Конкуренция роста
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 1 (61), Январь 2005
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Вакуленко Р.Я., Новоселов Е.В. Конкуренция роста // Российское предпринимательство. – 2005. – Том 6. – № 1. – С. 76-80.
Аннотация:
Принятие курса на разработку философии организации, возможно, встретит сопротивление некоторых предприятий с полутеневым бизнесом, не желающих афишировать свои принципы и цели, веря поговорке «в мутной воде и рыбке плавать легче». К тому же внедрение философии ведет к ряду затрат и, как к следствию, увеличению ответственности фирмы перед группами, заинтересованными в ее существовании. Но затраты окупятся, а полулегальные организации в конкурентной борьбе скорее всего отомрут.
Ключевые слова: философия управления предприятием, внутрифирменная политика, философия заказчиков, описание предприятия
Принятие курса на разработку философии организации, возможно, встретит сопротивление некоторых предприятий с полутеневым бизнесом, не желающих афишировать свои принципы и цели, веря поговорке «в мутной воде и рыбке плавать легче». К тому же внедрение философии ведет к ряду затрат и, как к следствию, увеличению ответственности фирмы перед группами, заинтересованными в ее существовании. Но затраты окупятся, а полулегальные организации в конкурентной борьбе скорее всего отомрут.
Философия фирмы должна разрабатываться для каждой организации отдельно с использованием опыта лучших менеджеров и старейших работников, знающих свое производство, сферу деятельности, партнеров и контрагентов. Поэтому можно дать лишь следующие методические рекомендации по составлению и практическому приложению философии организации.
Философия предприятия включает в себя следующие элементы:
1) основной замысел, отражающий цели предприятия, его стратегию и направленность деятельности; важнейшим элементом здесь является миссия предприятия. Она имеет двустороннюю основу: значение для внешней среды (покупателей, поставщиков, клиентов, иных заинтересованных лиц, общества, наконец) и для внутренней среды организации, прежде всего, для работников данного предприятия. Во-первых, миссия дает субъектам внешней среды общее представление о том, что собой представляет организация, к чему она стремится, какие средства она готова использовать в своей деятельности и т. п. Кроме этого, миссия способствует формированию или закреплению определенного имиджа организации в представлении субъектов внешней среды. Во-вторых, миссия способствует формированию единения внутри организации и созданию корпоративного духа. Это проявляется в следующем:
‑ обеспечивает стандарты для распределения ресурсов организации и создает базу для оценки использования ресурсов в процессе функционирования организации;
‑ расширяет для работника смысл и содержание его деятельности и тем самым позволяет применять более широкий набор приемов мотивирования.
Миссия не должна нести в себе конкретные указания относительно того, что, как и в какие сроки следует делать организации. Она задает основные направления движения организации, отношение организации к процессам и явлениям, протекающим внутри ее. Очень важно, чтобы миссия была сформулирована предельно ясно для того, чтобы она была легко понятна всем субъектам, взаимодействующим с организацией, в особенности всем ее членам.
2) описание предприятия - его история, параметры, возможности и преимущества, стратегические цели и способы их реализации в современных условиях, мотивы деятельности, девиз. В соответствии с направленностью миссии организации различают следующие виды стратегии:
• ориентированную на акционеров - максимальный учет интересов всех акционеров;
• привилегированную – ориентация, в основном, на интересы менеджеров и менеджмента;
• ограничительную - максимальный учет интересов узкой группы акционеров или отдельных работников;
• социально-гармоничную - стремление в первую очередь обеспечить социальную гармонию в трудовом коллективе;
• жесткую - ошибочное целеполагание обусловливает конфликты среди менеджеров и ведет к изменению целевых установок акционеров;
• персонифицированную - создание условий для наиболее полной реализации индивидуальных проектов и процветания всех членов корпорации.
Подобные этические принципы находят отражение главным образом в американском и японском менеджменте. Вместе с тем, они завоевывают все большую популярность и в Европе, прежде всего, в управлении крупными фирмами. Ведущие консультационные и рейтинговые организации обычно оценивают уровень менеджмента той или иной компании в соответствии с так называемой концепцией 7С (структура компании, стратегия, система управления, стиль деятельности, сноровка (мастерство), состав кадров, стратегические цели).
Основной замысел и предпринимательская философия необходимы для установления стратегических целей владельцев предприятия, его менеджеров и работников, а также для завоевания доверия заказчиков и остальных заинтересованных субъектов с тем, чтобы не возникали конфликты их интересов. Кроме того, стратегические цели крупных корпораций должны учитывать влияние общего и непосредственного окружения.
Четко сформулированное послание, предпринимательская философия и основной замысел - не единственные источники информации для формирования стратегических целей. Чрезвычайно важна информация о внутренней и внешней среде, предполагаемой динамике рынка, конкуренции и остальных факторах окружающей обстановки.
Девиз (он же слоган, он же лозунг) — это предложение, в котором кратко формулируется основная ценность корпоративной культуры. Так, Росс Перо из Electronic Data Systems стремится нанимать на работу в компанию лучших работников, но поскольку найти их не так-то просто, компания руководствуется лозунгом: «Орлы не летают стаями. Больше одного за раз не поймать». Компания PepsiCo, которая прилагает огромные усилия для того, чтобы создать подающим надежды молодых людям все условия для превращения в блестящих менеджеров, руководствуется другой вариацией на тему: «Мы отбираем орлов и учим их летать стаями». Компания Sequins International, 80% работников которой — латиноамериканцы, в качестве девиза выбрала цитату из У. Эдварса Дьюинга: «Не надо угождать боссу; ублажайте покупателей». Вы найдете ее (в переводе на испанский) на карманах фирменных пиджаков всех сотрудников.
3) философия заказчиков - целевые группы, их интересы, сбытовая политика. Задача этого раздела – построение налаженные связей с клиентами, как крупными организациями-заказчиками, так и рядовыми потребителями, основанных на доверии, эквивалентности, взаимной заинтересованности в деятельности друг друга. Здесь должны быть приведены основные этические положения, политика фирмы на рынке, маркетинговые исследования круга покупательских интересов, приоритетность их в деятельности организации. «Качество – на первом месте. Поставка только качественного оборудования, которое будет работать у Вас без сбоев и потери точности долгие годы. Это, в конечном счете, выгоднее, чем дешевое оборудование малоизвестных фирм». Так, философия корпорации «МАЗАК» достаточно проста: конец эры массового производства, увеличение производительности в 5 –30 раз за счет кардинального перехода к использованию новых технологических решений. Важным элементом при работе с потребителями является установление и наладка оборудования, обеспечение сервисного обслуживания.
4) внутрифирменная политика - основы управления предприятием, информационно-коммуникационная система, система оплаты труда, пути повышения квалификации работников, инновационная и социальная политика, соблюдение этики менеджмента. Пример разработки внутрифирменного аспекта философии организации рассмотрен в книге профессора А.П. Егоршина «Управление персоналом».
Окончание следует
Страница обновлена: 15.07.2024 в 11:01:23