Сравнительный анализ динамики развития экологического мышления сотрудников российских нефтегазовых компаний в 2021–2022 гг.

Гурьева М.А.1, Тарасова О.В.1
1 Тюменский индустриальный университет, Россия, Тюмень

Статья в журнале

Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 10, Номер 1 (Январь-март 2023)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=50356226

Аннотация:
В статье представлен сравнительный анализ уровня развития экологического интеллекта и мышления сотрудников российских нефтегазовых компаний на основе результатов социологических опросов, проведенных авторами в 2021 г. и 2022 г. Для повышения объективности результатов был расширен перечень вопросов опросного листа, что позволило включить ранее не учтенный специфический блок, касающийся личной самоидентификации респондентов в сфере экологической грамотности. Выявленная динамика позволила детализировать произошедшие качественные изменения в уровне развития экологического мышления, определить уточненный вектор его трансформации, что положительным образом отразится на эффективности работы кадровых подразделений и служб развития персонала компаний при проведении уточняющих и корректирующих мероприятий.

Ключевые слова: soft skills, экологический интеллект, эмоциональный интеллект, циркулярная экономика, устойчивое развитие, персонал, нефтегазовые компании

JEL-классификация: D83, E24, J24, O15



Введение. Ранее в исследовании [9] описана роль экологического образования сотрудников компаний отрасли ТЭК в эпоху современности, с учетом аспектов циркулярной экономики и постулатов устойчивого развития, и подчеркнута его ключевая роль как одного из компонентов soft skills в формировании интеллектуального капитала.

В современном обществе укоренилось мнение, что для обеспечения наиболее качественного карьерного роста и профессионального становления в эпоху стремительного появления новых отраслей, сфер деятельности и трансформационных изменений существующих недостаточно обладать исключительно профессиональными знаниями. Превалирующая часть успеха работников приписывается к так называемым soft skills (мягким навыкам), позволяющим эффективно работать в команде, обеспечивать стрессоустойчивость, гибкость мышления, реализовывать проектные задания путем создания коллаборации и пр.

Особое место отводится формированию навыка экологического мышления, как неотъемлемой части интеллектуального потенциала человеческого ресурса. Поиск новых способов производства, преобразование технологических процессов с учетом экологической доминанты позволяют не только сохранить окружающую среду, но и генерировать дополнительный доход для компаний.

Развитие навыка экологического мышления и формирования самосознания является объективно недооцененным треком в развитии персонала, при этом обществу крайне необходимо формировать новые устойчивые ценности, так называемую экологическую цивилизацию.

Наряду с этим стоит отметить заглавную мысль из «Доклад о человеческом развитии 2020. Следующий рубеж Человеческое развитие и антропоцен», описывающую важность устойчивого развития человеческого капитала и его чрезвычайную роль в принятии решений, влияющих на дальнейшее развитие цивилизации и человечества [15]. Существующие планетарный и социальный дисбалансы выступают обоюдными катализаторами и усиливают вероятность рисков, нагрузок и катастроф в масштабе планеты. Для качественного изменения данности необходимо своевременное грамотное трансформирование человеческого развития для формирования новейшего «благотворного цикла взаимодействия между человечеством и планетой» [15].

В эпоху антропоцена также важную роль играет КСО-концепция (корпоративная социальная ответственность), направленная на включение интересов общества и окружающей среды в реализуемые бизнес-процессы [5].

В последние года в корпоративной культуре ряда крупных компаний наметилась явная тенденция, преследующая качественное наращение компетенций в экологической сфере. В тоже время, формирование ESG-стратегий развития деятельности находит все больший отклик и позволяет формировать кадровый потенциал нового формата, соответствующий глобальным вызовам. Это является живым инструментом построения стратегически ориентированных ESG-экосистем развития компаний, технологических кластеров, территорий, регионов.

В продолжении данного исследования проведен повторный опрос представителей предприятий изучаемой отрасли, позволяющий благодаря расширенному перечню вопросов и полученных ответов на них более детально рассмотреть противоречивые моменты, определенные годом ранее.

Следовательно, гипотеза исследования остается неизменной и описывается через следующее предположение - в современном мире особое внимание уделяется вопросу уровня сформированности экологического интеллекта (мышления) как элемента развития soft skills персонала нефтегазовых компаний c позиции циркулярной экономики и устойчивого развития, необходимого для формирования интеллектуального капитала отрасли, с целью обеспечения более высоких результатов текущей деятельности и повышения уровня жизни будущих поколений [9].

Во избежание тавтологии в данной публикации приведен сокращенный перечень, состоящий исключительно только из дополнительно изученных источников. Ранее накопленные теоретические знания по изучаемому вопросу представлены в более ранних публикациях [6-9, 16] и были дополнены новыми научными разработками следующих авторов: Гаибова Т.В., Башкирова О.В. [4], Богатая И. Н. [3], Акбарова Л.У. [1], Пястолов С.М. [14], Зенькова И.В., Гашева О.В. [10], Никонова А.А., Красильникова Е.В., Иванова О.П. [13], Таранова И. В., Дальченко Е.А. [17], Кузнецова С. Н., Романовская Е.В. [12], Антипенкова Д.А., Терентьева Д.Ю. [2] и др.

Целью исследования является определение изменений и проведение сравнительного анализа динамики развития экологического мышления сотрудников российских нефтегазовых компаний в 2021-2022 гг.

Исследование проведено с использованием метода анкетного опроса системы компьютерного ассистирования интервьюированию (КАИС) [11, 18] посредством технологического инструмента платформы Google Формы [19].

Основная часть. Используемый опросный лист состоит из расширенных перечня и насчитывает 30 вопросов, классифицированных на следующие основные блоки, более полная визуализация представлена в самой опросной форме со ссылкой в источнике 19:

o Блок 1 «Социальный портрет респондентов (вопросы № 16, 17, 28, 29, 30);

o Блок 2 «Общее представление» (вопросы № 1-3, 6, 7);

o Блок 3 «Широта экологического кругозора» (№ 8 - 11);

o Блок 4 «Экологическая само-id» (№ 4, 5, 12-15, 20, 21);

o Блок 5 «Экологическая id компании глазами сотрудников» (№ 18, 19, 22 - 27).

Принципиально новыми вопросами дополнены блок (вопрос 3), блок 4 (вопросы 13, 14, 15, 21) и блок 5 (вопросы 24, 25, 26, 27), что позволило углубить и расширить представления респондентов и детализировать качественные изменения в уровне развития экологического мышления (рисунок 1).

ОПРОСНЫЙ ЛИСТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СРЕДИ СОТРУДНИКОВ КОМПАНИЙ ОТРАСЛИ ТЭК В 2022 г.

1. Знакомы ли Вам понятия "Устойчивое развитие" и/или "Цели устойчивого развития"?

o да;

o нет.

имею примерное представление

2. Знакомо ли Вам понятие "Циркулярная экономика?"

o да;

o нет.

имею примерное представление

3. Знакомо ли Вам понятие "Шеринговая экономика"?*

o да;

o нет;

o имею примерное представление.

4. Вы можете отнести себя к экологически грамотному человеку?

o да;

o нет;

o затрудняюсь ответить.

5. Каких принципов устойчивого развития/циркулярной экономики Вы придерживаетесь в повседневной жизни?

o сортирую ТБО;

o использую систему "Умный дом";

o предпочитаю общественный транспорт;

o предпочитаю передвигаться пешком/на самокате/на велосипеде и т.п.;

o установил 2-тарифные счетчики электричества;

o при совершении покупок использую собственную продовольственную сумку.

6. По Вашему мнению развитие и внедрение принципов устойчивого развития/циркулярной экономики эффективно?

o да;

o нет;

o частично.

7. Как Вы считаете, насколько распространено внедрение принципов устойчивого развития/циркулярной экономики в других странах?

o только в развитых странах;

o в развивающихся странах;

o в слаборазвитых странах;

o вообще не распространено.

8. В настоящее время в России можно ли встретить примеры применения принципов устойчивого развития/циркулярной экономики?

o да, в поведении и образе жизни отдельных людей;

o да, в практике отдельных компаний/организаций;

o да, на законодательном уровне государства;

o да, у нас сформировано массовое циркулярное потребление;

o да, все компании придерживаются принципов циркулярного производства;

o нет, таких примеров нет.

9. Имеете ли Вы представление о Национальном проекте «Экология» в России?

o нет;

o да;

o частично.

10. Разделяете ли Вы идеи Фонда Эллен Макартур?

o я не знаю кто это;

o нет;

o частично;

o да, полностью.

11. Разделяете ли Вы позицию шведской эко-активистки Греты Тунберг?

o я не знаю кто это;

o нет;

o частично;

o да, полностью.

12. Вам было бы интересно расширить круг своих знаний и навыков области циркулярной экономики и устойчивого развития?

o скорее да;

o да;

o скорее нет;

o нет;

o затрудняюсь ответить.

13. Изучали Вы когда-либо дисциплины, связанные с развитием экологического восприятия окружающего мира?*

o да, была дисциплина в ВУЗе;

o это направление моего образования;

o в формате курсов повышения квалификации;

o при прохождение обязательного инструктажа на работе;

o нет.

14. Какая форма получения новых знаний для расширения экологического кругозора была бы для Вас наиболее удобной?*

o краткосрочное повышение квалификации внутри компании;

o краткосрочное повышение квалификации в образовательном учреждении города;

o краткосрочное повышение квалификации в образовательном учреждении другого города;

o прохождение онлайн курса;

o не заинтересован / не буду проходить.

15. На Ваш взгляд, необходимо ли включать дисциплины экологической направленности в программы подготовки студентов в ВУЗе?*

o да;

o скорее да;

o нет;

o скорее нет.

16. Укажите название компании, сотрудником которой Вы являетесь.

17. К какой категории работников Вы относитесь?

o рядовой сотрудник, рабочий персонал;

o специалисты, служащие, инженерно-технические работники;

o молодые специалисты;

o руководители среднего звена;

o руководители высшего звена;

o сотрудники удаленных офисов.

18. По Вашему мнению ваша компания занимается вопросами устойчивого развития?

o нет;

o частично;

o да, но только на бумаге;

o да, занимает активную позицию;

o я не знаю / не интересуюсь этим вопросом.

19. Какие из ниже перечисленных элементов проявления устойчивого развития существуют в Вашей компании?

o система сортировки отходов;

o программа энергосбережения;

o замкнутый производственно-технологический цикл;

o внедрены стандарты экологического менеджмента;

o разработана стратегия устойчивого развития предприятия;

o экологическое просвещение сотрудников.

20. Принимаете ли Вы участие в экологических мероприятиях, устраиваемых в Вашей компании?

o такие мероприятия не проводятся;

o нет;

o да, регулярно;

o принимаю участие и являюсь инициатором.

21. Брали ли Вы на себя продвижение какой-либо экологической инициативы в формате деятельности Вашей компании?*

o да;

o нет;

o пробовал, но не получилось;

o пробовал, но не понравилось;

o хотелось бы попробовать.

22. Считаете ли Вы необходимым развивать концепт устойчивого развития/циркулярной экономики в Вашей компании?

o нет;

o скорее нет;

o скорее да;

o да;

o безусловно, ведь это очень важно.

23. На Ваш взгляд, активное внедрение принципов устойчивого развития/циркулярной экономики поспособствуют укреплению позиций компании (например, рост прибыли, усиление конкурентной позиции и пр.)?

o да;

o нет;

o считаю, что эти принципы не оказывают никакого влияния и это просто модный тренд.

24. Как Вы можете охарактеризовать динамику развития вашей компании в сфере устойчивого развития, циркулярной экономики за 2021-2022 года?*

o положительная;

o отрицательная;

o без изменений;

o у компании более важные задачи в данный момент времени.

25. Считаете ли Вы важным развивать экологическую культуру сотрудников в Вашей компании?*

o да;

o скорее да;

o нет;

o скорее нет.

26. На Ваш взгляд, развитие экологической культуры / экологического мышления сотрудников способствует их продвижению по карьерной лестнице?*

o да;

o скорее да;

o нет;

o скорее нет.

27. Как Вы считаете необходимо ли внедрить обязательное тестирование на уровень развития экологического интеллекта соратников в Вашей компании?*

o да;

o скорее да;

o нет;

o скорее нет.

28. Укажите Ваш пол:

o мужской;

o женский.

29. Укажите Ваш возраст:

o 15-20;

o 21-25;

o 25-30;

o 30-35;

o 36-40;

o 41-45

o 46-50;

o 51-55;

o 56-60;

o 61 и старше.

30. Укажите Ваш уровень образования:

o среднее образование;

o студент;

o высшее образование (бакалавр);

o высшее образование (специалист);

o высшее образование (магистр);

o аспирант;

o послевузовское образование (кандидат наук);

o послевузовское образование (доктор наук);

o послевузовское образование (PhD).

Рисунок 1 – Опросный лист социологического исследования среди сотрудников компаний отрасли ТЭК в 2022 г. (составлено авторами)

Первый блок вопросов (рисунок 2, вопросы № 16, 17, 28, 29, 30) позволяет составить усредненное представление о портрете респондентов. В ходе опроса были задействованы различные сотрудники компаний нефтегазового сектора, в их числе следующие: АО «Транснефть-Сибирь», ПАО «Лукойл», ООО «Газпромнефть Бизнес-Сервис», ООО НОВАТЭК-ЭНЕРГО, ООО «АРКТИК СПГ 2», ООО «ГАЗПРОМНЕФТЬ-ЦЕНТР», ООО «РН-Уватнефтегаз», ООО «Флоусерв» и др.

Динамика ответов респондентов демонстрирует небольшие изменения по численности в категориях работников. Например, увеличился процент руководителей высшего звена (на 1,8%), среднего звена (на 21,8%), что значительно уменьшило количество молодых специалистов на 9% и специалистов, инженерно-технических работников на 8,4% в общем числе опрошенных. Описанные изменения позволяют предположить, что значительная часть респондентов добилась карьерного роста за прошедший годичный интервал между проведенными исследованиями.

В 2022 г. подавляющее количество опрошенных (52,6%) находится в возрастном диапазоне от 36 до 40 лет. Возрастные категории моложе 20 лет и старше 55 лет в опросе участия не принимали. Абсолютно все участники исследования имеют высшее образование: 47,4% специалитет, 26,3% магистры, 10,5% кандидаты наук, что подчеркивает их высокий образовательный уровень.

Рисунок 2 – Динамика визуализации ответов респондентов на первый блок вопросов (№ 16, 17, 28-30) «Социальный портрет респондентов», 2021-2022 гг. (составлено авторами)

Второй блок вопросов «Общее представление» (рисунок 3, вопросы № 1-3, 6, 7) дает нам общее понимание об уровне экологической осведомленности респондентов, широте представлений в экологической сфере. В 2022 г. был введен дополнительный вопрос, позволяющий отследить степень ознакомления представителей нефтегазовой отрасли с таким ультра-новым термином как «Шеринговая экономика».

В 2022 г. положительная динамика прослеживается в узнаваемости терминов «Устойчивое развитие» и «Цели устойчивого развития», прирост утвердительных ответов составил +6,7% (итог 55,3%), в том числе уменьшилась категория с примерным представлением на -16,8% (итог 28,9%), а с понятием «циркулярная экономика» знакомо на +19% больше опрошенных (итог 44,7%) по сравнению с 2021 г.

При этом утверждение об эффективности применения и внедрения принципов устойчивого развития в экономической сфере в 2022 г. поддержало на -20,3% меньше респондентов, это изменение увеличило категорию ответов «частично» на +12,6%. Предполагается, что на формирование данного представления повлияло общее снижение прироста мировых темпов экономического развития.

В прерогативе высокой степени распространения принципов устойчивого развития/циркулярной экономики в развитых странах, уверено подавляющее число участников опроса, составив 86,8%, что на +12,5% больше в сравнении с 2021 г. При этом 2,6% респондентов выбрали слаборазвитые страны, что демонстрирует более глубокое понимание данного вопроса в сравнении с прошлым периодом.

К сожалению, значительная доля опрошенных (68,4%) не имеют представления о наиболее современном способе взаимодействия потребителей и производителей в концепте сохранения окружающей среды, а именно речь идет о шеринговой экономике. Менее четверти полученных ответов были положительными (23,7%), что обозначает новый пробел в знаниях, экологическом мышлении и культуре респондентов.

Рисунок 3 – Динамика визуализации ответов респондентов на второй блок вопросов (№ 1-3, 6, 7) «Общее представление», 2021-2022 гг. (составлено авторами)

Третий блок описывает широту экологического кругозора участников (рисунок 4, вопросы № 8 - 11), что позволяет получить примерное представление о степени глубины сформированных экологических знаний опрошенных и его уровня.

О национальном проекте «Экология» осведомлено не менее 44,7% респондентов, что на +7,6% больше по сравнению с прошлым голом. Количество отрицательных ответов снилось на -4%, при этом стоит отметить, что также уменьшился процент утвердительных ответов на -3,5%. В целом, можно считать, что динамика 2022 г. является положительной и большее количество опрошенных имеют представления о существовании данного проекта.

Примеры и признаки применения и проявления принципов устойчивого развития и циркулярной экономики в 2022 г. уменьшилось на -16,6% в деятельности общества, и на -6,3% в деятельности отдельных компаний, а на

Рисунок 4 – Динамика визуализации ответов респондентов на третий блок вопросов (№ 8 - 11) «Широта экологического кругозора», 2021-2022 гг. (составлено авторами)

законодательном уровне, наоборот, отмечается прирост положительных ответов на +10,1%. Негативным моментов, определяющим отрицательную динамику мнений опрашиваемых является прирост на +10,5% по параметру полного отсутствия примеров. На данный факт могла повлиять высокая рисковая неопределенность на фоне происходящих геополитических особенностей временного периода современности, в том числе сопровождающаяся оттоком ряда компаний с рынка России, но, в тот же момент времени, позволяющая активно развивать бизнес и встраиваться в новые экономические ниши.

Личности экологических амбассадоров стали более узнаваемыми - Эллен Макартур +4%, Грет Тунберг +8.2%, а прирост по частичному разделению их точек зрения составил +4,8% и +7,8%. В целом, не наблюдается сильных изменений, и динамика ответов 2022 г. находится на примерно одном уровне с 2021 г.

Четвертый блок «Экологическая само-id» значительно расширен новыми вопросами, которые позволят дать более подробное описание сценариев личностного поведения респондентов (рисунок 5).

Рисунок 5 – Динамика визуализации ответов респондентов на четвертый блок вопросов (№ 4, 5, 12-15, 20, 21) «Экологическая само-id», 2021-2022 гг. (составлено авторами)

Участники опроса в 2022 г. признают свою экологическую грамотность и идентифицируют себя как экологически грамотного человека на +6,1% чаще, отмечая, что подавляющее количество из них установили двухтарифные счетчики учета электроэнергии (прирост на +13%), активнее сортируют ТБО (прирост на +5,4%), отдают предпочтение при передвижении общественному транспорту (+14,5%). При этом заметно значительное снижение числа респондентов по категориями использования многоразовых продовольственных сумок (на -46,7%) и при передвижении на самокатах, велосипедах и пр. (меньше на -29,4%). На данные изменения предположительно повлияло снижение угроз пандемии COVID-19 и возвращения к привычным форматам бытового поведения.

Незначительно снизились число желающих расширить свои познания в сфере устойчивого развития (-6,3%). Заинтересованы в получении новых знаний в направлении становления экологического кругозора 84,1% опрошенных, из них предпочитают формат онлайн обучения в 36,8% случаев. Дисциплины, связанные с развитием экологического восприятия окружающего мира, изучало 44,7% участников опроса при обучении в ВУЗе и 31,6% при прохождении курсов повышения квалификации, порядка 10,5% отмечают, что не приобретали специальные экологические знания вообще. Необходимость обязательного включения дисциплин экологической направленности в программы подготовки студентов в ВУЗе признают 94,7% опрошенных.

Возросло число участников в экологических мероприятиях компании-работодателя, что показывает интенсивность развития КСО-стратегий, прирост в 2022 г. составил +1,8%, уменьшилось число отрицательных ответов на -11,3% и 2,6% признали себя инициаторами такого рода мероприятий, а 15,8% респондентов активно продвигали собственные экологические инициативы к внедрению в деятельности компаний, а 5,3% планируют к ним присоединиться.

Таким образом, полученные результаты исследования демонстрируют положительную динамику развития в становлении экологической самоидентификации респондентов в 2022 г.

На рисунке 6 представлены ответы по значительно расширенному пятому блоку вопросов, описывающие экологическую идентификацию компании-работодателя глазами сотрудников, что позволяет получить независимую объективную качественную оценку повседневной деятельности организации «изнутри».

В 2022 г. оценка активного участия компании в вопросах внедрения концепта устойчивого развития имеет положительный прирост +9,6%, также снизилось число неосведомленных сотрудников на -6,1%.

К наиболее часто упомянутым элементам корпоративного проявления устойчивого развития респонденты отнесли энергосбережение (71,1%) и внедрение экологических стандартов менеджмента (68,4%). Положительно высказалось в поддержку дальнейшего становления концепта устойчивого развития 89,5% опрошенных, что на -7,6% меньше по сравнению с 2021 г.

Рисунок 6 – Динамика визуализации ответов респондентов на пятый блок вопросов (№ 18, 19, 22 - 27) «Экологическая id компании глазами сотрудников», 2021-2022 гг. (составлено авторами)

Получены схожие ответы участников опроса касательно перспективности использования изучаемого концепта с целью повышения конкурентоспособности предприятия, так, негативно окрашенные смысловые варианты предпочли на +5,9% респондентов больше, отмечен их незначительный прирост. Большая часть опрошенных подчеркивают важность взаимосвязи роста благосостояния компании и дальнейшего применения принципов устойчивого развития (65,8%).

Положительно охарактеризовали динамику развития компании в сфере устойчивого развития, циркулярной экономики 52,6% респондентов, а 31,6% отметили ее неизменность по сравнению с 2021 г. Необходимость развития экологической культуры сотрудников отметило абсолютное большинство 94,7%, также ее положительное влияние на карьерный рост указывает более трети (34,3%), а к внедрению обязательного тестирования на уровень развития экологического интеллекта коллег склонны 55,3% опрошенных. В целом, можно отметить, что в 2022 г. отмечается положительная динамика восприятия экологического мышления и возрастание значимости роли экологического интеллекта.

Заключение. В связи с расширенным набором вопрос не представляется рациональным построение сравнительного аналитического графика, т.к. произойдет неизбежное искажение информации. Далее для обеспечения сопоставимости результатов проведенных социологических опросов в 2021 г. и 2022 г. проведено комплексное сравнение полученных ответов по всем аналитическим блокам анкетирования.

Следовательно, частичные результаты опроса были условно поделены на две группы – с положительной и отрицательной динамикой изменения (таблица 1).

Таблица 1 – Группировка вопросов исследования с положительной и отрицательной динамикой изменения ответов респондентов, 2022 г. (составлено авторами)

Вид произошедшего изменения
Блок
«Общее представление»
Блок
«Широта экологического кругозора»
Блок «Экологическая само-id»
Блок «Экологическая id компании глазами сотрудников»
«+»
+ + + +
+ +
+ + + + +
+ + + + +
«-»
-
- -
- -
- - -

Далее на рисунке 7 представлена сравнительная динамика развития soft skills персонала компаний отрасли ТЭК c позиции циркулярной экономики и устойчивого развития как фактора формирования интеллектуального капитала предприятия нефтегазовой отрасли в 2021 – 2022 гг.

Рисунок 7 – Динамика развития soft skills персонала компаний отрасли ТЭК c позиции циркулярной экономики и устойчивого развития как фактора формирования интеллектуального капитала предприятия нефтегазовой отрасли, 2021 – 2022 гг. (составлено авторами)

За произошедший год произошли положительнее изменения в общих представлениях респондентов о позиции циркулярной экономики и устойчивого развития, повысился уровень узнаваемости ключевых понятий концепта. Из негативных моментов можно отметить, что возрос процент отрицательного мнения о повышении эффективности экономической сферы при их дальнейшем внедрении.

Широта экологического кругозора участников опроса осталась неизменной, незначительно повысилась узнаваемость ключевых представлений, но данный факт нивелируется слабой доказательной базой -меньшее количество респондентов смогли привести примеры применения принципов устойчивого развития/циркулярной экономики.

Положительная динамика отмечена по блоку экологической самоидентификации опрошенных. Значительный прирост прослеживается в оценке персональной экологической грамотности, возросшей частоте принятия участия в экологических мероприятиях, а также их самостоятельного инициирования. Особо выделим, что фактически подавляющее число участников опроса ранее имели опыт изучения дисциплин экологической тематики, и считают необходимым их включение и расширение в современный образовательный процесс.

Оценка деятельности нефтегазовых компаний-работодателей глазами сотрудников демонстрирует усиление позиций внедрения ESG-стратегий. Указана необходимость дальнейшего формирования экологического интеллекта и поддержания экологической культуры. Данный процесс должен носить систематический характер и быть беспрерывным во времени. Негативными моментами, на наш взгляд, выступают снижение интенсивности экологического просвещения и невысокий уровень внедрения принципов замкнутых производственных циклов на предприятиях.

Принимая во внимание вышеизложенных факты и умозаключения по результатам проведенного исследования, считаем целесообразным необходимость создания для сотрудников российских нефтегазовых компаний универсального образовательного краткосрочного курса, затрагивающего аспекты устойчивого развития.

Учитывая очевидные достоинства использования цифровой образовательной среды, предполагается формирование адаптированного к отраслевой специфике онлайн-курса, включающего обширный лекционный, практический и тестовый материал, направленный на формирование экологического интеллекта.

Предлагаемый образовательный инструмент поспособствует концептуализации новых навыков и компетенций в сфере устойчивого развития, что выступает актуальным трендом для профессионального и личностного развития современного специалиста российских нефтегазовых компаний, придерживающихся ESG-стратегий роста.


Источники:

1. Акбарова Л.У. Факторы, влияющие на экономическое мировоззрение молодежи // Трансформация моделей корпоративного управления в условиях цифровой экономики. – 2022. – № 1.
2. Антипенкова Д.А., Терентьева Д.Ю. Развитие брендов FMCG компаний в контексте целей устойчивого развития // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2022. – № 4-1.
3. Богатая И. Н. Исследование практики применения интегрированного мышления при формировании корпоративной отчетности // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2022. – № 4.
4. Гаибова Т.В., Башкирова О.В. Бережливое инвестирование как инструмент устойчивого развития в эпоху постковида // Управленческое консультирование. – 2022. – № 6.
5. Генеральный директорат Европейской комиссии. Занятость, социальные вопросы и инклюзивность (EMPL). [Электронный ресурс]. URL: https://ec.europa.eu/social/home.jsp?langId=fr (дата обращения: 11.10.2022).
6. Гурьева М.А. Описание и развитие теоретико-методического концепта циркулярной экономики. / монография. - Тюмень: ТИУ, 2021. – 166 c.
7. Гурьева М.А. Теоретические основы «зеленой» экономики. - Тюмень: ТИУ, 2019. – 193 c.
8. Гурьева М.А., Симарова И.С. Теория и методология оценки развития «зеленой» экономики в контексте экономического пространства. / монография. - Тюмень : ТИУ, 2018. – 145 c.
9. Гурьева М.А., Тарасова О.В. Развитие экологического мышления сотрудников российских нефтегазовых компаний в рамках компетенции soft skills // Лидерство и менеджмент. – 2021. – № 4. – c. 521-538. – doi: 10.18334/lim.8.4.113511.
10. Зенькова И.В., Гашева О.В. Сравнительный анализ структуры занятости трудоспособного населения в соответствии с требованиями устойчивого развития национальной экономики // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. – 2022. – № 1 (39).
11. Каныгин Г. В. Базовые структуры анкетного метода // Социологический журнал. – 1999. – № 1–2. – c. 143–155.
12. Кузнецова С.Н., Романовская Е.В., Конышкина Е.В., Кузнецова А.Д., Безрукова Н.А., Цапина Т. Н. Взаимосвязь экологической и экономической безопасности предприятия: формы и оценка // Московский экономический журнал. – 2022. – № 4.
13. Никонова А.А., Красильникова Е.В., Иванова О.П. Экосистемное мышление в стратегировании экономики // Beneficium. – 2022. – № 1.
14. Пястолов С.М. Зеленая экономика : тропа между конфликтующими парадигмами. (аналитический обзор) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 8, Науковедение: Реферативный журнал. – 2022. – № 1.
15. Резюме. Доклад о человеческом развитии 2020. Следующий рубеж Человеческое развитие и антропоцен. [Электронный ресурс]. URL: https://hdr.undp.org/system/files/documents/hdr2020overviewrussianpdf_1.pdf (дата обращения: 11.10.2022).
16. Современная индустриальная экономика: анализ состояния и перспективы развития. / под ред. В.В. Елгин. - Тюмень: ТИУ, 2018. – 280 c.
17. Таранова И.В., Дальченко Е.А. Концептуально-теоретические императивы формирования человеческого капитала в парадигме экологически ориентированного развития региона // Московский экономический журнал. – 2022. – № 7.
18. Яковлева Н. Ф. Социологическое исследование. / учеб. пособие / Н. Ф. Яковлева. –2-е изд., стер. - Москва: ФЛИНТА, 2014. – 250 c.
19. Google Формы. Опросник «Социологическое исследование среди сотрудников компаний отрасли ТЭК - 2022». [Электронный ресурс]. URL: https://docs.google.com/forms/d/1EDTGtGJf1UfMCaZEnmJE2m8nKmZcRhFZ-fZqKQRoDBg/edit (дата обращения: 05.10.2022).

Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:57:26