Экологический менеджмент и системный подход к организации цивилизованного предпринимательства XXI века

Жаворонков А.С., Жаворонков С.С.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 4 (52), Апрель 2004
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Россия активно использует свои природные минеральные ресурсы, масштабируя устаревшие технологии при добыче и переработке этих ресурсов. Это приводит к постоянному ухудшению окружающей природной среды. В настоящее время по экспертным оценкам 12-16% территории страны находятся в зонах экологического бедствия. Ущерб от сильных и очень сильных экологических нарушений, по усредненным данным, сопоставим с годовым бюджетом страны.[1]. Компенсация убытков не достигает и 7-10%. Средств на предотвращение аварий, ликвидацию их негативных последствий и компенсацию убытков пострадавшим нет ни у государства, ни у предприятий – источников экологических аварий.

Ключевые слова: экология, Россия, природные ресурсы, окружающая среда



Россия активно использует свои природные минеральные ресурсы, масштабируя устаревшие технологии при добыче и переработке этих ресурсов. Это приводит к постоянному ухудшению окружающей природной среды. В настоящее время по экспертным оценкам 12-16% территории страны находятся в зонах экологического бедствия. Ущерб от сильных и очень сильных экологических нарушений, по усредненным данным, сопоставим с годовым бюджетом страны. [1]. Компенсация убытков не достигает и 7-10%. Средств на предотвращение аварий, ликвидацию их негативных последствий и компенсацию убытков пострадавшим нет ни у государства, ни у предприятий – источников экологических аварий.

Около 2/3 аварий имеют техногенное происхождение: более половины из них связаны со сбросом нефти и нефтепродуктов, до 1/3 – с авариями на железнодорожном транспорте, 1/5 – на магистральных трубопроводах. Кроме того, интенсивная откачка нефти и газа может провоцировать землетрясения, как это было в Газли (1976г.) и Узбекистане (1984г.), в Нефтеюганске (1978г.).

Риск возникновения аварии на местах добычи топлива определяется:

во-первых, пренебрежением по отношению к ответственности за нарушение природоохранительного законодательства и низкой дисциплиной труда;

во-вторых, плохим или вовсе отсутствующим природоохранным оборудованием;

в-третьих, большим износом основных фондов (более 35% основных производственных фондов имеют срок службы выше нормативного, 55% парка промышленного оборудования морально устарело);

в-четвертых, переходом на более дешевое, но в то же время более вредное сырье.

Кроме того, большую роль в ухудшении экологической картины России играют вопросы сжигания органического топлива на энергетических установках. При этом электростанции, ТЭЦ и котельные имеют устаревшее оборудование. Это приводит к перерасходу органического топлива, которое можно было бы продать и заменить устаревшие мощности. Обновление мощностей приведет к улучшению экологической обстановки не только в местах добычи топлива, но и в местах проживания людей.

По климатическим условиям Россия тратит около 2/3 добываемого органического топлива на отопление, а износ оборудования в отопительном комплексе наиболее велик. Следовательно, экологический менеджмент (в широком понимании представляющий интересы общества в отношении окружающей среды) должен решать вопросы не только добычи топлива, но и уделять особое внимание транспортировке и местам сжигания топлива.

В своей стратегии энергетического развития на период до 2020 г. Россия предполагает выход страны из кризиса путем увеличения объемов добычи углеводородного топлива. Это будет связано с неизбежным переходом от экономически рентабельных месторождений к менее рентабельным. В частности, увеличится доля эксплуатации морского шельфа, что потребует применения экологически удовлетворительных технологий.

На сегодняшний день наиболее перспективными районами, в которых планируется крупномасштабная разведка и добыча топлива, в силу их экономической, геополитической и политической привлекательности являются шельфы Сахалина, Каспийского моря и на долгую перспективу Арктический шельф.

В Восточном полушарии существуют два основных рынка потребления жидкого топлива - Азиатско-Тихоокеанский регион и Западная Европа, которые, согласно прогнозам Международного Энергетического Агентства, будут иметь устойчивую тенденцию к росту. К 2010 г. прирост годового потребления жидкого топлива в Европе может составить около 80 млн. тонн, в то время как в Азии – существенно более 500 млн. тонн.

Соответственно, увеличение объемов добычи углеводородного топлива на Российских шельфах приведет к увеличению риска пагубного воздействия вредных веществ на окружающую природную среду.

Необходимо срочно искать нетрадиционные способы финансирования экологических программ. Совокупность использования экологических и экономических инструментов управления природными ресурсами, на наш взгляд, следует считать проблемой эколого-экономического менеджмента.

Эколого-экономическое управление рисками, связанными с добычей, переработкой, транспортировкой и потреблением топлива, можно осуществлять двумя путями: централизованным и децентрализованным.

Централизованный подход.

Можно использовать накопленный во времена СССР опыт.

Для осуществления централизованного контроля требуется разработка формальных документированных процедур, адаптированных к особенностям работы множества предприятий. Развитие в этой части управления, на наш взгляд, сегодня весьма актуально, так как в настоящее время отсутствуют:

а) четкое понимание ряда понятий, присущих экологическому законодательству;

б) четкая нормативно-правовая база;

в) широкая практика экологических судебных исков по ущербам, причиняемым авариями.

Опыт СССР показал, что этот путь не приводит к быстрому обновлению технологий, т.к. лежит вне экономических интересов субъектов экономики. В настоящее время широко обсуждается обязательное экологическое страхование как централизованный метод экологического менеджмента.

Децентрализованный подход.

При децентрализованном подходе необходимо разработать правовую базу, юридически определяющую отношения между экономически независимыми субъектами (компаниями, добывающими, перевозящими, перерабатывающими и сжигающими углеводородное топливо).

На сегодняшний день крайне желательной является четкое и недвусмысленное закрепление в законодательстве целого ряда понятий и условий, являющихся ключевыми с точки зрения определения ответственности за ущерб, наносимый окружающей среде. Особо выделим такие понятия, как: а) окружающая среда; б) опасная деятельность; в) условия возникновения ответственности; г) режим ответственности и исключения из него (с учетом вины или без ее учета, солидарная ответственность). А также: круг ответственных лиц, сроки исковой давности и время нанесения ущерба, причинно-следственные связи, круг лиц, которые могут предъявить претензии, и др.

Возможности децентрализовать работы по экологическому менеджменту заложены в ст. 71 и 72 Конституции Российской Федерации о разделении ведений Российской Федерации и субъектов Федерации.

Цель децентрализации – переложить часть функций экологического контроля с государственных учреждений на сами хозяйствующие субъекты. Для этого требуется законодательно прописать:

‑ экологические права граждан и собственников;

‑ необходимые для ведения бизнеса экологические обязанности собственника (условия получения и плата за лицензию, экологический аудит);

‑ режим экологической ответственности и исключения из него;

‑ круг экологических нарушений и преступлений;

‑ круг ответственных лиц;

‑ необходимые правовые процедуры для подачи дела о нарушении экологического законодательства или экологических прав другого собственника (гражданина) в суд;

‑ время наступления ответственности и меры пресечения экологических преступлений.

В рыночных условиях предпринимательскую деятельность приходится осуществлять в условиях неустойчивости и изменчивости не только экономической, но и, как следствие, экологической среды, определяющей саму возможность дальнейшего существования не только бизнеса, но и народов и цивилизации в целом. Поэтому, на наш взгляд, пришло время эколого-экономического менеджмента, положения которого помогут нам перейти к ведению цивилизованного предпринимательства XXI века.


Страница обновлена: 22.09.2024 в 22:09:22