Challenges and prospects of disabled people employment in the digital economy

Veshkurova A.B.1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Journal paper

Russian Journal of Labour Economics (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 12, Number 6 (June 2025)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=82648948

Abstract:
The article examines the current problems of disabled people employment in the digital economy, including digital inequality, insufficient technology adaptation and low level of digital literacy. Data analysis shows that the employment rate of disabled people remains significantly lower than that of the general population, especially among people with more severe disabilities. Depending on the disability group, age and education level, demographic and socio-economic aspects of employment are analyzed. It has been established that disabled people are much more likely to be outside the workforce, demonstrate a lower level of employment and have limited opportunities for professional realization. The authors identify several key areas for overcoming existing barriers. First, the need to modernize the vocational education system with an emphasis on the development of digital competencies is emphasized. Secondly, it is proposed to expand the practice of remote employment, which is especially relevant for people with limited mobility. Thirdly, the importance of developing and implementing adaptive technologies (voice assistants and specialized interfaces) for various categories of disabled people is substantiated. The article systematizes the directions of transformation of the disabled people employment system in the digital economy and emphasizes the importance of intersectoral interaction between the state, business and the non-profit sector. The obtained research results may be of interest to specialists in the field of public employment policy, digital transformation and social protection, as well as to employers implementing social policy programs.

Keywords: disabled people, digital economy, employment, digital inequality, quotas, inclusive education, labor discrimination, remote work

JEL-classification: I20, I24, I29, E24, F66



Введение

Цифровая трансформация коренным образом меняет рынок труда. Новые цифровые инструменты и формы занятости создают как возможности, так и барьеры для людей с инвалидностью.

Исследования показывают, что люди с инвалидностью представляют собой уязвимую подгруппу на рынке труда, которая, по сравнению с людьми без инвалидности, реже имеет работу и чаще сталкивается с неполной занятостью или низкокачественной и нестабильной работой [10]. Барьеры выхода на рынок труда могут осложнять доступ к ресурсам (например, доходу, продовольственной безопасности, безопасному жилью) таким образом, что это приводит к ухудшению здоровья и социально-экономических показателей [9]. Инвалиды являются значимой группой населения, способной приносить экономический эффект обществу через свою полезную работу. Однако на этом пути встречаются очень серьезные барьеры, среди которых низкий профессиональный статус инвалидов, отсутствие внешних экономических стимулов и дискриминация со стороны работодателей и пр. [2]

Несмотря на глобальные инициативы по инклюзии, уровень занятости инвалидов остается значительно ниже по сравнению с общей популяцией. Согласно данным МОТ, за 2021 год почти каждый шестой человек в мире страдает серьезной инвалидностью. Только 3 из 10 инвалидов активны на рынке труда [1]. И, как показывают новые исследования МОТ, заработная плата инвалидов меньше, чем у их сверстников, даже с учетом социально-экономических различий.

Так в странах ЕС занятость среди инвалидов составляет около 51% против 75% среди лиц без инвалидности [2]. Кроме того, наблюдается значительная «цифровая» и образовательная сегрегация, а также гендерное и экономическое неравенство.

Согласно данным отчета о занятости Бюро статистики труда США (BLS), соотношение занятых инвалидов к общей численности населения (в возрасте от 16 до 64 лет) составило 36,7% в феврале 2024 года [3]. Уровень участия в рабочей силе людей с инвалидностью (в возрасте от 16 до 64 лет) составил 40,1% в феврале 2024 года.

В развивающихся странах уровень занятости людей с инвалидностью, как правило, значительно ниже, чем в развитых, из-за ограниченного доступа к образованию, инфраструктуре и программам поддержки. По оценкам, в Азиатско-Тихоокеанском регионе проживает 472 миллиона инвалидов трудоспособного возраста, почти две трети из которых не имеют работы [4]. Те, кто имеет работу, в основном заняты в неформальном секторе экономики, где практически отсутствует социальная защита или система социального обеспечения. Их потенциал в плане вклада в рынок труда по-прежнему в значительной степени не используется из-за препятствий и барьеров, с которыми они сталкиваются в обществе и в сфере труда, особенно если они проживают в сельских районах.

Россия демонстрирует постепенный прогресс в трудоустройстве людей с инвалидностью. На 1 марта 2025 г. численность инвалидов трудоспособного возраста составила порядка 4,3 млн человек, из них работает 1,2 млн или 28,6% против 25,7% в 2022 г. [5] Одним из важных направлений государственной политики занятости является трудоустройство инвалидов.

Сложности с доступом к технологиям и их использовании называют цифровым разрывом [8]. Важно отметить, что исследования показывают, что цифровой разрыв в отношении инвалидности наиболее распространен среди людей с интеллектуальными нарушениями [6].

«Техноэйблизм», проявляющийся в убеждении, что технологии способны полностью нивелировать инвалидность, игнорирует системные социальные барьеры и сводит проблему исключительно к индивидуальным техническим решениям, что в конечном итоге воспроизводит дискриминационные практики и исключает потребности людей с инвалидностью из процесса проектирования технологий [7].

В тоже время цифровые технологии стали значимым фактором продвижения трудовой инклюзии людей с инвалидностью благодаря широкому внедрению цифровых инструментов (например, персональных компьютеров и смартфонов), совершенствованию специальных возможностей (включая приложения для преобразования речи в текст) и повышению доступности рабочих мест за счет автоматизации физических задач (например, с помощью роботизированных устройств). Однако на протяжении долгого времени лица с инвалидностью сталкивались с ограничениями в доступе к этим технологиям и их эффективному использованию по сравнению с остальным населением иными словами - «цифровым разрывом» [5].

Научная гипотеза - цифровизация экономики и развитие платформенной занятости при условии эффективного межсекторного взаимодействия способны существенно повысить уровень инклюзивности рынка труда, способствуя устойчивой занятости людей с инвалидностью за счет устранения инфраструктурных и институциональных барьеров.

Целью исследования является выявление факторов, ограничивающих участие инвалидов в цифровом рынке труда, и формулирование условий, необходимых для их эффективной трудовой интеграции.

Материалы и методы. В исследовании применены методы контент-анализа нормативных правовых актов и стратегических документов, сравнительно-аналитический метод для выявления различий и сходств в подходах органов публичной власти и бизнеса к вопросам социальной защиты населения, экспертный опрос представителей обеих сторон, а также методы системного и структурно-функционального анализа для оценки эффективности взаимодействия и определения направлений его совершенствования.

Основная часть

В российской системе трудовых правоотношений установлены специальные законодательные гарантии, обеспечивающие защиту трудовых прав инвалидов. На федеральном уровне регулирование осуществляется в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также Федерального закона от 12 декабря 2023 г. № 565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации».

Согласно положениям Закона № 181-ФЗ, работодатели обязаны соблюдать квотирование рабочих мест для инвалидов, которое устанавливается субъектами Российской Федерации индивидуально (ст. 21). Размер квоты зависит от численности персонала организации: при численности свыше 100 человек — от 2 до 4 процентов, при численности от 35 до 100 человек — не более 3 процентов. При этом в расчет среднесписочной численности персонала не включаются работники, занятые на рабочих местах с вредными или опасными условиями труда. Дополнительно, в целях реализации мер поддержки занятости, Закон № 181-ФЗ (ст. 20) устанавливает обязанность работодателей по резервированию рабочих мест, пригодных для трудоустройства инвалидов, с учетом Перечня приоритетных профессий, утвержденного Постановлением Минтруда России от 8 сентября 1993 г. № 150.

Согласно ст. 39 Федерального закона от 12.12.2023 № 565-ФЗ, работодатель должен обеспечивать безопасность и комфорт труда инвалидов на специально организованных рабочих местах. Количество таких мест должно соответствовать установленной квоте, но не превышать ее. Требования к оснащению специальных рабочих мест регламентированы Приказом Минтруда России от 19 ноября 2013 г. № 685н. Организации, учрежденные общественными объединениями инвалидов, освобождаются от выполнения требований по квотированию.

Законодательство также предусматривает целый ряд гарантий для работников-инвалидов. В соответствии со ст. 216.1 Трудового кодекса РФ, работодатель обязан создавать условия труда, соответствующие индивидуальной программе реабилитации или абилитации. Рабочая неделя для инвалидов I и II группы не должна превышать 35 часов (ст. 92 ТК РФ), при этом заработная плата сохраняется в полном объеме. Ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется продолжительностью не менее 30 календарных дней (ст. 115 ТК РФ). Также инвалиды имеют право на отпуск без сохранения заработной платы до 60 календарных дней в год, а чернобыльцы-инвалиды — на дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 14 дней.

Работник с инвалидностью может привлекаться к сверхурочной, ночной работе, а также к работе в выходные и нерабочие праздничные дни только с его письменного согласия и при отсутствии медицинских противопоказаний (ст. 96, 99, 113, 167 ТК РФ).

Гарантии предусмотрены и для работодателей. Обязанность по оборудованию специальных рабочих мест для инвалидов возлагается на работодателя и осуществляется за счет собственных средств. При необходимости перевода работника-инвалида на нижеоплачиваемую должность по медицинским показаниям, за ним сохраняется средний заработок за предыдущую работу на срок до одного месяца. В случае профессионального заболевания или трудового увечья — до момента установления инвалидности либо выздоровления. Указанные расходы относятся к затратам на оплату труда и учитываются при расчете себестоимости продукции.

Концепция повышения уровня занятости инвалидов, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 02 сентября 2024 года № 2401‑р, предполагает достижение целевых показателей занятости инвалидов, обратившихся в службы занятости, на уровне не менее 75%, а также трудоустройство не менее 60% выпускников вузов с инвалидностью в течение года после окончания обучения. Значимым элементом является интеграция участников чемпионатов профессионального мастерства «Абилимпикс»: к 2030 году планируется увеличить их охват до 20 000 человек, а уровень их трудоустройства — до 75%. Концепция также ориентирована на расширение образовательной системы: к 2030 году не менее 75% вузов должны будут реализовывать программы содействия трудоустройству и постдипломному сопровождению выпускников с инвалидностью.

Рис. 1 - Общая численность инвалидов, приходящаяся на 1000 человек населения, чел.

Источник: Составлено по данным Росстата. Общая численность инвалидов по группам инвалидности. [Электронный ресурс] URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13964# (дата обращения: 09.06.2025).

Примечание: В 2023 году численность дана на 01 января и 31 декабря в связи с изменением Фондом пенсионного и социального страхования методики расчета показателя "Общая численность инвалидов (взрослых и детей)" (приказ от 19 сентября 2023 г. № 1734) показатель формируется на 31 декабря отчетного года

С 2015 года наблюдается устойчивая тенденция снижения доли трудоустроенных инвалидов, достигшая минимума в 13,8 % в 2021–2022 годах. Начиная с 2023 года, показатель начинает умеренно расти, достигая 14,7 % в 2024 году (рис.2).

Рис. 2 – Доля работающих инвалидов в общей численности инвалидов, состоящих на учете в системе обязательного пенсионного страхования, %

Источник: Составлено по данным Росстата. Труд и занятость инвалидов. [Электронный ресурс] URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13964# (дата обращения: 09.06.2025).

Численность работающих инвалидов I группы остается стабильно низкой на протяжении всего периода — от 82 тыс. человек в 2015 году до 61 тыс. в 2024 году, что связано с более выраженными ограничениями здоровья и меньшим числом доступных вакансий. Количество работающих инвалидов II группы сократилось с 923 тыс. в 2015 году до 523 тыс. в 2024 году — снижение почти в двое. Возможно это свидетельствует о недостаточной адаптации рабочих мест и программ занятости под возможности данной категории, несмотря на значительный трудовой потенциал. Численность занятых инвалидов III группы также демонстрирует снижение — с 1466 тыс. в 2015 году до 1055 тыс. в 2024 году. Однако с 2022 года наблюдается положительная динамика.

На рис. 3 представлена структура лиц с инвалидностью в возрасте 15 лет и старше по статусу занятости и возрастным группам.

Рис. 3 – Распределение лиц с инвалидностью по статусу участия в рабочей силе и возрастным группам в 2023 г., %

Источник: Составлено по данным Росстата. Труд и занятость инвалидов. [Электронный ресурс] URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13964# (дата обращения: 09.06.2025).

Анализ данных показывает, что среди лиц с инвалидностью доля занятых существенно ниже по сравнению с населением в целом. Так, например, в наиболее активной возрастной группе 30–39 лет уровень занятости среди лиц с инвалидностью составляет около 7,1–8,6%, тогда как среди всего населения эти показатели достигают 14,3–15,6%. Аналогичная тенденция сохраняется и в более старших возрастах.

Безработица среди лиц с инвалидностью в ряде возрастных групп (особенно 30–44 года) также высока — 13–14,5%, что сопоставимо или даже превышает аналогичные значения по населению в целом (10,3–15,2%).

Особенно выражено различие по доле лиц, не входящих в состав рабочей силы. В большинстве возрастных групп этот показатель среди лиц с инвалидностью значительно выше. Например, в возрасте 60–69 лет вне рабочей силы находится 24,6% инвалидов, тогда как по общему населению — лишь 4,4%. Среди лиц 70 лет и старше разрыв еще больше: 44,2% против 31,8%.

Таким образом, для лиц с инвалидностью характерен более низкий уровень занятости, сопоставимый или более высокий уровень безработицы и значительно более высокая доля вне рабочей силы, особенно в пожилом возрасте. Данные различия подчеркивают необходимость специальных мер по поддержке занятости и профессиональной реализации данной категории граждан на протяжении всего трудоспособного возраста.

В таблице 1 приведена структура лиц с инвалидностью в 2023 году. Около 13% из них имеют высшее образование против 27,4% у всего населения. Большинство имеют среднее профессиональное образование и среднее общее.

Таблица 1

Структура лиц в возрасте 15 лет и старше, имеющих инвалидность, по статусу участия в составе рабочей силы и уровню образования в 2023 году, %


Всего
в том числе имеют образование
высшее
среднее профессиональное
среднее общее
основное общее
не имеют основного общего
по программе подготовки специалистов среднего звена
по программе подготовки квалифицированных рабочих (служащих)
Всего
100
13,2
20,5
18,9
23,1
17,5
6,8
занятые
100
20,2
23,4
22,0
21,6
11,0
1,7
безработные
100
15,6
21,6
19,2
23,9
15,9
3,9
лица, не входящие в состав рабочей силы
100
12,4
20,1
18,5
23,3
18,2
7,4
Справочно: все население в возрасте 15 лет и старше
Всего
100
27,4
24,4
17,3
19,8
9,1
2,0
занятые
100
35,4
26,8
18,7
15,0
3,9
0,1
безработные
100
21,3
21,8
17,7
27,8
10,7
0,7
лица, не входящие в состав рабочей силы
100
14,7
20,6
14,8
27,2
17,6
5,1
Источник: Составлено по данным Росстата. Труд и занятость инвалидов. [Электронный ресурс] URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13964# (дата обращения: 09.06.2025).

Безработные с инвалидностью чаще имеют среднее или основное общее образование, в то время как доля с высшим образованием среди них составляет только 15,6% по сравнению с 21,3% среди всех безработных. Среди лиц с инвалидностью, не входящих в состав рабочей силы, также преобладают обладатели среднего профессионального образования (20,1%). Таким образом, данные за 2023 год подтверждают сохраняющийся разрыв в уровне образования между инвалидами и населением в целом, что, в свою очередь, влияет на уровень их занятости и возможности интеграции в рынок труда.

Сложности с трудоустройством инвалидов обусловлены во многом качеством вакансий, выделяемых работодателями в рамках квоты для инвалидов, как по условиям труда и территориальной доступности, так и по предлагаемой оплате труда [3].

В 2023 году основными способами поиска работы среди безработных с инвалидностью остаются обращения к друзьям, родственникам и знакомым (62,4%) и использование СМИ и Интернета (49,7%). При этом, по сравнению с 2021 годом, доля тех, кто использует интернет-ресурсы, заметно выросла (с 40,0% до 49,7%), что может указывать на расширение цифровой грамотности. Однако она все еще немного отстает от показателя по населению в целом (54,9%).

Относительно небольшая доля инвалидов обращается в органы службы занятости, что в целом коррелирует с частой обращений по всему населению в целом, еще меньше среди инвалидов тех, кто обращается в частные агенства по трудоустройсту.

Напрямую обращались к работодателю около 28% безработных с инвалидностью — немногим меньше, чем среди всего населения (29%). В целом структура способов поиска работы среди инвалидов сохраняется с незначительными изменениями и продолжает характеризоваться более выраженной опорой на личные связи и меньше — на формальные каналы.

В 2024 году по сравнению с 2014 годом отмечен значительный рост удовлетворенности работой среди инвалидов в возрасте 15 лет и старше. Особенно заметно улучшилось восприятие заработка — доля «вполне удовлетворенных» увеличилась на 25,1 п.п., что может свидетельствовать о повышении доходов или справедливости оплаты труда (таблица 2).

Таблица 2

Доля инвалидов, отметивших, что они «вполне удовлетворены» работой в возрасте 15 лет и более (по итогам Комплексного наблюдения условий жизни населения), %

Показатель
2014 год
2024 год
Изменение, пп.
Заработок
33,2
58,3
+25,1
Надежность работы
67,3
77,6
+10,3
Выполняемые обязанности
76,7
83,9
+7,2
Режим работы
86,4
91,6
+5,2
Условия труда
74,4
84,5
+10,1
Расстояние до работы
77,4
86,2
+8,8
Профессиональная удовлетворенность
64,5
75,0
+10,5
Моральное удовлетворение
67,8
81,8
+14,0
Источник: Составлено по данным Росстата. Труд и занятость инвалидов. [Электронный ресурс] URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13964# (дата обращения: 09.06.2025).

Также существенно выросли показатели морального и профессионального удовлетворения, условий труда и надежности работы. Более умеренный, но положительный прирост зафиксирован по таким аспектам, как режим работы, выполняемые обязанности и расстояние до работы. В целом, данные указывают на заметное улучшение условий занятости инвалидов за десятилетие.

По данным Выборочного наблюдения качества и доступности услуг в сферах образования, здравоохранения и социального обслуживания, содействия занятости населения доля инвалидов, реально имеющих возможность получить новую профессию, снизилась с 34,4% в 2014 году до 31,9% в 2023 г., несмотря на значительный рост аналогичного показателя среди всего населения (с 32,3% до 48,7%) [6].

Некоторые изменения произошли и в структуре причин, по которым у инвалидов возникли сложности с получением новой профессии. В 2015 году основным барьером была нехватка средств (38,4%), тогда как в 2023 году на первый план вышли «другие причины» (30,6%) и отсутствие образовательных центров по месту жительства (18,8%), что может указывать на расширение спектра системных и инфраструктурных ограничений, не решенных за прошедшее время.

Отдельно стоит отметить резкий рост доли неопределившихся — с 1,1% до 13,9%, что может свидетельствовать о недостатке информации, консультативной поддержки или уверенности в возможностях системы переобучения.

Таким образом, несмотря на общий рост доступности профессионального обучения в стране, инвалиды по-прежнему сталкиваются с барьерами — финансовыми, территориальными и организационными, — причем часть проблем усилилась за последние годы.

Цифровизация социально-трудовой сферы и расширение форм удаленной занятости рассматриваются сегодня как важнейшие условия повышения включенности людей с инвалидностью в экономику. Одним из ключевых трендов, который формирует новую картину профессиональной деятельности, становится расширение использования дистанционной работы [1]. Возможность работать дистанционно позволяет частично компенсировать физические, территориальные и инфраструктурные ограничения, которые традиционно сужают доступ инвалидов к рынку труда. Однако реализация этого потенциала наталкивается на системные барьеры, в первую очередь — дефицит цифровых компетенций и недостаточную ориентацию профессиональной инфраструктуры на потребности данной группы.

В 2022 году Национальное агентство провело мониторинг с участием 493 организаций из пяти регионов России, посвященный проблемам занятости инвалидов и доступности инструментов Национальной системы квалификаций (НСК) [7]. По результатам исследования, 83,1% организаций сообщили о трудоустройстве работников с инвалидностью, причем значительная их доля (50%) находится в предпенсионном или пенсионном возрасте, что может объяснять сложности с освоением новых профессиональных и цифровых навыков.

Образовательный уровень сотрудников с инвалидностью также демонстрирует неоднородность: 38% имеют высшее, а 27% — только общее образование, что потенциально влияет на уровень готовности к цифровому труду. Исследование подчеркивает, что текущая структура НСК в недостаточной степени адаптирована к специфике трудовых потребностей людей с ОВЗ. Вместе с тем эксперты признают высокий потенциал использования элементов НСК — в частности, независимой оценки квалификаций — в качестве более гибкого и эффективного инструмента содействия занятости, чем традиционные меры поддержки.

Активные процессы цифровизации труда и образования создают новые форматы участия в экономике — прежде всего, за счет расширения удаленной работы и гибких графиков, что особенно важно для людей с ограниченными физическими возможностями и родителей детей-инвалидов. Однако ключевым ограничением остается низкий уровень цифровых компетенций. Согласно исследованию Аналитического центра НАФИ (2022), только 13% опрошенных инвалидов оценивают свои цифровые навыки как высокие, а почти половина (49%) — как низкие или отсутствующие [8]. При этом уровень цифровой грамотности значительно выше среди молодых, трудоустроенных респондентов и мужчин, что подчеркивает важность адресного подхода при разработке образовательных программ.

Примерно треть респондентов заявляют, что им недостаточно знаний для уверенного использования электронных государственных сервисов. Это указывает на цифровое неравенство, способное усугублять социальную изоляцию инвалидов и препятствовать их активному участию в цифровой экономике. Для его преодоления необходимы не только обучающие мероприятия, но и меры по мотивации инвалидов к освоению технологий, адаптации цифровых платформ, а также системная интеграция цифровых навыков в механизмы профессионального развития.

Цифровизация открывает новые возможности для повышения качества жизни людей с инвалидностью, обеспечивая доступ к образованию, труду, информации и социальным услугам. Однако, несмотря на значительный потенциал цифровых технологий, на пути к инклюзивной цифровой среде сохраняется ряд барьеров – как технических, так и социальных (таблица 3).

Таблица 3

Преимущества и барьеры цифровизации для людей с инвалидностью

Преимущества цифровизации
Барьеры цифровизации
Возможные решения
Доступ к информации и услугам
Удаленный доступ к госуслугам, образованию, медицине, соцподдержке
Недоступный интерфейс сайтов и приложений (не адаптированы для скринридеров, ПИО и др.)
Внедрение стандартов цифровой доступности (WCAG), обязательная адаптация ресурсов
Образование и самореализация
Онлайн-обучение, профессиональная переподготовка
Недостаток специализированных платформ, недостаточная цифровая грамотность
Создание адаптированных курсов, сопровождение наставников, субсидирование обучения
Занятость и удаленная работа
Новые формы занятости, фриланс, гибкий график
Низкий уровень цифровых навыков, предвзятость работодателей
Программы цифрового обучения, квотирование IT-вакансий, стимулирование работодателей
Коммуникация и социализация
Социальные сети, мессенджеры, онлайн-сообщества
Цифровое неравенство, отсутствие поддержки в освоении технологий
Обучающие курсы, цифровое наставничество, финансирование assistive-технологий
Мобильность и ориентация
Навигационные приложения, голосовые помощники
Ограниченный функционал для людей с нарушениями зрения/слуха
Разработка инклюзивных цифровых решений, государственные гранты на адаптивные технологии
Участие в принятии решений
Электронное голосование, онлайн-петиции
Слабая вовлеченность, отсутствие цифровых компетенций
Повышение цифровой грамотности, доступные форматы коммуникации
Источник: составлено автором

Одним из ключевых барьеров является то, что ассистивные технологии слишком дорогостоящи и часто неэффективны для большинства инвалидов [4].

Цифровизация, несмотря на потенциал улучшения качества жизни, несет серьезные риски для людей с инвалидностью. Одним из ключевых вызовов остается цифровое неравенство, проявляющееся не только в ограниченном доступе к интернету и устройствам, но и в низком уровне цифровых навыков, особенно среди пожилых инвалидов. Новые технологии зачастую проектируются без учета специфических потребностей, что усиливает социальную изоляцию и дискриминацию. Если интерфейсы сайтов, электронные услуги и образовательные платформы недоступны для использования с ассистивными технологиями, это становится барьером для полноценного участия в жизни общества. Чтобы цифровая трансформация была инклюзивной, необходима адаптация ИКТ и развитие программ поддержки — от цифрового наставничества до волонтерского сопровождения.

Обучение и адаптация людей с инвалидностью к условиям цифровой экономики в России остаются важными, но пока недостаточно решенными задачами. Несмотря на развитие государственных программ и инициатив, доступ к цифровому образованию и технологиям для инвалидов все еще ограничен.

Многие онлайн-курсы и образовательные платформы не адаптированы для людей с нарушениями зрения, слуха или опорно-двигательного аппарата. Кроме того, низкий уровень цифровой грамотности, особенно в регионах, усложняет самостоятельное освоение технологий, что увеличивает риск цифровой изоляции и ограничивает возможности трудоустройства в новых отраслях.

Тем не менее, в стране развиваются позитивные практики: создаются специализированные курсы, внедряются ассистивные технологии, растет участие волонтеров и наставников. Важную роль играют программы профессиональной переподготовки, включая ИТ-направления, а также поддержка со стороны центров занятости и некоммерческих организаций.

Для полноценной адаптации людей с инвалидностью к цифровой экономике необходимо системное развитие инклюзивного цифрового образования, обеспечение доступности технологий и создание мотивационной среды для обучения и самореализации.

Заключение

Цифровая трансформация несет в себе как риски, так и возможности для трудоустройства людей с инвалидностью. С одной стороны, дистанционные формы занятости, автоматизация рутинных операций и технологии ассистивного доступа расширяют рамки трудовой инклюзии. С другой — сохраняется цифровой разрыв, вызванный низкой цифровой грамотностью, ограниченным доступом к оборудованию и недостаточной адаптацией рабочих мест и интерфейсов.

Российская нормативная база включает широкий спектр гарантий для трудоустройства инвалидов, однако механизмы реализации (особенно в части квотирования, адаптации рабочих мест и сопровождения занятости) часто сталкиваются с формальным подходом и низкой мотивацией работодателей.

Статистические данные показывают устойчивое снижение занятости инвалидов всех групп, особенно среди инвалидов II и III группы, что свидетельствует о системных проблемах в подготовке, профориентации и интеграции инвалидов в рынок труда.

Образовательный уровень инвалидов в среднем значительно ниже, чем у населения в целом, что ограничивает возможности для включения в высокотехнологичные и интеллектуальные сферы, востребованные в цифровой экономике.

Зарубежный опыт демонстрирует эффективность комплексных программ поддержки, сочетающих раннюю профориентацию, наставничество, субсидируемую занятость и индивидуальные планы карьерного роста для инвалидов. Такие подходы позволяют не только трудоустроить, но и удерживать инвалидов на рабочих местах, повышая их профессиональную автономность.

В качестве направлений расширения мер поддержки и адаптации людей с ОВЗ к цифровой экономике можно рекомендовать развивать цифровую образовательную инфраструктуру, ориентированную на инвалидов: создавать адаптированные онлайн-курсы, платформы профессиональной подготовки с использованием универсального дизайна, а также цифровые тренажеры и симуляторы для дистанционного освоения профессий.

Интегрировать инклюзивные технологии в программы переобучения и развития навыков: внедрять голосовые помощники, интерфейсы с альтернативным управлением (жестами, голосом), интеллектуальные системы сопровождения (в том числе ИИ-системы наставничества).

Перенять зарубежную практику сопровождения занятости инвалидов через так называемые «трудовые коуч-программы» или «job carving» — индивидуальный подбор задач под особенности кандидата и постепенное расширение его зоны ответственности с помощью наставника.

[1] Workers with disabilities are paid 12% less per hour than other employees, says the ILO. Published Sep 6, 2024 · Updated Jun 3, 2025 [Электронный ресурс] URL: www.weforum.org/stories/2024/09/disabilities-workforce-inclusion-wage-gap-ilo/ (дата обращения: 30.05.2025)

[2] An inclusive digital economy for people with disabilities. A joint publication by Fundación ONCE and the ILO Global Business and Disability Network, developed within the framework of Disability Hub Europe, a project led by Fundación ONCE and co-funded by the European Social Fund. 2021. [Электронный ресурс] URL: www.ilo.org/sites/default/files/wcmsp5/groups/public/@dgreports/@gender/documents/publication/wcms_769852.pdf (дата обращения: 30.05.2025)

[3] National Trends in Disability Employment (nTIDE) – Issued semi-monthly by Kessler Foundation and the University of New Hampshire. East Hanover, NJ – March 8, 2024 [Электронный ресурс] URL: https://kesslerfoundation.org/press-release/ntide-february-2024-jobs-report-overall-employment-trend-still-positive-despite (дата обращения: 30.05.2025)

[4] EmployAbility Tapping the potential of persons with disabilities in Asia and the Pacific – A guide for employers © International Labour Organization 2022 [Электронный ресурс] URL: https://www.ilo.org/sites/default/files/wcmsp5/groups/public/%40asia/%40ro-bangkok/documents/publication/wcms_839506.pdf (дата обращения: 30.05.2025)

[5] Минтруд: 1,2 млн россиян с инвалидностью трудоустроен. ТАСС. [Электронный ресурс] URL: https://tass.ru/obschestvo/23701363 (дата обращения: 10.06.2025)

[6] Труд и занятость инвалидов. Росстат. [Электронный ресурс] URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13964# (дата обращения: 09.06.2025).

[7] Опубликовано исследование о занятости инвалидов [Электронный ресурс] URL: https://nark.ru/analytics/monitoring-rynka-truda/opublikovano-issledovanie-o-zanyatosti-invalidov/ (дата обращения: 10.06.2025).

[8] Цифровизация – новое препятствие? Только каждый десятый человек с инвалидностью комфортно чувствует себя в цифровой среде. 2021 [Электронный ресурс] URL: https://nafi.ru/analytics/tsifrovizatsiya-novoe-prepyatstvie-tolko-kazhdyy-desyatyy-chelovek-s-invalidnostyu-komfortno-chuvstv/ (дата обращения: 10.06.2025).


References:

Alekseeva E.N. (2023). Remote employment of persons with disabilities in the era of digitalization. Nauchnye rezultaty v sotsialnoy rabote. 2 (4). 209-217. doi: 10.18413/2949-267X-2023-2-4-6.

Chadwick Darren, Sally Quinn, Chris Fullwood (2017). Perceptions of the Risks and Benefits of Internet Access and Use by People with Intellectual Disabilities British Journal of Learning Disabilities. 45 (1). 21-31. doi: 10.1111/bld.12170.

Jan A.G.M. Van Dijk (2017). Digital Divide: Impact of Access NJ: John Wiley & Sons, Inc.

Khotulev A.S. (2022). Digital gap as a global phenomenon and a challenge for Russia. Rossiya i sovremennyy mir. (1(114)). 45-62. doi: 10.31249/rsm/2022.01.03.

Kozachenko O.V. (2021). Employment of disabled people as one of the social problems. Vestnik Magistratury. (6-3(117)). 82-85.

Kuraeva L.N., Mirzabalaeva F.I., Antonova G.V. (2022). Current indicators of professional and qualification imbalances in the labour market of disabled people. Russian Journal of Labour Economics. 9 (12). 1997-2014. doi: 10.18334/et.9.12.116781.

Mescheryakova N.N., Rogotneva E.N. (2021). Digitalization: new risks for people with disabilities. problem statement. Tsifrovaya sotsiologiya. 4 (3). 44-52. doi: 10.26425/2658-347X-2021-4-3-44-52.

Shew Ashley (2023). Against Technoableism: Rethinking Who Needs Improvement Norton Shorts.

Wall K. Insights on Canadian Society - low income among persons with a disability in CanadaStatistics Canada. Retrieved from https://www150.statcan.gc.ca/n1/pub/75-006-x/2017001/article/54854-eng.htm

Страница обновлена: 24.07.2025 в 11:23:22