Методологические аспекты ценообразования платных услуг в социальной сфере (на примере физической культуры и спорта)

Карамурзова А.Х.1
1 Государственное бюджетное учреждение «Управление спортивными объектами» Департамента спорта города Москвы, Россия, Москва

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 9 (Сентябрь 2021)

Цитировать:
Карамурзова А.Х. Методологические аспекты ценообразования платных услуг в социальной сфере (на примере физической культуры и спорта) // Креативная экономика. – 2021. – Том 15. – № 9. – С. 3629-3646. – doi: 10.18334/ce.15.9.113512.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=46642543
Цитирований: 1 по состоянию на 31.03.2023

Аннотация:
В статье исследованы подходы к формированию цен на платные услуги в государственных учреждениях в отраслях социальной сферы на примере г. Москвы, выявлены общие тенденции. Предложена методика расчета себестоимости с целью выработки единого подхода к ценообразованию в государственных учреждениях в сфере оказания платных услуг в условиях соблюдения принципа окупаемости затрат.

Ключевые слова: расчет цены, методика расчета себестоимости, принципы ценообразования, окупаемость затрат

JEL-классификация: D40, E31, E64, Z23



ВВЕДЕНИЕ

Положениями п. 3 ст. 298 Гражданского кодекса Российской Федерации [1], п. 4 ст. 9.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» №7-ФЗ от 12.01.1996 [4] установлена правоспособность государственных бюджетных учреждений, в соответствии с их уставными целями, осуществлять приносящую доход деятельность. Такого рода деятельность реализуется с учетом требований органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия учредителя.

В столичном регионе полномочия учредителя государственного бюджетного учреждения регулируются пп. и) п.3 постановления Правительства Москвы «О порядке осуществления органами исполнительной власти города Москвы функций и полномочий учредителя государственных учреждений города Москвы» от 21 декабря 2010 г. № 1076-ПП [6].

Для осуществления приносящей доход деятельности государственного учреждения важнейшее значение имеет установление порядка определения платы для физических и юридических лиц за услуги.

При этом общие методические рекомендации, параметры определения цен на платные услуги установлены приказом Департамента экономической политики и развития города Москвы и Департамента финансов города Москвы от 5 сентября 2011 года № 123-ПР/264 «Об утверждении Методических рекомендаций по установлению порядка определения платы за оказание государственными бюджетными учреждениями города Москвы гражданам и юридическим лицам за плату государственных услуг (выполнение работ), относящихся к их основным видам деятельности».

В соответствии с этими рекомендациями, цена определяется на основании размера расчётных и расчётно-нормативных затрат на оказание учреждением платных услуг, а также размера расчётных и расчётно-нормативных затрат на содержание имущества учреждения. При этом учитывается [8]:

- анализ фактических затрат учреждения на оказание платных услуг по основным видам деятельности в предшествующие периоды;

- прогнозная информация о динамике изменения уровня цен (тарифов) в составе затрат на оказание учреждением платных услуг по основным видам деятельности, включая регулируемые государством цены (тарифы) на товары, работы, услуги субъектов естественных монополий;

- анализ существующего и прогнозируемого объема рыночных предложений на аналогичные услуги и уровня цен (тарифов) на них;

- анализ существующего и прогнозируемого объема спроса на аналогичные услуги.

Таким образом, при расчете цены на платную услугу нижним пределом является её себестоимость, а верхним – конкурентная цена на рынке; тем самым обеспечивается, с одной стороны, принцип окупаемости затрат на оказание платной услуги, и, с другой, принцип доступности услуг для потребителей.

Различным ведомствами г. Москва на разных этапах разработаны методические рекомендации, учитывающие профильные особенности сферы жизнедеятельности для подведомственных учреждений.

В частности, государственные учреждения здравоохранения города Москвы начиная с 2011 г. имеют возможность самостоятельно принимать решение о размерах платы за оказываемые услуги населению. Данное право утверждено приказом Департамента Здравоохранения г. Москвы от 14 декабря 2011 года № 1743 «Порядок определения платы за оказание государственными учреждениями всех типов (за исключением автономных) Департамента здравоохранения города Москвы гражданам и юридическим лицам за плату государственных услуг (выполнение работ), относящихся к их основным видам деятельности, оказываемых сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания» [10]. В этом случае цена платной услуги определяется на основе расчета экономически обоснованных затрат материальных, трудовых ресурсов и прибыли, обеспечивающей финансирование других обоснованных затрат и налогов, что по сути и является расчетом себестоимости платной услуги. Нормативным документом предложен алгоритм расчета себестоимости. В основном без изменений, описанный порядок действовал и в 2021 г.

Аналогично, подведомственные учреждения Департамента Культуры г. Москвы в 2021 г. самостоятельно определяли размер платы на оказываемые платные услуги, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации. Данный порядок утвержден приказом от 6 декабря 2018 года № 1024/ОД «Порядок определения платы за оказание услуг (выполнение работ) государственными учреждениями города Москвы, подведомственными Департаменту культуры города Москвы», в котором закреплено вышеуказанное право самостоятельности, однако конкретный алгоритм расчета себестоимости не определен [9]. Базой для расчетов является вышеперечисленные параметры, указанные в приказе Департамента экономической политики и развития города Москвы и Департамента финансов города Москвы от 5 сентября 2011 года № 123-ПР/264.

По состоянию на август 2021 г., государственные учреждения сферы физической культуры и спорта не были самостоятельны в принятии решения о перечне платных услуг, а также о размерах платы за оказываемые услуги. Требование согласовывать соответствующие решения закреплено распоряжением Москомспорта «Об утверждении Порядка определения платы за оказание подведомственными Департаменту спорта города Москвы государственными бюджетными учреждениями гражданам и юридическим лицам за плату государственных услуг (выполнение работ), относящихся к их основным видам деятельности» от 20 апреля 2017 года № 185 [12]. Алгоритм расчета себестоимости в данном документе не был описан. В основу расчетов положены общие принципы окупаемости затрат, исследования конъюнктуры рынка [8].

В условиях, когда бюджетное финансирование социальной сферы г. Москвы лишь частично может покрыть расходы, необходимые для функционирования бюджетных учреждений социальной сферы, повышение эффективности предоставления платных услуг, очевидно, позволяет увеличить их доступность для населения, а также более полно использовать имеющуюся материально-техническую базу.

Необходимость согласовывать перечень услуг и цены на них с учредителем на практике порой достигает полугода, что приводит к простою и, в современных условиях рыночной экономики, недополучению доходов. Соответственно, такая практика негативно отражается на развитии приносящей доход деятельности государственных бюджетных учреждений.

В связи с тем, что в структуру Департамента спорта г. Москвы входят качественно разные подведомственные учреждения, имеющие специфику как в выполнении государственного задания, так и платных услуг, по мнению автора настоящей работы целесообразно определить единые подходы и механизмы формирования цен на платные услуги.

Поскольку основой определения цены на платные услуги является расчет ее себестоимости, а именно распределения затрат, в том числе затрат на выплату заработной платы основному персоналу, непосредственно оказывающему услуги (в том числе по сдельной форме оплаты труда) вопрос корректного алгоритма расчета себестоимости является весьма актуальным.

Анализ предшествующий редакции порядка определения размера платы за услугу [11] выявил ряд недостатков, а именно:

- метод расчета себестоимости на основе калькуляции затрат, который объективно ограничен распределением затрат объекта на спортивные зоны пропорционально площади зоны в площади всех спортивных зон, что приводит к условно «равномерному» распределению косвенных расходов, которое не учитывает специфику, сложность, затратоемкость инженерных систем, обслуживающих спортивную зону. В результате по данному расчету, к примеру, себестоимость работы футбольного поля без подогрева и футбольного поля с подогревом одинаковой площади равна. Хотя расходы на содержание поля с подогревом по факту превышают расходы на обслуживание аналогичного поля без подогрева.

- фонд оплаты труда основного персонала, предоставляющего услуги определен через расчет нормы времени (дежурство), при этом не учитывает сдельную форму оплаты труда основного персонала.

- цена услуги формируется с учетом заданного уровня рентабельности не более 10% от себестоимости услуги, что по ряду услуг не соответствует уровню конкурентной цены.

Основной целью предлагаемой методики формирования цен на платные услуги в сфере физической культуры и спорта является установление единого механизма ценообразования с учетом требований законодательства, а также учета множества факторов и особенностей. К таким особенностям, к примеру, в частности относится современная тенденция к укрупнению систем управления, выделения в структуре организации головного офиса, обособленных структурных подразделений.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

В качестве метода расчета себестоимости принят алгоритм последовательного многоуровневого распределения расходов, суть которого заключается в учете прямых и косвенных расходов, при котором общехозяйственные расходы учреждения распределяются на расходы объектов спорта, далее, расходы объектов спорта перераспределяются на расходы по зонам оказания платных услуг, а затем расходы по зонам оказания платных услуг относятся на конкретную платную услугу.

Реализация методики основывается на принципе окупаемости затрат на производство и реализацию платных услуг.

В целях предлагаемой методики используются следующие понятия и определения:

Государственное учреждение - учреждение;

Объект спорта – обособленное структурное подразделение в структуре учреждения, на территории которого расположены спортивные и/или неспортивные зоны;

Платные услуги – услуги, оказываемые учреждением в соответствии с уставной деятельностью в рамках осуществления приносящей доход деятельности.

Себестоимость — это совокупность материальных и трудовых ресурсов, необходимых в процессе производства и реализации платной услуги, выраженная в денежном эквиваленте.

Прибыль - превышение цены на платную услугу над ее себестоимостью (без учета налогов и сборов, не относящихся на себестоимость), способное обеспечить экономический эффект от осуществления приносящей доход деятельности, служащий источником пополнения бюджета развития уставной деятельности учреждения.

Рентабельность - соотношение прибыли и себестоимости платной услуги, выражаемое в степени эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов при оказании платных услуг.

Для расчета себестоимости платных услуг используются данные о расходах, отнесенных к статьям и подстатьям экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации, утвержденной Приказом Минфина России от 29 ноября 2017 года № 209н [5].

В целях обоснования расчетов при формировании цен на платные услугу определена следующая классификация расходов:

1). По способу включения в расчет себестоимости платных услуг расходы делятся на:

- прямые расходы расходы, которые могут быть отнесены на себестоимость методом прямого счета;

- косвенные расходы - расходы, которые не могут быть напрямую отнесены на себестоимость.

2). По уровню управления расходы делятся на:

- общехозяйственные расходы учреждения;

- расходы объекта спорта;

- расходы зоны;

- расходы на оказание платной услуги.

Себестоимость рассчитывается по формуле:

Рсеб = Рпркос, (1)

где Рсеб – себестоимость,

Рпр – прямые расходы,

Ркос – косвенные расходы

Прямые расходы.

К прямым расходам относятся расходы, непосредственно связанные с предоставлением и сопровождением платной услуги в соответствии со ст. 318 Налогового кодекса Российской Федерации:

- оплата труда основного персонала (ФОТосн), непосредственно участвующего в предоставлении платных услуг, с учетом выплат компенсационного и стимулирующего характера;

- начисления на выплаты по оплате труда основного персонала (Носн);

- прочие расходы, отражающие специфику оказания платной услуги (Рпроч) (приобретение материальных и нематериальных ценностей (запасов), услуг без которых предоставление услуги невозможно, а также аренда этих ценностей (запасов)).

Прямые расходы платной услуги (Рпр(i)) рассчитываются по формуле:

Рпр(i) = ФОТосноснпроч (2)

Фонд оплаты труда основного персонала напрямую зависит от действующей в учреждении системы сдельной оплаты труда. Так как условия оплаты труда для разных видов услуг на разных спортивных зонах дифференцированы (сдельный процент за проведение индивидуальных, групповых занятий и т.д.) и зависят от стоимости конкретной услуги, возникает так называемый «эффект зацикленности». То есть, чтобы рассчитать долю расходов на ФОТ основного персонала как части себестоимости необходимо определить цену услуги, а цена, в свою очередь, определяется на основании себестоимости, частью которой является ФОТ основного персонала.

Для устранения «эффекта зацикленности» параллельно с расчетом косвенных расходов исследуется конкурентное окружение, определяется конкурентная цена как верхний предел цены услуги. Соответственно от конкурентной цены вычисляется величина сдельного процента с учетом начислений в соответствующие фонды.

Описание возможных подходов определения конкурентной цены описаны ниже.

Расчет косвенных расходов.

К косвенным расходам относятся те расходы, которые необходимы для производства платной услуги, но которые нельзя включить в себестоимость платных услуг методом прямого счета.

В структуру косвенных расходов входят:

а) Общехозяйственные расходы учреждения (административные и хозяйственные), непосредственно несвязанные с оказанием платных услуг, но необходимые для обеспечения функционирования учреждения в целом как хозяйствующего субъекта.

Состав общехозяйственных расходов учреждения, распределяемых на себестоимость услуг включает:

- расходы на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда административно-управленческого персонала Учреждения, который осуществляет функции по принятию необходимых решений для нормального функционирования, как учреждения в целом, так и объектов спорта и не участвующий в предоставлении платных услуг;

- стоимость материальных запасов, израсходованных на общехозяйственные и административные нужды учреждения;

- расходы на услуги связи;

- расходы на транспортные услуги;

- расходы, связанные с осуществлением комплекса мероприятий, направленных на позиционирование учреждения, а также на продвижение и реализацию услуг на рынке услуг (реклама, маркетинг и т.д.);

- амортизация основных средств, используемых в общехозяйственной и административной деятельности учреждения;

- расходы на прочие работы и услуги на общехозяйственные и административные нужды.

Общехозяйственные расходы учреждения включаются в структуру косвенных расходов пропорционально по каждому объекту спорта через коэффициент накладных затрат. Под коэффициентом накладных затрат понимается удельный вес общехозяйственных расходов Учреждения на каждый объект спорта. Рассчитывается по формуле:

Ркос(о)(у) =((Р(у)/∑Оф×Оф)×100%, (3)

где Ркос(о)(у) – общехозяйственные расходы учреждения, отнесенные к косвенным расходам объекта спорта,

Р(у) – общехозяйственные расходы учреждения,

Оф – определяющий фактор (прямые затраты, площадь, категория и т.д.), исчисляемый в условных единицах (рубли, квадратные метры, балы и т.д.).

б) Расходы объекта спорта — это сумма распределенных общехозяйственных расходов Учреждения на объект спорта и необходимых хозяйственных расходов для его функционирования как обособленного структурного подразделения.

Вычисляются по формуле:

Р(о) = Рпр(о)кос(о)(у), (4)

где Р(о) – расходы объекта спорта,

Рпр(о) – прямые расходы объекта спорта,

Ркос(о)(у) – общехозяйственные расходы, отнесенные к косвенным расходам объекта спорта.

В состав прямых расходов объекта спорта входят:

- расходы на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников обособленных подразделений учреждения за исключением работников, непосредственно обслуживающих оборудование, находящееся на конкретной спортивной зоне;

- стоимость материальных запасов, израсходованных на нужды обособленного подразделения учреждения в результате их использования для оказания нескольких видов услуг;

- сумма амортизации основных средств, находящихся в обособленных подразделениях учреждения, обеспечивающих оказание (выполнение) нескольких видов услуг (здание, сооружение и т.д.);

- расходы, связанные с ремонтом, техническим обслуживанием основных средств, находящихся в обособленных подразделениях учреждения, в случае их использования для оказания нескольких видов услуг;

- расходы на коммунальные услуги обособленных подразделений учреждения;

- расходы по содержанию объектов спорта обособленных подразделений (уборка служебных помещений, содержание территории и прочие);

- аренда помещений, основных средств, связанных с сопровождением процесса оказания услуг в целом;

- расходы на услуги банка (услуги эквайринга и инкассации, прочие услуги);

- другие расходы, связанные с оказанием (выполнением) нескольких видов услуг, возникающие в обособленных подразделениях учреждения.

в) Расходы зоны — это совокупность хозяйственных расходов, необходимых для поддержания в рабочем режиме спортивной зоны оказания услуг на объекте спорта.

Вычисляются по формуле:

Р(з) = Рпр(з)кос(з), (5)

где Р(з) – расходы зоны,

Рпр(з) – прямые расходы зоны,

Ркос(з) – хозяйственные расходы, отнесенные к зоне.

В состав прямых расходов зоныпр(з)) входят:

- расходы на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников, непосредственно занятых обслуживанием зоны;

- сумма амортизации основных средств, относящихся непосредственно к зоне оказания услуги;

- расходы, связанные с ремонтом, техническим обслуживанием оборудования, непосредственно находящегося на зоне оказания услуги;

- расходы по содержанию зоны оказания услуги (относимые методом прямого счета к расходам зоны);

- аренда помещений, основных средств, связанных с сопровождением процесса оказания услуг в целом по зоне;

- расходы на приобретение инвентаря, горюче-смазочных материалов, других расходных материалов, необходимых для оказания услуг на зоне;

другие расходы, связанные с оказанием (выполнением) нескольких видов услуг на зоне.

Косвенные расходы по зоне определяются пропорционально удельному весу зоны в расходах по объекту спорта.

Определение удельного веса зоны в сумме расходов объекта спорта основывается на следующих объективных характеристиках зоны оказания платных услуг:

- площадь;

- единая пропускная способность;

- прямые расходы зоны на объекте;

- тип зоны (открытая/закрытая);

- сложность инженерного оборудования зоны (сложная/простая).

За единицу выражения удельного веса расходов зоны в сумме расходов объекта спорта приняты условно - натуральные и приведенные единицы.

За условно-натуральные единицы приняты тип зоны и сложность инженерного оборудования зон, которые имеют соответствующие условные оценки, выраженные в следующих величинах:

- тип зоны: открытая - 0, закрытая - 0,5;

- сложность инженерного оборудования зоны: простая – 0, сложная – 0,5.

Сложность инженерных систем на зоне определяется наличием инженерного оборудования, требующего обслуживания отдельно от других инженерных систем объекта (характерно для бассейнов, катков, футбольных полей с подогревом и т.д.).

За приведенную единицу измерения принято усредненное значение средневзвешенных величин по площади, единой пропускной способности и прямых расходов. Каждая единица высчитывается как удельный вес в соответствующем значении показателя. Усредненное значение приводится к оценке по условно-натуральным единицам с помощью коэффициента приведения.

Коэффициент приведения в данном случае является значением, определяющим удельный вес (в процентах) каждой оценки в конечном расчете удельного веса зоны и вычисляется как отношение ста процентов, составляющих полную оценку зоны к четырем равно взвешенным единицам оценки: суммы оценок - типа зон и сложности инженерных систем; оценки по ЕПС, оценки по площади и оценки по прямым расходам. Значение коэффициента приведения вычисляется следующим образом:

К = ¼*100% =25% (6)

Удельный вес конкретной зоны в сумме расходов объекта вычисляется следующим образом:

УВРз = СРзнач (%Пз+%ЕПСз+%Рпр(з))/К+Отзсз,

где УВРз – удельный вес расходов зоны в сумме расходов объекта,

% П(з) – доля площади зоны в общей площади всех зон,

% ЕПС(з) - доля ЕПС зоны относительно общего ЕПС объекта,

% Рпр(з) – доля прямых затрат относительно совокупности затрат по всем зонам,

К – коэффициент приведения,

Осз - оценка сложности инженерного оборудования зоны.

Таким образом, сумма косвенных расходов зоны определяется по формуле:

Ркос(з) = Р(о)/ ∑УВРi)×УВР(з), (7)

где Ркос(з) – косвенные расходы зоны объекта,

∑УВi) – сумма удельных весов расходов всех зон объекта.

Себестоимость работы зоны в 1 час рассчитывается по формуле:

Рсеб(з) = (Рпр(з)кос(з))/Вр(з), (8)

Рсеб(з) – себестоимость работы зоны,

Рпр(з) – прямые расходы зоны,

Ркос(з) – косвенные расходы зоны,

Вр(з) – время работы объекта спорта в часах.

Себестоимость платной услуги.

Себестоимость конкретной i-й платной услуги определяется через расчет суммы прямых расходов и косвенных, как части расходов по зоне, соответствующей времени и доли площади (или доли ЕПС) оказания услуги в расчете на одну единицу i-й платной услуги, увеличенная на сумму налога на добавленную стоимость по услугам, облагаемым НДС, согласно НК РФ [2].

Себестоимость конкретной i-й платной услуги, вычисляется по формуле:

Рсеб(i) = Рпр(i) + (Ркос(i)/60мин×Т(i)×%П (или %ЕПС)), (9)

где Рсеб(i) – себестоимость конкретной i-ой услуги,

Рпр(i) – прямые расходы конкретной i-ой услуги,

Ркос(i) – косвенные расходы конкретной i-ой услуги,

Тi – длительность i-ой платной услуги в минутах,

%П (или %ЕПС) – доля необходимой для оказания услуги площади (или % ЕПС).

Таким образом собственно цена платной услуги состоит из себестоимости, налога на добавленную стоимость (по услугам, облагаемым налогом на добавленную стоимость, согласно НК РФ) и прибыли, рассчитывается с учетом анализа существующего и прогнозируемого объема спроса и предложений на рынке аналогичных услуг и уровня цен на них. Определяется по формуле:

Цб = Рсеб(i)+НДС+П, (10)

Где Цб – базовая цена,

Рсеб(i) – себестоимость платной услуги,

НДС – налог на добавленную стоимость,

П – прибыль.

Как было сказано ранее, с целью определения оптимального (верхнего) значения цены платных услуг на основе всестороннего анализа конкурентной среды рынка релевантных услуг формируется конкурентная цена.

Процесс определения конкурентной цены должен формироваться с учетом позиционирования учреждения (Объекта спорта, спортивной зоны, исследуемой услуги) на коммерческом рынке платных услуг, а также сбора аналитической информации из разных:

- о целевых аудиториях (социальные и демографические характеристики, потребительское поведение, уровень жизни и доходов, пол, возраст, численность населения целевых групп и прочие данные);

- о качественном и количественном составе собственных и конкурирующих услуг в пределах географической конкуренции, в районе присутствия исследуемого объекта, к примеру в радиусе 2 - 6 км, в том числе вида и объема спортивных и не спортивных услуг, объема предоставляемого оборудования и уровня сервиса в период оказания спортивной услуги, продолжительности и времени оказания услуг, опыта и/или популярности тренерского состава, стоимости услуг и прочие данные);

- о качественных и количественных характеристиках объектов и спортивных зон собственных и конкурирующих объектов (технического состояния здания, покрытий и спортивной зоны, вида спортивной зоны, качество и наличие спортивного инвентаря и т.д.)

По сути, конкурентная цена складывается под влиянием спроса и предложения аналогичных услуг, содержит рекомендацию по предельному уровню цен.

Таким образом, цена платной услуги состоит из себестоимости, налога на добавленную стоимость (по услугам, облагаемым налогом на добавленную стоимость, согласно НК РФ) и прибыли.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Описанная методика расчета общей, базовой цены платной услуги нуждается в уточнениях и комментариях.

В частности, необходимо отметить, что для последующего развития ценообразования могут применятся различные понижающие, повышающие корректировки цены с помощью советующих коэффициентов. Такие корректировки продиктованы требованиями с одной стороны действующего законодательства, а с другой – конъюнктуры рынка, соотношения спроса и предложения на рынке услуг.

В качестве понижающего фактора выступает требование законодательства предоставлять платные физкультурно-оздоровительные и спортивные услуги на льготных основаниях по льготным ценам для отдельных категорий граждан [7].

В качестве повышающих цену обстоятельств могут выступать:

- оценка профессионального мастерства и объективно определяемых профессиональных достижений и иных качеств персонала, непосредственно оказываемых услуги (стаж, квалификация, категория персонала и т.д.);

- оценка качества объекта как имущественного комплекса, включая оценку качества зданий и сооружений объекта, спортивных и сопутствующих прилегающих территорий, зон и помещений, а также спортивного инвентаря и оборудования (может также учитываться транспортная доступность объекта, соблюдение норм, регулирующих отрасль предоставления спортивных услуг и т.д.).

Также возможны корректировки с целью формирования специальной цены в связи различными сезонными и временными факторами, направленные на привлечение или ограничение спроса, а также специальными торговыми предложениями.

Изложенный в разделе «Результаты» метод расчета себестоимости позволяет адекватно распределить расходы на производство и реализацию услуги. Кроме того, он даёт возможность распределять затраты с учетом многоуровневой системы управления учреждения, а также учитывать другие факторы, влияющие на затратоемкость. Иной важной особенностью является то, что учитывается сдельный заработок основного персонала, непосредственно предоставляющего услуги.

Нужно, впрочем, отметить, что изначально предлагаемый алгоритм не вполне пригоден для расчета стоимости спортивных мероприятий, поскольку для их проведения, помимо основных спортивных зон, как правило, требуются вспомогательные подсобные помещения (раздевалки, комнаты для хранения инвентаря, буфет и т.п.) и необходим вспомогательный технический персонал. Соответственно, для успешной адаптации предлагаемой методики к целям расчёта стоимости различных мероприятий необходимо учитывать ряд специфических особенностей, что может стать предметом дальнейшего совершенствования метода.

Хотя в настоящее время в ведомстве Департамента спорта г. Москвы находится достаточно много разнопрофильных учреждений с диверсифицированной системой услуг, и универсальный метод расчета себестоимости на платные услуги в сфере физической культуры и спорта разработать достаточно проблематично, все же потребность в таком методе на сегодняшний день есть. Себестоимость является нижним пределом цены платной услуги, что в свою очередь является индикатором принципа окупаемости затрат.

В контексте данной необходимости, предложенный автором метод расчета себестоимости, учитывающий иерархию системы управления, а также разные аспекты затратоемкости в калькуляции затрат позволяет решить нескольких задач:

- обеспечить более высокую точность распределения затрат, составляющих себестоимость работы конкретной зоны, а также услуги;

- гибкое регулирование ценовой политики с целью обеспечить доступность услуг для всех слоев населения города Москвы в рамках государственной (региональной) политики города Москвы в социальной сфере;

- повысить эффективность и полноту использования находящейся в оперативном управлении инфраструктуры государственных учреждений;

- обеспечить возможность планирования финансово-экономических показателей учреждений, а также мониторинга их выполнения;

- учитывать различные факторы, влияющие на дифференциацию уровня цен оказываемых платных услуг.


Источники:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/10164072/ (дата обращения: 08.06.2021).
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/10900200/ (дата обращения: 08.06.2021).
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/12112604/ (дата обращения: 08.06.2021).
4. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/10105879/ (дата обращения: 08.06.2021).
5. Приказ Минфина России «Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления» от 29 ноября 2017 года № 209н. Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/71835192/ (дата обращения: 08.06.2021).
6. Постановление Правительства Москвы «О порядке осуществления органами исполнительной власти города Москвы функций и полномочий учредителя государственных учреждений города Москвы» от 21 декабря 2010 г. № 1076-ПП. Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/296320/ (дата обращения: 08.06.2021).
7. Закон г. Москвы от 15 июля 2009 г. № 27 «О физической культуре и спорте в городе Москве». Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/292311/ (дата обращения: 08.06.2021).
8. Приказ Департамента экономической политики и развития города Москвы и Департамента финансов города Москвы от 5 сентября 2011 года № 123-ПР/264 «Об утверждении Методических рекомендаций по установлению порядка определения платы за оказание государственными бюджетными учреждениями города Москвы гражданам и юридическим лицам за плату государственных услуг (выполнение работ), относящихся к их основным видам деятельности». Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/397568/ (дата обращения: 08.06.2021).
9. Приказ Департамент Культуры г. Москвы от 6 декабря 2018 года № 1024/ОД «Порядок определения платы за оказание услуг (выполнение работ) государственными учреждениями города Москвы, подведомственными Департаменту культуры города Москвы». Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/49657470/ (дата обращения: 08.06.2021).
10. Приказ Департамент Здравоохранения г. Москвы от 14 декабря 2011 года № 1743 «Порядок определения платы за оказание государственными учреждениями всех типов (за исключением автономных) Департамента здравоохранения города Москвы гражданам и юридическим лицам за плату государственных услуг (выполнение работ), относящихся к их основным видам деятельности, оказываемых сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания». Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70013890/ (дата обращения: 08.06.2021).
11. Распоряжение Департамента физической культуры и спорта г. Москвы от 31 января 2011 года № 36 «Порядок определения платы за оказание учреждениями, подведомственными Департамент физической культуры и спорта города Москвы гражданам и юридическим лицам за плату государственных услуг (выполнение работ), относящихся к их основным видам деятельности». Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/397455/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 08.06.2021).
12. Распоряжение Москомспорта от 20 апреля 2017 года № 185 «Порядок определения платы за оказание учреждениями, подведомственными Департамент физической культуры и спорта города Москвы гражданам и юридическим лицам за плату государственных услуг (выполнение работ), относящихся к их основным видам деятельности». Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=MLAW&n=178815&dst=100001#wD5WGjSOGWHG274s (дата обращения: 08.06.2021).

Страница обновлена: 14.07.2024 в 12:36:02