О подходах к ценообразованию в аудиторской деятельности
Арабян К.К.1
1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 13, Номер 6 (Июнь 2023)
Цитировать:
Арабян К.К. О подходах к ценообразованию в аудиторской деятельности // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – Том 13. – № 6. – С. 1901-1910. – doi: 10.18334/epp.13.6.117866.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54059789
Аннотация:
Проблема ценообразования в аудиторской деятельности является значимой и требует оперативного решения. Отсутствие рациональных решений по данному вопросу крайне негативно влияет на развитие аудиторской деятельности и престиж аудиторской профессии. Несмотря на то, что приток новых кадров в отрасли критически низкий, заработная плата аудиторов остается неоправданно низкой и не соответствует профессиональным компетенциям, знаниям и опыту аудиторов. Отсутствие единой позиции по данному вопросу негативно влияет на развитие аудиторской деятельности, так как приводит к необоснованному и бесконтрольному снижению цен на аудиторские услуги и потере значимости аудита. В статье обосновывается необходимость принятия единого подхода ценообразования в аудиторской деятельности.
Ключевые слова: аудит, ответственность, ценообразование, аудиторские услуги, аудиторская деятельность
JEL-классификация: E64, M42, M48
Введение. Ценообразование в аудиторской деятельности представляет одну из ключевых и важнейших проблем, влияющих на развитие всей отрасли.
Одной из причин сложившейся ситуации является недобросовестная конкуренция на рынке аудиторских услуг, которая наглядно проявляется при изучении результатов проведения конкурсов на аудит. В ряде случаев вызывает сомнение обоснованность стоимости аудиторских услуг. Зачастую победители конкурсов заявляют настолько низкую цену, что либо проверка проводится формально, либо аудиторская организация работает в убыток, что даже трудно предположить. Это пагубно сказывается на качестве аудиторских услуг и в итоге обесценивает профессию и ценность аудиторского заключения для пользователей. Аудит является публичной -правовой деятельностью и инструментом финансовой безопасности государства, в связи с чем вопросы ценообразования должны регулироваться в особом порядке. Одним из основополагающих документов, регламентирующих защиту безопасности государства при формировании рыночной экономики является Стратегия национальной безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, в которой представлена система ценностей, направленных на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства и защиту от внешних и внутренних угроз во всех сферах.
С другой стороны, аудиторское заключение, в котором содержится мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчётности, влияет на принятие управленческих решений разными категориями пользователей. Трансформация социально- экономических процессов существенным образом меняет взаимоотношения между людьми при принятии решений. По мнению П. Штомпки, контекст доверия – человеческие действия, а не природные феномены. Получается, что доверие - это авансированная ставка на действия других субъектов в будущем. Концепции доверия всегда сопутствует уверенность в отношении сделанного выбора [16, с.224-238]. Одним из факторов, повышающим степень доверия при выборе аудиторов, является рекомендованная стоимость проверки со стороны регулирующих органов. Проблема ценообразования в аудиторской деятельности поднимается в работах многих ученых, в частности, П.П. Баранова [2, с. 92-94], Е.М. Гутцайта, [4, с. 588-591], С.И. Поляковой, А.Д. Шеремета [15, с.7-9] и др. При этом разработанных подходов к ценообразованию в аудиторской деятельности нет. Целью данной статьи является представление методики формирования цены в аудиторской деятельности для повышения качества результатов аудита. На наш взгляд, установленные и рекомендованные саморегулируемой организаций аудиторов подходы к ценообразования аудиторских услуг повысят доверие пользователей к результатам аудита.
Научная новизна исследования заключается в разработке подходов ценообразования аудиторских услуг, что позволит снизить число недобросовестных аудиторских организаций на рынке и повысит качество оказываемых аудиторских услуг.
Методологическую основу исследования составили общенаучные методы: системный анализ, логический метод, метод перехода от абстрактного к конкретному, ретроспектива, сравнение и обобщение. В исследовании использованы статистические методы, а также табличные и графические приемы визуализации статистических данных.
Основная часть. Ценообразование в аудиторской деятельности должно быть основано на принципах прозрачности, публичности и экономической обоснованности.
Есть несколько подходов к порядку формирования стоимости аудиторских услуг: исходя из расчета стоимости человеко-часа работы специалистов аудиторской организации, пропорционально финансовым показателям аудируемого лица (например, как удельный вес от выручки или валюты баланса) и др. Ценообразование в аудите может быть также привязано к средней заработной плате аудитора по региону.
Учитывая серьезность и важность вопроса, представляется целесообразным возложить на саморегулируемую организацию аудиторов (далее СРОА) и аудиторское сообщество определение порядка ценообразования в аудиторской деятельности, в том числе определить минимальную стоимость аудиторской проверки.
В статье автор предлагает свое видение алгоритма ценообразования в аудите на основе аудитороцентричной модели, исходя из расчета двух составляющих:
- минимальной стоимости человеко-часа работы сотрудников аудиторской организации;
- минимального количества часов, необходимых на проведение качественной аудиторской проверки.
Расчет минимальной стоимости человеко-часа работы сотрудников
аудиторской организации
Авторский подход подразумевает необходимость определения минимальной ставки человеко-часа работы аудитора. В Профессиональном стандарте «Аудитор» выделены семь обобщенных трудовых функций. Для расчета минимальной стоимости аудиторских услуг представляется целесообразным объединить эти функции в три укрупненные группы:
- первая группа – код А, к данной группе относятся специалисты, у которых нет квалификационного аттестата аудитора;
- во второй группе объединены коды B, С, Е, F, к ней относятся аттестованные профессиональные аудиторы - сотрудники аудиторской организации;
- третья группа включает в себя специалистов с трудовыми функциями, которые в профессиональном стандарте «Аудитор» объединены в код G (руководители).
Представляется, что минимальную заработную плату аудитора целесообразно (и оправдано) привязать к средней заработной плате по региону. При этом минимальную заработную плату сотрудников первой группы (код А) мы предлагаем приравнять к средней заработной плате по региону. Минимальная заработная плата сотрудников остальных групп рассчитывается с применением повышающих коэффициентов: так, например, для сотрудников второй группы можно установить коэффициент 1,5, для сотрудников третьей группы – коэффициент 2,0. Такой подход создает мотивацию для карьерного роста аудитора. Значение коэффициентов может варьироваться и устанавливаться решением СРОА.
Расчет среднечасовой оплаты труда для сотрудников каждой группы проведем на примере Центрального федерального округа.
По данным Росстата [1] средняя заработная плата по Центральному федеральному округу в 2022 году составила 73 548 руб. в месяц; это значение и принимается в качестве минимальной заработной платы для сотрудников первой группы. Для сотрудников второй группы с учетом повышающего коэффициента 1,5 минимальная заработная плата составит 110 322 руб., а для сотрудников третьей группы (с учетом повышающего коэффициента 2,0) – 147 096 руб.
Далее рассчитаем минимальную часовую оплату для сотрудников каждой группы исходя из того, что в месяце 168 рабочих часов. Для сотрудников первой группы часовая оплата составляет 438 руб./час (73 548 руб./168 ч.), для сотрудников второй группы - 657 руб./ч, третьей группы - 876 руб./ч.
Аудиторская организация рассчитывает среднюю стоимость 1 часа проверки по каждому договору оказания аудиторских услуг. Рассмотрим возможные варианты формирования стоимости 1 часа проверки при разных составах аудиторских групп:
1. Проверку проводит команда, состоящая из одного сотрудника третьей группы (код G). Тогда стоимость 1 часа проверки составит 876 руб.
Таким образом, средняя стоимость часа проверки рассчитывается по следующей формуле:
Ц ср 1 часа проверки = (n1*438 + n2*657 + n3*876)/3
Где – n1 - количество сотрудников первой группы, участвующих в проверке;
n 2 - количество сотрудников второй группы, участвующих в проверке;
n 3 - количество сотрудников третьей группы, участвующих в проверке
Пример. Рассчитаем стоимость часа проверки на примере аудиторской группы, состоящей из двух сотрудников второй группы, одного сотрудника первой группы и одного сотрудника третьей группы.
Тогда стоимость одного часа проверки равна – (1*438 + 2*657 + 1*876)/3 = 876 руб.
Количество сотрудников из каждой группы, задействованных в проверке, определяет руководитель проверки в зависимости от сложности объекта, объема, сезона и т.д.
Мы обобщили структуру затрат типичной аудиторской организации. [2] Главной статьей затрат аудиторской организации являются расходы на фонд заработанной платы. Каждая организация самостоятельно определяет величину фонда оплаты труда. Для типичной аудиторской организации по нашим экспертным оценкам структура затрат выглядит следующим образом: 50 % составляют расходы на оплату труда (это значение может варьироваться от 25% до 60% ), 15,1 % - взносы на социальное страхование, 34,9 % – прочие расходы. Тогда стоимость одного часа проверки аудиторской организации равна 1752 руб. (без учета рентабельности). Средняя стоимость одного часа проверки с учетом рентабельности 25 % составляет 2 190 руб. Рентабельность может варьироваться собственником/руководством организации. Если аудиторская организация применяет ОСНО, необходимо учесть НДС.
Автор предлагает подход к ценообразованию аудиторской проверки на обсуждение профессиональному сообществу. Предлагаемый подход не ограничивает, а предоставляет возможности вести гибкую ценовую политику, и в тоже время у СРО, как контролера, появится возможность проверить обоснованность формирования стоимости аудиторской проверки, в том случае если возникнут сомнения в обоснованности формирования ее стоимости. Рекомендованная и утвержденная методика ценообразования позволит вытеснить с рынка недобросовестных аудиторов.
Расчет минимального количества часов, необходимых на проведение качественной аудиторской проверки
Далее выделим типичные аудируемые лица и определим для каждой такой группы минимальное количеств часов, которое необходимо для проведения качественной аудиторской проверки.
Методику ценообразования в рамках данного подхода далее рассмотрим на примере средних и малых организаций, которые разделены на следующие подгруппы по организационно-правовой форме или виду деятельности:
- субъекты малого предпринимательства;
- некоммерческие организации;
- акционерные общества;
- организации сферы торговли и услуг;
- производственные компании;
- строительные организации;
- сельскохозяйственные и перерабатывающие организации и др.
Такое разделение организаций является условным; представляется целесообразным сгруппировать организации по ОКВЭДам или отраслевой специфике или выделить иные основания для классификации.
Условное минимальное количество часов, необходимое для проведения качественной аудиторской проверки «осредненного» аудируемого лица из каждой подгруппы представлено в табл. 1.
Таблица 1 – Условное минимальное количество часов проверки [3]
Тип аудируемого лица
|
Минимальное
количество часов проверки, мин
|
Субъекты малого
предпринимательства
|
80
|
Некоммерческие организации
|
60
|
Акционерные общества
|
120
|
Организации сферы торговли и
услуг
|
90
|
Производственные компании
|
120
|
Строительные организации
|
150
|
Сельскохозяйственные и
перерабатывающие
организации и др. |
130
|
· вид деятельности;
· масштабы деятельности;
· отраслевая специфика;
· наличие разных видов деятельности в организации;
· наличие валютных операций;
· большое количество связанных сторон;
· наличие филиалов и обособленных подразделений;
· факторы, связанные с непрерывностью деятельности аудируемого лица;
· организации, которые попадает под сферу применения Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
· наличие большого количества оценочных значений и суждений;
· большая величина дебиторской и кредиторской задолженности;
· высокая доля товарно-материальных ценностей в валюте баланса;
· существенное значение финансовых вложений;
· организация системы внутреннего контроля;
· применяемый режим налогообложения;
· количество сотрудников в штате и др.
Для каждого критерия на основе экспертного суждения необходимо установить корректирующий коэффициент (Ккор), который будет учитывать сложность и трудоемкость определения каждого из предложенных критериев. Их рекомендуемые значения по каждому критерию может утвердить СРОА (эмпирически вывести данные значения и рекомендовать применять при определении необходимых на проверку часов) либо оставить это на усмотрение руководителей аудиторских организаций.
В результате минимальная стоимость аудиторской проверки для каждой группы аудируемых организаций (Сmin) может быть определена следующим образом:
Смин = Цмин * Тмин * Ккор
где: Цмин – стоимость одного часа аудиторской проверки с учетом предполагаемой рентабельности 25 %;
Т мин – минимальное количество часов, необходимое для проведения качественной аудиторской проверки;
Ккор – корректирующий коэффициент.
При согласовании условий проведения аудита влияние выделенных критериев будет увеличивать количество часов проверки.
Аудиторское сообщество может принять за основу любую из существующих методик, определять стоимость услуг, исходя из усредненного показателя, полученного по итогам расчета стоимости аудиторских услуг по нескольким методикам, или разработать новый подход к ценообразованию в аудите, но делать это надо и чем раньше, тем лучше.
Заключение.
В статье нами изложен и обоснован один из возможных подходов к определению стоимости аудиторских услуг. Очевидно, что в условиях трансформации социально- экономических процессов, меняется роль и значение аудита как вида финансового контроля. Для повышения уровня доверия всех групп заинтересованных пользователей к результатам аудита, важно определить единые подходы к ценообразованию для всех участников рынка аудиторских услуг. Обобщение разных подходов и методик позволит аудиторскому профессиональному сообществу консолидироваться в данном вопросе и вести системную работу по повышению качества предоставляемых аудиторских услуг.
[1] Источник: Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 07.04.2023).
[2] Источник: Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 07.04.2023).
[3] Источник: составлено автором на основании экспертных оценок
Источники:
2. Баранов П.П. К вопросу о необходимости формирования научной теории аудита // Вестник НГУЭУ. – 2013. – № 4. – c. 84-100.
3. Голосов О.В., Гутцайт Е.М. Аудит: концепция, проблемы, стандарты, контроль, эффективность, кризис. / Монография. - М.: Бухгалтерский учет, 2005. – 512 c.
4. Гутцайт Е.М. Теоретические основы аудита. / Монография. - М.: ООО «САМ Полиграфист», 2020. – 876 c.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994г. № 51-ФЗ. Собрание законодательства Российской Федерации. СПС «Консультант плюс». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/.
6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ (с изм. и доп.). СПС «Консультант плюс». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ (дата обращения: 07.04.2023).
7. Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://www.economy.gov.ru (дата обращения: 07.04.2023).
8. Статистка. Минфин России. [Электронный ресурс]. URL: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/audit/audit_stat/ (дата обращения: 07.04.2023).
9. Приказ Минтруда России от 19.10.2015 N 728н «Об утверждении профессионального стандарта «Аудитор». СПС «Консультант плюс». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_189439 (дата обращения: 07.04.2023).
10. Правительство России. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/docs/23354/ (дата обращения: 14.04.2023).
11. Рейтинговое агентство «Эксперт РА». [Электронный ресурс]. URL: http://www.raexpert.ru (дата обращения: 18.04.2023).
12. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ. СПС «Консультант плюс». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/ (дата обращения: 07.04.2023).
13. Федеральный закон от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (с изм. и доп.). СПС «Консультант плюс». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_83311/ (дата обращения: 07.04.2023).
14. Федеральный закон от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (с изм. и доп.). СПС «Консультант плюс». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_72967/ (дата обращения: 07.04.2023).
15. Шеремет А.Д., Полякова С.И. Концепция новой программы экзаменов на квалификационный аттестат аудитора // Аудитор. – 2014. – № 5(231). – c. 7-12.
16. Штомпка П. Социология социальных изменений. / Пер. с англ. - М.: Аспект Пресс, 1996. – 416 c.
17. Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 года № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года». СПС «Консультант плюс». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389271/ (дата обращения: 07.04.2023).
Страница обновлена: 14.07.2024 в 11:26:04