Проблемы ценообразования на рынке образовательных услуг

Степанова Т.Е.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 3 (51), Март 2004
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Степанова Т.Е. Проблемы ценообразования на рынке образовательных услуг // Российское предпринимательство. – 2004. – Том 5. – № 3. – С. 19-24.

Аннотация:
Развитие мировой экономики характеризуется возрастающей ролью информационного обеспечения хозяйственных процессов. В докладе ОЭСР «Экономика, основанная на знаниях» отмечается, что более 50% производимых в развитых странах продуктов и услуг являются высокотехнологичными. К ним относятся телекоммуникации, компьютерные технологии, программные продукты и т.д.

Ключевые слова: высшее образование, рынок образовательных услуг, экономика знаний



Развитие мировой экономики характеризуется возрастающей ролью информационного обеспечения хозяйственных процессов. В докладе ОЭСР «Экономика, основанная на знаниях» отмечается, что более 50% производимых в развитых странах продуктов и услуг являются высокотехнологичными. К ним относятся телекоммуникации, компьютерные технологии, программные продукты и т.д.

Сегодня из каждых 10 вновь созданных рабочих мест 8 занимают работники интеллектуального труда [1]. Исследования показывают, что в настоящее время в мировой экономике группа производителей новых знаний растет особенно высокими темпами, о чем свидетельствуют государственные расходы на образование. Так, в 90-е годы ХХ века государственные расходы на образование в Америке составляли 5,3% от ВНП против 5,0% в 1965 году, в Европе – 5,3% (4,5%), в Азии – 4,1% (3,7%), в Африке – 6,1% (3,5%) [2]. В настоящее время размер инвестиций, направляемых в сектор знаний (общественный и частный), составляет в развитых странах, с учетом всех уровней образования, свыше 10% ВВП, в России – 4,7% [3, с.7].

В настоящее время знания используются как важный ресурс долгосрочного экономического роста. Так, например, современный уровень развития экономики позволяет с помощью высокотехнологичных информационных систем передавать информацию на огромные расстояния с высокой скоростью и низкими издержками. Это способствует ускорению процесса распространения знаний на глобальном уровне.

К концу 60-х годов доля тех отраслей, которые были непосредственно связаны с производством и использованием знаний (они получили быстро распространившееся название knowledge industries), в ВНП США оценивалась от 29 до 34,5%. Их бурная экспансия, начавшаяся в середине 70-х годов и продолжающаяся по сей день, радикально изменила структуру общественного производства [4, с.37].

Сложился особый, самостоятельный, динамично развивающийся сектор знаний, функционирующий наряду с традиционными реальным и монетарным сегментами экономики. Сектор знаний включает в себя:

‑ отрасли производства и распространения знаний для высокопрофессиональных работников (высшего образования, научных исследований, опытно-конструкторских разработок, программного обеспечения);

‑ отрасли образования всех других уровней;

‑ отрасли, предъявляющие повышенный спрос на знания.

Сегодня в развитых странах происходит формирование «общества, основанного на знаниях», где роль и значение знаний кардинально меняется. Знание становится неотъемлемым и постоянно используемым фактором производства, причем в количественном отношении данный фактор наряду с другими материальными ресурсами становится одним из решающих. То есть можно говорить о том, что знание - экономически эффективный важный продукт, чему свидетельством - расширение таких новых форм деятельности, как консалтинг, бизнес-инжиниринг, лицензирование, патентинг и т.п. Все эти виды деятельности связаны с обменом, куплей-продажей знаний как экономического продукта или блага, имеющего соответствующую полезность и ценность. Именно эти свойства знаний как социоэкономического феномена выделяются и исследуются нами в контексте проблем ценообразования на рынке образовательных услуг.

Итак, любой экономический ресурс (труд или капитал) обладает полезностью (способностью удовлетворять те или иные потребности субъектов) и ценностью. Последняя выступает как единство экономической полезности блага, что подразумевает зависимость от его редкости, ограниченности и экономических затрат на производство.

Следует отметить, что знание обладает весьма сложной природой, заключающейся в том, что оно может выступать и в качестве ресурса (использоваться для создания новых знаний), и в качестве блага (предназначаться для конечного потребления). Например, знания, получаемые студентами в институте – образовательные услуги, ‑ могут расцениваться с позиций образовательной структуры как конечное благо, а с позиций обучаемых – это ресурс, который им предстоит использовать в своей будущей деятельности для создания других благ – товаров или услуг.

Специфика знания заключается еще в том, что оно имеет признаки как товара (материально овеществленного и способного отчуждаться от производителя, создателя, например, учебники), так и услуги, неотделимой от оказывающего ее субъекта. Знания в качестве образовательной услуги представляют собой целесообразную деятельность субъекта, результатом которой является полезный эффект и удовлетворение потребностей (например, консультирование или репетиторство).

Особенность знаний как услуги заключается в том, что их нельзя обособленно хранить, накапливать вне субъекта, ибо они должны быть потреблены в момент собственного производства и уровень их персонифицируется во многом личными качествами субъекта. Эти услуги ‑ результат деятельности живого труда субъектов, их предоставляющих, а потребительная стоимость услуг выражена не в вещественной, а в нематериальной форме (обладание ноу-хау). То, что знания обладают всеми признаками услуг, подтверждается такими видами деятельности, как различного рода тренинги, «мозговые атаки» и т.п.

С другой стороны, знаниям свойственны признаки товара, специфического блага, имеющего способность удовлетворять потребности и производимого с целью обмена, т.е. купли-продажи (например, программный продукт). Знания как товар, перенесенные на жесткий носитель, в отличие от услуги имеют вещественную форму, отчуждаемы от своего производителя и индифферентны к нему, поскольку их полезные свойства предназначены для потребителя и извлекаются им в процессе потребления после покупки товара. Мы полагаем, что экономическая форма, в которой выступают знания как товар и/или как услуга, связана с возможностью кодификации знания. Знания выступают в форме товара, если они кодифицированы, т.е. переведены на язык символов – букв, цифр, нот. Так, по степени кодификации выделяются два вида знаний:

‑ идеи («мягкий» компонент, software) ‑ это знания, которые кодифицированы, запечатлены в определенной форме (письменной, графической) и хранятся на специальных носителях отдельно от человека (в книгах, нотах, в кассетах, дискетах и т.п.);

‑ навыки и умения («текучий» компонент, wetware) – это знания, которые не могут быть отделены от индивидуума, хранятся в его мозге, включают в себя его интеллект, талант, способности и т.п.

Разница между «мягким» и «текучим» компонентами знаний определяется уровнем кодификации.

«Мягкие» компоненты знаний могут быть выражены в конкретной материальной форме (книге, статье), в различных средствах, с помощью которых человек фиксирует действительность (рукописях, компьютерной верстке, макетах, книжных изданиях).

«Текучие» компоненты не формализованы, не выражены в явной форме, не овеществлены и чаще всего находятся в имплицитной (неявной), не кодифицированной форме.

Это столь наглядно, что достаточно вспомнить лишь о том, что только отдельные менеджеры, обладающие богатыми практическими знаниями, публикуют (кодифицируют) свои знания. Известная книга Ли Якокки «Карьера менеджера» до сих пор остается экономическим бестселлером.

Мы полагаем, что знания, относящиеся к «мягкому» компоненту, следует рассматривать как особый товар со всеми присущими ему свойствами – полезностью и ценностью. Особенность данного товара заключается в его самовоспроизводимости и постоянно возобновляемом характере производства, его неотчуждаемости в процессе потребления от создателя (издание книг не упраздняет интеллектуальные блага их авторов и составителей).

Знания, относящиеся к «текучему» компоненту, мы рассматриваем как особого рода блага, принадлежащие субъектам, которые могут быть предоставлены другим субъектам (потребителям) только в нематериальной (неовеществленной) форме как соответствующие услуги (консультации, тренинги и т.п.). Исходя из этого, можно заключить, что феномен знания как продукта цивилизации заключается в сложной природе его возникновения и существования. Знание может выступать и как благо, и как ресурс, а, являясь благом, может стать товаром и/или услугой.

В реальной действительности грань между знанием как ресурсом и знанием как благом в качестве конечного продукта и услуги не столь очевидна и прозрачна. Практика хозяйствования показывает, что знания, принадлежащие даже одному субъекту, могут трансформироваться из ресурса во благо и наоборот достаточно быстро. Чаще всего это зависит от того, как и в какой форме они используются в каждом конкретном случае.

В исследовании проблем ценообразования на образовательные услуги мы рассматриваем знания как благо, как конечный продукт, производимый образовательными структурами для удовлетворения индивидуальных потребностей субъектов и общества в целом.

В российской экономической науке проблема ценообразования в секторе знаний обострилась в процессе перехода к рынку и стала особо актуальной в связи с коммерциализацией образования на всех уровнях. Попытки решения этой проблемы предпринимаются с различных сторон. Есть подходы к анализу процессов ценообразования на данном рынке с позиций маркетинга [5, 6], при этом основное внимание уделяется жизненному циклу образовательных услуг, целям и характеру долгосрочной и текущей образовательной деятельности, сегментации рынка, созданию в составе учебных заведений специальных подразделений, занимающихся методическими разработками по организации платной образовательной деятельности.

В следующем номере журнала остановимся на наиболее важных вопросах маркетингового анализа ценообразования на рынке образовательных услуг.


Источники:

1. Knowledge-based Economy // OECD. - Paris, 1996.
2. Гусаков М. Формирование потенциала инновационного развития // Экономист, 1999. № 2.
3. Макаров В. Контуры экономики знаний // Экономист, 2003. № 3.
4. Иноземцев В. Перспективы постиндустриальной теории в меняющемся мире // Новая индустриальная волна на Западе / Под ред. В. Иноземцева. – М., 1999.
5. Викторов В.И., Соколицын А.С., Федотов А.В., Фигурин А.В. и др. Научно-методическое обоснование и разработка методики определения стоимости платных образовательных услуг образовательного учреждения. – СПб.: УЦПР, 2000.
6. Кириллина Ю. Маркетинг образовательных услуг // Высшее образование в России, 2000. № 5.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:50:42