Оценка интенсивности конкуренции российского ИТ-рынка сложных продуктов с иммерсивными технологиями

Долгих Е.Ю.1
1 Санкт– Петербургский государственный экономический университет

Статья в журнале

Экономика высокотехнологичных производств
Том 3, Номер 1 (Январь-март 2022)

Цитировать:
Долгих Е.Ю. Оценка интенсивности конкуренции российского ИТ-рынка сложных продуктов с иммерсивными технологиями // Экономика высокотехнологичных производств. – 2022. – Том 3. – № 1. – doi: 10.18334/evp.3.1.114332.

Аннотация:
В статье рассматриваются современные подходы оценок интенсивности конкуренции на рынке сложных продуктов, содержащих иммерсивные технологии. На основе научных трудов и данных из независимых источников дана оценка интенсивности конкуренции на российском ИТ-рынке продуктов с иммерсивными технологиями на текущий момент

Ключевые слова: ИТ-отрасль, продукты с иммерсивными технологиями, рынок, конкуренция, исследование рынка, индекс концентрации, индекс Херфиндаля



В настоящее время часть российского ИТ-рынка продуктов с иммерсивными технологиями не оправдала ожиданий производителей оборудования, продажи устройств для AR/VR оказались существенно ниже запланированного, и вендоры массовых устройств утратили интерес к данной теме. В то же время, мировой рынок технологий виртуальной и дополненной реальности, согласно прогнозам BCC Research, будет показывать ежегодный рост на 60,5% и достигнет объема $40 млрд к 2022 г. [5, стр.147]. Несмотря на это, рынок продуктов с иммерсивными технологиями в России, имеет особенность: наибольший его объём наблюдается среди сложных продуктов и в сегментах предприятий и государственных структур [3]. Слабый спрос со стороны простых покупателей на устройства для AR/VR (шлемы или очки виртуальной и дополненной реальности) обуславливается их сравнительно дорогой стоимостью и возможностью замены на более простые, смартфонные решения (VR очки для телефона на Android или iOS). Также следует отметить, что далеко не все продукты с иммерсивными технологиями важны для отдельного человека, поскольку теперь, в сравнении с прошлым 5-летней давности, они набирают популярность использования, прежде всего, в образовательных целях в любых сферах жизнедеятельности.

Напомним, что иммерсивные технологии – это совокупность методов, обеспечивающих различными способами погружение в виртуальный мир [4], а сквозные технологии – это перспективные технологии, радикально меняющие ситуацию на существующих рынках или способствующие формированию новых рынков [11].

Для оценки степени монополизации различных рынков используются показатели, установленные государственными антимонопольными органами разных государств, в зависимости от уровня их технологического прогресса. В мировой практике чаще используются методики, основанные на применении экспертных оценок [9, стр. 264‑268], что, на взгляд автора, не являет объективной картины, хотя для исследуемого рынка данные оценки равнозначны.

Основная часть

Для оценки интенсивности конкуренции на данном рынке предлагается учитывать следующее:

– иммерсивные технологии, являясь одними из быстроразвивающихся современных технологий [1, стр. 90‑103], требуют повышенного внимания со стороны продавцов, поскольку, являясь сквозными [11], могут как резко привлечь внимание с неожиданной заказывающей стороны, так и создавать новые рынки;

– в связи с вышеизложенным, автор считает необходимым в равной степени учитывать как расчетные, так и экспертные методы оценки интенсивности конкуренции на ИТ-рынке продуктов с иммерсивными технологиями;

– для четкого понимания рынка предлагается использовать только сложные, наиболее дорогостоящие и востребованные на российском рынке (90 % рынка, по данным ТМТ Консалтинг [7]) продукты с иммерсивными технологиями, содержащие, помимо системы визуализации и программного обеспечения, ряд дополнительных систем, направленных на восприятие человеком – это тренажерная продукция и симуляторы на системах подвижности, тренажеры и симуляторы стрельбы, навигационные тренажерные и мультимедийные образовательные комплексы.

Структура ИТ-рынка продуктов с иммерсивными технологиями в России представлена тремя видами поставщиков (Рис. 1) [3].

Рисунок 1 – Структура ИТ-рынка продуктов с иммерсивными технологиями в России по видам поставщиков (разработан автором)

При исследовании деятельности основных производителей продуктов с иммерсивными технологиями следует отметить, что рынок разработчиков программного обеспечения для AR и VR изобилует огромным количеством компаний, а точнее сказать, студий по разработке программных продуктов и приложений для смартфонов, где средняя численность работников не превышает 10 человек с соответствующими показателями по бухгалтерской отчетности. Но в вопросах производства сложных продуктов, содержащих иммерсивные технологии, необходим более детальный подход. Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, утвержденному Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 г. N 14-ст [6] и предназначенного для кодирования и классификация видов экономической деятельности, основной вид деятельности таких компаний-производителей и компаний-поставщиков, как правило, имеет не только код 62.01 «Разработка компьютерного программного обеспечения», но и 28.99.9 «Производство оборудования специального назначения, не включенного в другие группировки», 46.6 «Торговля оптовая прочими машинами, оборудованием и принадлежностями» и другие.

Для оценки интенсивности конкуренции на ИТ-рынке продуктов с иммерсивными технологиями предлагается использовать показатели, рекомендуемые российским антимонопольным законодательством в качестве базовых [8, 9]:

– индекс концентрации (CRn);

– индекс Херфиндаля (Ih).

Используя государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности ФНС России [2], выясняем объем реализации продуктов за 2020 год (тыс. руб.) через общую выручку основных ИТ-компаний и системных интеграторов, и выручку от реализации продуктов с иммерсивными технологиями (Рис. 2):

Рисунок 2 – Выручка основных предприятий ИТ-отрасли от реализации сложных продуктов с иммерсивными технологиями в 2020 г. на российском рынке (разработан автором)

Суммарная выручка вышеперечисленных предприятий за 2020 год составила 939 438 тыс. руб.

Используем формулу расчета индекса концентрации (CRn) [9, стр.264],

где,

– розничный товарооборот i-й организации, входящей n наиболее крупных предприятий на рынке, тыс. руб.;

– суммарный розничный товарооборот всех предприятий на рынке, тыс. руб.;

– рыночная доля i-го предприятия, ед.;

n – количество наиболее крупных предприятий на рынке, выбранных для расчета индекса концентрации.

Известно, что суммарный розничный товарооборот всех предприятий на рынке, не относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого предпринимательства, формируется на основе прямого свода данных федерального статистического наблюдения, проводимого в отношении этих хозяйствующих субъектов путем ежемесячных обследований [10], но мы не располагаем данной информацией в связи с тем, что рынок продуктов с иммерсивными технологиями только формируется [3]. Поэтому для определения суммарного розничного товарооборота всех предприятий на рынке продуктов с иммерсивными технологиями предлагается брать данные из независимых источников и аналитических агентств (например, исследования ТМТ Консалтинг, в которых объем российского рынка продуктов с иммерсивными технологиями по итогам 2020 года составил 1,4 млрд рублей [7]).

Тогда индекс концентрации рынка продуктов с иммерсивными технологиями в условиях 2020 года будет рассчитываться по 8-ми компаниям и иметь следующее значение:

Для оценки степени монополизации рынка на практике чаще используется трехпороговая оценочная шкала Бейна [12, стр. 38‑46]. В соответствии с ней выделяются 4 типа рынка:

1) Высококонцентрированные олигополии, где CR4 выше 65% и CR8 выше 85%;

2) Умеренно концентрированные олигополии, при 50% < CR4 < 65% и 70% < CR8 < 85 %;

3) Низкоконцентрированные олигополии, при 35 % < CR4 < 50% и 45% < CR8 < 70%;

4) Неконцентрированный рынок, при CR4 < 35% и CR8 < 45%.

Используя шкалу Бейна, делаем вывод, что на основе индекса концентрации российский ИТ-рынок сложных продуктов с иммерсивными технологиями представляет собой низкоконцентрированную олигополию.

Для оценки распределения рыночных долей с помощью суммы квадратов рыночных долей конкурентов рассчитаем индекс Херфиндаля (Ih) по формуле [9, стр.265]:

Он будет рассчитываться по аналогичным 8-ми компаниям:

Значение индекса могут выражаться как в процентах, так и в долях: 0 < ≤ 10 000 или 0 < ≤ 1. Чем меньше значение , тем ниже концентрация предприятий на рынке, следовательно сильнее и конкуренция. Максимальное значение индекса Херфиндаля соответствует монополии на рынке. Таким образом, по индексу Херфиндаля российский ИТ-рынок сложных продуктов с иммерсивными технологиями имеет умеренную концентрацию.

Заключение

Обобщив два показателя в соответствии с методикой ФАС России, применив данные исследований аналитических агентств, а также бухгалтерской отчетности ключевых предприятий, можно сделать следующие выводы:

– ИТ-рынок сложных продуктов с иммерсивными технологиями по индикаторам интенсивности конкуренции имеет умеренные показатели и пока не вызывает пристального внимания со стороны органов государственной власти;

– несмотря на это, для обеспечения конкуренции на данном рынке рекомендуется в равной степени учитывать и субъективные методы, основанные на экспертных оценках, поскольку данные продукты обладают уникальными свойствами в сочетании с высокой технологичностью, пронизывающей, как и все современные цифровые технологии, все сферы жизнедеятельности, что является предпосылкой внезапного возникновения новых рынков.


Источники:

1. Вишневский К.О., Гохберг Л.М., Дементьев В.В. Цифровые технологии в российской экономике. / Нац. Исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2021. – 116 c.
2. Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности ФНС России. [Электронный ресурс]. URL: https://bo.nalog.ru (дата обращения: 23.04.2022).
3. Долгих Е.Ю. Анализ состояния рынка продуктов с иммерсивными технологиями и перспективы его развития // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 12. – c. 2705-2720. – doi: 10.18334/epp.11.12.113933.
4. Долгих Е.Ю. Инновационные подходы в управлении продажами продуктов с иммерсивными технологиями // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 4. – c. 1451-1472. – doi: 10.18334/vinec.11.4.113843.
5. 18-е ежегодное исследование, ноябрь 2021 г. НП «РУССОФТ». Экспорт российской индустрии разработки программного обеспечения. [Электронный ресурс]. URL: https://russoft.org/analytics/rossiyskaya_softvernaya_otrasl_2021/ (дата обращения: 24.04.2022).
6. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, утвержденный Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 г. N 14-ст. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163320/ (дата обращения: 24.04.2022).
7. Отчет ТМТ Консалтинг. ТМТ Рейтинг «Российский рынок дополненной и виртуальной реальности (AR/VR)». [Электронный ресурс]. URL: http://tmt-consulting.ru/napravleniya/telekommunikacii/sotovaya-svyaz/tmt-rejting-rossijskij-rynok-dopolnennoj-i-virtualnoj-realnosti-ar-vr/ (дата обращения: 10.11.2021).
8. Официальный сайт Федеральной антимонопольной службы. [Электронный ресурс]. URL: http://fas.gov.ru/ (дата обращения: 24.04.2022).
9. Поршнев А.Г., Румянцева З.П., Саломатин Н.А. Управление организацией. - М., Инфра-М, 2016. – 264 - 268 c.
10. Постановление Правительства РФ от 04.05.2010 N 305 "Об утверждении методики расчета объема всех продовольственных товаров, реализованных в границах субъекта Российской Федерации, в том числе городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, и в границах муниципального района, городского округа, в денежном выражении за финансовый год и определения доли объема продовольственных товаров, реализованных хозяйствующим субъектом, осуществляющим розничную торговлю такими товарами посредством организации торговой сети (за исключением сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации потребительской кооперации), в границах соответствующего административно-территориального образования, в денежном выражении за финансовый год". [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_100188/7300bec837b027aac4f0ebc75c9d7ccb7b3289d7/ (дата обращения: 24.04.2022).
11. Распоряжение Правительства России от 28 июля 2017 г. № 1632-р об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации»
12. Tsapelin B. Quantitative characteristics monopoli // Problems of Economics. – 1990. – № 6S. – p. 38 - 46.

Страница обновлена: 28.04.2022 в 12:06:20