов Р.Ш.1
1 Башкирский государственный университет - Стерлитамакский филиал, Россия, Стерлитамак

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 10, Номер 4 (Апрель 2020)

Цитировать:
Бикметов Р.Ш. Факторы появления транснациональных компаний в среде малого и среднего бизнеса // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – Том 10. – № 4. – С. 1205-1216. – doi: 10.18334/epp.10.4.100889.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=42900290
Цитирований: 6 по состоянию на 30.01.2024

Аннотация:
Малый и средний бизнес сегодня является важнейшей базой развития экономики любой страны. Сегодня очень важно создавать условия для того, чтобы из небольших компаний в сфере малого и среднего бизнеса вырастали крупные корпорации, как это произошло с Alphabet, Apple, Amazon, Microsoft. Всем известная Кремниевая долина стала настоящим инкубатором для появления подобных корпораций, превратившихся из «гаражного бизнеса-проекта» в транснациональные компании. Наша страна нуждается в появлении крупных корпораций, которые производили бы конкурентоспособную продукцию и реализовывали ее на мировых рынках. Такие корпорации могут появиться из компаний в сфере малого и среднего бизнеса, но для этого нужна специальная атмосфера. В этой статье рассматриваются факторы, которые влияют на взращивание успешных корпораций из вчерашних стартапов. Автор предлагает мероприятия для создания тепличной атмосферы такого роста на примере одного из регионов Российской Федерации – Республики Башкортостан.

Ключевые слова: транснациональные компании, инновации, условия, атмосфера, логистика, высокотехнологичная продукция

JEL-классификация: J01, M12, M14, M16, О33



Введение. В современном мире малый и средний бизнес являются драйверами развития экономики. Именно предприниматели в сфере малого и среднего бизнеса являются основными поставщиками инноваций и создателями инновационных компаний. Вспомним Alphabet, которую создали два студента Стэнфордского университета Сергей Брин и Ларри Пэйдж, или Microsoft, которую создали двое молодых предпринимателей – Билл Гейтс и Пол Аллен. Практически все крупнейшие сегодня компании когда-то были малыми, создавались, что называется, «в гараже». Их создатели рисковали многим, но в итоге им удалось воплотить в жизнь свои проекты. Ведь и создатели поисковика Google знали о существовании других поисковиков, но тем не менее они считали, что их проект более успешный, и они не ошиблись. Сегодня Alphabet – одна из самых дорогих по капитализации компаний мира, постоянно расширяющая линейку своих продуктов, многие из которых уже прочно вошли в нашу жизнь (Youtube, Android, Gmail). Причем многие крупные американские компании выросли отнюдь не в Нью-Йорке или Чикаго, а в гораздо более скромных городах, например в Омахе (штат Небраска). Здесь находится пятая по стоимости компания мира – Berkshire Hataway, основатель которой, легендарный Уоррен Баффет, первую налоговую декларацию подал уже в 12 лет.

Секрет развития транснациональных компаний будущего – в применении инноваций во всех сферах деятельности, это фактически привело к происходящей сегодня технологической революции. Анализируя инновацию как некий новый революционный результат в самых разных областях работы организации, известный исследователь социальных аспектов инноваций В.С. Карпичев приводит слова лауреата Нобелевской премии И.Р. Пригожина: «С научной точки зрения инновации должны определяться тремя минимальными требованиями. Первое – необратимость, выражающаяся в нарушении симметрии между прошлым и будущим. Второе – необходимость введения понятия «событие». Третье – некоторые события должны обладать способностью изменять ход эволюции» [9] (Karpichev, 2008).

Похожим образом мыслит российский ученый А.И. Пригожин, считающий, что наука, занимающаяся созданием, освоением и распространением новшеств, – это наука об управляемом развитии, а сами нововведения называет «клеточками» управляемого развития [10] (Prigozhin, 2003).

В Национальном докладе Ассоциации менеджеров «Организационно-управленческие инновации: развитие экономики, основанной на знаниях» термин «инновация» определяется как результат инновационной деятельности (инновационный продукт, услуга, технология и (или) новая организационная форма), обладающий явным качественным преимуществом и обеспечивающий экономическую и (или) общественную выгоду [11] (Litovchenko, 2008).

Авторы доклада указывают, что значимый инновационный продукт (например, электромобиль Tesla) имеет социальные и экономические последствия. Это действительно так. Электромобильная революция приводит к падению спроса на бензиновые автомобили и падению цен на нефть, а социальный эффект выражается в появлении новых рабочих мест на фабриках, производящих такие машины. Кроме того, эти машины не загрязняют окружающую среду, а это сегодня актуально для многих стран. Электромобили могут перемещаться без водителя, с помощью встроенного автопилота, а это приведет к исчезновению ряда профессий. Технологические инновации неизбежно ведут к социальным изменениям [7] (Vasilenko, 2011). Это происходит у нас на глазах. Общество меняется на глазах, вчерашние офисы сменились стремительно распространяющимися коворкингами, в ряде сфер деятельности происходит переход к дистанционной работе, появление мессенджеров сделало распространение самой разной информации стремительным.

Процесс распространения инноваций от человека к человеку очень сильно похож на механизм распространения эпидемии – сверхбыстрое массовое распространение «патогена», в нашем случае – общее стремление к инновациям. По словам канадского социолога Малкольма Гладуэлла, «лучший способ понять то, как возникают направления моды; как происходят приливы и отливы волны преступности; или, в этом же ключе, как неизвестные книги превращаются в бестселлеры; как распространяется среди подростков пристрастие к курению; как возникнет феномен молвы или же любые другие необъяснимые явления, характерные для сегодняшней повседневной жизни, – это относиться к этому, как к эпидемиям. Идеи, товары, информация и типы поведения распространяются точно так же, как вирусы» [12] (Gladuell, 2018).

Могут ли подобные транснациональные корпорации (ТНК) вырасти у нас в стране? Вопрос крайне интересный и актуальный. Конечно, массовое появление подобных преуспевающих компаний в России было бы отличным подспорьем для российской экономики. Кроме того, сегодня в России достаточно серьезный кризис на рынке труда, и появление большого количества высокооплачиваемых рабочих мест – это очень важный фактор стабилизации ситуации. Как же создать условия, которые бы способствовали появлению целой среды преуспевающих компаний, причем не только в городах-миллионниках? Это вопрос, который волнует исследователей всего мира, причем в некоторых странах уже создаются тепличные условия и они дают плоды. Важно понять, без определенных усилий со стороны государственных структур всплеска малого и среднего бизнеса, в отдаленной перспективе способного вырасти в ТНК, не будет. Создание в нашей стране большого количества своего рода «колыбелей» для взращивания корпораций из среды малого и среднего бизнеса – это очень важный фактор решения множества экономических и социальных проблем.

Трудности формирования тепличных условий для массового появления ТНК в России. Приведем результаты еженедельного опроса «ФОМнибус» 27–28 июля 2019 г. в 53 субъекта РФ, 104 населенных пунктах, опрошено 1500 респондентов. Статпогрешность не превышает 3,6 %. Благоприятными считают условия для бизнеса в стране 24 % опрошенных, 43 % оценивают их как неблагоприятные. Позитивные сдвиги в этой сфере наблюдают 17 % респондентов, столько же – изменений не видят, видят ухудшение условий для ведения бизнеса сразу 32 % россиян. Респонденты считают, что больше всего предпринимательству в России мешают «высокие налоги, высокие сборы» (25 % респондентов). Опрошенные также указывают в качестве препонов для предпринимательской деятельности коррупцию (7 % опрошенных), бюрократию (7 %) и высокие налоги (7 %).

В современных реалиях крайне важно развивать малый и средний бизнес в сфере высоких технологий. Сегодня, в эпоху ускоряющейся технологической революции, только малый и средний бизнес с его гибкостью и адаптивными качествами может непрерывно создавать инновационные продукты. Это очень важный момент. Одна инновация стремительно сменяется другой, не успели вы купить телефон, а он уже устарел, необходимо покупать другой, более мощный, с расширенными возможностями. Моральный износ гаджетов значительно опережает физический. Государственные предприятия к таким стремительным изменениям не готовы, они достаточно неповоротливы и консервативны. Нужно подчеркнуть, что в условиях технологической революции очень сложно просчитать выживаемость технологических компаний, так как одна инновационная разработка очень быстро сменяется другой. В США даже было время обвала инновационных компаний, так называемая «эра доткомов».

Создание условий для появления в России крупных транснациональных корпораций на основе малого и среднего бизнеса, способных конкурировать на мировых рынках, рассмотрим на примере одного из российских регионов – Республики Башкортостан. Это седьмой по численности населения регион РФ с хорошим потенциалом, но при этом имеющий ряд серьезных проблем – напряженность на рынке труда, низкие заработные платы, плохая инфраструктура.

В Республике Башкортостан сегодня все готово для всплеска предпринимательской активности. В Уфе появился Дом инвестора, в крупных городах республики проводятся форумы бизнес-ангелов и дни стартапов, появляются коворкинги. Однако пока результаты более чем скромные.

В чем же проблема? Почему не удается достигнуть качественного роста количества предпринимателей в сфере малого и среднего бизнеса, роста инвестиций? Ответ следующий – стартовый капитал и недостаток информации, кроме того, потребуются классные менеджеры и предприниматели, а также хорошая логистика. Эти два фактора сдерживали развитие предпринимательской активности в самых разных точках мира, и везде эти проблемы решали по-разному.

Важнейшие условия для создания колыбели корпораций. Проблему развития малого и среднего бизнеса в республике нужно решать при содействии всех заинтересованных кругов – региональных и муниципальных властей, бизнес-сообщества, нельзя забывать также о вузах. В Республике Башкортостан есть свой государственный телеканал, газеты и радио. С помощью данных СМИ можно осветить новые возможности предпринимательской деятельности, указать на способы достичь успеха на этом поприще. Важно рассмотреть примеры успешных бизнесменов, но и прогоревшие компании также необходимо упомянуть для понимания общепринятых ошибок. Все это вызовет дополнительный интерес населения к малому и среднему бизнесу. Важно обратить внимание населения на тот факт, что создание своего дела более привлекательно в плане доходов, чем работа за низкую зарплату в государственной организации.

Для того чтобы начать создавать условия для получения корпораций на основе вчерашних стартапов, нужно выбрать экспериментальное место, точку роста, назовем ее колыбелью. Такая колыбель может появиться где угодно, в том числе и на месте депрессивных моногородов.

Российские моногорода в большинстве своем живут достаточно тяжело. Как правило, каждый отечественный моногород может похвастаться целым ворохом проблем – массовой безработицей, низким уровнем жизни, криминализацией всех сфер жизни, миграцией трудоспособного населения [4] (Bikmetov, 2018). Для примера возьмем два города Республики Башкортостан – Сибай и Стерлитамак, оба города можно назвать моногородами. Сибай – город, который существует за счет добычи и реализации медного и цинкового концентрата, причем залежи руды здесь близки к истощению. Стерлитамак – город большой химии, здесь производят большое количество химической продукции, основой для которой является известняк, запасы которого также близятся к своему завершению. В обоих случаях стратегия развития городов связана с дальнейшим расширением минеральной базы либо с использованием давальческого сырья со стороны. Каких-либо смен парадигмы практически не предусматривается. То же самое касается экологии. В обоих городах значительное ухудшение экологической обстановки. На территории Стерлитамака протекает четыре реки, которые достаточно сильно загрязнены, купаться каждое лето в них не рекомендуют. На территории Сибая практически все водоемы также являются загрязненными. Также в Сибае в последние годы начались выбросы диоксида серы из‑за горения руды в подземных выработках, об этом пишет доктор химических наук, профессор Марс Сафаров [6] (Safarov, 2019). В Стерлитамаке очень часты выбросы промышленного газа с крупных заводов, которые очень сильно ощущаются в атмосфере, особенно в тех районах города, которые находятся в непосредственной близости к промзоне. Приведу пример: «Я живу в районе Старого города, газ доходит и до нас, каждое утро нас травят заводы или предприятия, – пишет гражданка Т. Щукина, – 20 августа был сильный выброс. Живу на 5 этаже по ул. Худайбердина, 25. Люди задыхаются. Жара, но окна в квартирах у всех закрыты. У людей начинаются кашель, бронхит, аллергические проявления, дышать совсем невозможно, у меня и других постоянные головные боли» [5] (Shchukina, 2017).

В этой ситуации встает вопрос о системном революционном реинжиниринге таких градообразующих предприятий, причем реинжиниринге, направленном на повышение их конкурентоспособности и адаптивности. Реинжиниринг – детище профессора Массачусетского технологического института Майкла Хаммера. Революционный реинжиниринг подразумевает изменение самой философии организации, смены направленности деятельности. Основная цель реинжиниринга бизнес-процессов организации – гибкая и оперативная адаптация к постоянно меняющимся ожиданиям и предпочтениям потребителей [8] (Hammer, Champy, 2007).

В нашем случае горнорудную и химическую направленность можно переориентировать на электронику и микроэлектронику, естественно, при серьезной поддержке со стороны государства. Данная сфера более экологически чистая, а также очень востребована на сегодняшнем рынке. Кроме этого выиграют и указанные города, в которых улучшится экология, появятся дополнительные высокотехнологичные и высокооплачиваемые рабочие места. Выиграют и потребители, которые смогут покупать отечественные гаджеты по разумным ценам [3] (Bikmetov, 2016).

В Башкортостане основную площадку для реализации концепции колыбели будущих корпораций можно создать во втором по величине городе республики – Стерлитамаке. В США в городе с примерно таким же населением – Омахе, расположено несколько крупнейших мировых компаний, входящих в список Fortune 500, самая известная из них, конечно же, компания Уоррена Баффета и Чарли Мангера Berkshire Hathaway, это пятая по капитализации компания мира. Все эти компании были изначально стартапами, небольшими компаниями. К примеру, в Стерлитамаке можно наладить производство отечественных электромобилей. Представляется, что в этом случае потребуются энергичные и не боящиеся радикальных перемен менеджеры и предприниматели, в том числе и из‑за рубежа [15] (Adizes, 2014). Большинство российских компаний исповедуют все те же «совковые» методы управления. Менеджерами становятся люди без профессиональных знаний, без необходимого системного мышления, зато приближенные к определенным кланам, проводники интересов различных социальных групп [1, 2] (Bikmetov, 2018).

Современные организации стремятся к прозрачности, в том числе и в процессе появления лидеров. Кулуарные решения сегодня становятся невозможными. Для компании очень важно, чтобы важнейшие управленческие решения, а также назначения на ведущие посты осуществлялись максимально прозрачно. Сами назначенцы, как правило, являются подлинными лидерами в своих сферах деятельности.

Современный менеджер одновременно является и предпринимателем. Без предпринимательского таланта невозможно создать и расширить свою компанию, а впоследствии превратить ее в корпорацию. Сейчас, в эпоху технологического бума, классный менеджер должен быть одновременно талантливым предпринимателем, чувствовать рынок, его предпочтения и происходящие изменения во вкусах потребителей.

Теперь перейдем к проблеме стартового капитала. Проблема стартового капитала для занятия малым бизнесом острейшая, ее надо решать. Решение возможно за счет привлечения в республику бизнес-ангелов, а также за счет государственных грантов, которые надо делать менее забюрократизированными и более доступными. Можно подумать о других видах помощи для начинающих предпринимателей, например о создании в республике сети государственных коворкингов. Также Правительство РФ (по аналогии с правительством США) может начать заключать контракты с теми малыми предприятиями, которые представляются перспективными и могут вырасти в системообразующую компанию.

Еще один важнейший момент – атмосфера предпринимательства. Важно, чтобы была создана особая атмосфера творчества и инновационного предпринимательства. Это, наверное, самый сложный фактор успеха. Здесь возможно обратиться к опыту Кремниевой долины или технопарков на территории европейских стран. Не надо каждый раз изобретать велосипед. Нужно также провести определенный маркетинг выбранной для колыбели корпораций территории, с тем, чтобы весь мир знал, что здесь появятся новые глобальные игроки.

Для развития малого и среднего бизнеса, ориентированного на инновации, крайне важна логистика. Логистика в современном мире стремительно развивается. Сегодня логистика помогает развиваться не только отдельным предприятиям, а даже целым регионам. Без эффективной логистики невозможно было бы появление современных транснациональных корпораций – Amazon, Apple, Alibaba.

В последнее время появляются все новые направления логистики, а также все новые виды транспорта. Если говорить о структуре логистических затрат, то на транспортные расходы приходится 20–40 % [13] (Stock, Lambert, 2005). Транспорту принадлежит важнейшая роль в становлении и развитии международной логистики. Благодаря таким транспортным решениям, как Панамский канал или Евротоннель, соединивший Великобританию и Францию, многим компаниям и целым странам удалось сэкономить огромные средства, а также существенно повысить скорость доставки. Транспортные мегапроекты в разных странах мира существенно улучшают их внутреннюю логистику, способствуют экономическому росту (например, Цинхай-Тибетская железная дорога в Китае или метрополитены в небольших европейских городах – Бильбао, Болонье и Лозанне).

Сегодня появляются все новые виды транспорта, в том числе сверхскоростной. Такое стремительное развитие современной логистики стало возможным благодаря инновациям. Одной из таких прорывных инноваций стал проект Hyperloop. Данный проект появился на свет благодаря усилиям известного менеджера-инноватора, венчурного предпринимателя Илона Маска. По первоначальной задумке Маска Hyperloop – это, прежде всего, проект для перевозки пассажиров. Специальные капсулы с пассажирами на огромной скорости (до 600 км/ч) передвигаются по выделенным вакуумным тоннелям. Первые такие проекты, согласно уверениям компании, появятся в США, ОАЭ и Восточной Европе. Из Лос-Анджелеса в Сан-Франциско можно будет добраться за полчаса. Американский миллиардер Ричард Брэнсон решил использовать идею Hyperloop для перевозки грузов, в том числе крупногабаритных. Это позволит совершить переворот в транспортной логистике, особенно в доставке заказов, приобретенных в интернет-магазинах. Сроки доставки товаров могут значительно сократиться, а это уже вызов традиционным продажам. В нашей стране использование технологии Hyperloop было бы очень полезным. К примеру, можно использовать данную технологию для скоростной связи первых и вторых по численности населения городов в каждом российском регионе, это даст необходимый синергетический эффект. Еще один мегапроект, который также принадлежит Илону Маску, – это использование электрических беспилотных грузовиков Tesla Semi. Такие грузовики уже используются компанией Tesla для доставки аккумуляторных батарей с фабрики в Неваде. Кроме того, крупный заказ на такие грузовики сделала компания Coca-Cola. Использование беспилотных электрических грузовиков, а также труд роботов на складах (широко использует этот подход компания Amazon) позволят сократить расходы на оплату труда водителей, исключить «человеческий фактор», использовать более дешевое электричество. Кроме беспилотных грузовиков сегодня широко используются беспилотные летательные аппараты (так называемые дроны), к примеру, в США уже есть компании по доставке пиццы с помощью беспилотных аппаратов. В России подобные аппараты планирует использовать «Почта России» для доставки отправлений в отдаленные регионы.

Также следует подчеркнуть, что большое значение для развития логистики имеет эффективный менеджмент, нацеленный на поиск новых решений в логистических процессах [14] (Bauersoks, Kloss, 2008). Менеджеры должны не только быть в курсе последних разработок в области транспортной логистики, но и уметь применять эти решения в деятельности своих компаний. В нашей стране для массового обновления транспортной инфраструктуры необходимо привлечь серьезные глобальные инвестиции. В целом, используя инновации в логистике, выиграют организации, которые занимаются онлайн-продажами, производственные и строительные предприятия, у которых есть свои склады, а также фирмы, оказывающие транспортные и складские услуги.

Сведем все указанные факторы колыбели корпораций в единую схему.

Рисунок 1. Условия создания колыбели по выращиванию корпораций

Источник: составлено автором.

Заключение

Один из крупнейших бизнес-ангелов Кремниевой долины Пол Грэм кратко приводит условия создания тепличных условий для массового роста стартапов и последующего превращения их в крупные корпорации:

1. Большой город, где не надо быть богатым, чтобы быть счастливым.

2. Наличие поблизости моря.

3. Наличие большого и продвинутого университета, где преподаватели всегда готовы поддержать и проконсультировать стартаперов.

4. Отсутствие или минимальное присутствие в городе гламура, шоу-бизнеса, мафии и государственных структур.

5. Инвесторы должны быть сами бывшими стартаперами.

Надо задуматься, можно ли у нас в стране обеспечить подобные условия? Представляется, что это вполне возможно, а море вполне можно заменить потрясающими зимними пейзажами и зимними развлечениями. Кроме этого необходимо кардинально улучшать логистику в городах и регионах и искать продвинутых менеджеров и предпринимателей, в том числе в преподавательской среде и среди студентов университетов.


Источники:

1. Бикметов Р.Ш. Стратегия преобразования российских «постсоветских» градообразующих предприятий в инновационные организации. // «Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика», 2018. №3(25). – С. 81-85.
2. Бикметов Р.Ш. Эволюция принципов менеджмента в организациях, вызванная технологическим бумом. // «Креативная экономика», 2018. – №8. – С. 1135-1144.
3. Бикметов Р.Ш. Формирование эдхократической структуры отечественных организаций в условиях развития инноваций // Дискуссия. - №1. - 2016. – С.17-21.
4. Бикметов Р.Ш. Социально-экономическая стратегия решения проблем современной российской молодежи // Alma Mater (Вестник высшей школы) - №11. – 2018. – С. 36-40.
5. Щукина Т. Жители Стерлитамака пожаловались на химический запах в воздухе // Аргументы и факты [Электронный ресурс]. URL: http://www.ufa.aif.ru/society/zhiteli_sterlitamaka_pozhalovalis_na_himicheskiy_zapah_v_vozduhe
6. Сафаров М. В Сибае горение руды в подземных выработках началось еще в 2008 году // Proufu.ru [Электронный ресурс]. URL: https://proufu.ru/news/society/86223-mars_safarov_v_sibae_gorenie_rudy_v_podzemnykh_vyrabotkakh_nachalos_eshche_v_2008_godu/
7. Василенко Л.А. Менеджмент социальных инноваций: управление будущим // Государственная служба. – 2011. - № 3 (71). – С.70-74.
8. Хаммер, М., Чампи, Дж. Реинжиниринг корпорации: Манифест революции в бизнесе. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2007. – 288 с.
9. Карпичев, В.С. Основания инновационного прорыва в государственном управлении / В.С. Карпичев. 2-е изд., доп. - М.: Изд-во «Проспект», 2008. - 213 с.
10. Пригожин А.И. Методы развития организаций. - М.: МЦФЭР, 2003. - 863 с.
11. Национальный доклад «Организационно-управленческие инновации: развитие экономики, основанной на знаниях» / Под ред. С.Е. Литовченко. М.: Ассоциация менеджеров, 2008. С. 15.
12. Гладуэлл М. Переломный момент. Как незначительные изменения приводят к глобальным переменам. – М.: Алпина Паблишер. 2018. – 256 с.
13. Сток Дж.Р., Ламберт Д.М. Стратегическое управление логистикой: пер. с 4-го англ. изд. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 797 с.
14. Бауэрсокс Д., Клосс Д., Логистика. Интегрированная цепь поставок. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2008. - 387 с.
15. Адизес И. Управляя изменениями. Как эффективно управлять изменениями в обществе, бизнесе и личной жизни. / Монография. – М.: Манн, Иванов и Фарбер. – 2014. – 368 с.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:36:01